Аудио-трансляция

Тяг­чай­шие бра­ни по­мыс­ла: блуд, уны­ние. На­до сми­рять­ся. Сми­ре­ние прив­ле­ка­ет по­мощь Бо­жию. Раст­ле­ва­ю­щее действие блуд­ных по­мыс­лов от ус­лаж­де­ния ими – на­дол­го отс­ту­па­ет бла­го­дать Бо­жия, прив­лечь ко­то­рую опять мож­но толь­ко по­ка­я­ни­ем иск­рен­ним и воз­дер­жа­ни­ем от этих по­мыс­лов.

преп. Никон

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы  Неделя 24-я по Пятидесятнице 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие братья и сестры, ныне святая православная Церковь торжественно празднует Великое Торжество — Вход Пречистой Преблагословенной Богородицы Марии в храм Господень.

Своим входом Пречистая Богородица ознаменовала начало нашего спасения. Внешний Вход Пречистой Богородицы во храм, явился для нас знамением откровения Будущего Века, знамением дарования всему роду человеческому надежды на спасение, надежды на милосердие Божие и дерзновение быть перед Богом всегда в молитвенном стоянии. Потому что само вхождение во храм Пресвятой Богородицы, дорогие братья и сестры, само собой явило то чудо, которое открыла Собой Пресвятая Пречистая Богородица.

Потому что, как о Ней поучает нас святитель Григорий Палама, Она стала первым человеком в мире за всю историю не только Ветхого Завета и будущего. Своим молчанием молитвенным перед Богом Она возвысилась перед Ним так, что была избрана за Свою чистую непорочную жизнь, за Свою безмерную совершенную любовь к Богу. Где мы это видим? Святитель нас поучает, что все великие пророки, например, он говорит, даже Моисей, насколько он был близок к Богу, но он совершал свой подвиг и послушание из страха перед Богом. А Матерь Божия — это первый человек, который, начиная с вхождения в храм Господень, с первых ступенек, когда Она вошла в храм Господень, с первых минут Своей жизни и вхождения в храм, Она всегда всей душой предстояла в любви перед Богом. Это первый совершенный человек!

Взирая на весь род человеческий, так же поучает нас этот великий святитель, Господь избрал Ее единую Пречистую Голубицу, как Совершенный Сосуд, потому что Она была и имела Сама через Свой подвиг совершенную любовь и совершенную кротость перед Богом. И что самое главное, посмотрите, в 44-ом Псалме с 10-го по 13-й стих, святой пророк и царь Давид подчеркивает и возвышает Славу Пресвятой Богородицы: Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое..., яко возжелает Царь доброты Твоея... Какой Царь? Царь Небесный! Сам Господь возжелает Ее доброты! Почему? И последняя строка: Вся слава Дщере Царевы внутрь... (Пс. 44, 10 — 13). Вся Слава Матери Божией — это Ее совершеннейшая, чистая, возвышенная, целомудренная, праведная душа, умом которого Она взошла в Небесный мир, прославляя, поклоняясь Небесному Богу, сердцем всегда согревая Себя любовью к Богу и к человеку.

И не только мы видим то, что Она всегда предстояла мысленно перед Богом, а и то, что Она всегда везде соучаствовала в любви и милосердии к ближнему, всегда помогая людям вот с таких детских лет, посильно. Когда уже Она стала возрастать, Она все делала Своими руками по послушанию и всегда помогала нищим, питая их. Это, конечно, было деланием всех девиц, которые проживали до 14-ти лет при священном храме в Иерусалиме, но Она особо отличалась трудолюбием. Везде и во всем мы видим любовь попечения к Богу и любовь, и служение попечение к ближнему. Но еще более, глубина сердца Пресвятой Пречистой Богородицы Марии, нам открыто в Священном Писании, о чем Она Сама говорит: яко призре на смирение рабы Своея... (Лк. 1, 48). Вот оно — сокровище! Вот, это основание, от которого возрастает всякое совершенство, и, тем более, любовь!

Поверьте, если нет этого основания, ни о какой любви не может быть и речи. Это либо фальш, либо прелесть. Настоящая любовь она построена на смирении и кротости, а живительным соком и живительной силой кротости, дорогие братья и сестры, является что? Послушание и трудолюбие! Если есть, как два крыла, послушания в семье ли, в обществе ли, тем более, в церкви: если есть у человека послушание, если есть у человека трудолюбие, даже незаметно для самого человека, совершается таинство преображения души человека в кротость Божию. Посмотрите, никто так не смирился, никто так не приблизился к Богу кротостью, как Пречистая Преблагословенная Богородица Мария. И Сам Господь говорит, чему? Чудесам? Откровениям? Нет! — «Научитесь от Меня, потому что Я кроток...» (Мф. 11, 29).

В чем заключается Величие Бога, в чем Его Слава, в чем Его Всемогущество, дорогие братья и сестры, — именно в кротости. Господь нам показывает, что мы все имеем от Бога по Его дару благодати в своей жизни, только мы потеряли, наши праотцы — Адам и Ева — потеряли это самое главное, самое главное сокровище — кротость! И как только прародители наши потеряли кротость, они потеряли все — и любовь, и целомудрие, и веру, и жизнь и временную и вечную. Основание несокрушимое — послушание, трудолюбие, рождает настоящее духовное качественное смирение, которое преображает человеческий ум, душу и сердце, и такой человек становится способен по-настоящему любить Бога и человека. Не по книгам, не по степени воспитания родителей, либо общества, а по духу, по уму и по сердцу — всем своим существом, т. е. это качество воспитания.

