Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Чи­тая уче­ние свя­тых от­цев, не па­ри вы­со­ко, но, ви­дя свою ни­ще­ту, нис­хо­ди во глу­би­ну сми­рен­но­муд­рия; оно и еди­но спас­ти мо­жет, а без оно­го и все на­ши де­ла и доб­ро­де­те­ли не при­не­сут поль­зы.

преп. Макарий

В сму­ще­нии нет ни­ка­кой поль­зы, а ве­ли­чай­ший вред; оно есть вра­жия ко­лес­ни­ца, не по­пус­ка­ет из­лить серд­ца сво­е­го пред Бо­гом с по­ка­я­ни­ем.

преп. Макарий

Сму­ще­ние, ка­кое бы оно ни бы­ло, есть приз­нак тай­ной гор­дос­ти и до­ка­зы­ва­ет не­о­пыт­ность и не­ис­ку­с­ство че­ло­ве­ка в про­хож­де­нии сво­е­го де­ла.

преп. Амвросий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

321. Не должно смущаться и судить духовную мать

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Евстолия!

Душевнаго мира и спасения тебе желаю. Смиряйся больше, слушайся Матушку и не осуждай других. Это нехорошо, что смущаешься на Матушку. Ты не должна судить ея поступки, что она делает. Она знает, для чего делает. А это искушение, что ты помыслы подозрения имеешь на нее. Это враг представляет тебе, а ты старайся эти помыслы прогонять и проси Господа, чтобы избавил тебя от них и дал тебе веру к Матушке. И грубить Матушке никогда не надо. За то и тоска после нападает, что нехорошо делаешь.

Молитву Иисусову творить помоги тебе Господи. Надо сказывать и о молитве, тогда и усердия больше к молитве будет. И самой надо понуждаться к молитве.

Матушке ея недостатки не надо передавать, и не верь этому.

Мир тебе и Божие благословение.

17 июля 1909 г.

322. Пред Матушкой смиряйся, слушайся ее во всем и с верою принимай ея советы. В одежде надо иметь смирение: хорошая одежда вводит в тщеславие

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Евстолия!

Мир душевный да подаст тебе Господь. Пишешь, что теперь успокоилась и чувства твои переменились к м. казначее. И слава Богу. Смиряйся больше, отвергай свою волю, – и всегда хорошо будет. Пред Матушкой смиряйся, слушайся ее во всем, с верою принимай ея советы, и Господь тебе помогать будет за молитвы ея.

И к Паше старайся быть мирной, не принимай помыслов, которые тебя на осуждение подвигают ея. Считай ее во всем лучше себя и укоряй себя больше.

Дорогия рясы носить не следует, лучше бы, как и все носят. Надо и в одежде смирение иметь, а то хорошая одежда вводит в тщеславие.

Мир тебе и Божие благословение.

25 сентября 1909 г.

323. Надо понуждаться на молитву. Уныние терпи и не поддавайся ему

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Евстолия!

Два письма твои получил. Помоги тебе Господи трудиться ради спасения души, а больше всего смиряться да каяться о своих грехах. Надо понуждаться на молитву, хоть и усердия нет, а должное правило молитвы, какое у вас принято, надо непременно исполнять. А за холодность и за нерадение укоряй себя и проси помощи у Господа.

Уныние терпи и не поддавайся ему, а принуждай себя или делать что-нибудь, или правило исполнять. Еще пишешь, что матушку казначею от вас берут. Ну что делать, видно, воля Божия – надо и ей, и вам покориться воле Божией. Если Матушка дозволяет тебе писать ей, то пиши – это хорошо. Но ехать с ней не следует, об этом и не думай. Это не на пользу вам. А тем более ты уж и приукажена. Терпения проси у Господа.

Мир тебе и Божие благословение.

19 октября 1909 г.

324. Если будешь отказываться от послушания, то не будешь мирна. Праздныя слова старайся не слушать, приучайся про себя творить молитву

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Евстолия!

