Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до по­ка­я­ние всег­да при­но­сить Гос­по­ду в сво­их не­исп­рав­нос­тях и по­нуж­дать се­бя к ис­пол­не­нию за­по­ве­дей Гос­под­них и мо­на­шес­ких обе­тов. При этом же на­до за­зи­рать се­бя в не­исп­рав­нос­ти, и счи­тать се­бя ху­же и греш­нее всех, и сми­рять­ся пред Гос­по­дом в серд­це сво­ем. Сми­ре­ние за­ме­ня­ет не­дос­та­ток дел.

преп. Иосиф

Все че­ло­ве­че­ст­во мож­но раз­де­лить на две час­ти: фа­ри­сеи и мы­та­ри. Пер­вые по­ги­ба­ют, вто­рые спа­са­ют­ся. Бе­ре­ги­те соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти. Это – са­мое дра­го­цен­ное пе­ред Бо­гом. Что спас­ло мы­та­ря? Ко­неч­но, это соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти: „Бо­же, ми­лос­тив бу­ди мне греш­но­му!" Вот эта мо­лит­ва, ко­то­рая прош­ла уже поч­ти два ты­ся­че­ле­тия. Но смот­ри­те, мы­тарь соз­на­ет се­бя греш­ным, но в то же вре­мя на­де­ет­ся на ми­лость Бо­жию. Без на­деж­ды нель­зя спас­тись.

преп. Варсонофий

Ес­ли ког­да сог­ре­шишь и тот­час об­ра­ща­ешь­ся к Бо­гу ка­я­ся – это очень хо­ро­шо. Так и долж­но. И Гос­подь прос­тит. А ду­хов­ни­ку или стар­цу пос­ле ска­зать – ес­ли ва­жен грех.

преп. Анатолий

17 ноября – день памяти митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого)
Митрополит Флавиан когда-то в начале своего пути проходил послушания в Оптиной пустыни. Широк географический охват его многогранной деятельности: Москва, Рим, Неаполь, Казань, Симферополь, Пекин и другие города.
На протяжении 10 лет совершал миссионерское служение в Китае. Известен своим особым попечением о деле просвещения и образования, любовью к книгам, безотказным вниманием ко всем сирым и убогим. Владыка – последний в истории России митрополит, удостоенный высшего Императорского ордена Святого Апостола Андрея Первозванного.

Митрополит Флавиан (Городецкий)

Будущий митрополит Флавиан (Николай Николаевич Городецкий) родился 26 июля 1840 года в семье дворянина в Орле. На четвертом году от рождения он лишился отца, а на десятом – матери. Домашнее воспитание получил в доме тетки. Среднее образование – в Орловской гимназии, куда поступил прямо в четвертый класс в 1853 году. По окончании курса учения в гимназии он поступил в Московский университет на юридический факультет, где с большим рвением занялся изучением юридических наук. Глубокая религиозная настроенность, полученная им еще с малых лет, побудила его порвать связи с мирскими влечениями, и на четвертом курсе он решил окончательно отдаться служению Святой Церкви в иноческом звании. Уволившись с этого курса, он пешком направился за 90 верст в Николо-Пешношский монастырь, где был принят в число послушников и назначен на черные послушания при кухне и трапезной. С 1861 по 1862 был послушником в Оптиной пустыни.

10 декабря 1863 года поступил послушником в Московский ставропигиальный Симонов монастырь. 23 декабря того же года был посвящен в стихарь.

С глубоким христианским смирением исполнял он сначала черные работы, а затем назначен был на высшее послушание в храм, где в качестве пономаря обязан был следить за чистотой храма и его утвари, вытирать пыль и сметать сор.

В 1866 году он поступил частным секретарем к архимандриту Гурию, назначенному настоятелем русской посольской Церкви в Риме.

В том же году 17 февраля был пострижен в монашество, а 18 февраля рукоположен во иеродиакона.

Вследствие перерыва сношений русского правительства с папским двором архимандрит Гурий и иеродиакон Флавиан оставили Рим и направились в Неаполь, а оттуда в г. Казань, куда архимандрит Гурий был назначен на кафедру епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии, с поручением ему управления Спасо-Преображенским монастырем.

Здесь в 1867 году иеродиакон Флавиан зачислен был в число названной обители и 9-го апреля рукоположен во иеромонаха.

15 февраля 1868 года перемещен по собственному желанию в Симферополь в число братии Таврического архиерейского дома, где исполнял многочисленные обязанности, возлагаемые на него духовным начальством.

В 1871 году нес обязанности инспектора классов и законоучителя Таврического епархиального женского училища, где безвозмездно преподавал географию и был духовником при архиерейском доме.

16 апреля 1873 года определен настоятелем Бахчисарайского Успенского скита.

6 июня того же года назначен членом Пекинской миссии. С апостольской ревностью в течение десяти лет проходил он в Китае свое миссионерское служение. Прежде всего он с рвением занялся изучением китайского языка, как разговорного, так и письменного. Затем, по поручению начальника миссии принял на себя труд перевода на китайский язык богослужебных книг и книг религиозно нравственного содержания, составляя в то же время и самостоятельные сочинения, полезные для дела миссии. Много потрудился он и над приведением в порядок оставленных ему архимандритом Палладием материалов для китайско-русского словаря, впоследствии изданного. Помимо этих работ, ознакомившись с китайскими нравами и верованиями, он вел беседы с язычниками-китайцами.