И обязательно в этот день мы прославляем святых праведных Иоакима и Анну. Вот плод.Святитель Григорий Палама нас поучает и подчеркивает эту тоже важную мысль, что совершенство Матери Божией оно стоит на молитвах Ее родителей и предков! Матерь Божия — это моленное, Благословенное Чадо! И посмотрите, как Господь долго готовил и испытывал предыдущие роды этой семьи и, когда уже пришло время родиться Матери Божией, посмотрите, долгие годы, десятилетия, до глубокой старости, до 80-ти лет, Господь испытывал веру и терпение и не только испытывал, Он и подготавливал их внутренний мир, для того, чтобы они сподобились быть родителями такого Преблагословенного Чада, как Матерь Божия.

Так представляете, сколько десятилетий святые праведные Иоаким и Анна испытывали оскорблений, обид и унижений за то, что как в древнем Израиле отсутствие детей считалось наказанием Божием, потому что каждая семья в древнем Израиле желала, чтобы их род был участником Таинства присшествия в мир Спасителя. Вот и здесь происходит чудо, спустя десятилетия, долгие годы жизни, где-то около 80-ти лет, когда уже, казалось, даже и физически эти родители не могли родить ребенка. Но происходит чудо: Господь, видит их совершенную кротость! Вот какой корень! Не удивительно, что от такого корня произошел такой Благословенный Плод.

Какой труд, терпение, вера, смирения, послушание Воле Божией: безропотно они пронесли свой крест. И вот, награда не только им, не только их родству, почему они и называются богоотцами — Иоаким и Анна, родившим Матерь Божию, которая дала плоть и кровь Сыну Божию. Не только, как нас поучает Святая Церковь, что не только Матерь Божия сподобилась быть Богородицей, но Она стала для нас единственной Ходатаицей. И не только для нас. Вы посмотрите, какое чудо! Никто из святых отцов вот этот важный момент, вот это понятие не раскрывает, как Святитель Григорий Палама. Так вот, святитель Григорий говорит, что: «Для падшего рода человеческого Она стала Ходатаицей нашего спасения и надеждой на спасение, а для мира — Ангелом». Представляете, Она — воительница, радость и утешение!

Никто из Ангелов не приблизился к Богу так близко, только благодаря Матери Божией. «Благословенна Слава Господня, исходящего от престола Его» (Иезек. 3, 12), говорит святой пророк Иезекииль. Так вот, Престол Божий — это Матерь Божия. Слава Господня во всей полноте только тогда раскрылась, когда послужила миру Матерь Божия. И Она прославлена вот этой величайшей Ходатаицей и надеждой. Посмотрите, не только род человеческий получил от Нее надежду ко спасению, и все мы имеем хоть малую надежду, но мы держимся всеми силами за эту надежду, потому что какая у нас радость и какое у нас счастье, что есть возможность надеяться, потому что есть у нас Матерь Божия, наша Небесная Родительница, Единственная наша Небесная надежда и Мать, которая ходатайствует о спасении перед престолом Божиим, о спасении каждого из нас.

И святой пророк Исайя тоже видел величайшее откровение, которое Господь ему показал: Господь восседал на высоком и превознесенном престоле, Господа окружали Пречистые Архангельские силы, Ангельские силы, поклоняясь Ему. Так вот, престол Божий — это, опять же, Матерь Божия! Посмотрите, в какую Славу возведена Пречистая Благословенная Богородица Мария, потому, что Она больше всех очистила свое сердце, больше всех Она показала степень Своего смирения и чистоты перед Богом. Поэтому и не удивительно Ее прославление, дорогие братья и сестры.

В этот день, когда вся православная церковь торжествует и празднует этот Великий праздник, будем, дорогие братья и сестры, всеми силами просить и молиться Матери Божией, чтобы Она дала нам возможность и благодать, чтобы, хоть в какой-то степени, изменить свою жизнь в положительную сторону, чтобы в какой-то степени быть достойными в христианском имени, чтобы имея такую надежду ни себя, ни свою семью не посрамить, потому что благодаря Ее святым молитвам, благодаря той радости, которую Она ниспосылает каждый день, каждый час и каждое мгновение нашей жизни. Она всегда с нами даже с теми, которые может быть даже о Ней и до сих пор и не помышляют, но такова любовь — она никогда (любовь) не может успокоиться.

«Насколько Ты совершенна и блаженна, ближняя моя», сказано в Песни Песней (Песн. 4, 1). Вся эта удивительная книга посвящена прославлению Имени Матери Божией. Насколько Она угодила Богу Своей кротостью и чистотой. И это тоже наше всеобщее призвание, потому что невозможно спастить, если будет в сердце злоба и ненависть, лукавство и подозрение, нечистота и беззаконие. Основание спасения — это покаяние, простота, искренность, смирение, кротость, вера, правда, целомудрие. Вот эта надежда. Будем стараться через покаяние, через таинство исповеди, через таинства церкви, оправдывать свое благословенное и высокое звание православного христианина, всегда прикладывая молитвы к Матери Божией Пречистой, всегда имея совершенную надежду на Ее Материнское ходатайство. Аминь.

Архимандрит Владимир (Милованов)