Господь да поможет тебе в послушании твоем и даст тебе терпение и смирение. Отягощаться не надо послушанием, а надо его нести с усердием, чрез это и спасение получишь. Почитай у аввы Дорофея, как преп. Досифей трудился с народом и какую за это награду получил от Господа. А отказываться будешь от послушания, то мирна не будешь, да это и грех.

Праздныя слова старайся не слушать, приучайся молитву творить про себя – вот и не будут слова в слух лезть. Уныние потерпи со смирением – это от врага, надо потерпеть для спасения. Да не осуждай других, а то и от этого бывает уныние. Молись Богу и проси у Него помощи, да Матушку свою слушайся.

Мир тебе и Божие благословение.

25 ноября 1909 г.

325. Если долго нет ответа на письмо, надо потерпеть и не смущаться

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Евстолия!

Мира душевнаго и спасения тебе желаю. Письма твои все получил и читал, а если не ответил, то потерпеть надо и не смущаться. Потому что ты не одна, а письмоводитель у меня один и делов много. Если на какое письмо и не получишь ответа, потерпеть надо. Можно говорить свои смущения и страсти матушке казначее, и с верою принимай ея советы и слушайся, то и пользу получишь. Смиряйся больше, других не осуждай, терпения проси у Господа, то и страсти утихнут.

Молитву Иисусову твори с чувством покаяния в грехах. И когда помыслы нападают, надо усерднее молитву творить. Господь простит тебя во всем.

1 р. получил от тебя, спаси Господи.

Мир тебе и Божие благословение.

21 февраля 1910 г.

326. Унывать не надо, что худо живешь, а старайся исправляться. Худых помыслов на духовную мать не принимай

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Евстолия!

Письмо твое получил, за поздравление с днем Ангела спаси Господи. За Матушку Богу молись, чтобы укрепил ея здоровье Господь.

Унывать не надо, что худо живешь, а старайся исправляться с помощию Божиею да покаяние приноси в неисправлении. Послушание проходи без лености, с усердием.

Таких мыслей не принимай, что Матушка с другими больше занимается. Это враг смущает тебя, и тебе даже не следует и следить, как Матушка занимается с другими. Ты сама старайся быть послушной и смиренной пред ней, этого и довольно для тебя. А как другие относятся, какое тебе дело!

Мир тебе и Божие благословение.

15 апреля 1910 г.

327. Будешь больше смиряться, тогда и покой больше иметь будешь. Святые Отцы не велят себе верить, потому что страстные часто обманываются

Христос Воскресе!

Евстолия грешная и недостойная!

Письмо твое получил. За поздравление с праздником спаси Господи.

Пишешь, что пост провела худо и Пасху встретила невесело. – Ну что делать, видно, надо больше смиряться, и покаяние Богу приносить, да людей не судить. Будешь больше смиряться, тогда и покой больше иметь будешь. А теперь потерпи и не унывай, но молись Богу и проси терпения и смирения. За Матушкой старайся не замечать, с каким видом она тебя принимает. Это тебе вовсе не нужно. А ты помни, зачем идешь к ней, и открывай, что нужно, она ответить тебе не откажется. И если ты послушаешь ее, то и польза будет тебе. А вид ея тебе пользы мало принесет. Притом же святые Отцы не велят себе верить – ни своему сердцу, ни своему уму и ни глазам, потому что у страстных они часто обманывают. А смиряться надо, да слушаться, да Богу молиться. Одному ученику старец во всю жизнь не сказал ласковаго слова, и ученик за терпение спасение получил.

Мир тебе и Божие благословение.

4 мая 1910 г.

328. Тоска и смущение лечатся терпением, молитвой и самоукорением. Зависть и подозрение против Матушки приносит враг

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Евстолия!

Два письма твои получил и гостинец, спаси Господи за усердие.

