Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Слиш­ком боль­шое нап­ря­же­ние вред­но. Мож­но по­те­рять си­лы нап­рас­но и обес­си­леть. На­до ог­ра­дить се­бя же­лез­ным коль­цом за­по­ве­дей. Каж­дое свое действие на­до со­вер­шать толь­ко пос­ле то­го, как про­ве­ришь, сог­лас­но ли с за­по­ве­дя­ми, со Свя­тым Пи­са­ни­ем. И да­же сло­ва на­до про­из­но­сить пос­ле то­го, как по­мо­лишь­ся и про­ве­ришь.

преп. Никон

Грех, прик­ры­тый ли­чи­ною доб­ра, подк­ра­ды­ва­ет­ся и пов­реж­да­ет ду­ши не по­ве­ря­ю­щих се­бя Еван­ге­ли­ем. Еван­гельс­кое доб­ро тре­бу­ет са­мо­от­вер­же­ния, „от­ре­че­ния от сво­ей во­ли и ра­зу­ма".

преп. Никон

Что­бы не по­те­рять бла­го­да­ти Бо­жи­ей, па­че ста­рай­ся к при­об­ре­те­нию па­мя­ти Бо­жи­ей. Нуж­но со­блю­дать сло­во Бо­жие, или за­по­ве­ди, как и Сам Гос­подь ска­зал: Име­яй за­по­ве­ди Моя и соб­лю­да­яй их, той есть лю­бяй Мя (Ин. 14, 21). Та­ким же об­ра­зом дос­ти­га­ет­ся иск­рен­нее слу­же­ние Бо­гу всем серд­цем.

преп. Нектарий

Вторник Светлой седмицы

Христос Воскресе! Воистину Воскресе! «Свойственно ли мертвому приводить мысль человеческую в такое умиление, чтобы люди отрекались от отеческих законов и поклонялись Христову учению?», — спрашивает у нас Афанасий Великий. Конечно нет, потому что Христос Воскрес, живой Бог, и покланяемся мы с вами живому Богу. И это веселит наши сердца, особенно в эту Светлую, святую пасхальную седмицу.

Не случайно Святая Церковь целую неделю празднует Воскресение Христово — чтобы мы с вами лучше прочувствовали, чтобы мы по-настоящему увидели, как сказано в воскресном тропаре: «Воскресение Христово видевшие». Человек, который со Христом живет, со Христом распинается, умирает со Христом, он со Христом и воскресает.

Это Воскресение Христово мы все с вами переживаем в нынешний момент, если мы истинно, по-настоящему христиане, если мы искренне проводили дни Великого Поста, Господь нас оживотворяет Духом Своим через наши определенные действия. Он готов каждого спасти и желает, чтобы каждый из нас в меру истины вошел. Все дело всегда в нас. Господь готов, Он всегда, как сегодняшних учеников Своих, идущих в Эммаус, поучает нас как необходимо жить, открывает глаголы вечной жизни.

«Невозможно человеку вести жизнь чистую, когда он не верует в Воскресение. А кто не знает за собой ничего худого, те и говорят, и желают, и веруют, что получат воздаяние», — сказал Иоанн Златоуст. Глубокие слова, говорящие нам о том, что живем мы чисто только потому, что помним о Воскресении Христовом. Нравственный закон в человеке существует лишь потому, что есть закон смерти и закон воскресения. Помня о том, что мы умрем, мы помним, что мы и воскреснем, а, соотвественно, нам необходимо жить чисто, более чисто, во всяком случае, чем мы живем сейчас, стараться идти путем заповедей Христовых.

