Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Всем не толь­ко мож­но, но и долж­но за­бо­тить­ся о бла­го­у­гож­де­нии Гос­по­ду. Но чем бла­го­у­гож­дать Ему? Преж­де все­го по­ка­я­ни­ем и сми­ре­ни­ем.

преп. Амвросий

Нуж­но зас­лу­жить по­ка­я­ни­ем и сле­за­ми ос­тав­ле­ние гре­хов и про­сить Бо­га, что­бы дал по­ми­ло­ва­ние на Страш­ном Су­ди­щи Сво­ем. Луч­ше, что­бы тут на­ка­зал, да там бы не отос­лал в му­ку веч­ную, за­с­лу­жен­ную ежед­нев­ны­ми гре­ха­ми.

преп. Иосиф

Да не оболь­ща­ет нас враг-ди­а­вол! Ес­ли кто ви­дит, что силь­но его укос­не­ние во гре­хе, что грех при­об­рел над ним боль­шую власть, поль­зу­ясь заб­ве­ни­ем и не­ра­зу­ми­ем его, что уп­лыл он да­ле­че в мо­ре гре­хов­ное, что до­лог и тру­ден путь возв­ра­ще­ния к Бо­гу,– пусть не уны­ва­ет, тре­бу­ет­ся лишь иск­рен­нее же­ла­ние возв­ра­тить­ся к Бо­гу, а Он уже ждет нас.

преп. Никон

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, дорогие отцы, братья и сестры, мы с вами прославляем избранную от всех родов Пречистую Деву Марию, Ту, Которая была уготована от века стать Матерью воплощенного Бога. И вот Она Пречистая Богоизбранная, Честнейшая горних воинств, полагается во гроб, вкушает смерть, как и все земнородные. Всепречистый Сын Ее, нетленный Бог, став человеком, вкусил смерть. Надлежало и Ей пройти тем же путем. Но, казалось бы, если бы мы просто праздновали смерть Пречистой Богородицы, этот праздник не был бы так светел, так торжественен, так таинственно тих и всесовершенно свят. Но он так велик, потому что Пречистая Дева не осталась во гробе. И как Господь воскрес тридневно и вознесся на небо, чтобы воссесть одесную Небесного Отца, так и Пречистая Дева Мария, Та, Которая достигла наисовершеннейшей полноты преображения Своей человеческой личности, Та, Которая Своей жизнью стала идеалом человеческих совершенств, была взята Своим Небесным Сыном во плоти на небо.

О Ее жизни Евангелие говорит нам так мало, но то, что поистине велико, то, что достохвально, Она всегда пребывает в сени смирения, Она всегда пребывает в сокровенности и покровенности. И Та, Которая сказала архангелу Гавриилу: «Се раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему» (Лук. 1, 38), Своим согласием стать Матерью Бога Слова по мысли святых отцов, соделала способным прийти этому миру из небытия в бытие. Потому что только на ее согласие Сын Божий мог воплотиться, чтобы спасти в будущем человека. И вот Она полагается во гробе. Мы сотворяем погребальное пение, но более того, мы торжествуем Ее воскресение, ее прославление, ее восшествие на небо, потому что нет той скорби, той печали, той горести или сомнения или болезни во всем человеческом роде, в котором не приходила бы Матерь Божия на помощь человеку. И как при жизни Своей Она была Матерью всей христианской общины, образцом и одновременно покровительницей, Той, Которая сокровенно знала тайну Превечного Бога, ее Сына, слагая в Своем сердце все слова, все события Его жизни, зная о Нем так, как этого не знал никто.

Но вот отходя от земли на небо, Она просияла нетлением. Потому что смерть любого праведника – это одновременно и утрата человеческая, но и обретение предстателя на небе. Потому что в час смертный Господь встречает душу праведных. Это есть благословение Божие этому миру, осияние благодати, чему свидетелями бывали очень многие при кончине праведников. Но при отшествии Пречистой Девы Марии, Честнейшей горних воинств, Той, Которая стала по достоинству выше всех Херувимов, имеющая славу большую без сравнения, чем все Серафимы, отходит от земли на небо. Принимает Божественный Сын Ее святую душу в Свои руки, принимает с тем, чтобы Она, пребывая во славе Небесного Отца, предстоя одесную Бога, ходатайствовала там за каждого из нас. Ее усыновление Иоанном Богословом есть одновременно и усыновление всего христианского рода, каждого из нас. Она становится ходатаицей за всех нас без исключения. Различие лишь в том, насколько мы с вами, каждый из нас, способен отозваться на это Ее покровительство, на Ее призыв, стараясь быть подлинно христианином, сыном по благодати Небесного Отца, Ее чадом во Христе Иисусе.

Святой Димитрий Ростовский, святитель, произносит необыкновенные слова: «Радуйтесь, грешники, потому что праведников в раю встречает святой апостол Петр, а грешников провождает Сама Пречистая Дева Мария». Конечно же, кающихся грешников, тех, кто осознает свою недостаточность, свою немощь, свое несовершенство, тот, кто воздыхает об этом, порой задыхаясь от своей немощи, но смиренно проливает слезы и стремится исправиться. Тех грешников, которые осознают себя грешниками и желают стать лучше, чище. Именно таких грешников встречает и провождает Пресвятая Богородица. И вот мы с вами, чествуя Ее Успение, осознавая величие этого момента, святость этого дня, устремимся и сами подражать Ей, Той, о Которой Григорий Палама сказал, что Ее жизнь это жизнь по сути исихаста, это жизнь сокровенная, жизнь, сокрытая от многих глаз, та жизнь, о которой мы знаем совсем немного, но именно это возвеличило Ее и соделало величайшей из всех земнородных. Как собственно и Иоанн Предтеча, который стоит ошуюю Господа нашего Иисуса Христа. О его жизни мы ведь тоже так мало знаем, лишь какие-то отрывочные события и момент его проповеди не Иордане.

И всматриваясь в жизнь Пресвятой Богородицы, в Ее земную жизнь, и обретая в Ней Ходатаицу, покров, Заступницу во всех скорбях, устремимся к тому, чтобы и нам не кичиться, не величаться, не искать какого-то первенства, попыток где-то постоянно самоутвердиться, с кем-то поспорить, что нам так понятно и, к сожалению, знакомо. Но взирая на Ее жизнь, будем стремиться уступать, снисходить, покрывать чужую немощь с тем, чтобы Господь покрыл и наши грехи. И Пречистая Дева Мария, представшая перед Сыном Своим и Богом, ходатайствовать о всем мире, покрывала и нас во все дни земной нашей жизни. А по отшествии от наших бренных телес стала не только ходатаицей, но и приводящей нас к Богу в небесную нетленную жизнь, к коей должен стремиться каждый из нас и искать ее в своей жизни.

Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)