Аудио-трансляция

Враг наш не­ви­ди­мый сам же вло­жит мысль гре­хов­ную в ду­шу че­ло­ве­ка, да тут же и за­пи­шет ее, как его собствен­ную, да­бы впос­ле­д­ствии на Страш­ном Су­де Бо­жи­ем об­ви­нить че­ло­ве­ка.

преп. Амвросий

Письма к А. Ф.

1. Принимай укоризны, как достойная их

6 Ноября 1875 г.

Получил я письмо твое, сестра о Господе А., и порадовался, что Господь устроил тебе безбедный уголок. А сестры тебя напрасно укоряют, что ты без послушания: твое послушание самое дорогое и самое легкое: принимай укоризны, как достойная их, а за укоряющих моли Бога. Об этом то достославном послушании говорил Апостол Павел в посланиях: «послушлив был даже до смерти – смерти же крестныя: тем же и Бог его превознесе». Это послушание тем еще дорого, что не видно для других, и гораздо ближе других послушаний стоит ко смирению. А это то нам и дорого. А что мое предложение не приняла, об этом не скорби. Сам Господь устроит, имей только искреннее желание и смирение, которое может заменить всякое правило и подвиги. Мир тебе и благословение Божие.

Остаюсь благожелатель твой
многогрешный И. Анатолий.

Число на письме всегда надо выставлять.

К содержанию

2. Нужно надеяться не на свои добродетели, а на Божие милосердие и на крестную жертву Сына Божия

14 Ноября 1875 г.

Получил я от тебя, сестра А., письмо и шарф, за который благодарю тебя. А паче за усердие. Хотя мне и жаль, что ты свои небольшие капиталы иждиваешь на сохранение моего здоровья, когда сама еще больная.

А что ты не ходишь к утрени, ленишься, не имеешь ни смирения, ни терпения, – за все это нужно укорять себя и окаявать. Да еще благодарить Господа, что Он не дал бодливой корове рогов! А то вишь ты, как мудрствуешь: «я ничего не делаю – чем спасуся?» Да разве нас могут спасти наши ничтожные добродетели? Разве не помнишь слова Божия: «вся правда человеча пред Богом есть рубище жены нечистыя». Ищи-ка лучше милости у Владыки нашего, а не платы за труды. И спасешься скорее, чем неразумные труженики.

Что ты все квасишься, это по мирски нехорошо, а по духовному украшению – монисты дорогия на шею. А нам с тобою еще и врачевание от душевных недугов и охранение от многаго неподобающаго. За все благодари Бога, и за то, что читаешь сестрам молитвы и сподобилась этим служить им, но не хорошо думать, что это тебе вменится. Нам вменится великая жертва, принесенная сладчайшим Иисусом на кресте Вечной Правде: а у нас нет ничего хорошаго. Делай по силе; и не цени сама своих заслуг, и не считай добродетелей, а зри и счисляй свои немощи и грехи, и Господь тебя не оставит никогда... Мир тебе и благословение Божие и Отцов наших. Остаюсь искренний благожелатель твоего спасения многогрешный И. Анатолий.

Вместо карточки своей посылаю тебе уверение, что я помню тебя – и будет с тебя!

К содержанию

3. Болезнь полезна для души

1 Января 1876 г.

Получил я два письма твои, боголюбивая послушница, многоскорбная раба Иисусова, а моя сестра о Господе А.

Мир тебе!

Мир духови твоему!

Мир болящему телу твоему!

Не думай, что мир обитает в здоровом теле: там жабы и пиявицы. Нет, мир обитает лишь в мертвенней плоти нашей. И этот то есть истинный мир, мир Иисусов, мир всяк ум превосходящий. И потому не дивись, если я любящий тебя, не печалуюсь, слыша, что ты недугуешь и страдаешь от сестры.

