Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ког­да в серд­це зак­ро­ет­ся кла­пан для восп­ри­я­тия мирс­ких нас­лаж­де­ний, тог­да отк­ры­ва­ет­ся иной кла­пан, для восп­ри­я­тия ду­хов­ных. Но как стя­жать это? Преж­де все­го ми­ром и лю­бовью к ближ­ним. За­тем тер­пе­ни­ем. Кто спа­сет­ся? Пре­тер­пе­вый до кон­ца (Мф. 10, 22). Да­лее – уда­ле­ни­ем от гре­хов­ных удо­воль­ствий, ка­ко­вы, нап­ри­мер, иг­ры в кар­ты, тан­цы и т.д.

преп. Варсонофий

Мирс­кие де­ла столь мно­го­чис­лен­ны, что ед­ва ли во сто лет мо­гут при­ве­де­ны быть к долж­но­му кон­цу, и столь важ­ны, что ни­ка­ко­го от­ла­га­тель­ства не тер­пят. Од­ни толь­ко бо­го­у­год­ные де­ла, к нес­час­тию на­ше­му, без­бо­яз­нен­но от­ла­га­е­мы мо­гут быть, иные до ут­ра, иные до дру­го­го ле­та, а не­ко­то­рые да­же до ста­рос­ти и прес­та­ре­ния, по­че­му очень не­ред­ко слу­ча­ет­ся, что и без ис­пол­не­ния ос­та­ют­ся, о чем и я сер­деч­но со­бо­лез­ную, да по­со­бить не­чем.

преп. Антоний

Мож­но ли по­на­де­ять­ся на мир? Ко­му он не польс­тил? Ко­му не сол­гал? Обе­ща­ет он мно­го, а да­ет очень ма­ло. Од­ни толь­ко упо­ва­ю­щие на Гос­по­да, по сло­ву свя­то­го Да­ви­да, не пог­ре­ша­ют, то есть не об­ма­нут­ся в на­деж­де сво­ей!

преп. Антоний

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы  Неделя 24-я по Пятидесятнице 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В этом году Введение приходится на воскресный день, что очень символично. Сегодня как бы замыкается цепочка, начало и конец дивного промысла Божия о спасении рода человеческого — от Введения Богородицы в Иерусалимский храм до Воскресения Христова.

О Введении ничего не сказано в Священном Писании, мы знаем об этом событии из устного Предания Церкви. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу. И после чудесного рождения Пресвятой Девы, когда Ей исполнилось три года, родители торжественно привели ее в Иерусалимский храм. Здесь первосвященник Захария, родитель Предтечи, по особому откровению Божию ввел Ее во Святая Святых, в ту часть храма, куда сам первосвященник входил только один раз в году с очистительной жертвенной кровью и где хранился ковчег завета. И здесь, в Иерусалимском храме, в помещении для девственниц, Она воспитывалась до своего совершеннолетия. Всецелая жизнь в Боге, единым Богом, были Её непрестанным занятием.

Почему это, казалось бы незначительное событие стало двунадесятым праздником? Потому, что оно стало необходимым звеном спасительного Божия замысла о спасении человека. Оно положило конец многовековому отчуждению человека от Бога.

Святилище Иерусалимского храма, где обитал Бог и недоступное никому, Божией благодатью открывается Богоизбранной Отроковице — Дщери человеческой. И Пресвятая Дева вводится во Святая Святых, невидимо для мира неся в Себе великую новую живую жертву — Христа — Бога и Человека. Ветхозаветный храм принял в себя семя новой жизни — Богоотроковицу, в которой прорастет Новый, спасительный Завет человечества с Богом. Богородица вводится в храм для того, что бы самой стать храмом, живым храмом — для живого Бога.

Именно с этого дня, в предчувствии великих перемен в мире, впервые в году за богослужением мы поем слова радости и надежды: “Христос рождается, славите”! Иерусалимский храм призван был среди величайшей святости воспитать чистую душу Богородицы предуготовляя в Ней Боговоплощение.