Пишешь, что все тоска с тобой и смущение. Потерпи, Богу молись да себя укоряй больше, а других не осуждай, то, Бог даст, и пройдет. В трудах да поможет Господь. Матушку слушайся во всем, то скорее и успокоишься. И молитву понуждайся творить со смирением. Зависть и подозрение, если бывают против Матушки, то это враг тебе приносит, старайся не верить этому.

Мир тебе и Божие благословение.

1 июля 1910 г.

329. Тоска со всеми бывает, хотящими спастись. Послушание называется мученичеством. При переходе в другой монастырь не избежишь креста

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Евстолия!

Два письма твои и 3 рубля получил, спаси Господи за усердие. От тоски да избавит тебя Господь. Протерпи, не смущайся, а молись Богу и проси помощи. Это со всеми бывает, хотящими спастись. Надо терпеть да себя укорять, и хорошо будет. И послушанием не отягощайся и не ропщи. Надо нести труд для обители. Если не ты, то другая должна быть на твоем месте. Терпения ради и спасешься. Послушание и называется мученичеством. А отказываться грешно. Если что иногда против совести сделаешь, или съешь что, или поленишься, то покаяние приноси. Плакать не надо, лучше удерживаться. Если отпустят, то можно съездить пособороваться, только, пожалуй, не станет соборовать.

В другое место переходить не думай. Этим не избежишь креста, а надо Богу молиться и просить терпения.

Мир тебе и Божие благословение.

9 сентября 1910 г.

330. Гордость бывает по нашему самовластию. Просить смерти или другого креста – грешно. Страсти исцеляются благодатию Божией

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Евстолия!

Письмо твое получил. На путь спасения да наставит тебя Господь и даст тебе усердие. Надо понуждаться и просить у Господа помощи. От страстей смущаться не надо, а надо сознавать свою немощь и неисправность и приносить Господу покаяние. И больше стараться смиряться, а то гордость бывает по самовластию нашему, и мы должны отражать ее. Надо просить терпения, помощи, а наипаче смирения. А смерти просить или другого креста не должно – это грешно.

Страсти исцеляются не способами, а благодатию Божией, а благодать Божия дается за покаяние и за смирение наше. А это обман вражий, чтобы внушением истребить страсти. И это грешно. И от этого способа немудрено большой беды нажить вместо исцеления.

Мир тебе и Божие благословение.

30 октября 1910 г.

Ходи к м. казначее и во всем слушай ее.

Послушнице Варваре. 1907–1911

331. Не ищи полнаго духовнаго руководства, пользуйся тем, что имеешь

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

Письмо твое получил. Ко спасению Господь да управит путь твой. Искать полнаго руководства теперь трудно. Пользуйся тем, что имеешь. Относись к духовному отцу, а лучше к м. казначее, если что нужно спросить. Принимай с верою, со смирением, много не задумывай, а живи скромно и тихо, ходи к службам с усердием, послушание проходи с усердием, почтительна и послушна будь к Игумении и сестрам, не осуждай других за их недостатки, но всегда считай себя грешнее всех.

Если Матушка желает дать тебе рясофор, то принимай с отречением от своей воли и с полным послушанием, не разсуждая, и Господь поможет тебе во спасение души принять сей образ.

Мир тебе и Божие благословение.

22 сентября 1907 г.

332. Духовную матерь. Какие помыслы надо открывать

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

М. Варвара!

Душевнаго спасения тебе желаю. Спрашиваешь о своих отношениях к духовной матери. Любить должна ее, как свою мать. Любовь же эту выказывай в молитвах о ней, в послушании к ней, в том, чтобы все открывать ей и с верою принимать ея наставления. Если не возбраняет целовать руку, то можно, а если она не желает этого, то не надо. Если когда обличит тебя в чем-нибудь, то не сердись на это, но прими с любовию, как врачевание твоих немощей душевных. Смиряйся и проси у ней прощения.

Посетительниц, которыя приносят тебе вредные и смущающие тебя разговоры, лучше всего не принимать и отказывать им. Можешь спросить об этом совета у м. Магдалины.