Правда, мне жаль, что ты болишь: но вместе и не жалею духом, зная наверное, что твои скорби – для тебя сокровище вечное... Что касается NN, то ты ее никогда не должна забывать на молитвах. Это великая твоя благодетельница, безмездная истинная лекарка. И смотри, как она безкорыстна; врачи и аптекаря требуют целых рублей, чтобы помочь тебе в болезнях твоих; да и то пожалуй – деньги возьмут, а помощи не подадут; а эта не берет ни копейки, а между тем исцеляет от застарелых душевных недугов, от проказы неисцельной – от грехов наших. Будь же терпелива; к NN снисходительна; к Богу благодарна: и верую, что приимешь сторицею в сей век, и тысячами тысяч крат – в век будущий, безконечный, вечный. Благодарю тебя за поздравление. Приветствую тебя с новолетием. Даруй Боже тебе достичь и того лета, после котораго не бывает осени ни зимы. Где вечная весна, вечное веселие, где неумолкающий пир и шум празднующих. Чего себе и тебе желаю, остаюсь с молитвенною всегдашнею памятию о тебе многогрешный И. Анатолий.

К содержанию

4. Оставаясь наедине, упражняйся во Иисусовой молитве

12 Февраля 1876 г.

Письмо твое, многоболезненная сестра А., получил... Пишешь не без скорби, что сидишь, как заключенная в келье, тогда как другия идут в церковь. Значит, ты, матушка, забываешь о моем желании и напоминании, чтоб ты как можно больше держала устную молитву Иисусову. И особенно когда остаешься одна. Это самое дорогое время укоренять ее в памяти. А ты значит умом блуждаешь – вот и делается скучно. А молитва Иисусова веселит сердце...

Что живешь плохо, не унывай, а смиряйся и Господь призрит на смирение твое, паче подвигов великих, но не смиренных. Мир тебе и благословение Господне. Многогрешный И. Анатолий.

К содержанию

5. Надо жить не по своей воле, а по Божией

17 Марта 1876 г.

Кто от каких скорбей изнывает, а мы с тобою, сестра, несем скорби собственнаго сочинения. Нам все хочется на клирос, а Господу все хочется, чтобы мы смирились и походили бы на Него Смиреннаго и Кроткаго, и понесли бы подобно Ему скорби, хотя и не такия, какия Он нес за наши грехи, а маленькия и в тысячную долю; а мы и совсем не хотим Божияго, а чтоб непременно было — хоть хуже — да наше. А Господь-то нигде не сказал, что Он любит певиц хороших, да здоровых девиц; а кого же любит? Кротких! «На кого воззрю? — говорит Он. — Токмо на смиреннаго и кроткаго и трепещущаго словес Моих».

А тут еще скорби за брата – хотят взять в христолюбивое воинство, на защиту нас же самих и отечества. Мы с тобою не крепко храбры, а желаем быть спокойны. Не хотим, чтобы неприятели пришли и посрамили нас и перекололи бы живых; а брат все-таки не ходи, а сиди с нами и жди, пока враги накроют. Где ж тут разум? Где христианская любовь?.. Что тут делать?.. Оставь и не лезь туда, куда тебя не просят. Не изыскивай сама себе скорбей, которых ты искать не обязана, а ищи и зело ищи Того, Кого мы с тобой обязаны и неотложно обязаны искать: ищи Иисуса, Жениха нашего, Питателя нашего, Надежду нашу, Жизнь и Свет очей наших! И не постыдимся.

Знаю, что без привычки звать Его постоянно трудно, и очень трудно! Да кто ж от тебя требует, чтобы ты неустанно твердила сию молитву. Делай по силе, делай со смирением и самоукорением, и обыкнешь, и полюбишь ее так, что и насильно не оторвут от нея. Потому что она сладка и радостотворна. «Помянух Бога и возвеселихся». Будь же мирна. Никогда не стесняйся писать ко мне, – с любовию все приму, и по силам отвечу. Теперь едва ли придется тебе писать до Святой недели, а потому желаю тебе в мире и благодушии встретить сей светоносный праздник. А аще Богу угодно, то и в добром здоровье. Но все-таки нам должно помнить, что истинная наша Пасха – там, во свете незаходимом, со тмами тем Ангелов и Святых, и Источником Света – Сладчайшим Иисусом. Недостойный И. Анатолий.

К содержанию

6. Прежде чем украшать душу, надо ее очистить

12 Августа 1876 г.

