Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ви­ди­мых вра­гов у нас быть не долж­но, про­тив них од­но ору­жие: мо­лит­ва за них, ну а не­ви­ди­мых у нас всег­да бы­ло мно­го и бу­дет мно­го.

прп. Варсонофий

Па­ук ле­ни­вый си­дит на од­ном мес­те, вы­пус­тит ни­точ­ку и ждет,– как толь­ко по­па­дет­ся му­ха, сей­час и го­ло­ву ей до­лой, а му­ха-то жуж­жит... Так и враг всег­да про­тя­ги­ва­ет се­ти: как кто по­па­дет­ся, сей­час ему и го­ло­ву до­лой. Смот­ри, не будь му­хой, а то так­же за­жуж­жишь.

прп. Амвросий

Кто ус­пел за­жечь све­тиль­ник свой, тот и ли­ку­ет со Слад­чай­шим и Вож­де­лен­ней­шим сво­им Же­ни­хом в не­у­мол­ка­е­мом шу­ме празд­ну­ю­щих. А све­тиль­ник-то и есть мо­лит­ва. Серд­це — фи­тиль, мо­лит­ва — огонь, а ра­дость не­изг­ла­го­лан­ная в серд­це мо­лит­вен­ном — действие Ду­ха Свя­та­го или нас­лаж­де­ние в не­ве­ст­ни­ке с Не­бес­ным Же­ни­хом. По­то­му-то я вас и уве­ще­ваю и про­шу: не дре­ми­те, не гу­би­те вре­ме­ни в сме­хах да шут­ках, не­во­зв­ра­ти­мо­го вре­ме­ни; все эти вре­мен­ные уте­хи об­ра­тят­ся в уголь го­ря­щий, в омер­зи­тель­ное зло­во­ние, в не­вы­но­си­мую том­но­ту, а убе­жать бу­дет не­ку­да. И по­то­му Гос­подь ска­зал воз­люб­лен­ным Сво­им: Бди­те и мо­ли­те­ся, да не вни­де­те в на­пасть (Мф. 26, 41)...

прп. Анатолий

Вознесение Господне (за всенощным бдением)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Всех вас поздравляем, дорогие о Господе братья и сестры с великим праздником, праздником великим и знаменательным — Вознесением Христа Господа Бога нашего на небеса и седшего одесную Бога Отца. В нынешний день нам подобает мысленным взором своим постараться охватить всю земную жизни Бога вочеловечевшегося, то есть Его человеческую природу, которая, конечно, не слитно соединена с божественною.

Но прежде всего человеческую природу, Его зачатие бессеменное от Пречистой Девы Марии, Его возрастание, Его труд, а затем, как по закону Моисееву подобало до тридцатилетнего возраста и далее, он проповедовал Евангелие спасения и утверждал это многими бесчисленными дивными чудесами. Многих больных различными болезнями исцелял. Конечно, глядя на все это, люди удивлялись, и многие приступали ко Христу и принимали ту евангельскую истину, которую Он благовествовал. Они становились людьми, верующими в Бога и во Христа, пришедшего в мир. А ведь Его, Христа, из древних времен еще предвозвещенного пророками, весь мир ожидал, когда придет Мессия, Христос, чтобы спасти весь мир, погибающей от злобы сатанинской, от лжи сатанинской, которою все люди увлеклись и заразились, начиная от греха Адама и Евы. Никто не мог спастись.

В Адаме, сказано слово Божие, все умирают, а во Христе все оживут. Все ждали. Некоторые сомневались: Христос ли это? Но в основном это были книжники и фарисеи, которые заблуждались сами и многих других приводили в заблуждение. Они неправильно разумели Писание и в сердце своем они не имели истины, которая по природе вложена в природу человека. В саму природу телесную и духовную Бог вложил естественную такую способность любить Бога, но, не нарушая свободы. Хочешь — люби, а можешь и не любить. Вот перед тобой добро, а вот зло. Избери добро, Говорит Господь, и благо тебе будет. Но свободно. И это «свободно», свобода до сего времени не нарушается Богом и никогда не будет нарушена, потому что это самое драгоценное — любить Бога свободно. Этого и Сам Бог хочет. Ну сами посудите даже вот в нашей жизни. Ну, если кто-то кого-то будет заставлять любить насильно, ну как это? Как угодно, но все равно это будет неприятно. Так и Бог так устраивает природу человека и всю жизнь человеческого общества, чтобы люди друг друга любили свободно и благоразумно, и конечно, прежде всего, Бога любили, ибо это в природе нашей заложено.

