Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до тер­пе­ли­во по­нуж­дать се­бя на вся­кую доб­ро­де­тель ра­ди Гос­по­да, трез­вен­но сле­дить за все­ми сво­и­ми чувства­ми, мыс­ля­ми, де­ла­ми, на­до при­зы­вать на по­мощь Гос­по­да Бо­га, на­до прий­ти в сми­ре­ние и соз­нать, что сво­и­ми де­ла­ми без Бо­же­ст­вен­ной по­мо­щи че­ло­век ни­че­го не ус­пе­ет. И ког­да, на­ко­нец, уго­то­вит­ся со­суд ду­ши и те­ла че­ло­ве­ка, ког­да наст­ро­ят­ся стру­ны его псал­ти­ри во вся­ком сми­ре­нии, тер­пе­нии и бла­го­чес­тии... тог­да при­дет вре­мя, и раз­да­ст­ся чуд­ное пе­ние, и поль­ют­ся прек­рас­ные див­ные зву­ки ду­хов­ной жиз­ни, и уз­рят мно­зи и убо­ят­ся, и упо­ва­ют на Гос­по­да (Пс. 39, 4), ибо от со­е­ди­не­ния с Гос­по­дом по­лу­ча­ет­ся это пе­ние не­из­ре­чен­ное.

преп. Никон

Да ук­ре­пит Гос­подь ду­шу твою и да на­са­дит в серд­це ве­ру, на­деж­ду и лю­бовь, суть ве­ли­кие и глав­ней­шие доб­ро­де­те­ли, ибо ве­ра зас­тав­ля­ет нас ве­ро­вать, на­деж­да – упо­вать, лю­бовь – лю­бить Бо­га, и сии три доб­ро­де­те­ли все рав­но нуж­ны нам ко спа­се­нию, без сих ник­то не удос­та­и­ва­ет­ся нас­лаж­дать­ся ли­цез­ре­ни­ем Бо­жи­им и ник­то не мо­жет спас­ти­ся.

преп. Лев

Ес­ли ко­му ког­да ми­ло­ва­ние ка­кое-ни­будь сде­ла­е­те, за это по­ми­ло­ва­ны бу­де­те. Ес­ли пост­раж­де­те со страж­ду­щим, ка­жет­ся, не ве­ли­ко сие по ви­ди­мо­му, с му­че­ни­ки счис­ля­е­тесь. Ес­ли прос­тишь оби­дя­ще­го, и за сие не толь­ко все гре­хи прос­тят­ся, но и дще­рию Не­бес­но­го От­ца бы­ва­ешь. Ес­ли по­мо­лишь­ся от серд­ца о спа­се­нии хо­тя ма­ло, и спа­сешь­ся. Ес­ли не осу­дишь сог­ре­ша­ю­ще­го, и за сие те­бе спа­се­ние. Ес­ли уко­ришь се­бя пе­ред Бо­гом за гре­хи, со­вес­тию чувству­е­мые, и за то оп­рав­да­на бу­дешь. Ес­ли ис­по­ве­да­ешь гре­хи свои пред Бо­гом, и за сие – про­ще­ние и мзда. Ес­ли по­пе­ча­лу­ешь о гре­хах, или уми­лишь­ся, или прос­ле­зишь­ся, или воз­дох­нешь, и воз­ды­ха­ние твое не ута­ит­ся от Не­го, не та­ит­ся бо от Не­го, гла­го­лет свя­той Си­ме­он, кап­ля слез­ная, ни­же кап­ли часть не­кая.

преп. Моисей

Вход Господень в Иерусалим Неделя 6-я, ваий

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Входит Господь торжественно в святой град Иерусалим. И подвигается весь город ныне, святой град, чтобы приветствовать своего Царя и Мессию. Ликуем и мы сегодня торжественно это событие, прославляя Христа Спасителя, встречая как некогда израильский народ пальмовыми ветвями своего Спасителя и Бога. Но чтобы полнее нам осознать торжество и важность этого события, мы должны понять, что происходит вокруг этого события, что предваряет его.

Господь накануне воскрешает Лазаря, Своего любимого друга. Воскрешает по просьбе его сестер. Это чудо не просто великое, но величайшее. Господь воскрешал и прежде умерших, как это делали ветхозаветные пророки. Но здесь воскрешается человек не просто умерший, но уже разлагающийся. И вот Господь наш творить новую вселенную, восставляя Лазаря в обновленном составе, не просто воскрешая его, возвращая жизнь в его плоть, но изменяя саму плоть из разложившейся во вновь живую, тем самым указывая и нам на общее воскресение, когда все умершие также лежащие и разложившиеся в гробах, истлевшие, получат новое тело для новой жизни в Боге среди тех, кто искал Бога, и для вечного мучения для тех, кто Бога сознательно отверг в этот отрезок короткий земной жизни.

И вот это великое чудо не могло сокрыться от всего народа израильского. Но Господь, совершая это чудо, входит в дни Своих страстей. И в этом торжественном входе в Иерусалим есть Его выход на борьбу со смертью, адом и дьяволом. Он выходит один казалось бы в совершенной простоте и наготе, ничем не вооруженный кроме этих непостижимых смирении и кротости удивительный в Своем величии, в простоте и чистоте, одновременно вооруженный любовью к людям, к Своему творению, спасения которого Он всесильно желает, чтобы привлечь к Себе всех. Он стремится уже на Свой Голгофский жертвенник, чтобы там совершить окончательную победу над смертью, упразднить тиранию дьявола и разрушить ад. Именно в этом смысл и воскресение Лазаря, этого торжественного входа в Иерусалим. Господь устремляется уже туда, к этому конечному смыслу Своего пришествия в мир, чтобы восставить падший человеческий род.

