Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Крест есть не од­них ви­ди­мых и внеш­них скор­бей но­ше­ние, но и внут­рен­нее ду­шев­ное: мрак, том­ность и то­му по­доб­ное на­доб­но пе­ре­но­сить. Ибо Бог по­сы­ла­ет это к унич­то­же­нию на­шей гор­дос­ти и к снис­ка­нию сми­ре­ния.

прп. Макарий

Мы ищем и же­ла­ем сла­до­ст­но­го ду­хов­но­го нас­лаж­де­ния; не спо­рю, оно при­ят­но,– но ни­же крес­та, крес­том и оно нам да­ро­ва­но, и без крес­та проч­но быть не мо­жет. Оно при­хо­дит и ос­тав­ля­ет нас по ме­ре то­го, как идем пу­тем крес­та и сми­ре­ния.

прп. Макарий

Все не­сут свой крест, и вы не­се­те свой крес­тик, хоть и од­ним паль­чи­ком, а все-та­ки не­се­те. Не­се­ние крес­та не­об­хо­ди­мо пот­реб­но для спа­се­ния вся­ко­му хрис­ти­а­ни­ну, а не толь­ко мо­на­ху. Да, все не­сут крест и нес­ли, да­же во­че­ло­ве­чи­вый­ся Бог нес крест, и Его крест был са­мый тя­же­лый, как зак­лю­чав­ший в се­бе все крес­ты всех лю­дей. И за­меть­те: Бог не­сет крест, а че­ло­век по­мо­га­ет (Си­мон Ки­ри­нейс­кий) тем, что бе­рет от Не­го крест и сам не­сет его. Зна­чит, и мы, не­ся свои крес­ты, по­мо­га­ем Гос­по­ду в не­се­нии крес­та, т.е. го­то­вим­ся быть Его слу­га­ми на не­бе­сах в ли­ке бесп­лот­ных Ду­хов... Ка­кое вы­со­кое наз­на­че­ние!

прп. Варсонофий

«Ангели Успение Пречистыя видевше удивишася...» Успение Пресвятой Богородицы

Сегодня мы воспеваем «в молитвах неусыпающую Богородицу». Успение — самый почитаемый, самый дорогой, самый близкий русскому сердцу Богородичный праздник! Престол всей Руси! Этот удивительный, тихий, сокровенный, таинственный день называют «Богородичной Пасхой». Это глубочайшее «священное Торжество Богоматере». Это — победа жизни над смертью! И все верующие, все христиане, как Апостолы, как смиренные орлы слетаются сегодня в храмы, чтобы созерцать несозерцаемую тайну Успения Божией Матери.

Просто, по-человечески, смерть — это всегда скорбь, плач, незаживающая рана. Это стенание, распад, энтропия... Смерть — это побег в неизвестность, это всегда знак вопроса. Но в Успении Божией Матери скорби нет, потому что Успение — это светлый гимн Торжества Жизни! Это тихий сон и пробуждение в вечную радость, в вечный нескончаемый день, в яркий Всепобеждающий Божественный Свет, который совсем недавно созерцала Церковь на Фаворе.

«О, Дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает!» Святая Церковь глубоко, торжественно и радостно исповедует тайну Успения: «Преставилася еси к животу Мати сущи Живота...» Та, Которая родила Вечную Жизнь — Христа, Сама прилагается к Вечной Жизни!

Все, что Церковь воспоминает сегодня — трогательно, вдохновенно и прекрасно! И явление архангела Гавриила, этого молниеносного Небесного благовестника, за пятнадцать дней до Успения явившегося с Божественным предупреждением: «Сын Твой и Бог наш призывает Тебя, Матерь Свою, в Небесное Царство, дабы Ты царствовала с Ним во веки веков!» И светоносная ветвь райского древа, предназначенная для несения перед погребальным одром Богородицы. И то, как Апостолы, эти святые странники, рассеянные по всей земле, чудом собрались, чтобы проститься с Божией Материю. И доброе неверие Фомино...

Душу Той, Которая некогда носила на Своих руках младенца Христа, ныне Сам Христос Господь, нежно и бережно приемлет на Свои Божественные руки и возносит на Небеса.

Во Успении мира не оставившая, Она, по словам святителя Иоанна Златоустого, — первая Преемница Божественных дарований и первая Раздаятельница этих даров и благословений людям, ищущим помощи у Господа и милостей у Неё. А похвалу Божией Матери мы можем принести только мерою нашего смирения, нашей веры, нашей любви, нашего послушания Церкви! «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и человеческий род».