Но все равно при этом весь род человеческий ожидала погибель. И вот пришел Христос Господь, сотворил много дивных чудес, много таких, которым и противоречить нельзя. И даже еще в то время Он возвестил пророчество, которое до сего дня совершается. Он говорит: пришли к Нему и говорят Ему: дай нам знамение. То есть будто бы сейчас даст Он знамение, и они будут веровать. А Господь видит, что они лукавы, только языком своим болтают — дай им знамение, а веровать сами не будут. Потому Господь что им отвечает? Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет. Этот род лукавый и прелюбодейный даже до сего дня существовал и существует, но говорит: и знамение не дастся ему (Мф. 12, 39). Есть люди и до сего дня, которые не веруют, а знамение дастся. Какое знамение? Объяснил: как Иона был во чреве китове три дня и три ночи, так подобает Сыну Человеческому быть в сердце земли три дня и три ночи.

А дальше что? Воскресение! Где совершается знамение в Воскресении, скажите? У гроба Господня, в день предпасхальный — сошествие Благодатного Огня вот уже две тысячи лет. Скажите, уже вот это одно — знамение. Только вот род лукавый и прелюбодейный по глупости своей может это отвергать. Но оно совершается, и для нас это отрадно, утешительно. И нам легко веровать, и когда мы читаем Святое Евангелие, и вот это знамение хотя бы уже одно, а таких знамений много, но это знамение с пророчеством: не дастся знамение, кроме одного, вот этого. И это будет до скончания века. Вот для чего все это совершил Господь? Чтобы как можно больше коснуться сердца всякого человека во все времена, чтобы сердце человека умягчилось, чтобы оно превратилось бы из каменного в духовное сердце, которое способно уверовать и возлюбить истину Бога.

Но Господь совершил еще и высшее знамение. Он Сам Себя предал в жертву за грех всего рода человеческого. Никто Его насильно смерти не предал. Вот вспомните, сидит Господь возле Пилата. Пилат говорит: мне ли не отвечаешь? Власть имею распять Тебя, и власть имею отпустить Тебя. Что ему Господь говорит? Не имеешь надо Мной власти ни единыя, аще не бы тебе дано свыше (Ин. 19, 10). Значит, власть над Христом Кто ему дал, Пилату? Сам Христос! Значит, Христос Сам Себя предает на смерть, а не Пилат. Свободно. Видите, — закон свободы. Он предает Себя на смерть свободно. Любовь такая свободная за нас, не принудительная. Как это для нас важно и отрадно. Это Бог воплотившийся Сам свободно Себя предает по любви к нам. Этим самым приняв смерть, пролив кровь, Он победил окончательно сатану. И ложь сатанинская уничтожена. И ее будет слушать только тот человек, который удаляется от слова Божия, от Евангелия. И обманывает себя часто.

