Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ис­тин­ное свя­тое му­же­ст­во всег­да со­е­ди­не­но с чувством глу­бо­ко­го сми­ре­ния. Сми­рен­ный всег­да го­тов все по­тер­петь, и внут­рен­нее, и внеш­нее, счи­тая се­бя дос­той­ным не толь­ко по­сы­ла­е­мых скор­бей, но и еще боль­ших. Сми­рен­но­го расстро­ить, сму­тить нель­зя – он всег­да го­тов ко все­му, так и ска­зал Мо­и­сей Му­рин, ког­да его выг­на­ли из тра­пе­зы: Уго­то­вих­ся и не сму­тих­ся (Пс. 118, 60). Итак, уго­то­вим свои ду­ши и серд­ца сми­ре­ни­ем, и оно нам по­мо­жет в тер­пе­нии вся­ких ис­ку­ше­ний.

преп. Никон

Юно­го бра­та нап­рав­ляй ис­кус­нень­ко, преж­де мо­лит­вою о нем, а по­том и со­ве­том крат­ким, воз­ла­гая все на Гос­по­да, яко от То­го исп­рав­ля­ют­ся сто­пы че­ло­ве­ку. Блю­ди и се­бя отов­сю­ду.

преп. Моисей

Ес­ли де­ла­ешь доб­ро, то долж­но его де­лать толь­ко лишь для Бо­га. По­че­му на неб­ла­го­дар­ность лю­дей и не долж­но об­ра­щать ни­ка­ко­го вни­ма­ния.– Наг­ра­ду ожи­дай не здесь, а от Гос­по­да на не­бе­сех, а ес­ли ждешь здесь, то нап­рас­но и ли­ше­ние тер­пишь.

преп. Амвросий

Вторник 1-ой седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, мы вступили в благодатные дни святаго Великого поста. И для нас Господь дал великий дар покаяния. Что мы имеем в этом великом благодатном даре? Во-первых, мы имеем дар усыновления, во-вторых, имеем величайшее оружие против нашего врага противоборца, против сатаны. Святой апостол Павел так и говорит, что наша брань не против плоти и крови, не против людей. Наша брань против миродержителей тьмы мира сего – духов злобы поднебесной, то есть демонов.

Вся наша жизнь это война противостояния греху и противостояние властителю грехов сатане. Тот дар благодати усыновления, который мы имеем через таинство покаяния помимо вот этой силы, бранной силы победы над врагом, мы имеем благодать усыновления, то, что нам Господь дает через покаяние приобщиться к Его небесной божественной кротости. Потому что братья и сестры, мы порой даже не задумываемся, каждый раз вступая в постные дни, мы это воспринимаем как должное, как честь, как необходимое. Это очень хорошо. Но глубина в чем заключается? Что, совершая послушания Богу через Церковь, через церковные каноны, законы усыновления, мы невидимо для себя совершаем исцеление божественной благодатью нашей немощи душевной. То есть мы совершаем таинство послушания.

Что дает нам, братья и сестры, таинство послушания? Послушание дает настоящее, братья и сестры. Без послушания не бывает настоящего смирения. Бывает лицемерие, самообман либо прелесть. Настоящая благодать смирение всегда дается, братья и сестры, всегда через послушание. Если есть послушание, даже что говорить о монастыре, это самое широкое понятие. Посмотрите в семье, в настоящей полноценной семье, если есть любовь, значит, есть и послушание. То есть супруга слушается мужа, муж взаимно встречно всячески помогает жене; дети слушаются родителей. Если в этом случае абсолютная семейная гармония, если люди так живут, то на наших глазах мы видим, как совершается преображение человеческих душ, когда есть настоящее послушание не по принуждению, а из любви, из долга, из чести, когда человек всей своей душой пытается совершить это. Насколько важно, что порой даже мы не принимаем это как мысль. Мы живем, как и должно быть, совершаем свой христианский подвиг, несем свой крест и не задумываемся. Но насколько это важно, братья и сестры, что без этого невозможно спастись. Насколько Господь премудро все необходимое вложил.

