Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Сво­бо­да су­ществ ра­зум­ных всег­да ис­пы­ты­ва­лась и до­се­ле ис­пы­ты­ва­ет­ся, по­ка ут­вер­дит­ся в доб­ре. По­то­му что без ис­пы­та­ния доб­ро твер­до не бы­ва­ет. Вся­кий хрис­ти­а­нин чем-ли­бо да ис­пы­ты­ва­ет­ся: один бед­нос­тию, дру­гой бо­лез­нию, тре­тий раз­ны­ми не­хо­ро­ши­ми по­мыс­ла­ми, чет­вер­тый ка­ким-ли­бо бедстви­ем или уни­чи­же­ни­ем, а иной раз­ны­ми не­до­у­ме­ни­я­ми. И этим ис­пы­ты­ва­ет­ся твер­дость ве­ры, и на­деж­ды, и люб­ви Бо­жи­ей.

преп. Амвросий

По­кой обе­щан нам в бу­ду­щем ве­ке, а здесь на зем­ле – труд и ис­ку­ше­ние. Бла­жен че­ло­век, иже пре­тер­пит ис­ку­ше­ние (Иак. 1, 12).

преп. Моисей

Мно­гие бу­ри и ура­га­ны пот­ря­са­ют ат­мос­фе­ру и на­но­сят раз­лич­ные кру­ше­ния, а свя­той царь Да­вид изо все­го изв­ле­ка­ет хва­лу Бо­гу. И действия ду­хов зло­бы под­не­бес­ных, по­доб­но бу­рям, пот­ря­са­ют ду­шу и серд­ца пре­бы­ва­ю­щих на зем­ле че­ло­ве­ков. Нам, не­мощ­ным, что те­перь де­лать? Од­но сред­ство бли­жай­шее и вер­ней­шее – воз­де­вать ру­ки ко Гос­по­ду Бо­гу, по­доб­но Мо­и­сею в пус­ты­не, где на­па­да­ла на не­го вра­жия си­ла Ама­ли­ко­ва. Все­выш­ним Бо­гом прей­дем сте­ну ис­ку­ше­ний. С на­ми Бог. И бо­ять­ся слиш­ком не долж­но.

преп. Моисей

Земной путь
иеромонаха Венедикта (Емеличева)…

Приидите, благословенные Отца Моего,
наследуйте Царство,
уготованное вам от создания мира.
(Мф. 25, 34)

Утром 22 декабря 2021 г. в Оптиной пустыни в возрасте 77 лет после тяжелой и продолжительной болезни отошел ко Господу насельник монастыря иеромонах Венедикт (Емеличев).

Иеромонах Венедикт (Емеличев)

Будущий священнослужитель Владимир Емеличев родился в тяжелый для страны 1944 год в г. Рыбинске, отец его был военным, а мать — учителем. Получив высшее образование в Московском авиационном институте, Владимиру Емеличеву довелось поработать как инженером конструкторского бюро, научным сотрудником института, так и певчим, старостой храма, псаломщиком, также 6 лет он работал в Толгском женском монастыре в качестве инженера-электрика и эконома.

После крещения в довольно зрелом возрасте, в 28 лет, начался его стремительный путь к Богу. В 1990 г. из мирянина он превращается в священнослужителя, приняв рукоположение в сан диакона и затем — иерея в Федоровском кафедральном соборе г. Ярославля. Первым местом его служения стал храм в честь прп. Сергия Радонежского в старинном селе Мосейцево в Ярославской области. Следующим местом его назначения стал Свято-Троице-Сергиев женский монастырь в Латвии, после чего до самого своего приезда в Оптину пустынь в 2002 году иерей Владимир служит в разных храмах Ярославской области.

Следует отметить, что в нем всегда присутствовало стремление к монашеской жизни, руководствуясь которым он и направился в Оптину пустынь. 28 июля 2020 года, в день памяти своего небесного покровителя св. равноап. вел. кн. Владимира наместником монастыря Оптина пустынь епископом Можайским Леонидом иерей Владимир был пострижен в монашество с наречением имени в честь прп. Венедикта Нурсийского в память о почившем наместнике архимандрите Венедикте (Пенькове), с которым на протяжении длительного времени у иером. Венедикта было тесное духовное общение.