Помыслы надо открывать те, которые смущают тебя и влекут на грех. Открывай со смирением, не оправдывая себя, но принося в них покаяние. Господь да вразумит тебя, молись Ему.

Мир тебе и Божие благословение.

23 ноября 1907 г.

333. К духовной матери относись с верою, благоговением и страхом

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

На путь спасения да направит тебя Господь и избавит от искушений. К матери духовной относись с верою и благоговением, чтобы страх иметь к ней, а не свободу. Страх сохраняет от зла, а свободное обращение губит душу. Говори ей, что тяготит твою душу или о чем сомневаешься, а для праздных разговоров никогда не ходи. Впечатлениями не услаждайся, а молись Богу за нее, вот и все.

Мир тебе и Божие благословение.

1 декабря 1907 г.

334. От смирения и послушания прочия добродетели приходят

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

Милость Божия буди с тобой! Утром и вечером клади по три поклона с молитвою: „Господи, от страха вражия избави душу мою". Страх смерти, о котором пишешь мне, есть следствие болезненности. Не надо много думать о сем, а старайся отгонять от себя сей страх. Молись Богу, всегда приноси Ему покаяние в своих грехах, и вручай себя Его милосердию, и уповай, что Господь, не хотяй смерти грешника, не восхитит неготову душу твою. Молись о сем и Пресвятой Богородице, а смущениям не предавайся.

Когда говеешь, то чистосердечно надо каяться в грехах своих.

Мир тебе и Божие благословение.

18 декабря 1908 г.

Получил еще письмо твое. Господь да подаст тебе смирение и послушание, это нужнее всего. От этих добродетелей и прочия приходят.

К духовной матери надо ходить раз в неделю. А если какая скорбь, или искушение, или еще что-либо, то можно и поскорее придти. Но лучше, как она благословит.

Господь да хранит тебя.

335. Смущающие помыслы старайся отгонять молитвою. Надо понуждать себя ко всему: леность ходатайствует душе муку

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

Душевнаго спасения тебе желаю. Письмо твое получил. От смущающих помыслов да избавит тебя Господь. Не надо предаваться им, но молитвою старайся отгонять их. Да смиряйся больше и себя укоряй. За гордость и за осуждение других бывает это.

Леность и нерадение надо побеждать, надо понуждать себя ко всему; помни, что леность ходатайствует душе муку. Пятисотницу каждый день надо справлять, да к службам ходи, вот тебе и правило.

Молись и проси помощи у Господа, и Он не оставит тебя.

Мир тебе и Божие благословение.

1 января 1908 г.

336. Советоваться лучше всего со своей духовной матерью. Не должно привязываться сердцем к деньгам. Не желай чести или похвалы: это вредит душевному спасению

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

Господь да будет с тобой и вразумит тебя на полезное. Что сделала, о том не жалей, а вперед лучше с советом делай все, а на свой разум не полагайся. Советоваться лучше всего со своей духовной матерью, которая знает твою и внутреннюю жизнь, и внешний образ мыслей и поэтому может дать справедливый совет. А что монаху не должно иметь денег ничего, это теперь трудно выполнить, особенно в женских обителях.

Не грех, если и запас маленький будешь иметь; не грех, если и после смерти останутся. Старайся только сердцем к ним не привязываться.

К м. Игумении относись с почтением и со смирением. Предпочтения пред другими не ищи и не желай чести или похвалы, потому что это вредит душевному спасению. Хуже всех себя считай и смиряйся пред всеми.

Посылаю карточку.

Мир тебе и Божие благословение.

12 марта 1908 г.

337. За недолжную подготовку к Причастию приключаются болезнь, тоска и уныние

Христос Воскресе!

Сестра Варвара!

За поздравление с праздником Воскресения Христова спаси Господи.

Причащаться каждую неделю не советую, лучше держаться общаго чина и порядка. А что даже и без поста, то за это болеть будешь, за это приключается человеку тоска и уныние. Исповедовать грехи можешь хоть и каждый день, это можно.