Благоговейнейшая матушка А.! В позднюю пору, только что отписался на необходимыя письма, вдруг попадает письмо твое! Хотя и давно оно мною прочитано, но еще не отвечено. Правда, что оно не спешное: но я-то не могу не спешить ответом моим успокоить тебя, за то, что ты успокоила меня. А успокоила ты меня тем, что благодаришь Бога за дарованное тебе в Оптиной утешение, памятуешь любовь нашу к тебе, и этим утешаешься! Слава Богу за все!

Помянник читать да благословит Бог: а поклоны земные, полагаемые на помяннике, клади, по силам смотря – с больного не взыскивают.

Касательно платья... я тебе говорил... Впрочем, эти вещи не важны, а вот важно, что украшает внутреннюю храмину! А прежде чем украшать, нам страстным следует очищать. А чистительное орудие одно только для нас и доступно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Вот тебе и утреня!.. Мир тебе! Спасайся! Остаюсь с искренним моим благожеланием. Недостойный И. Анатолий.

К содержанию

7. Враг не простит полюбившим Иисусову молитву

20 Декабря 1876 г.

Получил я письмо твое, Г., помню, но ответил ли, не упомню. И письма не найду. Помнится, ты писала, что молитва Иисусова легче держится. Если так, Слава тебе Господи! Продолжай и ухищряйся, чтобы держать ее крепче. Лучше этого времени никогда не найдешь. Когда разедется торг, тогда хоть руками махай, да поздно будет. Только помни, Г., давнее слово. Будь готова встретить скорби. Ибо всем, кому слюбится Иисусова молитва, враг никогда не ответит без отмщения: но непременно научит или старших, или младших, а уж пакостей непременно натворят.

Не знаю, у кого эта твоя М.С. видела карточку. Во всей России только 3-м монахиням дал – считая и тебя. А если будешь терпеть скорби, оказывать любовь ближним и со смирением держаться по возможности Иисусовой молитвы – дам другую карточку. Недостойный И. Анатолий.

Поздравляю тебя с наступающим празд­ником Рождества Христова. Ныне Бог сделался человеком, чтобы нас человеков сделать богами. Чего и тебе и всем нашим молитвенникам искренно желаю. Слава в вышних Богу, и на земли мир!

К содержанию

8. Нужно смиряться, терпеть и молиться

9 Января 1877 г.

Матушка А. Получил я от тебя кажется уже два письма. И ответствую кратко, ибо скоро уезжаю...

Карточку тебе вышлю, но ты все-таки не спеши тщеславиться... А лучше смирись, и за меня и за себя Богу молись! А ты меня просто смешишь, Г., своим клиросом. Точно курица с яйцом.

Что не умеешь терпеть скорбей и болезни, укори себя, но не отчаявайся. Ты еще ученица, послушница.

Да, кончина М.С. очень назидательная. А мы с тобою хоть маленький урок извлечем из ея смерти: 1-й не подымай тяжелаго, как она тебе завещала, а 2-й урок, не проси карточки, а то умрешь. Она как только собралась просить, немедля умерла. А ищи ту карточку, на которой написано: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную. Непотребн. И. Анатолий.

К содержанию

9. Смерти полезно бояться, но не должно унывать

6 Июля 1878 г.

Матушка ты моя преподобная!...

Письма твои все получил. Что смерти боишься – это очень правильно и полезно. У кого есть хоть немножко грехов, не может не бояться смерти. Но ты матушка, не из числа отчаянных грешных, а из добраго стада кающихся и укоряющих себя и сокрушающихся о грехах. А потому не унывай! Я во сто раз хуже тебя. А все вопию: Ты Господи пришел грешники спасти, а не праведныя призвати к покаянию. А потому и меня, яко грешнаго спаси!

Так и ты молись! Мир ти! 

К содержанию

10. Надо служить Богу, не ожидая награды в этой жизни

18 Октября 1879 г.

Мир тебе и благословение Господне! Все ли ты по старому ленива? Все ли по старому нетерпелива? Если так, то исправляйся! Говорил я с вашей Д. о разных делах: но по разсуждении оказалось, что многия вещи трудно исправить, А главное нечего будет терпеть и труд ваш цену потеряет.

