Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Отк­ры­вай­те все свои по­мыс­лы, осо­бен­но те, ко­то­рые дол­го вас не бу­дут ос­тав­лять.

преп. Варсонофий

Не удив­ляй­тесь то­му, что во вре­мя служ­бы на­хо­дят по­мыс­лы раз­лич­ные: ког­да вы при­ни­ма­е­тесь за ору­жие про­тив вра­гов, т.е. мо­лит­ву, то и они на вас во­ору­жа­ют­ся силь­нее при­ло­га­ми по­мыс­лов. При­бе­гай­те ко Гос­по­ду на них мо­лит­вою и не сму­щай­тесь: они ис­чез­нут, а ког­да бу­де­те сму­щать­ся, ви­дя, что оные не ос­тав­ля­ют вас, то сим боль­ше их на се­бя во­ору­жа­е­те, а ког­да со сми­ре­ни­ем стоя во­пи­е­те на них к Бо­гу, то и ус­по­ко­и­тесь.

преп. Макарий

Иног­да ухо­дят из хра­ма из-за по­мыс­лов. Это, ко­неч­но, не­ра­зум­но. Враг по­ды­ма­ет брань по­мыс­лов с целью вы­вес­ти из хра­ма. Не долж­но под­да­вать­ся вра­гу. В боль­ши­н­стве слу­ча­ев у мо­ло­дых бы­ва­ют блуд­ные по­мыс­лы, а у ста­рых – по­мыс­лы гне­ва, вос­по­ми­на­ние ста­рых обид. Враг как бы го­во­рит: „Ты пом­нишь, та­кой-то вот те­бя ос­ко­рб­лял при всех, а ты смол­чал, ни сло­ва ему не ска­зал. Эх ты! А ты ему вот что, да вот что ска­зал бы..." Иног­да от по­доб­ных по­мыс­лов иной весь вспых­нет от гне­ва. На­до бо­роть­ся.

преп. Варсонофий

Вселенская родительская (мясопустная) суббота Совершаем память всех от века усопших

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией читалось Евангельское повествование, специально предназначенное отцами церкви для слышания в нынешнюю субботу, так называемую «субботу мясопустную», предшествующую мясопустному воскресенью — завтрашнему дню, когда верующие заговляются на мясо, то есть последний день едят мясо, как на следующей неделе, на светлой седмице, мясо уже будет есть нельзя.

Но речь сейчас пойдет совершенно не об этом.  Господь в этом Евангельском чтении предупреждает о грядущих бедствиях на вселенную. Для какой цели наш Спаситель это делает? Он в последующих словах говорит: «Не отягощайте сердец ваших объядением, пьянством и попрями житейскими» (Лк. 21, 34).

Почему предшествующее слово, вот это о грядущем бедствии, предваряет вот эту заповедь? Конечно, не для того, чтобы нас напугать, но просто это напоминание о том, что вот это все наше земное, внешнее благополучие и довольство, — это есть не самое главное в этой жизни. Оно всеравно будет утрачено. И не сами по себе бедствия эти грядущие, которые будут во вселенной для нас страшны, напротив, — это есть те спасительные средства, те спасительные вещества, которые нам помогут оторваться своим сердцем от этих житейских попечений, от нашего земного «имения», потому что недаром Господь в Евангелие выражает глубокий духовный закон: «Идеже сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Мф. 6, 21).

Вспомним Евангельский эпизод с одним очень хорошим юношей, благочестивым, который подошел ко Господу и спросил: «Что я должен сделать, чтобы мне спастись?». И Господь ему отвечает, что: «Надо соблюсти заповеди». (Мф. 19, 16–17). Ну которые мы знаем, эти заповеди, сейчас не будем повторять. «Но едино, — сказал Господь, — ты  не закончил». Что? Продать имение и раздать нищим (Мф. 19, 21). Зачем? Совсем в данном случае не для того, чтобы сотворить милостыню, хотя, конечно, это тоже важно, а для того, чтобы сердце не было отягщено богатством, потому что «неудобно богатый вниидет в Царство Божие, — сказал Господь, — удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши...» (Мф.19, 23–24). Игольные уши, кто не знает, — это в стене Иерусалима специально такой небольшой, типа даже не ворот, а проем, для загона малого скота, верблюду туда пройти, практически, невозможно, в это небольшое отверстие. И вот, Господь повелевает, чтобы мы не отягощали сердец наших.

Но у нас с вами, большинства, богатства, как такогого, и нету, но всеравно наше сердце отягщено вот этими печалями житейскими, мы сильно привязаны к удобствам этой жизни. И вот, Господь, повествуя нам о грядущих бедствиях, повелевает не привязываться, потому что «невозможно работать двум господам — Богу и маммоне» (Мф. 6, 24), но это-то понятно, потому что здесь, на земле, мы должны все силы потратить к исполнению заповедей. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и вся сия приложится» (Мф. 6, 33), — Господь говорит. И вот, перед Великим постом, нам Господь дает вот это напоминание. Как его практически осуществить?