И всем нам в этот праздник нужно осознать, что путь к Небу, как и тогда начинается на пороге рукотворного храма Божия. И наш путь по жизни должен пройти сквозь храм, чтобы воспитаться и возрасти в нем, чтобы и завершился этот путь во святилище Божием, на небе, куда теперь уже вошел со Своею жертвенной Кровью за нас Сам Христос — Первосвященник будущих благ. Именно здесь мы получаем особый опыт переживания Божественного присутствия, который сильнее любых человеческих аргументов убеждает нас в существовании Бога.

Еще в Ветхом Завете царь и пророк Давид в 26-м псалме восклицает: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его…»

Для каждого верующего человека, храм — это дом Божий, в котором происходит встреча человека с Самим Богом в тех Таинствах и богослужениях, которые здесь совершаются. В храме человек насыщается Божественной благодатью и уже здесь соприкасается с вечностью. Не случайно за каждой Божественной литургией мы слышим призыв священника: «Горе имеим сердца». Это призыв к тому, чтобы все мы устремились к горнему, небесному; отрешились от земли, забыли хотя бы на время свои проблемы и полностью отдали свои сердца Богу. И каждое посещение храма — это праздник, соприкосновение с небом, с раем, с Богом.

И сам человек по замыслу Божьему тоже есть храм, и когда он крещением приводится в дар Богу он сам становится нерукотворным храмом. “Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? — говорит ап. Павел. «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое… в жилище Божие Духом», — говорит ап. Петр. Бог созидает свой храм там, где найдется верное, любящее человеческое сердце.

Часто на вопрос: «Почему ты не ходишь в храм», — человек отвечает: «А зачем, у меня Бог в душе». Сразу возникает логический вопрос: «А почему ты так уверен, что ты сделал для того, чтобы Его ввести в свою душу?»

О трудности борьбы за такое введение Бога в душу человека говорят все аскетические творения святых отцов. Преп. Серафим Саровский говорит, что цель жизни христианина — стяжание Духа Святаго, т. е. соединение с благодатью Божьею, и указывает главное средство такого стяжания — умную молитву. Св. Афанасий Александрийский говорит, что путь к Богу не вне нас, но в нас самих: «…душа каждого и в ней ум». 

«Бог отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение, чем мутнее — тем тусклее, так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души отражение Божие прекращается и душа остается в состоянии духовного мрака, в состоянии бесчувственности», — пишет свт. Феофан Затворник.

Теряющий свою душу, теряет Бога. Обретающий свою душу, обретает Бога. Теряем мы ее все в греховной нашей жизни. Теряем ежесекундно в кружении наших помыслов, в сочувствии греховным страстям и похотениям. Теряем в рассеянии, в непамятовании о Боге. Особенно в наше время науки и техники душа наша томится в информационном плену. Мы много хотим знать и слышать. Нам свойственно кружиться в вихре помыслов и фантазий, потому что окна и двери наших душ распахнуты. Современная культура как будто специально старается исказить образ Божий в человеке — татуировки, пирсинг, блудные развращения — как дьявольская издевка над Божьим храмом. А ап. Павел говорит: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы».

В восьмидесятые годы, в самом начале перестройки, наступивших в нашей стране, на экраны вышел фильм «Покаяние». Появление его было ярким, впечатляющим событием. В финальной сцене, одна старушка, постучав в окно дома героини фильма, спрашивает ее, эта ли дорога ведет к храму, и, услышав в ответ, что нет, удивленно произносит: «А зачем нужна дорога, если она не ведет к храму?»

Так и мы во всех делах и во всех путях нашей жизни должны спрашивать себя — ведет ли эта моя дорога к храму, к вечности, к «единому на потребу». Об этом же говорит нам и сегодняшнее воскресное евангелие о безумном богаче, который собирал сокровища для себя, а не в Бога богател.

Как сказал блаженный Августин: «Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе». И милость Божия дает нам еще время для покаяния. Любовь Божия терпит болезни нашего неверия. Господь ждет, чтобы собрать нас под крылья Свои. Захотим же спасения, вернемся в Храм Божий любовью и желанием к нему и вернем Богу храм нашего сердца.

А Пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, впервые отверзшая нам небо и ставшая Матерью страждущему человечеству, всегда готова Своею благодатию поддержать, укрепить и провести по пути спасения всех, к Ней прибегающих с верою и любовью. Аминь.

Иеромонах Гавриил (Рожнов)