И нас с вами увлекает туда же, потому что пост окончен. Мы вошли в дни страданий Христа. И каждый из нас стоит перед судом своей совести. Каким был этот пост для него? Смогли ли мы приготовить свое сердце, свое сознание для того, чтобы пойти вслед за Христом в этот мрак и ужас Его страстей, шествуя за Ним, соумираясь с Ним? Или вновь пришедшие страстные дни для нас как страшный сон, когда совесть наша является обнаженной. Мы видим пустоту, суету и праздность своих дел, своих мыслей, своих зачастую чувств, когда все наши добрые дела, которые кажется нам, что мы творим их, по слову пророка, как грязная тряпка перед лицом и очами Божьими. Конечно, мы должны стремиться творить доброе, должны стремиться исполнять заповеди Господни, но цену им знает только Господь. Каждый из нас долен осознавать свое величайшее несовершенство в чем-либо добром, которое мы пытаемся по милости Божьей в совей жизни творить.

И вот этот суд Страстной седмицы является нам и в этом пришествии Христа в Иерусалим обнажить помышления сердечные каждого человека, каждого из нас. Потому что воскресив Лазаря, явив свое божественное могущество, Господь не мог уже быть не убит первосвященниками. Они восстали в безумии на Него, потому что Он является совсем не таким, каким они желали Его видеть. Он уже нескрываемо почитаем большинством народа. И чтобы не дать Ему воцариться, первосвященники и Синедрион приговаривают Его к смерти окончательно, желая убить не только Его, но и Лазаря, ради которого почитает Его народ.

Господь входит в Иерусалим, преобразуя Свое второе страшное пришествие, показывая свое всемогущество. Но оно не в том, каким ожидали его фарисеи, первосвященники и законники. Это всемогущество открывается благодаря Его вселюбви и всесмирению, которое Господь и показывает, что Он Сам Царь вселенной, Повелитель ангелов, Творец неба и земли входит в этот святой град не в славе великой и превознесенной, но в кротком и смиренном виде на молодом осленке. И встречает Его не великое множество воинства, каких-то чинов и начальства, но простые люди, постилающие свое ветхие одежды на пути Его, и срезая пальмовые ветви, чтобы выразить свое уважение и ликование Ему. И в этом необыкновенном смирении Христа Спасителя Его величайшая сила, глубина которого раскрывается нам на Его Кресте именно потому что Он до конца был смирен воле Своего Небесного Отца, будучи Богом по существу. И добровольно входя в это величайшее поношение, уничижение и позорнейшую смерть, Он явился победителем это смерти. Смерти, которая пыталась не только восхитить Его, но смерти каждого из нас. В этом открывается нам жизнь — жизнь вечная, жизнь с избытком в Его смирении, в Его любви, в Его стремлении искупить, спасти и привести к Себе каждого из нас.

И вот в этом торжестве, которое мы празднуем, мы должны помнить о той слепоте, с которой встречал народ израильский своего Мессию, думая, что Он здесь на земле восстановит царство Израилево, и будет царствовать и восстановит какую-то земную свободу, земное владычество Своим людям. Но Господь пришел даровать совершенно иное, пришел даровать свободу от тирании дьявола, от его рабства и рабства грехов. И мы с вами, торжествуя ныне, должны помнить и знать о той великой миссии, которую пришел совершить Христос и совершает сейчас перед нашими с вами очами. Не ждать лишь каких-то внешних утешений и утверждений пришествия Христа в мир в нашей с вами вере. Но наша вера это, прежде всего, путь к тому, чтобы научиться доверять Богу, доверять Его всесовершенной любви, потому что только на этом пути нет преград, нет препятствий и нет страха. Только тот, кто предал себя божественной любви и сам учится любить других, нет страха боязни и каких-то сомнений.

Именно этому учит нас Христос, входящий во святой град, совершающий это великое чудо и знамение славного Своего пришествия будущего и преобразуя наше воскресение из мертвых. И вот мы с вами, почитая этот праздник, будем радоваться не только этим ветвям вербным, не шуметь, как тогда шумел святой град, ликуя лишь о внешнем, суетясь, возмущаясь, быть может. Но, прежде всего, будем праздновать в благоговейном трепете своего сердца, своей души, предстоящей пред Богом, созерцая славное и ужасное, преславное то, что совершается днесь перед нашими с вами очами. Совершает их в благоговении, смирении, покаянии и трепете, которое и нас научает уподобляться нашему Спасителю и Богу, в которых открывается наша свобода, наше торжество над грехом и дьяволом, которое так желает дать нам Господь, лишь бы мы могли их принять в этот день, шествуя за Христом и в дальнейшие дни Страстной седмицы, поклоняясь Его страстям, принимая их — этот дар божественной любви. Чтобы соумирая с Ним иметь вечную надежду на Его воскресение их мертвых. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)