Без заступничества Божией Матери очень трудно, почти невозможно, совершить спасение души, потому, что мир как злосчастный Афоний простирает свои нечестивые руки, чтобы осквернить человеческую богоподобную душу, чтобы опрокинуть сердце человека в грязь, в тлен, во мрак, в нескончаемую смерть. Мир хочет, чтобы человек платил дань диаволу в виде порока, греха, бесчисленных страстей. Чтобы человека всецело захватила унылая проза земной жизни. И чтобы человек думал, что он — одинок в этом страшном, пустом и холодном мире, и что смотрят на него не любящие глаза Небесного Отца, а только слезящие мерцающие глазницы планет на ночном небе. Как говорит один философ — человек всю жизнь карабкается по ступеням только для того, чтобы осознать, что он поставил лестницу не к той стене.

А Святая Церковь учит человека понимать и ощущать себя как предстоящего перед Тайной! Человек должен раскрыться, сбыться в этом мире, обрести смысл своего существования. А раскрытие человека для Бога и для ближнего, по словам старца схиархимандрита Захария (Захару), возможно только через самораспятие. Это распятие осуществляется в двух фазах: в первой человек освобождается от рабства миру, а во второй — от рабства самому себе.

Душе нужно совершить исход из плена обыденности. Оторваться от всего того, что мешает нам стремиться к Богу, к Любви, к Вечности. Это не означает, что нужно избавиться от своих обязанностей, от своего долга, ответственности. Но это значит — победить свой эгоизм, черствость, равнодушие, самость, свою внутреннюю раздробленность, мысленный хаос, свое бесконечное желание комфорта и удовольствий!

Мы все знаем, что главная цель жизни человека — это соединение с Богом, обожение. Но прежде чем обожиться, нужно хотя бы очеловечиться. Оторваться от взгляда на себя любимого и посмотреть, что рядом всегда есть кто-то, нуждающийся в нашей поддержке, нашей улыбке, нашей маленькой помощи. И эта помощь не всегда выражается в конкретных действиях или каких-то советах. Просто нужно быть рядом. Быть рядом и молиться за человека.

...Два брата вместе подвизались в пустыни. Был подвиг. Труд. Аскеза. И одного из них искусил диавол и брат возроптал: «Всё! Больше не могу. Все надоело! Ухожу в мир! В Константинополь!» И сколько не уговаривал его второй брат остаться — ничего не получилось. Тогда он сказал: «Раз ты решил уходить, то и я пойду с тобой!» Он не бросил брата и вместе с ним обходил многие места города. А это были не только музеи и картинные галереи, Но и другие заведения... Этот брат молчал, потому что понимал, что объяснять что-либо бесполезно. Он молчал, плакал и молился. А главное — был рядом. И вот случилось чудо — первый брат одумался. И они вместе вернулись в благословенную пустыню. Часто нам нужно просто молчать, молиться и быть рядом с человеком. Остальное сделает Господь!

Мы все очень разные. Как полевые цветы на лесной поляне. Но, несмотря на наши различия, все мы похожи друг на друга в одном. Все мы странники в этой жизни. «Помни, что ты сам — странник, — говорит прп. Ефрем Сирин, — поэтому полюби странников!»

Главное — это быть в Церкви! «Сохранять единство духа в союзе мира» (Еф.4, 3) Церковь, по словам митрополита Черниговского Амфилохия, это мастерская преображения человеческой души. Это пространство встречи Бога и человека. В Церкви человек никогда не бывает один на один со своей болью, потому, что Господь всегда рядом и всегда есть человек, который поддержит и ободрит. Молитвенно помолчит рядом.

В Церкви мы всегда со всеми святыми и с Божией Материю «честнейшей херувим». Заступничество Её — безмерное, и молитва — неусыпающая. Её гроб становится источником жизни для всех христиан и источником радости для всей Вселенной!

...Каждый из нас когда-то закончит свое земное поприще, свой временный земной марафон и каждый увидит обнаженное лицо смерти. Но для христианина смерть должна стать победой. Смерть должна нам открыть дверь в радость вечной жизни со Христом. Об этом напоминает нам Праздник Успения Божией Матери!

Сегодня вечером будет совершаться чин погребения. И вся дорожка шествия плащаницы будет усеяна живыми цветами. Но никакие земные цветы не сравнятся с любовью человеческих сердец к Царице Небесной! Её трепетно, глубоко и нежно ублажают вси роди. «О, Дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается!» О, Дивное чудо! «Лествица к Небеси гроб бывает!»

Игумен Тихон (Борисов)