Вот не случайно тоже — это по уставлению Церкви, — в мясопустную субботу, как раз предваряющую, совершается поминовение всех от века усопших. Вот эта наша молитва о наших почивших от века сродников, а вот эти наши от века почившие сродники, наши предки, они до куда простираются, до кого? Ну ясно, что до Адама, да. И этим самым мы, молясь о них, об их вечной участи и сами вспоминаем то, что и здесь мы на земле тоже не на веки, что нам тоже придется расставаться с этим «неправильным имением». Почему оно «неправильное»? Не потому, что оно нажито нечестным путем, многие из нас имеют все честно приобретенное, а потому что неправильное — это то, что не возьмешь с собой, оно скоро приходящее и мало значительное. И вот мы, если мы хотим, как повелевает апостол: «Аще живем духом, духом и да ходим» (Гал. 5, 25), мы должны не прилепляться к этому земному имению».

Самая большая беда современного человека, живущего в миру, что сейчас очень много вот такого рода житейских соблазнов, очень много всяких товаров, выборов в магазинах, можно залезть в интернет и бесконечно изучать разновидности всех эих товаров, приобретая себе лучшее, наиболее дешевое, наиболее подходящее. И вот, эти житейские печали должны быть ограничены, особенно в эти святые дни.

Конечно, сказать это легко. Как говорили наши оптинские старцы, что учить других — это тоже самое, что камушки с колокольни бросать, а самим исполнять эти заповеди — это тоже самое, что камни на колокольню таскать. Но всем нам понятно, что это очень тяжело, но мы не должны забыть те великие и утешительные слова, которые Господь сказал всем нам: «Невозможное от человеков, вся возможно суть от Бога» (Мф. 19, 26). То есть Бог нам может в этом помочь, если человек сам своей волею вооружится, чтобы постараться хотя бы вот эти святые дни великого поста прожить духовно. Не к тому сказано, хотя бы эти великие посты, а дальше все по-старому, совсем нет. Чтобы вот эти святые дни для нас были очередным шагом, очередной ступенью «лествицы» к духовному возрастанию. Это очень необходимо.

И вот, эти Божественные дни, радостные, которые мы ждем, многие уже с нетерпением ждут, они всегда бывают освящены особой Божественной Благодатью. Это не просто календарные дни, которые вот начались, сколько там осталось — 8 дней  до Великого Поста и пошло по календарю, просто по-другому кушаем... Нет! Печать Благодати Святаго Духа на эти дни наложена на всех верующих. И даже кто живет в миру, вынужден посещать свое обычное рабочее место, он чувствует в своем сердце, если ты верующий человек, принадлежащий церкви, что это дни святые, что в них особенно легко начать, все-таки, жить как-то иначе, жить духовно: не включать лишний раз телевизор, интернет, не интересоваться новостями в это время, не нужно это вовсе, итак то, что нужно Господь нам сообщит во спасение. А более время посвящать, по-возможности, посещению Богослужения, даже кто-то после работы имеет возможность заходить; больше читать духовных книг; просто проводить время в тишине, не в каком-то пустом общении с окружающими, а именно просто в тишине, чтобы не рассеиваться и не развлекаться, а  внимательно, сосредоточенно следить за своей душой.

В эти дни, хотя это и всегда нужно, мы должны особенно часто исповедоваться. А для этого, чтобы исповедь совершалась как должное, иметь всегда с собой блокнотик, чтобы помечать, если совершили в течение недели тот или иной грех, обязательно его записать, чтобы не забыть к исповеди. И тогда уже Божья Благодать несомненно будет освещать всю нашу жизнь, наши мысли, наши дела, наши слова, все наше общение с нашими ближними. Если этого не делать, не надо удивляться, что у нас в семье бывает что-то плохо.

Серафим Саровский сказал: «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». Вот этот мирный дух, который человек приобретает внимательной, тихой, кроткой жизнью, он является не только для него спасительным и освятительным, но и для своих домашних и окружающих. И, поскольку, нам Господь заповедовал быть светом миру, мы должны эту заповедь стараться исполнять ради наших ближних.

И вот, мы поэтому, живя благочестиво, обязательно доставим пользу и нашим окружающим и обязательно получим за это духовное вознаграждение.

И, конечно, два слова необходимо сказать о нынешнем святом поминовении наших усопших. Многие из нас пришли для того, чтобы молитвенно воспомянуть наших родных, которые уже представились сейчас к вечной жизни и участь которых нам неизвестна. Мы глубоко обеспокоены участью большинства из наших родных, потому что ну всякий человек с грехом, ну кто из нас не согрешал? И вот, наша святая обязанность сегодня соборно, ведь Господь обещал нам, что «двое или трое собраны во имя Мое, там и Я среди них» (Мф. 18, 20). Вот мы соборно сейчас собрались помолиться на Божественной Литургии, а после поздней будет соборная Панихида о наших усопших сродников. И будем не сомневаться, что обязательно им будет дана от Бога радость, утешение, благодатная помощь, потому что это все, что происходит, устраивает Бог. Благодать Святого Духа: Она нас сюда привела для соборной молитвы и Она же, возрадует и возвеселит сердца наших усопших сродников.

Но самое главное, дорогие о Господе братья и сестры, будем настраиваться на грядущие святые дни, чтобы все свои силы посвятить доброй, благочестивой жизни, и с каждым годом более и более возмогать Божественной Благодати. Аминь.

Иеромонах Нил (Парнас)