Мир тебе и Божие благословение.

2 мая 1908 г.

338. Как часто надо причащаться. Польза от откровения бывает тогда, когда советы духовной матери принимаешь с верою и стараешься исполнять

Христос Воскресе!

Послушница Варвара!

Пишешь, что м. Игумения дозволила тебе приобщаться раз в месяц.

По моему мнению, полезнее тебе делать так, как сестры, постами приобщаться, и довольно. Не надо выказывать себя. Ну если когда между постами большой промежуток, то один раз еще можно, и довольно.

Помыслы лучше открывать матери духовной, она больше понимает в этом деле, нежели священник. Только надо открывать помыслы со смирением, с самоосуждением. Да надо все, что говорят, принимать с верою и стараться исполнять, тогда и польза будет от откровения.

Пустословить и смеяться старайся меньше, а особенно не осуждай духовной матери. Это большой грех и искушение.

Чужия смущения не узнавай, никакой пользы ты не можешь подать, когда сама в страстях. Пусть говорит своей матери духовной, и скорее получит успокоение. Также и тебе не должно никому говорить своих смущений, кроме духовной матери. А мирские священники не понимают жизни монашеской, поэтому и правильнаго ответа дать не могут.

Смиряйся больше, не осуждай других, молись и проси у Бога помощи, и Он не оставит тебя.

Мир тебе и Божие благословение.

14 мая 1908 г.

339. Мирской человек о монашеской жизни судить не может

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

Милость Божия буди с тобой, и смущенную твою душу да успокоит Господь. Пишешь, что примирилась с духовником, то и хорошо. Старайся не осуждать его, а молись за него. А разсуждений его о монашестве и о старчестве можно и не слушать, а спрашивай по этому поводу м. Магдалину. А то мирской человек о монашеской жизни судить никак не может, потому что она не понятна ему.

Мир тебе и Божие благословение.

26 августа 1908 г.

С келейницей старайся не спорить. Что нужно, скажи ей, а если оправдываться станет, то смолчи, если можно.

340. Без согласия м Игумении нельзя переходить к другому духовнику

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

Письмо твое получил. Господь да успокоит твою душу и сердце и избавит от смущения.

Зачем тебе обращать внимания на действия о. Михаила. Пусть он поступает как хочет. За свои поступки он и ответ даст. Лучше бы тебе примириться с ним в душе своей и не смущаться его поступками. Это лучше бы было. А если все не покойна будешь, то уж надо м. Игумении спросить дозволения перейти к другому духовнику. Без согласия Игумении этого нельзя делать. Но лучше бы не начинать этого, а предать все дело в волю Божию, а самой стараться заботиться о душе своей.

Иметь руководителей других он не может запретить, потому что это дело совести каждаго.

Мир тебе и Божие благословение.

9 октября 1908 г.

Сейчас получил письмо от м. Магдалины, где она пишет о том, чего требует от тебя духовник. Можно поговорить с Матушкой о перемене его, если Матушка согласится.

М. Магдалине посылаю благословение.

341. Открывай помыслы с простою душою. Надо беречь свое сердце от самолюбия и тщеславия

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Радуйся о Христе, сестра Варвара!

Письмо твое получил, в котором ты описываешь свое душевное состояние и отношения к м. казначее.

Слава Богу, что с духовником умиротворилась, ну и старайся теперь не иметь никаких подозрений, а что и зайдет в голову дурное против духовника, за то укоряй себя. Относительно откровения м. казначее – попробуй быть дитем, т. е. все говори, как дитя, с простою душою и смотри внимательно, как она будет принимать, ласковостию не увлекайся, держи себя ровнее.

Здесь мы должны иметь в виду не ласки, похвалы и чести, а труды, сокрушенное покаяние, плач о грехах. Когда она предпочитает кого-либо другого более, чем тебя, и ты испытываешь боль в сердце, это затрагивается твое самолюбие и тщеславие. Всячески от сего надо беречь сердце свое. Помоги Господи.