При том и то надо сказать, с платою покоем или деньгами все прислуги мирян служат: даже часто добиваются послужить, и не добьются... а мы то монахи, тоже ищем платы, благодарности, любви?.. Ну, а если тебе начнут платить всем этим с избытком, а в свое время скажут: восприял еси благая в животе твоем?..

К содержанию

11. Надо терпеть, ожидая воздаяния в будущей жизни

9 Декабря 1880 г.

Горькая ты, аще и преподобная Г.!

...Не сердись, что давно не писал тебе и не думай, что позабыл тебя! Ты у меня в ряду самых первых немощных чающих движения утешения. Не отвечал тебе потому, что вообще мало писал и много было немощнейших тебя. Кланяйся от меня всему христолюбивому сонму подвизающихся и страждущих за Христа, Жениха Своего. Там все поставится на вид, все взвесится, все оценится, все наградится сторицею: и болезни, и озлобления, и немощи, и за то воздастся, кому мало и редко писал на длинныя и частыя и преданныя письма.

И тебя Господь помянет, и С., и карася П.! И все это слюбится. Страх как слюбится! А теперь потерпи! И с меня грешнаго и лениваго не взыщи! Впрочем, в твоих письмах не заметил я, чтобы они требовали немедленнаго ответа. Мир тебе и благословение Господне. Недост. И. Анатолий.

К содержанию

12. О порядке совместной работы

13 Ноября 1886 г.

Преподобная мать А.! Я просил мать С. и мать А. заняться с вами вышиванием. Учитесь, пока учителя дешевы. Да чтобы во время работы вести себя благочинно. А кто будет безчинничать, старшия пусть ставят на поклоны. Во время работы пусть одна из сестер читает поочередно.

Конечно, постоянно читать трудно, а с пере­межкой, но отнюдь не меньше часу в день. Чтобы лишний народ не ходил во время работы. Разве начальствующия. А из сановитых кто придет, чтоб не засиживался. Таким тут же можно прочесть из Лествицы или Ефрема Сирина о праздности и как вредно таскаться по келлиям... На засидки посылаю фунт чаю, пять фунтов сахару, полпуда баранок, меру яблок... Только живите смирно. А если приду и найду безчиние – всех раскассирую.

Мир вам и успех в деле чистом и святом.

К содержанию

13. Надо пострадать со Христом, чтобы с Ним и прославиться

Два письма твои, сестра о Господе А., получил... Очень жалею, что тебя немилосердныя сестры на крест повесили. А может быть им велел это сделать Сам Господь И.Христос, чтобы ты уподобилася Ему. А кто уподобляется Христу в распятии, тот уподобляется и в воскресении и вознесении на небо. Это верно. А потому не жди, чтоб я тебе сказал: сниди со креста. Ибо и Господь, когда Ему это говорили жиды – не послушал их. Повиси еще на кресте наша Г., дозреешь, вкусный плод небесному Жениху будешь!...

К содержанию

14. Наставление о молитве Иисусовой

Совсем я заметался с письмами, и не знаю, ответил тебе или нет, сестра А.

Молитву умственно держать можно и по болезни и по немощам, и по случаю народа, и в службе. Только от этого иногда голова болит, но что же делать? За то слюбится. Тысячу раз слюбится. Ты старайся держать мысль с Иисусом не в голове собственно, а направляя несколько к персям. Тогда конечно грудь заболит, но без этого нельзя. Бог наш огнь поядаяй есть. И где нечисто – там и больно. Такая боль за недостоинство посылается, но со временем пройдет... Недостойный твой богомолец И. Анатолий.

К содержанию

15. О том же в день Рождества Христова

Поздравляю тебя, сестра о Господе А., с торжеством Рождества Спаса нашего Иисуса Христа. В такой день я могу исполнить твою просьбу – дать тебе наставление: в этот день Иисус Христос родился для того, чтобы на земле поселить мир. А потому если желаешь иметь мир, то имей Иисуса, если не в сердце, то хоть в устах, как и заповедывал я тебе лично... Мир тебе и благословение Господне!

Остаюсь искренний твой благожелатель многогрешный И. Анатолий.

К содержанию

16. Надо терпеть скорби.

24 Мая.