Вот как в свое время великолепно выразился святитель Ириней Лионский. Он сказал, что в Церковь как в богатую сокровищницу Господь вложил все необходимое для спасения человека, все дары. И поэтому каждый наш день пребывания в церкви, в вере, все построено так, что бы помочь человеку покаяться, исправить свою душу. Постепенно, то есть в течение всей жизни происходит труд и подвиг. То есть невозможно сразу. И нет воли Божьей в том, братья и сестры, спешить в деле спасения. То есть нужно спешить каяться, творить добро, исполнять заповеди. Но получим ли мы полноту благодати сразу, либо позже, либо, может быть, на всю жизнь. А некоторые, бывает, только после смерти получают этот дар благодати. Потому что только Бог — Сердцеведец, Он знает, кто сколько может понести. Потому что, видите, что Господь безграничная Любовь. Неужели Ему жалко все дары нам дать? Он и так нам их дает, но Он их скрывает. Иначе, поверьте, многие впали бы в такие прелести и поверьте, хуже бесов были бы. Ну, казалось бы, как так, имея божественную благодать…? А мы просто не можем ее силой удержать, потому что для сего нужна сила, для сего нужно послушание, для сего нужно смирение. То есть послушание Евангелию, братья и сестры. Потому что с древнейших времен были лжецы, лжепророки. Об этом еще апостолы предупреждали. В их времена уже были лжехристы и лжепророки.

И в течение всей истории последующей человечества и до самых последних времен будут лжехристы. Сам Господь об этом предупреждает, что многие будут выдавать себя как бы за Христа, но они лжецы и проходимцы, прелестники. Потому что настоящая жизнь во Христе совершается в терпении. Как Господь говорит, что в "терпении вашем стяжите души ваши" (Лук. 21, 19). Невозможно сразу получить эти дары. Я опять же повторюсь, не потому что Господь недодает что-то, а потому что Он жалеет нас, жалеет как самый единственный родной неповторимый родитель, Отец Небесный. Если в нашей житейской суете бывает, что все забываемся, братья и сестры. Как просто, как ясно и как невероятно сильно Господь нам помог. Я вам сейчас объясню почему. Он помог нам дать памятку в одной только молитве. Мы в суете забываем, что самое главное в нашей жизни. А, посмотрите, Господь в самой простой молитве «Отче наш» дал все нам, что необходимо, как памятку.

Это уникальная молитва. Мы и молимся, и в тоже самое время это — целая духовная школа. Посмотрите, после обращения к Отцу Небесному идет следующее предложение: «Да святится имя Твое». К сожалению, только у святых отцов есть безусловное толкование. Если сейчас у любого христианина спросить, что такое «да святится имя Твое» в нас? Вот горе, никто не скажет. Так братья и сестры дорогие, что значит святость имени Божия в человеке. Это молитва ежедневная с благословения, краткая ежедневная молитва. То есть у каждого православного христианина должно быть молитвенное правило. Обязательно у всех до одного. Это должны давать духовники, или брать у священников. Правило должно быть кратким, но ежедневным. Так вот, когда человек в течение жизни своей совершает это таинство освящения себя именем Божьим – да святится имя Твое. И самая простая универсальная молитва опять же «Иисусова молитва»: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Если мы постоянно Бога призываем, вот эту святость Его, благодать имени Его вливается в нас с вами и освящает нас. И мы становимся как бы живыми храмами Божьими, братья и сестры.

И дальше после «да святится имя Твое», «да приидет Царствие Твое». Если мы постоянно молимся, постоянно пребываем в Боге, Царство Божие уже приходит здесь на земле к нам в душу. Посмотрите дальше: «Да будет воля Твоя». Если в нас, в нашем уме, душе и сердце Царство Божие, значит и воля Божия уже всегда с нами. Дух Святой всегда действует и помогает, благословляет каждое наше действие как на небе, так и на земле. И «земля»: как и Господь говорит, что и в этом случае и в земле нашей греховной души Господь пребывает, как в Своем Царстве. И дальше: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Речь не идет о земном хлебе. Насущный хлеб это Христос. Как в шестой главе Евангелия от Иоанна говорит: Я небесный хлеб, который сошел с небес. Он хлеб настоящий. Поэтому вот кого мы просим, чтобы Господь нас сподобил как можно чаще видеть эту благодать общения во всей полноте Божества через таинство Причастия. Хлеб наш насущный даждь нам днесь – Христа истинного Бога.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наши». Вот посмотрите, дальше что пойдет. Это Господь все нам даст через наше покаяние, если мы будем прощать друг друга, братья и сестры. Не только в Великом посту, не только в Прощеное воскресенье. На каждый день и час, сколько мы живем, столько друг друга и прощаем. Как и Господь сказал, что, Он сказал гиперболически с большим намеком, что не семь раз как апостол Петр спросил, а семь раз седьмижды на день (см. Мф. 18, 22). Если мы прощаем друг друга, тогда и мы получаем ту благодать.

В церковной истории был описан случай. Патриарх Иоанн Александрийский во время Литургии, а Литургия уже подходила к концу, и когда народ запел «Отче наш», он вышел из Царских врат и сказал одному человеку: Ты лжец, как ты можешь петь, что ты оставил долги наши, если ты не прощаешь своему ближнему. И зашел в алтарь. Вот видите, мы поем «Отче наш», а это, видите, какое чудо. Как просто. Видите, как Господь и миром, и каждой душой человеческой, и всеми благословляет и управляет и подсказывает. И в молитве сколько заложено силы и мудрости. Если мы оставляем друг другу прегрешения, тогда и Господь нас избавит от искушений, и бесов и людей. Бывает, что люди еще хуже бесов. От беса можно откреститься, а от человека только бежать надо, либо в молитву скрываться, либо долгой дорогой обходить. Конечно, бывают такие обидчики, их все равно надо простить, но с ними нельзя общаться, если они разрушают вашу жизнь духовную, либо не дают вам жить по-человечески. То есть Господь повелевает, что в этом случае надо пресекать всякое общение с человеком, но простить его надо.

Поэтому дорогие братья и сестры, благодать покаяния это не только для времени поста. Покаяние это удивительное совершенство, которое с каждым разом как можно чаще. Братья и сестры, минимум для всех надо раз в неделю исповедоваться, не считая Причастия. Это минимум. Всем надо исповедоваться. Что дает исповедь и регулярные молитвы? Человек сам лично начинает умом и сердцем видеть Бога, потому что Он образа не имеет, но тот покой и чистота, вера, целомудрие и ту благодать, которую человек получает через это, не надо уже убеждать человека, что есть Бог, потому что мы живые храмы Божии. И вот это величайшее чудо общение с Богом оно начинается здесь, Царство Божие, если здесь не создаст человек с Божьей помощью в своем сердце. Видите, Царство Божие нудится, то есть с трудом берется. И оно до тех пор, Сам Господь говорит, внешним образом Царство Божие каждому из нас не придет до тех пор, пока в нашем сердце мы это Царство не построим. А Царство строится через православную веру, через церковные таинства, через покаяние, очищая свое зеркало души, свой внутренний мир, умное око сердца через исповедь и наполняя его молитвой, благодатью. Человек начинает лично узнавать и жить с Богом.

Братья и сестры, вот это и есть православие, вот это есть живая вера, не по книжкам. По началу мы по книжкам начинаем верить, доверять, постепенно входить в церковную ограду. Но полнота жизни приходит через время и терпение, через таинства Церкви, через таинство веры и таинство исповеди. В этом весь вопрос нашей жизни. Господь сказал, что если мы здесь на земле не найдем его через молитву и покаяние, то и невозможно будет войти туда человеку, если он не будет готов здесь на земле. А эту благодать дает нам обязательно, братья и сестры, таинство исповеди. И еще обязательно хочу, братья и сестры, в дополнении сказать. В наши времена появилось очень много священников, которые либо какие-то недалекие, либо враги Божии, потому что они убеждают вот так с амвона людей причащаться без исповеди. Братья и сестры, это самое страшное предательство, самое страшное безумие, это самая страшная атомная бомба. Вот такие лжепастыри больные на голову и на совесть, они закладывают под Церковь. Потому что в свое время до революции вот так у нас Сенат и Синод поработали, то есть отношение к вере было в прямом смысле как к инструкции. Не преображение души через покаяние, через церковные таинства, а просто раз в год в Великом посту был написан регламент, когда каждый по приказу долен был идти исповедоваться и причащаться. И соответственно большая часть народа не только что не исповедовалась и причащалась, а даже дошли до такого безверия и кощунства, что посмотрите, какой кровью пришлось платить.

