Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Из­ве­ст­но нам, от Пи­са­ния Свя­то­го, что соз­да­ны мы не для то­го, чтоб толь­ко есть вкус­но, да жить при­ят­но, и гу­лять и ве­се­лить­ся без па­мя­ти. Мы соз­да­ны есь­мы на де­ла бла­гая, и сред­ством ко­их в крат­кой сей жиз­ни стя­жа­ва­ем веч­ную бла­жен­ную жизнь, к ко­то­рой все бла­го­да­тию Бо­жи­ею приз­ва­ны. Так здеш­ний век наш есть вре­мя неп­рес­тан­ных дел те­лес­ных и ду­шев­ных, а бу­ду­щий век при­я­тие по де­лам.

преп. Моисей

Еже­ли внут­рен­ний че­ло­век не по­у­ча­ет­ся в за­ко­не Бо­жи­ем и не пи­та­ет­ся и не ук­реп­ля­ет­ся чте­ни­ем и мо­лит­вою, то по­беж­да­ет­ся от внеш­не­го, и им­же по­беж­ден бу­дет, то­му и ра­бо­та­ет. От се­го ви­дят­ся де­ла угод­ные тем, но про­тив­ные Бо­гу, ка­ко­вые суть: гор­дость, среб­ро­лю­бие, чре­во­объ­я­де­ние, со­вер­ше­ние вся­ко­го ро­да по­хо­тей, празд­нос­ло­вие, сме­хи, гу­лянье, пи­ян­ство, зло­ба, лу­ка­в­ство, ложь, за­висть, лень и про­чие. Вот пло­ды се­я­ния в плоть, и по­се­му плоть и кровь Царствия Бо­жия нас­ле­ди­ти не мо­гут.

преп. Моисей

Ког­да ду­ша за­ко­ну Бо­жию по­у­ча­ет­ся, а те­ло бла­го­ра­зу­мию ду­ши по­кор­но, тог­да де­ла ви­дят­ся сии: лю­бовь к Бо­гу и ближ­не­му, мир со все­ми, кро­тость, прос­то­та, бла­го­ск­лон­ность, ми­ло­сер­дие ко всем, скром­ность, воз­дер­жа­ние, це­ло­муд­рие, нез­ло­бие и про­чие. И сии де­ла суть пло­ды Ду­ха Свя­та­го и на­зы­ва­ют­ся се­я­ни­ем в ду­шу.

преп. Моисей

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

376. На все нужно испрашивать благословения. О состоянии здоровья Старца

Достопочтеннейшая о Господе мать казначея Еликонида!

Два письма от тебя получил. Слава Богу, что в обители вашей тихо и дела обстоят в добром порядке.

Матушке игумении Евлалии поклон от меня. Дай Бог вам жить всегда в мире и согласии – молитвенно желаю сего. И св. Давид сказал: Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе [1], т. е. в мире. Ты же, мать казначея, старайся быть попочтительнее к м. Игумении и на все у нея испрашивай благословения. И Бог мира да будет с вами.

О Владыке нашем, когда приедет в Калугу или уже не приехаль ли, ничего не слышу.

В Шамордино, как и у нас в обители, а также и в окрестностях наших пока тихо. А что будет, Богу одному известно.

Здоровье мое слабо. Недели две тому назад я соборовался, а после мне стало лучше. Но я очень боюсь холода и на воздух выходить не могу. Молитесь о мне, грешном.

Испрашивая на м. игумению Евлалию, и на тебя, казначею, и на всю обитель вашу мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

О девочках по возможности заботьтесь. Теперь отказываться от сего нельзя.

М. Досифею Бог да благословит. Пусть гостит у вас, сколько можно.

8 ноября 1905 г.

377. Господь укрепляет силы душевныя и телесныя

М. Еликонида!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. За поздравление спаси Господи. В трудах твоих для св. обители да поможет Господь и укрепит твои силы душевныя и телесныя. В скорбях да подаст Господь благодушие и терпение.

Константина да хранит Господь.

Если нужна портниха, то бери, а без нужды можно и не брать.

М. Досифее благословение посылаю, за поздравление спаси Господи. Поехать можно и погодить, пока установится дорога. Игумения ничего ей не сделает, бояться нечего.

Анюте и всем келейницам вашим посылаю благословение и желаю им помощи Божией.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

25 ноября 1905 г.

378. За все надо благодарить Господа, покоряться воле Его и терпеть с надеждою

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

М. Еликонида!

Милость Божия да будет с тобой! Господь да поможет в трудах твоих и терпение да подаст в скорбных обстоятельствах. За все надо благодарить Господа и покоряться воле Его. Видно, прогневала Его грехами своими, вот и посылает нам наказание. Но его же любит Господь, того и наказует [2]. Поэтому не станем унывать или скорбеть паче меры, но с надеждою все терпеть сие да будем.

Побывать к нам да приведет Господь, также да сподобит в радости встретить праздник и в мире воспеть Давшаго мир на землю!

Костю да хранит Господь в душевном и телесном здравии.

Анюте и Варе благословение посылаю. Что мир между вами, это хорошо. Но и противоположное состояние тоже научает полезному, чтобы сносить немощи немощных и себя укорять.

Отказала ли А.М. на помин вам, еще не слыхал. Тогда пришлем, если есть.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

Кажется, не отказала, или я забыл, как у духов[наго] завещанх[ия] [3].

10 декабря 1905 г.

379. Надо молиться, просить помощи у Господа и сознавать свою немощь

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

М. Еликонида!

Помощи Божией в трудах твоих желаю.

Матушке да поможет Господь благополучно совершить поездку в Москву с пользою для обители, тебе же в отсутствии ея да поможет право правити и добре строити во св. обители. Молись, и проси помощи у Господа, и более сознавай свою немощь.

Если готовились, то поздравляю. Да сподобит Господь достигнути святаго Воскресения в радости духовной. Желание твое побывать у нас да исполнит Господь.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

23 февраля 1906 г.

380. О состоянии здоровья Старца

Достопочтеннейшая о Господе мать казначея Еликонида!

Кратко отвечаю на твое письмо. Желательно тебе видеть меня. Но я никого из посетителей не принимаю по слабости сил телесных. И потому, если приедешь в Оптину, то не увидишь меня. Скорбеть же тебе и м. Игумении много не следует, потому что мне все-таки теперь несравненно лучше против прежняго.

Мир всем вам и Божие благословение.

7 мая 1906 г.

381. Господь все творит во благо нашего спасения

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Честная о Господе м. Еликонида!

Письмо твое получил, в котором ты пишешь, что Господь посетил вашу св. обитель. За все Бога благодари, Он все творит во благо нашего спасения. Когда задремлем, Он дает толчок, дабы мы пробудились от сна забвения, нерадения, а когда очень увлекаемся весьма во многопринужныя предрасположения, тоже посылается толчок, дабы немного приостановили свое быстрошествие. Св. отцы сказали: прекрасный путь царский, т. е. не тихо, не шибко.

3 июня 1906 г.

382. Господь наградит за труды ради обители. Если не можешь идти в церковь, молись во внутренней своей клети – в сердце

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

М. Еликонида!

Письмо твое длинное получил. Слава Богу, что так все благополучно идет у вас по постройке и по хозяйству. Да благословит Господь и на будущее время труды ваши, и увенчает их успехом, и ваши силы да укрепит. Что делать, что трудно тебе достается, – надо потрудиться ради св. обители. За это Господь наградит и обитель будет помнить твои труды с благодарностию.

Молитовку не оставляй. Если в церковь не можешь ходить всегда, то помаливайся почаще во внутренней клети своей – в сердце своем. Там можно молиться и во время работы. Господь да поможет тебе приучиться к сему. Вспоминай почаще и о последнем часе нашей жизни.

Здоровье мое теперь ничего. Хожу в церковь, принимаю посетителей, во время хорошей погоды езжу гулять по лесу.

Костю Господь да благословит и поможет в делах. Митю и Анюту с детьми да благословит Господь и сохранит их.

Посылаю благословение Анне и всем сестрам. Господь да хранит всех вас.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

15 июля 1906 г.

383. При неудачах не следует унывать. Надо приучать сестер к работе

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

М. Еликонида!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Письмо твое получил. Что благополучно все сделала – слава Богу. Да поможет и впредь в делах твоих Господь. При неудачах не унывай, без них нельзя, но обращайся с молитвою к Господу. Наступающий пост да поможет Господь в мире совершить. Послать же к вам некого.

Приучать сестер к работе Бог благословит. Что видишь неисправное, то исправляй или сама, или доноси м. Игумении. А если она не соглашается с тобой или по-другому поступает, то не смущайся: вина на ней, а не на тебе. А ты свой долг исполнила, и будь покойна.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

31 июля 1906 г.

384. В делах не унывай, а на Бога уповай. Если не имеешь скорбей, то укоряй себя за это и смиряйся пред Богом. Всем нам надо помышлять о смертном часе и готовиться к нему

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Честнейшая о Господе м. Еликонида!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. В трудах твоих да поможет Господь и подаст надежду и веру в сердце твое.

Не надо предаваться безгодной печали от слышания браней, но уповай на Бога. Он наш Защитник во вся дни, и не постыдимся. Молитесь, предавайтесь воле Его и заботьтесь о соблюдении заповедей Его. И в делах не унывай, но на Бога уповай. Бог даст, все сделаешь и возвеселишься о плодах трудов твоих.

Пишешь, что скорбей не имеешь, то укоряй себя за это и смиряйся пред Богом.

Об Евдокии повесть с умилением прочел. Господь да сотворит с ней по милости Своей и нас да приведет к благому концу. Жива ли она? Да! Всем и непременно надо помышлять о смертном часе и готовиться к нему.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

26 ноября 1906 г.

385. Не отягощайся своим послушанием, но с терпением неси его

Христос Воскресе!

Сестра о Господе м. Еликонида!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю!

Всечестнейшей матушке игумении Евлалии посылаю благословение Божие и усердно желаю ей милости Божией, душевнаго спасения и помощи Божией в трудах ея.

Письмо твое получил и порадовался благоуспешному ходу дел ваших. Да благословит Господь хлопоты ваши и пошлет помощь Свою. Здоровье твое и силы твои да укрепит Господь и поможет в трудах твоих.

Прошу не отягощаться своим послушанием, но с терпением неси его, и мзду получишь от Господа.

Желание твое побывать у нас да исполнит Господь.

Здоровье мое теперь, слава Богу, ничего.

Анюте и Саше и всем прочим сестрам посылаю благословение. Господь да хранит их всех в мире и в добром устроении.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

29 мая 1907 г.

386. Делай все ради Бога, а не ради чего-нибудь временнаго

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Еликонида!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Поздравляю с прошедшим днем Ангела твоего. Да благословит Господь новое лето твоего жительства, и пошлет благодать Свою в помощь тебе, и исполнит твои желания, Ему угодныя.

Сахарницу получил, спаси Господи за усердие, и прочее получил, и 15 р.

Письмом немного порадовала и немного опечалила. Но, видно, одна радость в будущем ожидает тех, кто поскорбел тут ради Христа. Что внешния постройки воздвигаются, то слава и благодарение Господу, да поможет Господь до конца довести все и возрадоваться делам рук своих. Но что внутри неладно, очень печально. Молись Богу, проси у Него терпения и не унывай. Делай все ради Бога, а не ради чего-нибудь временнаго, и Господь никогда не оставит тебя и труды не забудет. Потерпеть же всем надо, скорби у всех, без них и в покой не войдешь. О Шамордине не след тебе думать, Господь ждет от тебя трудов и подвигов для спасения многих, за это и награду готовит. А будет Ему угодно, и в Шамордине будешь. Молись и воле Его предавайся.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

20 июня 1907 г.

387. Благословение на монастырские труды

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Еликонида!

Всечестнейшей м. игумении Евлалии благословение посылаю и желаю ей помощи Божией во всех трудах и заботах для пользы св. обители. Да укрепит Господь ея силы душевныя и телесныя и поможет в делах ея.

Погода у нас устанавливается по милости Божией, дай Господи и вам благоприятную погоду. Не унывайте, но молитесь Господу и уповайте на Него, и Он не оставит вас.

И тебе, м. Еликонида, да поможет Господь в трудах твоих. Просьбу вашу попомню. Иконы, спрашиваемой вами, у меня тоже их нет [4]. С долгами да поможет Господь разделаться вам.

Призывая на вас и на всех сестер Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

17 июля 1907 г.

388. Подвизайтесь во спасение души

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Еликонида!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Два письма твои получил. Всечестнейшей матушке игумении Евлалии почтение свое свидетельствую, и милости Божией и душевнаго спасения желаю ей, и благословение именем Господним ей посылаю.

Гостинец от нея получил, за память и усердие спаси Господи. Также и обитель, и живущих в ней да благословит Господь и поможет вам во спасение души подвизаться. В делах и заботах да поможет вам Господь.

Поехать тебе в Белев Господь да благословит и поможет тебе благополучно и с пользою для обители совершить поездку. О переводе нашего Владыки настоящих и верных слухов нет, а говорят только и предполагают это уж давно. Не знаем, что Господь даст вперед.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

31 августа 1907 г.

389. Благодарное терпение скорбей Господь примет вместо добрых дел

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Еликонида!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Письмо твое получил. Да укрепит Господь силы твои и поможет в трудах твоих.

Слава Богу, что благополучно у вас; да будет и впредь так. Что стражники живут, это хорошо, и охрана для вас.

Пишешь, что о душе мало думать приходится. Что делать! Старайся скорби с благодарением переносить, вместо добрых дел примет сие Господь.

Матушке игумении Евлалии посылаю благословение и желаю ей помощи Божией и утешения благодатнаго.

Землю продать Бог благословит, если уж необходимо.

Костю Господь да хранит. Молись Богу о нем.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

2 октября 1907 г.

Письмо от 1-го октября получил. М. Евлалию да благословит Господь благополучно совершить путешествие. Скотный двор у нас сгорел, верно, и корм весь сгорел, а постройки огородныя остались: трапезная, прачечная, да м. Евдокии келлия, да Ждановой корпус.

390. На все воля Божия

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Еликонида!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Письмо твое получил. Господь да поможет в трудах твоих и мир сердцу твоему подаст.

Здоровье мое все так же, но напрасно ты раньше времени горюешь. На все воля Божия, может быть, и поживу еще. Молись Богу о мне.

Обитель Вашу да хранит Господь от скорби и напасти. Сестер, отправившихся по сбору, да благословит Господь и хранит Своею благодатию и споспешит им в трудах их.

Мите и Анюте приехать Бог да благословит. Костю Господь да благословит и поможет ему в трудах его. Всечестнейшей матушке игумении Евлалии благословение посылаю и милости Божией желаю. Здоровье ея да укрепит Господь. И тебе с ней терпение да пошлет. Не унывай, старайся и ее успокаивать, Господь да поможет в этом.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

30 октября 1907 г.

391. В скорбях надо прибегать к Богу с молитвою, но просить не утешения, а терпения

Сестра о Господе м. Еликонида!

Новое лето совершить да поможет тебе Господь с новыми силами, и да будет сие лето благоприятно пред Господом. А что слезами встретила Новый год, то это неплохо. Сеющии слезами радостию пожнут [5], – говорит Писание. И блажени плачущии, яко тии утешатся [6]. И тебя да утешит Господь Своею милостию. Молись и за все благодари Его. И скорби нужны нам для спасения нашего.

За родных молись Богу. Костю да благословит Господь и поможет ему. И Анюту с детьми да благословит Господь и утешит Своею милостию. Агафию да наставит Господь на путь спасения и тебя вразумит, как лучше поступить с ней.

В скорбях надо прибегать к Богу с молитвою. Но просить лучше не утешения, а терпения. А утешение Господь Сам пошлет, аще благоугодно Ему будет сие.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

18 января 1908 г.

Посылаю две карточки иеросхимонаха Гавриила. Еще из твоих денег издержал 3 [р.] 50 к. за план.

392. Господь милостив и паче силы не пошлет скорби. О народных суевериях

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

М. Еликонида!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Господь да утешит вас в скорбях и терпение вам пошлет. Не надо упадать духом, а надо воле Божией предаваться во всем и переносить с терпением. Господь милостив и паче силы не пошлет скорби.

Монашкам обходить на св. Пасху скотный двор не надо, это суеверие народное. А лучше молебен отслужить с водосвятием, да со св. водою и с иконами обойдите, это лучше будет.

Об Перлове еще не слыхал.

От бед и несчастий да хранит вас Божия Матерь.

М. игумении Евлалии посылаю благословение и желаю ей помощи благодатной в трудах ея и утешения в скорбях.

Праздник в радости духовной да сподобит встретить Господь.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

31 марта 1908 г.

393. Скорби попускаются Господом, без них невозможно спастись

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Еликонида!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Письмо твое получил. За поздравление с днем Ангела спаси Господи.

Всечестнейшей матушке Игумении благословение посылаю и желаю ей помощи Божией в трудах ея и спасения душевнаго. За поздравление спаси ее Господи. Господь да хранит вас и обитель всю в благополучии и в мире.

В трудах и хлопотах да поможет тебе Господь и терпение в скорбях подаст. Без скорбей и спастись невозможно, и везде оне бывают по попущению Божию. Если бы и ближе жила, и то без скорбей не была бы. А теперь да утешает тебя то, что несешь все за св. послушание, которое выше всех добродетелей.

Как я могу об тебе позаботиться? Господь обо всех заботится. Он не оставит и тебя Своим Промыслом, старайся только благоугождать Ему с усердием.

Сну не надо придавать никакого значения, все во власти Божией. Желание твое да исполнит Господь, если угодно Ему сие.

Пост сей с пользою душевною да поможет провести Господь.

Анюте и Лизе посылаю благословение. За поздравление спаси Господи.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

24 ноября 1908 г.

Казанский Калужский монастырь

Пелагии Ермаковой (в монашестве Порфирии). 1894–1909

394. Что Матушка не велит, того и не делай. Лучше здесь потерпеть за грехи ради Царствия Небеснаго

Достопочтенная о Господе Пелагия!

Письмо твое получил. Пишешь, что на тебя мать Игумения прогневалась и хотела прогнать из монастыря, но ты не иди, а умоляй, и упрашивай ее, и проси у ней прощения. А сама старайся с помощию Божиею исправиться, и чего не велит, то и не нужно делать. А странниц в монастыре очень опасно принимать, и в келлии пускать не следует, а в страннюю гостиницу.

И если под начал тебя отдала, то потерпи и смирись. С помощию Божиею и все пройдет, только ты успокойся. И укоряй, и обвиняй больше себя, что ты виновата, а на мать Игумению ничего не имей худого и в мысли, а молись за нее поусердней Богу, тогда и она умилится душой и простит тебя. И проси себе почаще: „Господи! Даждь мне терпение, великодушие и кротость". И не унывай, и не ропщи, и духом не упадай, и никого не осуждай, читай отеческия книги, и почаще молитву Иисусову твори, и имей в памяти всегда страх Божий, и страх смерти, и страх будущих мучений, и лучше здесь потерпи за грехи ради Царствия Небеснаго, а там чтобы Господь помиловал тебя.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

21 сентября 1894 г.

395. Блажен человек, который познает немощь свою. Удивляться трудам святых – дело похвальное и ревновать им – спасительно. Кто от случающихся падений не падает духом, того восхвалят Ангелы

Пелагия!

Мир тебе. Милость Божия буди со всеми вами!

Письмецо твое получил от 3-го сего ноября 4-го числа. Читая оное, порадовался духом за твое познание своих немощей. Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом вечной благостыни. Как скоро дознает кто и действительно ощутит немощь свою, воздвигает душу свою из разслабления, омрачающаго ведение, и запасается осторожностию. Но никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хоть малаго искушения тем, что утомляет или тело, или душу.

Удивляться трудам святых – дело похвальное, ревновать им – спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателями их жизни есть дело безразсудное и невозможное.

Время всякой вещи под небесами, – говорит Екклесиаст (Еккл. гл. 3, ст. 1). Изречение это объемлет и те вещи и делания, которыя бывают в нашем священном жительстве. Известно, что для подвизающихся есть время безстрастия и есть время побеждения страстями по причине младенчества подвизающихся; время слез и время сухости сердца, есть время повиновения и время повелевания, есть время поста и есть время принятия пищи. Есть время телесной брани и время погашения разжения, время бури душевной и время тишины ума, время сердечной печали и время духовной радости... – словом, всему время свое под небесами.

Итак, да не обольщает нас горделивое усердие, побуждая прежде времени искать того, что придет в свое время. Не будем искать того в зиме, что свойственно лету, ни во время сеяния того, что принадлежит жатве. Есть время сеять труды и есть время пожинать неизреченныя дарования благодати. В противном случае мы и в свое время не получим того, что оному времени прилично и свойственно. Св. Макарий и Марк, изведовавший точным опытом, свидетельствует о сем, чтобы нам, немощным, приять для себя утешение во время нужды. "Изменения, – говорит, – в каждом бывают, как в воздухе". Уразумей же это слово „в каждом», потому что свойство одно: бывает холод, а вскоре потом – зной, также град и немного спустя – ведро [7]. Так бывает и в нашем упражнении: то брань, то помощь от благодати; иногда душа бывает в обуревании и возстают на нее жестокия волны, и снова происходят изменения, потому что посещает благодать и наполняет сердце человека радостию, миром от Бога, целомудренными и мирными помыслами. Он указывает на помыслы целомудрия, давая тем разуметь, что прежде них были помыслы скотские и нечистые, и дает совет, говоря: „Если за сими целомудренными помыслами последует, не будем печалиться и отчаяваться, когда последуют болезненные припадки, но принимать как естественное и свойственное нам. И не предадимся отчаянию подобно человеку, который за подвиг ожидает чего-то, даже совершеннаго и неизменяемаго упокоения, и того, чтобы в нем произошло движение чего-либо сопротивнаго, что и Господь Бог наш не нашел приличным дать сему естеству в этом мире. И знай, что все это к смирению нашему навел на нас Божий Промысл, который о каждом из нас промышляет и устрояет, что каждому полезно. Наконец, знай, что устоять – не твое и не добродетели твоей дело, совершит же это благодать, которая носит тебя в дланях руки своей, чтобы ты не приходила в боязнь или отчаяние".

Плачь и проливай слезы, подражай в молитве жене хананейской и грешнице у ног Спасителя, вопий непрестанно и словами, и мысленно в сердце смиренно и громко: „Помилуй мя, Господи, Сыне Божий, дщи моя зле беснуется!" (прочти в Евангелии от Матфея гл. 15, ст. 21–28 и от Луки гл. 7, ст. 36–50 и еще гл. 18, ст. 10–14). И не должно ужасаться, если мы в начале иноческаго подвига бываем боримы более, нежели когда жили в мире. Кто, хотя падает, но возстает, тем не овладеет нерадение, но Бог приведет его в устроение усердных делателей. Страстные! Будем прилежно молиться и неотступно умолять Господа, ибо все безстрастные (т. е. святые) прежде были под игом страстей и потом уже достигли безстрастия, и не иначе как вошли в покой безстрастия, как выдержавши лютую брань со страстьми. Хотя не все могут быть безстрастными, однако спастись и примириться с Богом всем возможно. Покаяние выше всех добродетелей. Но в надежде на милосердие Божие и на покаяние продолжать грешить не должно. Таковых внезапно похищает смерть. А согрешивши – отчаяваться не должно. Идеже умножися грех, преизобилует благодать Его [8]. Ангелам свойственно не падать, людям – падать и скоро вставать, а бесам – никогда не возставать. Кто от случающихся падений не упадает духом, того восхвалят Ангелы, как храбраго воина! Ангелам бывает радостно на небеси о едином грешнице [9] кающемся. И Спаситель говорит, что Он пришел грешников спасти [10] и что болящии требуют врача, а не здравии [11]. Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения (Еванг. Лук. гл. 18, ст. 10–14). Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил его или их, ибо истинно слово: Отпустите мало – отпустится вам много (Еван. Лук. гл. 6, ст. 37 и 1 Посл. к Коринф. гл. 13, ст. 1–8, 13).

Затем остаюсь при пожелании тебе здравия и спасения душевнаго. Испрашивающий милости Божией

18 ноября 1897 г.

396. Как бороться с блудной страстию

Пелагия!

Письмо твое получил. Когда ты помыслами сама в себе разжигаешь блудную страсть, которая называется скоктанием, то этим ты смертно грешишь, и если в таком состоянии застанет смерть, то пойдешь в муку вечную. Надо покаяться и воздерживаться от таких мерзостей, живи воздержанно, тело утомляй работой. Наше тело со дня крещения есть храм Божий, а ты его блудными похотьми растлеваешь подобно блуднице. Кайся и исправляйся. Помни суд и муку вечную. От послушаний не отказывайся, но проситься можно остаться по случаю невоздержанности ко всему.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

4 марта 1899 г.

397. Молитва за творящих нам обиды сильна у Бога

Пелагия!

Письмо твое получил. Не советую тебе говорить Матушке о неприятностях. Лучше молись за них Господу, проси себе терпения и великодушия. Это враг подстрекает их делать неприятность, чтобы чрез это и тебя ввести в грех. А когда ты терпеливо будешь за них молиться, то молитвою отгонишь от них врага, ибо молитва за творящих нам обиды сильна у Бога.

С девушкою приехать можно ко мне.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

29 июля 1899 г.

398. Никто до самой смерти не должен отчаяваться в своем спасении Надо прилагать попечение о своем исправлении

Пелагия!

Письмо твое получил. В чем застанет смерть, в том и судить будет Господь. А пока еще есть время, понуждайся каяться и исправляться. Никто до самой смерти не должен отчаяваться своего спасения, а потому необходимо себя всегда понуждать на исправление, и сколько бы раз не пришлось пасть в грех, столько же раз надо спешить и встать покаянием. Если грешник не похищается еще смертию, то это значит, что к нему долготерпит милосердие Божие, но надо помнить, что смерть приходит более тогда, когда ее не ожидаем, а смерть грешников люта [12], т. е. кончина ужаса исполнена, и потом мука безконечна. Твои грехи немалы, а потому и попечение об исправлении прилагай побольше. На рабов Божиих больше наводит враг подозрение.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

30 октября 1899 г.

399. В деле спасения надейся не на себя, а на одно милосердие Божие

М. Пелагия!

Письмо твое от 5-го ноября получил. Считать себя недостойною Царствия Небеснаго и достойною одной вечной муки заставляет истинное смирение и нищета духовная, при которых и величайшие угодники Божии считали себя хуже всякой твари и этим ясно показывали, что они надеются не на себя, а на одно милосердие Божие.

Если не имеешь больших сил на борьбу со грехом, то борись всеми силами, какия имеешь, и Господь, видя твой труд и смирение, помилует и спасет тебя. Надо помнить чаще то, что не нынче-завтра должно нам умереть, а там – вечная мука или вечная радость. Понуждай себя на труды спасения и претерпевай в них до конца.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

14 ноября 1899 г.

400. Усерднее и чаще молись за тех, к кому чувствуешь гнев. Близкия знакомства сильно мешают угождению Богу

Пелагия!

Письмо твое получил и помолился за тебя. Ты, наверно, не знаешь, отчего больше бывают кликуши и порченныя –бесноватыя, а потому так неразумно и предаешься гневу. Усердней молись и чаще за тех, к кому будешь чувствовать гнев и памятозлобие, а иначе легко погибнешь. Терпением да благодарением за все Господа удобней спасешься.

Боже тебя упаси знакомиться с монахами, а также не знакомься и с мирянами, да и в обители не заводи близких знакомств, что сильно мешает угождению Богу. Ищи прежде всего Царство Божие и спасение своей души, а все необходимое для существования Господь послет своевременно. Спаси Господи за подарок.

Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

20 декабря 1899 г.

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

__________________________________________________________________

[1] Пс. 132, 1.

[2] Евр. 12, 6.

[3] Приписка-автограф старца Иосифа.

[4] Так в рукописи.

[5] Пс. 125, 5.

[6] Мф. 5, 4.

[7] Ведро – ясная погода.

[8] Ср.: Рим. 5, 20.

[9] Ср.: Лк. 15, 10.

[10] 1 Тим. 1, 15.

[11] Ср.: Мф. 9, 12.

[12] Пс. 33, 22.