Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Нам не на­до ни­ког­да ос­та­нав­ли­вать­ся на по­мыс­лах. Пусть идут ми­мо, ес­ли они приш­ли к нам, от­ра­жай­те их Ии­су­со­вой мо­лит­вой. Пусть не на­хо­дят они в серд­цах на­ших со­чу­в­ствия се­бе. Ста­рай­тесь очи­щать свои серд­ца, для это­го-то и не­об­хо­ди­ма, кро­ме мо­лит­вы Ии­су­со­вой, па­мя­ти Бо­жи­ей, тща­тель­ная и отк­ро­вен­ная ис­по­ведь.

преп. Никон

Ког­да за­ме­тишь, что ка­кая-ни­будь мысль дол­бит пос­то­ян­но и серд­це к ней при­леп­ля­ет­ся, вот тог­да это ужас­ная опас­ность; ско­рее на­до бо­роть­ся, что­бы выб­ро­сить ее; мо­лит­вой Ии­су­со­вой про­го­няй, а ес­ли все же не в си­лах, ис­по­ве­дуй стар­цу.

преп. Никон

Гос­подь ждет: ку­да скло­нит­ся на­ше серд­це – сох­ра­нит вер­ность Ему или пре­даст Его из-за вре­мен­ной слас­ти гре­ха. Ска­за­ли свя­тые от­цы: „От­се­ки по­мы­сл – от­се­чешь и все". Очень важ­но пом­нить, что вся­ким сог­ла­си­ем с гре­хом, а че­рез грех и с бе­са­ми, мы пре­да­ем Гос­по­да, пре­да­ем Его за мер­зо­ст­ную це­ну гре­ха. Ко­го и на что мы про­ме­ни­ва­ем?! Лич­ное не­сог­ла­сие на грех и борь­ба про­тив не­го мо­лит­вою и ис­по­ведью – не­об­хо­ди­мы.

преп. Никон

День памяти настоятеля Тихоновой пустыни
17 ноября — годовщина кончины архимандрита Моисея (Красильникова), начавшего свой монашеский пусть с Оптиной пустыни, окормляясь у её прославленных старцев, следуя заветам которых отец Моисей 37 лет настоятельствовал в Тихоновой пустыни.

Архимандрит Моисей (Красильников)

Архимандрит Моисей (в миру Михаил Федорович Красильников) родился в г. Болхов, Орловской губернии, в 1814 году. Родители его принадлежали к купеческому сословию. В семье Красильниковых было шестеро детей. Михаил рос ребенком с «особым утроением»: был тих, серьезен, всегда сосредоточен и сдержан. С девятилетнего возраста отец начал посылать его по торговым делам со старшими, доверяя и лично мальчику в силу его серьезного характера и деловитости, необычной для его возраста. В свободное от торговых занятий или даже в промежуточное время он занимался чтением духовных книг, часто и усиленно постился, много молился и трудился. В юношеском возрасте Михаилу довелось побывать в Оптиной пустыни и Киеве.

В Оптиной пустыни Михаила поразило благолепием обители, и он хотел сразу остаться здесь, но старец Леонид не дал ему на это благословения и велел сначала совершить предполагаемый путь, а по возвращении домой, ожидать, когда Господь укажет время исполнить свое намерение. Юноша исполнил совет старца, пошел в Киев и через месяц возвратился домой.

Зная, что отец не даст своего согласия ему на поступление в монастырь, Михаил тайком с товарищами ушел из дома отца.

Старец иеросхимонах Леонид направил юношу и его товарищей через Калугу и Малоярославец в Троице-Сергиеву Лавру к прп. Сергию Радонежскому.

По возвращении в Оптину пустынь настоятель обители игумен о. Моисей оставил Михаила в обители, назначив ему послушание.

Для окончательного формального вступления в монастырь требовалось увольнение из общества, а для этого нужно было снова идти к отцу просить прощения и благословения на монашество. Отец Михаила выхлопотал сыну требуемое увольнение, и Михаил с благословения родителей снова направился в Оптину пустынь.

Вскоре после того, 14-го апр. 1839 г., Михаил Красильников указом был зачислен в число братии Оптиной пустыни послушником, а через год в 1840 г. он был пострижен с благословения старца о. Леонида с именем Моисей.

После смерти 11 октября 1841 г. иеросхимонаха Леонид (прп. Льва) духовным отцом Михаила становится преемник о. Льва — старец иеросхимонах Макарий.

17 ноября 1847 г. совершилось пострижение Михаила в мантию. 17-го апреля 1848 г. о. Моисей был рукоположен в диаконы.