2 января 1879 года назначен был начальником Пекинской духовной миссии и возведен в сан архимандрита.

Благодаря его неусыпным трудам и стараниям, богослужение стало совершаться на китайском языке. Православная паства в Китае стала увеличиваться с каждым годом.

В 1882 году архимандрит Флавиан был в Японии у епископа Николая для представления одного китайца к рукоположению в священный сан. Десятилетнее миссионерское служение, полное всяких невзгод и лишений, утомило, однако самоотверженного труженика, и он просил у Святейшего Синода необходимого отдыха.

В 1884 году по возвращении в Россию был зачислен в число братии Александро-Невской Лавры.

2 февраля 1885 года хиротонисан во епископа Аксайского, викария Донской епархии.

С 1892 по 1894 годы присутствовал в Священном Синоде.

С 21 февраля 1898 года – архиепископ Карталинский и Кахетинский – Экзарх Грузии.

В этом же году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке и утвержден постоянным членом Священного Синода.

1898‑1899 годы – почетный член Духовных Академий Казанской и Санкт-Петербургской.

С 10 ноября 1901 года – архиепископ Харьковский и Ахтырский. На этой кафедре пробыл он всего четырнадцать месяцев, но и за это немногое время сделал весьма многое. При нем преобразован был епархиальный сиротский приют. Усилилась религиозно-просветительная деятельность духовенства. Возникли проповеднические кружки, открылись пастырские собеседования во многих пунктах города, учреждено религиозно-просветительное братство. Он придавал особенное значение уставности, благолепию и осмысленности в совершении всех служб церковных и треб.

Прилагая заботы о развитии церковно-школьного дела в епархии, владыка благожелательно относился и к светской школе, проявляя трогательную заботливость и попечение о ней, о преподающих и обучающихся в ней. Он оказывал внимание и Харьковскому университету, участвуя в его торжествах и совершая в церкви университета богослужения. Что касается духовно-учебных заведений, то они пользовались особым его вниманием и доброжелательством. Владыка содействовал улучшению учебного и воспитательного в них дела, заботился об улучшении их содержания, сокращал излишние по ним расходы, облегчая тем церкви и духовенство, вызывал упорядочение и строгость в ведении отчетности. Часто и усердно он совершал в их храмах богослужения, присутствовал на уроках, экзаменах и торжественных собраниях. По его предложению было открыто братство во имя св. великомученицы Варвары, имеющее целью оказывать материальную помощь бедным воспитанницам епархиального женского училища.

С 8 декабря1902 года – почетный член Киевской духовной академии.•

1 февраля 1903 года возведен в сан митрополита и награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.

С 1 февраля 1903 года – митрополит Киевский и Галицкий, и священноархимандрит Киево-Печерской Успенской Лавры.

Это был великий иерарх Русской Церкви. Он отличался крайней добротой. Помогал он всем, буквально, никому не отказывал в материальной помощи.

В Киеве были назначены определенные дни для приема неимущих: с утра до вечера стекался к нему народ, раздача денежных пособий была щедрая.

В Петрограде не было определенных им дней для приема бедноты, а потому, когда день на неделе был свободный от заседаний в Священном Синоде, то Киевское подворье (нынешнее подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге), где проживал митрополит, осаждалось беднотой. Проживая на подворье в Санкт-Петербурге каждую зиму, а иногда и летом, митрополит Флавиан собирал свою ставшую знаменитой библиотеку, непрерывно пополняя ее новыми и редкими изданиями. Кроме экзегетики, значительную часть его собрания составляла святоотеческая литература, большим знатоком и ценителем которой был владыка Флавиан. Он собственноручно вел каталог и тщательно следил за систематизацией. При передаче новых книг в переплет (а тогда книги редко издавались в готовом переплете) владыка сам указывал, что именно следует оттиснуть на их корешках. Увлечение митрополита Флавиана собиранием книг было широко известно в кругах книголюбов и встречало самый искренний отклик. Академии, как научные, так и духовные, университеты и издательства, авторы и собиратели – все считали для себя честью послать иерарху свои издания.

С таким же усердием владыка коллекционировал фотографии. Он собрал уникальную галерею фотопортретов российских иерархов (более 600), которая включала также фотокопии старинных живописных портретов. Но особенно поражали воображение подворских отцов, кому случалось заглянуть во владычные апартаменты, китайские редкости из коллекции, собранной преосвященным в бытность его начальником Пекинской миссии.

В апреле 1910 года свидетельствовал мощи святителя Иоасафа, епископа Белгородского.

Он очень почитал митрополита Тобольского Павла (Конюскевича), о прославлении которого он возбуждал ходатайство пред Священным Синодом в 1914‑1915 годы. Знаменательно то, что митрополит Флавиан скончался именно в тот день, в который преставился и митрополит Павел – 4 ноября 1915 года, от астмы сердечной в Киевской Лавре. Захоронен в Крестовоздвиженской церкви, в Ближних пещерах.

Вечная память приснопоминаемому владыке Флавиану!