Мир тебе и Божие благословение.

28 декабря 1908 г.

342. Причина зависти – гордость

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

За поздравление с праздником спаси Господи.

Пишешь о чувстве своем относительно N [1]. Это зависть у тебя; не желаешь, чтобы другой больше занимались или предпочтение отдавали. Причина же зависти – гордость. Старайся отгонять это чувство, считай себя ниже всех и не стоящей внимания, всем отдавай предпочтение пред собой, тогда и это чувство пройдет у тебя. Молись и проси у Господа смирения.

Мир тебе и Божие благословение.

10 января 1909 г.

343. Постоянно имей в мысли, что ты хуже и грешнее всех, это самовоззрение одно только правильное

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

Мир и спасение душе твоей. От смущения да избавит Господь. Этим мыслям не верь, что будто м. казначея тяготится тобою. Это сущая неправда. А если когда откажет, то тут особеннаго ничего нет. Она тоже человек и, может, когда и утомится. А спрашивать о перемене обращения с тобой не следовало бы. Если хочешь относиться к ней, то будь почтительна, оказывай ей послушание, смирение, а на ея обращения не надо обращать внимания. Свое самолюбие и сластолюбие оставляй, а старайся иметь в мысли, что ты хуже всех и грешнее всех. С этой мыслию и в церкви стой, с этой мыслию и Богу молись, с этой мыслию и к Матушке относись, и к сестрам. Эта мысль, это самовоззрение одно только правильное. А восторг, услаждение сердца каким бы ни было образом – это обман самого себя, этого надо всячески избегать. Заденут твою страсть, – прежде всего старайся прощения просить у того лица, потому что получаются горькие плоды самодовольства, надо утешений избегать, не верить им, бояться их. Молись Богу, чтобы взял от тебя утешения, а даровал бы тебе сердце сокрушенное о грехах своих. Это спасительнее всех наслаждений.

Господь да хранит тебя во смирении и в покаянном чувстве.

Мир тебе и Божие благословение.

28 февраля 1909 г.

344. Деньги брать не стыдись, а смиряйся

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

Если м. Игумения не препятствует ехать в Саров, то и поезжай, обещание надо исполнить. Поехать можно с монашенкой, если найдется. Деньги у Игумении бери, а стыдиться тут нечего, а надо смиряться, тем более, она сама предлагает тебе их. Бери и благодари ее. Господь да вразумит тебя и поможет тебе.

Мир тебе и Божие благословение.

9 мая 1909 г.

345. Безстрастие снискивается долгими трудами, многими постами, молитвами и подается человеку благодатию Божией

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

Милость Божия буди с тобой, и Господь успокоит твое сердце. Напрасно смущаешься. Я ничего не имею против тебя и принимал тебя с таким же расположением, как и м. казначею. А что ты не получала такого же чувства, то этому удивляться и не следует. Это от душевнаго устроения человека бывает. И требовать тебе того же и не следует. Но благодари Бога за все бывшее. Также безстрастием не хвались и не мни его в себе. Оно снискивается долгими трудами, и многими постами, и молитвами и подается человеку благодатию Божией во время, Богу угодное. А нам с тобой очень полезно считать себя порабощенными всяким страстям и по этой причине глубже смиряться и на всякий час просить помощи Божией.

Господь да успокоит твое сердце.

Мир тебе и Божие благословение.

17 июля 1909 г.

346. Терпение полезнее утешений. На свой разум не полагайся, а больше верь словам духовной матери. К молитвам себя надо понуждать

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

Мира душевнаго и спасения тебе желаю. Пишешь, что недолго бывает хорошо, а то опять томление. Но этому и не дивись, сие и должно быть, ибо одно утешение не полезно для нас, а даже вредно. Ибо путь в Царство Небесное тесный и прискорбный есть. Надо терпеть все и не унывать, а молиться и просить у Господа помощи. Терпение полезнее утешений, учат св. Отцы.

