Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Крест­ное зна­ме­ние долж­но на се­бе по­ла­гать или с име­нем Свя­той Тро­и­цы, про­из­но­ся: „Во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха", или с име­нем Еди­но­го от Тро­и­цы, нас ра­ди во­че­ло­веч­ша­го­ся и во­лею рас­пен­ша­го­ся, про­из­но­ся: „Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­на­го".

преп. Амвросий

Не мо­же­те ос­та­вить та­бак ку­рить... Не­воз­мож­ное от че­ло­век – воз­мож­но при по­мо­щи Бо­жи­ей, толь­ко сто­ит твер­до ре­шить­ся ос­та­вить, соз­на­вая от не­го вред для ду­ши и те­ла, так как та­бак рас­слаб­ля­ет ду­шу, ум­но­жа­ет и уси­ли­ва­ет страс­ти, омра­­ча­ет ра­зум и раз­ру­ша­ет те­лес­ное здо­ровье мед­лен­ной смер­тию.

преп. Амвросий

Ле­ность есть не­ма­лый по­рок и по­ла­га­ет­ся в чис­ле смерт­ных гре­хов, то и на­доб­но се­бя ну­дить к ис­пол­не­нию на­ших обя­зан­нос­тей, про­сить Бо­га о по­мо­щи, не на­де­ять­ся на свою си­лу. Он, ви­дя та­ко­вое на­ше про­из­во­ле­ние, даст си­лу и кре­пость и по­мо­жет одо­леть расс­лаб­лен­ную ле­ность, но без на­ше­го тща­ния и про­из­во­ле­ния и Бог не по­мо­га­ет. В слу­чае же не­мо­щи и бес­си­лия да за­ме­ня­ет сии на­ши без­дей­ствия: бо­лезнь сер­деч­ная, со­жа­ле­ние и сми­ре­ние.

преп. Макарий

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

101. Бог всеми способами устрояет наше спасение

Христос Воскресе!

Всечестнейшая матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше получил, за поздравление с светлым праздником Воскресения Христова благодарю Вас. Молю Бога о здравии Вашем и от души желаю скораго выздоровления и возвращения в обитель.

Поздравляю Вас с светлым праздником Воскресения Христова. Радость о воскресшем Господе да потребит печаль Вашу о болезни Вашей и о разлуке. За все слава Богу, всеми способами устрояющему спасение наше.

10 р. получил, за усердие спаси Господи. И 5 р. передал о. Анастасию.

М. Иларионе посылаю благословение.

Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

1 апреля 1909 г.

102. К какому духовнику лучше обращаться настоятельнице

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Всечестнейшая матушка игумения Людмила!

Милости Божией Вам желаю. Получил Ваше письмо и сорадуюсь радости Вашей о возвращении в св. обитель. Да укрепит Господь силы Ваши и продлит жизнь Вашу на многия лета. Пишете о минувшем испытании душевном. То промыслительно послано было Господом к большему смирению Вашему, к познанию немощи своей, к правильному суждению о других. И за сие надо благодарить Господа.

Теперь да поможет Господь окрепнуть духу Вашему вместе с телом!

И мое здоровье по милости Божией тоже поправилось почти совсем. Болезнь прошла безследно, занимаюсь по-прежнему.

Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

Получил и еще Ваше письмо. Обители, сестрам и наипаче душе Вашей мир да подаст Господь. Относительно духовника скажу мое лишь мнение: лучше бы у того, у кого и все сестры исповедуются или большинство их. Если другому священнику не понравится сие, будете покойны, потому что идете с сестрами. Где требуется говорить, надо говорить, тем более если от послабления может быть соблазн немощным. Господь да вразумит Вас.

14 мая 1909 г.

103. Наставляйте сестер к доброму прохождению иноческой жизни. Покаянием и исповеданием заботьтесь очищать душу

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Всечестнейшая матушка игумения Людмила!

Милости Божией и душевнаго спасения Вам усердно желаю. Письмо Ваше получил. Благодарение Господу, что поправилось здоровье Ваше. Да укрепит Господь и ослабевшия силы Ваши. В скорби Вашей да утешит Вас Господь, и да хранит стадо Свое благодатию Своею, и Вам даст радость о добром устроении чад Ваших. Молитесь непрестанно о них, чтобы Господь сохранил их от мысленных волков и татей, и словом Вашим, и увещаниями наставляйте их к доброму прохождению иноческой жизни. А кто уходит, что же с ними делать. Молитесь усерднее за них, чтобы управил Господь их путь ко спасению. Что видите пользу для душевнаго устроения от сих скорбных случаев, то и слава Богу! И надо еще потерпеть, что благоугодно будет Господу ниспослать, смиряяся пред Ним и прося Его помощи. Внутреннее Ваше да очистит Господь Своею благодатию. Покаянием и исповеданием и Вы заботьтесь очищать душу.