В монастыре Оптина пустынь иером. Венедикт запомнился братии и паломникам как смиренный, кроткий и молитвенный священнослужитель.

Еще до прихода в обитель в конце 1990-х и начале 2000-х годов тогда еще священником Владимиром Емеличевым было составлено и написано несколько книг: «Одержимые. Изгнание злых духов», «Монашеское делание», «Рассказы о чудесах», «Чудеса в православии». Им были собраны поучения святых отцов и подвижников благочестия, посвященные монашеству, в сборник «Монашеское делание». В книге «Рассказы о чудесах» на фоне судьбы православного священника, родившегося в конце войны, приведены краткие рассказы о чудесах в жизни автора и разных людей, первые шаги и дальнейший путь к Богу. По сути воспоминания самого автора похожи на дневниковые заметки, в которых подробно, анализируя события своей жизни и их восприятие, священник делится с читателем сокровенными воспоминаниями и опытом.

Приведем, к примеру, в сокращенном варианте один из рассказов из книги батюшки:

* * *

Чудо красоты

Все годы моей жизни с особенно острым чувством я поклонялся красоте. Вначале я воспринимал красоту, в основном, лишь внешне, но потом, после крещения, по действию благодати Божией, все более стал воспринимать внутреннюю, духовную сторону красоты. Со временем я понял, что вся видимая нами красота есть лишь маленькое отражение бесконечной красоты Творца всякой красоты — Бога.

В сотворенном Богом мире вершина красоты есть человек и, особенно, человеческое лицо, и потому, будучи еще некрещеным, часто заглядывался я на красивые человеческие лица. Но только после крещения стал я понимать, что самое красиво лицо — одухотворенное.

Вот что удивительно: внутренние — доброта, православная вера, молитва, кротость, смирение — и прочие христианские качества и дела всякое лицо, даже от природы некрасивое, делает приятным и красивым. Я знал одного человека, у которого был горб; но при общении с ним мало кто замечал этот природный его недостаток: так привлекательно было его лицо, сиявшее светом православной веры, доброты, любви.

Также удивительно и то, что истинная красота не зависит от возраста, и даже старец может быть красивым. Такую дивную красоту имел, например, приснопоминаемый старец архимандрит отец Таврион — о котором более подробно шла речь в других рассказах — священник Спасо-Преображенской пустыни Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря, преставившийся в 1978 году.

Когда я был в этой пустыни, он благословил мне свое фото, на котором он запечатлен в возрасте около 70 лет. Лицо его на фотографии необычайно красивое, оно как бы освещается благодатью.

Также приходилось мне видеть фотографии и других православных подвижников, запечатленных в старости, и явственно видно, как украшает их лики Божественная благодать Духа Святого.

Но если добродетели всегда сопровождаются красотой, хотя бы внутренней, то с пороками дело обстоит совсем наоборот. И все порочные люди всегда некрасивы, ибо даже и на красивом от природы лице сугубого грешника всегда лежит печать порока.

По собственному опыту, к стыду своему, говорю: знаю, как обезображивает всякий грех лицо человека. Как мерзко мне было, например, смотреть в зеркало на свое лицо после совершения какого-нибудь большого греха.

Но зато как просвещалось, по дару Божию, мое лицо после долгих молитв в храме и особенно после Святого Причастия. Вот отсюда явственно видно, что добро всегда сопровождается красотой, а зло — уродством.

Но в отношении красоты нужно иметь и немалую осторожность, помнить, что есть диавол и злые духи его, которые стремятся все, сущее в мире сем — и даже красоту! — коварно использовать во зло. Часто лукавый заманивает людей внешней преходящей человеческой красотой и тем приводит их во всевозможные грехи, и особенно грехи блудные. Поэтому за всякой красотой нам надо искать Бога, помнить, что истинная красота — от Бога, и Бог есть Истинная Красота.

* * *

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, иеромонаха Венедикта, яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящим Тя.


Заметка к 9 дню со дня отшествия ко Господу «Памяти почившего ирм. Венедикта».

Пресс-служба монастыря Оптина пустынь