Хочу вам привести достаточно большую цитату Григория Нисского об этом: «Если нет воскресения, то из-за чего труждаются и любомудрствуют люди, порабощающие удовольствия чрева, любящие воздержание, дозволяющие себе кратковременный только сон, вступающие в борьбу с холодом и зноем? Скажем им словами Павла: «ямы и пием, утре бо умрем» (1 Кор. 15, 32). Если нет воскресения, то смерть есть предел жизни, то оставь обвинения и порицация, предоставь невозбранно свободу человекоубийце: пусть прелюбодей дерзновенно строит ковы против брака; пусть любостяжатель роскошиствует на счет своих противников; никто пусть не останавливает поругателя; пусть клятвопреступник постоянно клянется, ибо смерть ожидает и того, кто соблюдает клятву; пусть иной лжет, сколько хочет, потому что нет никакого плода от истины; никто пусть не милует бедных, ибо милосердие останется без награды. Такие рассуждения производят в душе беспорядок хуже потопа, они изгоняют всякую целомудренную мысль и поощряют всякий безумный и разбойнический замысел, ибо если нет воскресения, нет и суда, если не отъемлется суд, то вместе с ним отвергается и страх Божий, а где не уцеломудривает страх, там ликует дьявол». Поэтому, только понимая закон Воскресения Христова и всем сердцем принимая его, мы можем жить чисто, целомудренно, праведно. Именно поэтому вот эта неделя дана нам, чтбы мы по-настоящему ощутили Воскресение Христово в наших сердцах, чтобы мы каждый день об этом задумывались и через это воскрешались. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15, 55), — сказано в апостольском послании.

Сегодняшний день ознаменовался для Оптиной Пустыни еще одним событием — 18 апреля 1993 года, 24 года назад, Господь попустил жалу смерти кратковременно прикоснуться трех наших иноков — иеромонаха Василия, инока Трофима и Ферапонта. Но именно вот это кратковременное жало, оно их и возвеличило. Ибо в этот день Воскресением Христовым оно еще больше, как бы адамантило их  смерти. Господь принял их в Свои селения. Мы надеемся, что в селения праведных, ибо не случайно им  была послана именно праведная смерть, праведная кончина, о которой мы все молимся — смерть в Пасху Христову. Смерть в состоянии именно воинов Христовых, потому что монахи — это воины Христовы, как нам известно. Поэтому мы о них вспоминаем гораздо чаще, чем если бы они умерли в другой день. Каждую Пасху, думаю, что вся братия без исключения, помнят, что она обагрена этой смертью, и каждую Пасху мы вспоминаем и молимся о них.

И не столь важно для нас, на самом деле, прославят их или не прославят... Каждый год у нас идут вот эти разговоры: а прославлены ли мученики оптинские, как называют их? Прославляет Господь. Для этого должны явиться какие-то чудеса, связанные с ними. Пока, к сожалению, их очень мало, для того, чтобы в комиссию по канонизации что-либо послать, потому что должно быть истинное удостоверение, что перед нами угодники Божии. Но сама их смерть, она праведна. Она многих из нас, как бы заставляет задуматься и о нашей с вами смерти, о том, что, во-первых, внезапно она может прийти и готовы ли мы к ней?

Милостию Божией кончина этих трех людей была поистине мученическая, вернее, поистине праведная, потому что они умерли в такой день и умерли не сами даже, а от руки убийцы. Мы не знаем во святых они у Господа Бога или нет, но учиться из этого случая мы с вами должны. Познавать и иметь любовь к Господу Воскресшему в этот день и воскрешающего и нас с вами в свое время. Все мы воскреснем, об этом нужно помнить! В каком только чине воскреснем, кто мы будем тогда? Это зависит от нас. что мы взяли в этой жизни, что мы приобрели, какие добродетели или, какие, наоборот, злодеяния и злые навыки мы получили в этой жизни?

Потщимся вместе с учениками Христовыми, которых Он сопровождал в Эммаус, вникать в слово Божие, ибо и они, когда Он исчез в преломлении хлеба, восклицали о том глаголе, о том Духе, который сопровождал их все это путешествие. И когда они разобрались, поняли, что перед ними был Христос, они возвратились в Иерусалим. Дай Бог и нам возвратиться в Иерусалим Небесный в свое время. Аминь. Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Иеромонах Амвросий (Пархетов)