Через 7 лет 19 июня 1855 г о. Моисей был рукоположен в иерея архиепископом Григорием (Миткевичем), при посещении им Оптиной пустыни.

22-го августа 1855 года иерей о. Моисей был назначен настоятелем Тихоновой пустыни. О. Моисей управлял монастырем, исполняя заповедь Господа: Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).

Будучи учеником преподобных оптинских старцев Льва, Макария и Моисея (Путилова), решил восстановить старчество в Тихоновой пустыни и ввести тот же монастырский устав, что и в Оптиной пустыни. Трудность введения старчества обусловливалась не только тем, что это было новшество, ломавшее обыденную, застывшую в известных формах, монастырскую жизнь, но главное затруднение было в том, что не могло быть из Оптиной пустыни старца-руководителя, который бы преемственно утвердил здесь этот род иноческой жизни в Тихоновой пустыни. В самой Тихоновой пустыни так же не было подходящего опытного старца, способного к такому духовному руководству. Сам отец-настоятель был во всем примером для братии в ведении высокодуховной подвижнической жизни. В жизни о. Моисей всегда был крайне воздержен: трапезовал вместе с братией, не позволяя готовить себе что-либо отдельно. Вместе с братией он разделял труды на благо обители.

Являясь продолжателем внутреннего делания и духовного окормления оптинских старцев, отец Моисей ввел во вверенной ему обители ежедневное исповедание помыслов как неотъемлемое условие совершенствования монаха. Основным в его наставлениях было обучение смирению и Иисусовой молитве. Своей истинно подвижнической и добродетельной жизнью отец Моисей привлек к себе в качестве духовных чад многих мирян и монашествующих. Некоторые из них в годы революционного лихолетья стали новомученниками и исповедниками христианской веры. 19 июня 1862 не стало настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Моисея. В Оптину обитель на погребение его прибыл преосвященный Григорий (Миткевич; архиепископ Калужский и Боровский), и здесь на служении, как бы в утешение строителю Моисею, близость которого к почившему он знал, произвел его в сан игумена.

В 1866 г. о. Моисей был утвержден в должности благочинного всех монастырей. Для вверенных ему монастырей наступила самая благотворная пора.

В 1862 году в Тихонову обитель перешел старец иеромонах Ефрем, в схиме о. Иоанн (1807‑1884), а в 1867 г. он был избран о. Моисеем духовником братии. Старчество, зародившееся в Тихоновой пустыни благодаря заботливым трудам отца Моисея, утверждалось стараниями духовника обители иеромонаха Ефрема. Отец Ефрем был учеником преподобного оптинского старца Льва и вел строгую аскетическую жизнь, которую по своему смирению, старался скрывать, чтобы избежать суетной мирской славы. В жизнеописании старца Ефрема сообщается, что он был строгим постником, делателем умной молитвы, имел от Господа благодатные дары рассуждения, исцеления от недугов, прозорливости и чудотворения. По преставлении отца Ефрема его тело не имело признаков тления, известны посмертные явления старца своим ученикам.

Когда число братии достаточно возросло, о. Моисей, по примеру Оптиной пустыни, ввел в обители все три рода монашеской жизни: общежительную, скитскую и пустынножительство.

За его труды по обители и по управлению монастырями Калужской епархии в 1871 г. он был возведен в сан архимандрита.

По подобию Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни для уединенной и безмолвной жизни в 8,5 км от монастыря о. Моисеем был устроен Сретенский скит с двумя храмами. Скит был обнесен каменной оградой, над вратами возвышалась колокольня. Устроив скит, он отпустил в него желающих братьев и поручил его иеромонаху Макарию. В скиту было установлено неусыпное чтение псалтири и непрестанное молитвенное поминовение почивших благотворителей.

Также архимандрит Моисей был устроителем Казанской Белокопытовской женской обители, которую он посещал с 1871 года сначала как благочинный, а потом как старец и руководитель.

Скончался архимандрит Моисей 4/17 ноября 1895 года на руках своего ученика его казначея Досифея.

37-ми летнее настоятельство о. Моисея явилось для Тихоновой пустыни «золотым периодом» — временем ее внутреннего процветания и внешнего украшения. В конце своей многотрудной жизни архимандрит Моисей писал: «и я убедился, что строить каменные стены, питать и одевать братию хотя и занимательно, и беспокойно, но не столько трудно, как, показывая собою пример всякия добродетели, созидать братския души. Ибо нет, кажется, труднее дела, как исправлять худые нравы тех из братий, которые не имеют собственного к тому произволения».

Источник: «Жизнеописание настоятеля Тихоновой пустыни (Калужской губернии) архимандрита Моисея», составлено иеромонахом Досифеем, Москва, 1896 г.