Преподобная матушка А., радуйся о Господе! Правым подобает похвала! Эта похвала тебе подобает с обоих боков: первое – ты говоришь – обижала больных и себя считала правою; 2-е сознаешь, что за это сама терпишь скорби достойно и праведно. Стало быть со всех сторон права и тебе подобает похвала! Только, мать, терпи... И Господь близ! Его же любит Господь наказует. Биет же всякаго сына, его же приемлет. Стало быть ты любимица Господа и сидишь у ног Его.

К содержанию

17. Без скуки прожить нельзя

19 Февраля.

Много писем твоих, Г., получил... За что это скука на тебя напала, я и знать не могу. Впрочем я тебе как-то давно писал, что монахам никак нельзя прожить, чтоб не нападала никогда скука и уныние; а изредка даже и легкое отчаяние...

К содержанию

18. Воскресший Христос всех воскрешает

14 Апреля.

Христос Воскресе, Г.! Воскресе Христос и мертвый ни един во гробе. Если мертваго ни одного, то неужели больные будут? Нет!

Ныне смерти празднуем умерщвление; адово разрушение; иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго.

А как же Саша-то? Маша-то? И иныя больныя? Это решил Сам Господь, когда апостолы услыхав о болезни Лазаря, стали горевать, т. е. приняли по-человечески. А вечная истина рекла: «Сие не к смерти, но к славе Божией. Радуюся вас ради».

Служи с любовию больным. Иисус сказал: елика послужисте сим малым Мне послужисте!

К содержанию

19. Терпения надо просить у Бога.

24 Октября.

Я тебя урезониваю иметь терпение, а сам его тебе не даю. Да если у меня у самого то его нет? Ведь вот живу же: и тебя не укоряю, что ты не даешь его мне!.. Говорил сколько раз, чтоб просила у Бога; у Него всего много. И мне бы частичку выпросила. А то ни мне, ни себе. Пора исправляться. Познавый немощь свою лучше есть увидевшаго Ангелов.

К содержанию

20. О терпеливом переношении болезни

6 Марта.

Матушка ты моя! Завалил я себя письмами: и никак до твоих не дороюсь... За шарф благодарю... Что молитву Иисусову держать стараешься, еще больше спасибо. Это тебе очень, очень пригодится. Только смиряйся, пожалуйста!..

Еще больше радуюсь, что болезнь твою несешь терпеливо. Конечно, не всегда, но за то каемся, смиряемся, осуждаем себя. Для нищеты нашей и сего довольно. Слава тебе, Господи, за Твои к нам милости и долготерпение. А на поклоны мы тебя и не ставим. Лежи себе да лежи, пока лежится; только Иисуса-то не забывай... Мир тебе, сестра! Терпи, жди милости Божией, молись и главное смиряйся. Твой искренний доброжелатель.

Что тебя тревожат, т. е. туда беги, туда неси, – это тебе полезно; меньше поганить будут помыслы.

К содержанию

21. Еще о молитве Иисусовой

6 Сентября.

Мир тебе, сестра А.! Ты желаешь получить от меня строчку: вот тебе пять! Если хочешь быть благодарною, то воздай за них пятью словами: 1-е Господи, 2-е Иисусе, 3-е Христе, 4-е Сыне, 5-е Божий. И к ним прибавляй – «помилуй мя грешную». Так все и тверди. Этим и Богу угодишь, и меня отблагодаришь, и себя спасешь. Нед. И. Анатолий.

К содержанию

22. О терпении ради Родившагося Христа

24 Декабря.

Мир тебе! Христос рождается, славите! А славить повелевается, кто чем может: иной трудом, иной пением, а мы с тобой терпением, Христос приемлет и это тоже, как Ангельское хваление, которое они воздавали Рождшемуся, когда Он Царь царей и Господь господей лежал слабенький, только что рожденный в яслях на стуже в поле... А что еще ожидало Его впереди? Скорби, голод, жажда, поношения, язвы, биения, бичевания, и, наконец, пригвождение ко кресту и смерть поносная. Все это видел Господь, как человек-младенец лежа в яслях, повиваемый пеленами. Потерпим и мы малое время ради умершаго за нас Господа, да с ним и спрославимся.

К содержанию