Братья и сестры, кто дерзает причащаться без исповеди, это второй Иуда, это торой распинатель Христа. Потому что, какие бы мы не были недостойные, Господь через покаяние всех нас принимает, потому что действительно как бы мы ни каялись, все равно мы не чисты, мы все равно недостойны. Но покаяние нас допускает. И Господь ради этого смирения, потому что покаяние это тоже самый величайший образ смирения. А смирение это величайшее мужество, это божественное качество. Не стесняйтесь и не бойтесь врагов церковных, потому что каждый делает свое: кто-то спасает свою душу, а кто-то… Бога-то не обманешь. Если человек хочет служить Богу, служить правде, истине, друг другу, тот обязательно все должен всегда делать со страхом Божьим и с правильны пониманием и с полной ответственностью, потому что как бы мы не были настроены через покаяние, Господь нам дает всем благодать полноты Причастия, общения с Ним. А если бы как бы человек внешне не был воспитан и праведен в кавычках, если он не дай Бог дерзает, братья и сестры, это самое страшное. Будьте предельно осторожны, потому что, к сожалению, не скажу, что это знамение времен, а может быть и знамение времен, но, к сожалению, это очень часто особенно в крупных городах. Понимаете, одно дело общая исповедь, когда священники не могут физически всех успеть поисповедать. Это одно. И то, видите, условно возлагается епитрахиль, и общее разрешение всем дается. Хотя бы так. А, к сожалению, практика уже пошла такая, что пришли на праздник – все причащайтесь. Ну, сами понимаете, что Бог ему судья. А "страшно впасть в руки Бога живаго" (Евр. 10, 31), как апостол Павел говорит.

Так вот, братья и сестры, сами сохраняйте мудрость. Во все времена Церковь пытались либо внешне уничтожить, либо изнутри ее расшатать. Поэтому не удивляйтесь, всегда была сложность в деле спасения, никогда сатана покоя Церкви не давал. И поэтому сейчас видите, внешний покой дал Господь. Кровью новомучеников нам дал возможность войти в храм. А теперь видите, сатана по-другому начинает, как змей внутрь Церкви своих клевретов засылает, чтобы они постепенно соблазняли народ и разрушали. Братья и сестры, исповедь это самое главное. Исповедь и молитва. Ну и, безусловно, все церковные таинства. Я просто подумал, что нет возможности подробно говорить. Но самое главное, посмотрите, с чего Евангелие начинается: Покайтесь, приблизилось Царство Небесное. И это не то, что тогда в Ветхом Завете при Иоанне Предтече было. Так на каждый день Царство Небесное ждет каждого из нас. Для этого Господь и распялся, чтобы весь мир, либо хотя бы те, кто слышат Его, либо кто хотя бы очищает свою душу покаянием. То есть Господь какую дал благодать нам даром, только скажи «прости». Братья и сестры, всегда тоже вспоминайте, что сказать «прости» друг другу, это не унизиться, а это войти в славу самого Бога. Это слава Самого Божества

Что Господь говорит? Научитесь от Меня чудесам? Нет, Он говорит: Я кроток и смирен сердцем. Так вот, смирение — это вхождение в славу Божества, это настоящее. Вот она сила в чем Бога. Не то, что Он повелевает всем миром и вселенной и молекулярным миром каждого из нас. Не в этом слава. А Он показывает, что слава Его в том, что Он кроток. И чтобы понимали, какая это кротость, Он говорит: Царство Божие подобно детям: будете как дети (Мф. 18, 3). Если не будете как дети по простоте души и искренности Богу и друг другу, не войдете в Царство Небесное. Не шалости, не глупости детские, а простота и детская искренность. Понимаете, даже бывает, если дети, играя, вдруг поссорились, то больше 5-10-ти минут они не могут быть в ссоре находиться. Потому что чистота их души не может жить во зле. Она сразу обращается к близкому человеку, всегда старается жить в мире. Господь призывает, чтобы понимали, что такое кротость и смирение в земном мире. Нам учителя наши – наши дети, маленькие дети, невинные. Вот это добродетель. Сам Господь, Он в параллель Себя поставил, что Он подобен младенцу. Вот такое незлобие и кротость у Него. Вот сила в чем Божества.

Дорогие братья и сестры, помоги Господи всем нам, чтобы быть достойными той чести и звания, которым Господь сподобил всех нас. И поверьте, как просто жить и как просто спасать свою душу, если человек прост, милосерд, искренен, добр, мудр и осторожен. Потому что видите, как кротость и простота она не…, как, к сожалению, некоторые думают, что это какое-то слабоволие какое-то, бессилие. Да нет. Это опять же свойство и качество Божества. И в тоже самое время Господь говорит, будучи ко всем, как апостол Павел говорит: насколько возможно от вас мир со всеми людьми имейте. А если другие не хотят мир иметь, это уже их проблемы. Вы самое главное свою душу сохраните, потому что каждый отвечает сам за себя. Нет такого, чтобы кто-то был в ответе за нас. Мы взрослые люди. Это пока дети растут, мы за них в ответе. А уж если человек вырос, то каждый за себя отвечает, в своей личной жизни, тем более в вопросах веры и спасения своей души. Каждый ответственен сам за себя.

