Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Для гор­де­ли­вых уко­ре­ние – нож ост­рый, а для сми­рен­ных – на­ход­ка бо­га­тая.

преп. Антоний

Уны­ние зна­чит та же лень, толь­ко ху­же. От уны­ния и те­лом ос­ла­бе­ешь, и ду­хом. Не хо­чет­ся ни ра­бо­тать, ни мо­лить­ся, в цер­ковь хо­дишь с неб­ре­же­ни­ем, и весь че­ло­век ос­ла­бе­ва­ет.

преп. Амвросий

Мрач­ность-то ду­ха, хо­тя и ко ис­ку­су по­сы­ла­ет­ся иног­да, од­на­ко все на­доб­но ис­пы­тать: не за гор­дость ли по­сы­ла­ет­ся? – и на­доб­но сми­рить­ся.

преп. Макарий

Введенский собор Страницы истории

Один из самых древних храмов Оптиной Пустыни – Введенский собор – в XIX веке был значительно перестроен и благоукрашен.

В 1837 году к основному четверику собора были пристроили два придела, трапезная и западное крыльцо. С южной стороны был освящен новый придел в честь святителя Николая Чудотворца, в новый северный придел был перенесен придел в честь преподобного Пафнутия Боровского.

В 1870 году Введенский собор был расписан. В связи с этим, главный и боковые приделы были вновь освящены правящим архиереем архиепископом Калужским и Боровским Григорием (Миткевичем) в сентябре 1870 года. Проповедь Владыки, сказанная им 7 сентября 1870 года, была опубликована в «Калужских епархиальных ведомостях» 30 ноября 1870 года.

Спустя практически полтора столетия мы вновь можем стать сопричастниками этого торжества, прочитав проповедь в старых газетных подшивках.

СЛОВО
при освящении вновь расписанного храма в Оптиной пустыни

В храме стояще славы Божия, на небеси стояти мним.

Так внушает св. Церковь. Ежели ко всякому храму Божию прилагаются слова сии, то тем паче следует приложить их к сему храму, так благолепно украшенному и повсюду покрытому ликами святых небожителей и самого Царя Небесного, которые делают его именно небеси подобным селением славы Божия. Радуюсь, душевно радуюсь, видя такое пресветлое благолепие храма сего, и утешаюсь милостию Божиею, явленною обители вашей в сем новом великолепном украшении оной.

А при сем почитаю приличным обратить ваше внимание, братия, на те обязанности, какие налагает на вас празднуемое вами ныне торжественное обновление храма сего.

Введенский Собор (дореволюционная фотография).

Приходя сюда для совершения обычных, ежедневных служений в Троице славимому Богу, вы должны, братия, во-первых, благоговейно возносить умы и сердца ваши к подателю всех благ Господу и благодарить Его за великое к вам благоволение, которое обрело и послало обители вашей таких усердных доброхотных дателей, которые доставили вам средства на совершение такого светлого и многоценного украшения. Ибо кто, как не Господь Всеблагий, мог устроить сие? Пойте же, хвалите, славьте и превозносите Его непрестанно и неленостно с полным усердием, да прославит Он и еще милость Свою к Обители вашей, совершайте служение ваше так, чтоб оно было жертвою святою и благоугодною Богови (Рим. 12, 1).

Введенский Собор (современный вид).

Во-вторых, созерцая светлость и красоту храма сего, вы должны, братия, воспоминать виновников сего, тех благотворителей, которые усердными своими жертвами дали возможность привести храм сей в такой великолепный и прекрасный вид. Приняв усердные приношения, вы приняли на себя непременный долг возносить усердные и прилежные молитвы ко Господу о благополучии и спасении благотворителей; приняли долг молиться не устами только, но и сердцем, да приимет Господь приношения их в воню благоухания, в жертву приятну, благоугодну Ему (Фил. 4, 18), да благословит Он все благие предприятия их, и пошлет им желаемый успех в всех делах их, да простит им все согрешения их, и да освятит их своею благодатию, а наконец, да вселит их в небесные блаженные обители Свои и там воспрославит их Своею божественною силою. Будьте же верны и рачительны в исполнении сего долга, да не падет на вас укоризна в неблагодарности.

В-третьих, предстоя в храме сем, небеси подобном, помышляйте братия, что вы стоите не на земле, а на небе, что вы находитесь в сонме тех святых небожителей, коих благолепные лики видите на стенах храма сего. Лики сии представляйте себе не как простые украшения храма, а как видимые покровы угодников Божиих, невидимо присущих здесь с вами и вещающих вам словами ап. Павла: Подобна нам бывайте, братие, и смотряйте тако ходящия, якоже имате образ нас. (Фил. 3, 17). Ходите достойно звания вашего христианского и монашеского, со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию, тщащеся блюсти единение духа в союзе мира (Еф. 4, 1-3). Братолюбием друг ко другу любезни, честию друг друга больше творяще, тщанием не лениви, духом горяще, Господеви работающе, упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве пребывающе (Рим. 12, 10-12). Это значит, что вы должны, братия, уподобляться святым не столько по внешней их жизни, или по виду их благочестия, сколько по духу их святости: должны подражать их великой вере, которая очищала сердца их от всякой греховной скверны (Деян. 15, 9) и вселяла в них Христа Иисуса (Еф. 3, 17), должны подражать их совершенному самоотвержению, простиравшемуся до распятия плоти со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), должны подражать глубочайшей преданности их Христу, по силе которой каждый из них мог сказать о себе, подобно ап. Павлу: Христовы сораспяхся, живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20).

А для сего слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости учаще и вразумляюще себе самех, и друг друга, во псалмех и пениих и песнех духовных, во благодати поюще в сердцах ваших Господеви. И все, еже аще творите словом или делом, вся во имя Господа Иисуса Христа, благодаряще Бога и Отца Тем (Кол. 3, 16-17). Паче же не высокомудрствуйте, по смиренными ведущееся, не бывайте мудри о себе (Рим. 12, 16). Читайте как можно чаще, и со вниманием жития и наставления угодников Божиих, и всемерно старайтесь соображать с оными всю вашу жизнь и внутреннюю, и наружную, прося притом благодатной помощи у Господа.

Да не смущает вас, братия, высокость образцов, представленных угодниками Божиими. Все они, когда жили на земле, были такие же люди, как и мы, подобострастны нам, и достигали совершенства постепенно; но захотели спастись, и приложили попечение о сем чрез богоугодные подвиги благочестия, чрез посильное делание заповедей Божиих, чрез приращение данных им талантов (Мф. 25, 15), и Господь помог им достигнуть желаемого. Поможет он и вам, братия, достигнуть того же, достигнуть вечного блаженства в вечном Царстве Его, по мере веры вашей и усердия вашего, Ибо Он, Всеблагий Господь хощет всем человекам спастися (1Тим. 2, 4), и воцариться с Ним (Мф. 25, 34) на веки веков.

Аминь.