И мы себя часто обманываем. Для этого Господь установил очень великое таинство. Вот мы целуем руку священника. Почему? А потому что видим на руке его поручу. Что она значит? Это значит, что это не моя рука, а это рука Божья, то есть дар священства. Дана человеку власть — священству — прощать грехи человеку. Скажите, подумайте, какое это дело важное. Вот это Господь установил, дал человеку такую власть. Затем еще. Господь воскрес, явился ученикам Своим. Представьте, какое это было потрясение для апостолов, и они еще больше утвердились в вере. Но утвердились опять-таки когда? Вот пришли апостолы Петр и Иоанн Богослов ко гробу. Видят пелены, лежащие у главы. Тогда говорит слово Божие, Евангелие: и увидели и уверовали, не ведя Писания, яко подобает Ему из мертвых воскреснуть. Видите, даже и для апостолов некоторые вещи были недосягаемы даже до последнего момента. Но когда Господь уже пред глазами всех учеников Своих по обетованию вознесся на небо и седе одесную Бога Отца … слышите, Бога-Отца, то есть этим показывается, что Он, воплотившийся Бог, принявший человеческую природу, Он как человек сел одесную Бога. И что это значит? Это значит, великое и просто неописуемое бесценное для нас событие и дарование: Он вознес человеческую природу, в которую облекся, то есть в нашу природу, на Небеса к Богу Отцу, и говорит: се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20). Видите, Он сидит одесную Отца Бога, и Он с нами всегда до скончания века.

Вот какое великое дарование во Христе род человеческий имеет. И что говорят апостолы. Просто страшно даже размыслить. Говорят, что человеку, святым, подобает судить ангелов, судить весь мир. Людям святым! Подумать только, какое достоинство. Уж мы не говорим о том, смотрите какое, говорит слово Божие, есть достоинство. Что есть человек, яко помниши его? Или Сын Человеч, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честью венчал еси его: и поставил еси его над делы руку Твоею(Пс. 8, 5). Значит, что от нас требуется? Значит, от нас требуется доброе благое с любовью отношение к Божьему творению.

Каждое животное, каждая коровка, каждая лошадка, любое, что ни возьмите, — это Божье творение. А может быть это конструкция? Яблоня, это конструкция? А что же это? И вот Господь поставил над творением. Значит, мы должны относиться к творению Божьему благоразумно, даже благоговейно ко всем животным. Господь так устроил, так поставил, дал такие дарования человеку, покорил животных. Они видят, чувствуют. У них нет разума, а Бог одарил их чувствами. Они могут чувствовать добрый ли это человек или нет. Вот если к доброму, они как-то тянутся, а если чувствуют, что какой-то человек, они от него отходят, или бывает опасно.

Вот смотрите, сколько во Христе Господе нашем вся жизнь наша исполнена событиями всеми, отношением к природе. А ведь через природу Бог познается. В творениях руку Твоею поучахся (Пс. 142, 5), говорит слово Божие. Через творение мы познаем Творца, а как это важно. Ну, скажите, можно ли сильно ударить коровку? Ведь после этого, если у человека доброе сердце и к животным, понимает, что это Божье творение. У него камень будет на душе, тяжело будет, невозможно. Или возьмите лошадку. Ведь в былые времена без лошадки ну ничего невозможно сделать. Все хозяйство разрушается. Это сейчас может быть техника, разные там мотоблоки и тому подобное, а раньше нет. Лошадки нет — и беда великая. Лошадка, она чувствует, как человек ее любит, и хозяин ее любит и животных любит. Помните, как в повествовании о Паисии Афонском, как он рассказывает о своем детстве, говорит, что у них в доме была коровка, так она была для всех для нас, как член всей нашей семьи. Понимаете, как все любили, понимали, что это Божье творение, Божье, прежде всего. Не моя коровка, а она Божья. Не моя лошадка, а она Божья. Осторожненько. Вот любить надо. Если мы любим лошадку или коровку по-настоящему, этим самым мы показываем, что мы Бога любим, потому что это Божья коровка, это Божья лошадка. Или же других животных. Я кратко сказал про два таких. А сколько животных различных.

Я хочу сказать, что Господь, вознесшийся на небо с телом человеческим, этим засвидетельствовал, что Он нас не оставил, что Он соединил нас с Богом-Отцом. Вот основное понятие, глубина мысли нынешнего праздника Вознесения Господня. Он показал и засвидетельствовал, что Он со Отцом, и мы с Отцом вместе с Ним. Если будем жить по законам, по заповедям Божьим, то сподобит всех нас Господь спасения и жизни вечной. Да будет это для всех, для всякого человека и со всеми нами. Спаси всех вас Христос Господь.

Архимандрит Венедикт (Пеньков)