И обязательно, братья и сестры, всегда вспоминайте опять же по слову апостола, проверяя себя, что не только каждый пост надо… Пост это просто время подсказки, чтобы помочь человеку сосредоточиться, а так надо себя проверять в течение всей своей жизни каждый год, каждый час насколько это возможно, правильно ли мы живем. Потому что видите правильный результат покаяния настоящего – исповедь сердечная покаяния перед Богом. Причем как Господь говорит, что покаяние должно быть тайное. Никто не должен ваших слез видеть. Вы помните, как Господь дает заповедь: если ты захотел помолиться Отцу твоему Небесному, зайди в клеть свою, закрой двери за собой, чтобы тебя никто не видел и не слышал, и помолись Отцу твоему Небесному тайно. И Он, видя молитву твою тайную, даст тебе явно. Господь запретил показуху фарисейскую. А если не дай Бог кто-то тебя разносит, Господь что сказал таким людям? Что они свою славу уже получают на земле. То есть тайна, все, что происходит внутри сердца и ума – это тайна нашей души. На исповеди об этом знает только духовник, ну и вы сами. Ну, в крайнем случае бывает степени доверительности в семье между мужем и женой. Но это большая редкость. Но лучше, чтобы это только духовник знал.

И если мы правильно каемся, если правильно живем по-христиански, то тогда, братья и сестры, это присутствие благодати Бога, силы Божьей в нас, как в живом храме, выражается всегда в покое и радости. Запомните и заучите, что апостол Павел подсказывает, проверяя себя. Это в 5-й главе послания к Галатам. Он пишет, что результат правильной жизни во Христе, правильного покаяния, милосердия это: истинная любовь, радость, мир, долготерпение, благость, вера, кротость, воздержание (см. Гал. 5, 22), если это становится свойством нашей души. Многие заблуждаются, думая, что хорошее воспитание это отчасти какая-то благодать. Ни в коем случае. Воспитание это психологический момент. Это мера воспитания, социум и так далее. А когда человек действует не просто, как он воспитан, а если он действует… А благодать, это в том случае, если… опять же видите все построено на настоящем покаянии искреннем тайным перед Богом и перед духовником и перед собственной совестью, потому что Господь Сердцеведец.

Если в нас хоть капелька этого есть, радости, которой мы не просто можем поделиться, а то, что мы начинаем насколько возможно делами помогать окружающим, начиная со своей семьи, тем самым восстанавливается слава семьи, рода, народа, общества и всей нашей величайшей родины. Все строится именно с этого. Восстанавливая себя, внемли себе, говорит святой Василий Великий. Он говорит, что Господь призывает именно с себя начинать. Не требовать с соседа, ни с жены, ни с мужа, ни с детей, а с себя. Исправляя себя, поверьте, не только Господь вам поможет, а посмотрите, хотя бы одна есть иголочка, она обязательно заведет эту благодатную ниточку в семью. И если хоть один кто-то есть в семье верующий, рано или поздно вся семья приходит к вере. Потому что если человек правильно живет во Христе, люди видят. Не надо никаких доказательств. Смотрят, как человек исправляется ли. Если он действительно исправляется, вот какой был человек, а стал еще лучше, причем не просто опять же по воспитанию, а по качеству благодати, которую он получает, наша вера тогда не тщетна, братья и сестры. Тогда, слава Богу, на всякий день и час, что мы имеем вот этот дар даром, братья и сестры. Даром. Ничего не надо делать, только прийти сюда и брать все даром. Ничего за это Господь не просит, потому что нет большей радости на небе, Сам Господь говорит, как об одном кающемся. Вот 99 праведников, вот один хотя бы сказал: Господи помилуй. Все. Победа. Казалось бы, что такое один человек, а бывает, что один человек решает. В духовной брани один человек – воин. Поверьте, ради Христа если он приносит искреннее покаяние, это уже не только его личная победа, а это победа всей Церкви, это победа всей правды и благодати, которую Господь принес.

В чем да поможет нам Господь сохранить, приумножить и благословить.

Аминь.

Архимандрит Владимир (Милованов)