Аудио-трансляция

Про­щать нуж­но со мно­гим сми­ре­ни­ем, воз­ла­гая на се­бя ви­ну,– это не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие при про­ще­нии обид. Од­ни внеш­ние пок­ло­не­ния и сло­ва не при­ми­ря­ют, не ка­са­ют­ся серд­ца, как пус­той звук.

преп. Никон

Спа­се­ние на­ше, по сло­ву пре­по­доб­но­го Пет­ра Да­мас­ки­на, на­хо­дит­ся меж­ду стра­хом и на­деж­дою, что­бы не иметь са­мо­на­де­ян­нос­ти и не от­ча­и­вать­ся, а с бла­гою на­деж­дою и упо­ва­ни­ем на ми­лость и по­мощь Бо­жию ста­рать­ся про­во­дить жизнь во ис­пол­не­нии за­по­ве­дей Бо­жи­их.

преп. Амвросий

Без зи­мы не бы­ло бы вес­ны, без вес­ны не бы­ло бы ле­та. Так и в жиз­ни ду­хов­ной: нем­нож­ко уте­ше­ния, а за­тем нем­нож­ко пос­кор­беть, и сос­тав­ля­ет­ся так по­ма­лу путь спа­се­ния.

преп. Анатолий

Земной путь
иеромонаха Венедикта (Емеличева)…

Приидите, благословенные Отца Моего,
наследуйте Царство,
уготованное вам от создания мира.
(Мф. 25, 34)

Утром 22 декабря 2021 г. в Оптиной пустыни в возрасте 77 лет после тяжелой и продолжительной болезни отошел ко Господу насельник монастыря иеромонах Венедикт (Емеличев).

Иеромонах Венедикт (Емеличев)

Будущий священнослужитель Владимир Емеличев родился в тяжелый для страны 1944 год в г. Рыбинске, отец его был военным, а мать — учителем. Получив высшее образование в Московском авиационном институте, Владимиру Емеличеву довелось поработать как инженером конструкторского бюро, научным сотрудником института, так и певчим, старостой храма, псаломщиком, также 6 лет он работал в Толгском женском монастыре в качестве инженера-электрика и эконома.

После крещения в довольно зрелом возрасте, в 28 лет, начался его стремительный путь к Богу. В 1990 г. из мирянина он превращается в священнослужителя, приняв рукоположение в сан диакона и затем — иерея в Федоровском кафедральном соборе г. Ярославля. Первым местом его служения стал храм в честь прп. Сергия Радонежского в старинном селе Мосейцево в Ярославской области. Следующим местом его назначения стал Свято-Троице-Сергиев женский монастырь в Латвии, после чего до самого своего приезда в Оптину пустынь в 2002 году иерей Владимир служит в разных храмах Ярославской области.

Следует отметить, что в нем всегда присутствовало стремление к монашеской жизни, руководствуясь которым он и направился в Оптину пустынь. 28 июля 2020 года, в день памяти своего небесного покровителя св. равноап. вел. кн. Владимира наместником монастыря Оптина пустынь епископом Можайским Леонидом иерей Владимир был пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Венедикта Нурсийского в память о почившем наместнике архимандрите Венедикте (Пенькове), с которым на протяжении длительного времени у иером. Венедикта было тесное духовное общение.

В монастыре Оптина пустынь иером. Венедикт запомнился братии и паломникам как смиренный, кроткий и молитвенный священнослужитель.

Еще до прихода в обитель в конце 1990-х и начале 2000-х годов тогда еще священником Владимиром Емеличевым было составлено и написано несколько книг: «Одержимые. Изгнание злых духов», «Монашеское делание», «Рассказы о чудесах», «Чудеса в православии». Им были собраны поучения святых отцов и подвижников благочестия, посвященные монашеству, в сборник «Монашеское делание». В книге «Рассказы о чудесах» на фоне судьбы православного священника, родившегося в конце войны, приведены краткие рассказы о чудесах в жизни автора и разных людей, первые шаги и дальнейший путь к Богу. По сути воспоминания самого автора похожи на дневниковые заметки, в которых подробно, анализируя события своей жизни и их восприятие, священник делится с читателем сокровенными воспоминаниями и опытом.

Приведем, к примеру, в сокращенном варианте один из рассказов из книги батюшки:

* * *

Чудо красоты

Все годы моей жизни с особенно острым чувством я поклонялся красоте. Вначале я воспринимал красоту, в основном, лишь внешне, но потом, после крещения, по действию благодати Божией, все более стал воспринимать внутреннюю, духовную сторону красоты. Со временем я понял, что вся видимая нами красота есть лишь маленькое отражение бесконечной красоты Творца всякой красоты — Бога.

В сотворенном Богом мире вершина красоты есть человек и, особенно, человеческое лицо, и потому, будучи еще некрещеным, часто заглядывался я на красивые человеческие лица. Но только после крещения стал я понимать, что самое красиво лицо — одухотворенное.

Вот что удивительно: внутренние — доброта, православная вера, молитва, кротость, смирение — и прочие христианские качества и дела всякое лицо, даже от природы некрасивое, делает приятным и красивым. Я знал одного человека, у которого был горб; но при общении с ним мало кто замечал этот природный его недостаток: так привлекательно было его лицо, сиявшее светом православной веры, доброты, любви.

Также удивительно и то, что истинная красота не зависит от возраста, и даже старец может быть красивым. Такую дивную красоту имел, например, приснопоминаемый старец архимандрит отец Таврион — о котором более подробно шла речь в других рассказах — священник Спасо-Преображенской пустыни Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря, преставившийся в 1978 году.

Когда я был в этой пустыни, он благословил мне свое фото, на котором он запечатлен в возрасте около 70 лет. Лицо его на фотографии необычайно красивое, оно как бы освещается благодатью.

Также приходилось мне видеть фотографии и других православных подвижников, запечатленных в старости, и явственно видно, как украшает их лики Божественная благодать Духа Святого.

Но если добродетели всегда сопровождаются красотой, хотя бы внутренней, то с пороками дело обстоит совсем наоборот. И все порочные люди всегда некрасивы, ибо даже и на красивом от природы лице сугубого грешника всегда лежит печать порока.

По собственному опыту, к стыду своему, говорю: знаю, как обезображивает всякий грех лицо человека. Как мерзко мне было, например, смотреть в зеркало на свое лицо после совершения какого-нибудь большого греха.

Но зато как просвещалось, по дару Божию, мое лицо после долгих молитв в храме и особенно после Святого Причастия. Вот отсюда явственно видно, что добро всегда сопровождается красотой, а зло — уродством.

Но в отношении красоты нужно иметь и немалую осторожность, помнить, что есть диавол и злые духи его, которые стремятся все, сущее в мире сем — и даже красоту! — коварно использовать во зло. Часто лукавый заманивает людей внешней преходящей человеческой красотой и тем приводит их во всевозможные грехи, и особенно грехи блудные. Поэтому за всякой красотой нам надо искать Бога, помнить, что истинная красота — от Бога, и Бог есть Истинная Красота.

* * *

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, иеромонаха Венедикта, яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя.


Заметка к 9 дню со дня отшествия ко Господу «Памяти почившего ирм. Венедикта».

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь