Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы За всенощным богослужением
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Дорогие о Господе отцы, братья и сестры, ныне великий праздник мы совершаем. Ныне мы прославляем Пречистую Владычицу Деву Богородицу, Которую воспевает вся Церковь, именуя Ее честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим. То есть никакого сравнения славы в отношении Божьей Матери ни с кем невозможно быть сравним. Вот чтобы нам хотя бы в какой-то мере вместить вот это понятие, то, что Она Самая славная во всем творении Божьем. Слышите, всякое творение, одаренное разумом, кажется великий ангельский мир, они не сравнимы с Пречистой Божьей Матерью по славе, по достоинству. Почему? Попытаемся хотя бы немного поразмышлять об этом.
Иногда слышим мы от некоторых людей, казалось бы, такой простой вопрос: а Христос кто был по национальности? Еврей? А слово Божие говорит, что во Христе есть ни раб, ни свободный, ни эллин, ни иудей, ни мужеский, ни женский пол, а всячески и во всех Христос. Что это значит? Вот посмотрим мы Священное Писание от всего Ветхого Завета — родословие всегда идет по мужской линии. И чтобы это было хоть как-то понятно, должно сказать, почему по мужской линии. Потому что от мужа, от мужского пола семя берется рождаемое. Во чреве женщины семя мужское. И вот берется родословие, слышим мы, что Христос по линии человеческой, такое родословие идет и перечисляется до самого Адама. И после Адама, говорится, Адамов, Божий.
И дальше все родословие прекращается. Почему? Потому что в Боге оно кончается и показывает на то, что рождество Христово безсеменно. Безсеменно зачатие. От Пречистой Девы безсеменно рождается человек. Кто? Христос, Который в то же время есть Бог. И потому на Нем все родословие кончается. Последний человек указывается, Адам, и все, дальше Божий. Мы приведем все, что я сказал сейчас, себе на память, в разумение, что это значит. Это значит, что слава Пречистой Божьей Матери, от Которой родился человек безсеменно, Божий. Но, скажите, что может сравниться, что может быть славнее Бога воплотившегося безсеменно от Пречистой Девы? Ничто не может быть в сравнении, и даже многие святые отцы просто прямо называют Её — это второй бог, ну с маленькой буквы, потому что всякое наивысшее благодеяние, даруемое миру, оно всегда как бы проходит через второго сего бога — Пречистую Владычицу Богородицу. Конечно по существу Она не бог. Бог только один существует. Сущность Божия никому не постижима, а от Него, от Бога, воплотился Сын Божий Христос Господь, Который совершил спасение наше, спасение рода человеческого.
В чем сущность спасения? Ведь до Христа весь мир был под властью князя тьмы — сатаны. А он лжец. В нем истины нет. И никакого слова истины не могло быть. Он сам свидетельствует, что он, князь мира, что ему предана вся вселенная. Какое горе, какое бедствие ожидает весь род человеческий, если бы этот князь, лжец, который не стоит в истине, оставался бы навсегда. Какое бедствие, какая беда, какое горе. И вот милостью Божьей свершилась «велия благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16) посредством бессемянного зачатия через Пречистую Деву. Вот Ее слава, слава, от которой воплотился Бог, вочеловечився — Христос Господь наш.
К кому должна быть наша первая высшая любовь и почтение, кроме Бога, как не к Пречистой Божьей Матери Владычице нашей Богородице, Которая исполнена всякою полнотой божественной благодати. Более той благодати, Которую имеет Пречистая Божья Матерь, более той славы, более той премудрости и разума, которая дарована Ей через посредство воплотившегося через Нее бессеменно Бога. Вот об этом, дорогие отцы, братья и сестры, мы должны всегда помнить, и в сердце своем всегда содержать эту любовь и почтение по мере сил к Пречистой Владычице нашей Богородице.
Днесь мы вспоминаем вхождение Пречистой Божьей Матери в Дом Господень, то есть в Церковь, соводящей благодать. Она вводится в Дом, и вместе с Ней Церковь вся исполняется всею полнотой благодати и даров Божьих. В Ней, через Нее Она глава Церкви после Христа Господа. И поэтому подобает нам всегда памятовать вот эту великую истину. И всегда любить Пречистую Владычицу Богородицу не одними только устами или каким-то, так сказать, эмоциональным чувством, но исполнением закона Того, Который бессеменно через Нее воплотился, то есть Христос Господь наш. Она Сама первая исполнительница закона истины. Она ведает всю полноту истины, которая возможна и доступна разумным творениям.
Христос Господь молится Отцу Небесному: «Святи их во истину Твою: слово Твое истина есть» (Ин. 17,17). Вот, прежде всего, если мы хотим иметь в сердце любовь к Господу, Который сказал: «Аще кто любит Мя, заповеди Мои соблюдет» (Ин. 14, 23). Самая первая Помощница в этом нашем самом благом и нужном труде, то есть в богомыслие, изучение, исполнение слова истины, Помощницею является Пречистая Владычица Богородица. Она просвещает и укрепляет и сердце и разум наш благодатью, которая дана Ей через велию благочестия тайну боговоплощения Христа.
Да поможет нам Матерь Божия, Владычица наша, Матерь наша небесная, драгоценнейшее наше сокровище во все дни наши этой жизни земной и во веки вечные.
Спаси вас всех Христос.