Духовной матери не уклоняйся, спрашивай ее и слушай, и спасение обрящешь и мир душевный. На свой разум не полагайся, а больше верь тому, что она скажет. К молитве понуждать себя надо, когда не хочется. На помыслы не обращай внимания и не пугайся их, а твори усерднее молитву, да считай себя всех грешнее. Пятисотницу старайся исполнять и Апостол и Евангелие почитывай каждый день, хоть по главе. Надо бы лучше читать подряд, а не одно и то же.

Отчаянию не надо предаваться, а надейся на милосердие Божие и приноси покаяние в своих грехах.

Мир тебе и Божие благословение.

25 сентября 1909 г.

Посылаю тебе листок о терпении.

347. Не следует сильно скорбеть о переводе Матушки

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

Письмо твое получил. В скорби вашей да утешит вас Господь. Если возьмут Матушку у вас, то уж так Богу угодно, и лучше не скорбеть сильно, а со смирением покориться воле Божией. Если Матушка благословляет тебе писать к ней, то и хорошо. Можно и издалека получать пользу, если будешь с послушанием и со смирением относиться. А ехать с ней не нужно, оставайся тут. И тут спасение получить можно, если искать его будешь с усердием.

Мир тебе и Божие благословение.

19 октября 1909 г.

348. В церкви надо читать своим природным голосом и ровно. Богу красота голоса не нужна, а нужно благоговение

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

Два письма твои получил. Мир душевный да подаст тебе Господь. Смиряйся больше, себя укоряй, не осуждай никого да Матушку слушайся, то и хорошо будет.

В церкви надо читать своим природным голосом и ровно, без всяких изменений. Не знаю, может быть, у вас любят эти извороты голосом, ну как знаете; но только от этого всегда тщеславие будет. Богу наша красота голоса не надо, а надо внимание к чтению, благоговение, – так и надо читать. Слова Св. Духа, которыя ты читаешь, воздействуют на предстоящих сильнее всех твоих переливов. Но если м. Игумения требует, чтобы ты читала с вывертом, то уж надо слушаться начальницу.

Мир тебе и Божие благословение.

[Без даты]

Лизе, келейной м. казначеи, посылаю благословение, Господь да поможет ей смиряться больше.

349. В монастыре любовь должна выражаться молитвой, послушанием и смирением

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

Мира и душевнаго спасения тебе желаю. Письмо твое получил. Так как дело окончилось и Матушка осталась с вами, то и скорбь твоя должна кончиться. Что чувствовала как бы охлаждение к ней, то укоряй себя за это и старайся заглаждать свою вину молитвой за нее и послушанием к ней. А горячую любовь и неполезно даже иметь в сердце, а также и привязанность. Это любовь у мирских, а в монастыре любовь должна выражаться молитвой, и послушанием, и смирением.

Поэтому будь спокойна относительно этого и относись к Матушке с послушанием, с верою и смирением. Если она к тебе когда холодна бывает, то потерпи и не тревожься этим, но сохраняй к ней почтение. Это дело любви.

Мир тебе и Божие благословение.

3 ноября 1909 г.

350. Надо повиноваться м Игумении. Об отношении к келейнице

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Варвара!

Письмо твое получил. Пишешь, что искушение было и прошло. И слава Богу, что прошло. Смиряйся, молись и воле Божией во всем предавайся, а когда что случится, м. казначее говори и слушай, то и успокоение получишь.

Пишешь, что девочку посадили к тебе. Надо повиноваться Игумении и надо смотреть за девочкой, приучать ее к порядку, к послушанию, к скромности. А многаго и не требуется с тебя, а лишь что можешь, – матушка казначея справедливо замечает. Келейной же не надо дозволять слишком много учить, особенно если ты не желаешь этого. Об удалении думать не надо, а проси у Господа терпения и вразумления.

2 р. получил, спаси Господи.

Мир тебе и Божие благословение.

22 февраля 1910 г.

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

______________________________________________________________________

[1] В рукописи имя затерто.