Марки получил, спаси Господи.

Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

28 июля 1909 г.

104. Беглянок лучше не принимать обратно

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Всечестнейшая матушка игумения Людмила!

Милости Божией и душевнаго спасения вам желаю. Письмо Ваше получил. За поздравление с памятию почившаго Старца спаси Господи. Также получил и 5 р. на масло к его могилке. Господь да примет усердие Ваше и молитвами Старца полезное дарует душе Вашей.

Сожалею о случившемся с Вами испытании и молю Господа, да поможет Вам оправиться совершенно от потрясения и укрепит силы Ваши.

С беглянками поступите по Вашему усмотрению. Да не принять и лучше, пусть поступят в другой монастырь, если желают.

От злых помышлений и воспоминаний да избавит Господь. Потреба тут смирению, и самоосуждению, и призыванию помощи Божией.

Обитель да хранит Господь в мире и добром устроении.

Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

18 октября 1909 г.

105. Силен Господь подать помощь немощному естеству во время поста

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Всечестнейшая матушка игумения Людмила!

Милости Божией и душевнаго спасения Вам желаю.

Поздравляю с наступившим постом, который богоугодно провести да поможет Господь, и сподобит неосужденно соединиться с Ним в Таинстве Св. Тела и Крови Его и с мирною душею и чистым сердцем встретить праздник Рождества Его. Силы Ваши да укрепит Господь.

Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами. Но если необходимость заставит прибегнуть к нестли [1], то смиренное покаяние надо приносить в этом. Да не на всякий день употреблять надо бы. Но, впрочем, на Ваше усмотрение.

В борьбе с помышлениями да укрепит Вас Господь.

Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

18 ноября 1909 г.

106. "Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь"

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Всечестнейшая матушка игумения Людмила!

Милость Божия буди с Вами. Письмо Ваше получил. За поздравление с праздником Рождества Христова спаси Господи. И Вас поздравляю с наступившим Новым годом, который провести с пользою душевною да поможет Вам Господь. Здоровье Ваше да укрепит Господь и поможет в трудах Ваших.

Пишете, что плохо постились, ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово пр[еподобнаго] Иоанна Лествичника: „Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!" Память о конце иметь да даст Вам Господь, это очень необходимо.

Мое здоровье слабое, но не болею, и пост благополучно прошел с помощию Божиею.

Мон[ахиню] Евдокию да помянет Господь во Царствии Своем. 12 р. получил и 5 р. о. Анастасию передал. Да примет Господь усердие Ваше.

Келейным Вашим: мм. Пафнутии, Иларионе, Зосиме, Онисифоре и Тане посылаю благословение и желаю им помощи Божией во спасении души. За поздравление спаси Господи.

Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

9 января 1910 г.

107. Благословение на прохождение св. Четыредесятницы

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Всечестнейшая матушка игумения Людмила!

Письмо Ваше получил. Поздравляю Вас с наступающей св. Четыредесятницей. Господь благословит Вас на прохождение оной, и укрепит Ваши силы телесныя, а наипаче душевныя, и дух покаяния и умиления подаст Вам.

За молитвы о мне, грешном, да воздаст Господь. Здоровье мое слабое, но обычным порядком, особенных болезностей нет.

Спаси Господи и Вас за приветствование с постом.

Если предписание врачей неудобно оставить и чувствуете слабость сил, то употребляйте, а духовнику на исповеди кайтесь, и себя зазирайте в этом.

Поездку Вашу да устроит Господь и исполнит желание Ваше. Сестер всех да благословит Господь и хранит в мире и добром устроении.

Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

25 февраля 1910 г.

108. Приносите Господу смиренное покаяние и надейтесь на Его милосердие

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Честнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Милости Божией и душевнаго спасения Вам желаю. Письмо Ваше получил. За поздравление с днем Ангела усердно благодарю. Вас же поздравляю с приближающимся светлым праздником Воскресения Христова. Господь да укрепит Ваши душевныя и телесныя силы для богоугоднаго окончания седмицы спасительных Страстей и сподобит в радости духовной встретить светлый день святыя Пасхи.

10 р. получил, да благословит Господь усердие Ваше.

Здоровье Ваше да укрепит Господь, а в немощах и падениях дарует Вам прощение. Приносите Господу смиренное покаяние и надейтесь на милосердие Его к нам, грешным.

Посотрудничать в журнале Бог да благословит, может быть, сие будет полезное развлечение для Вас.

Здоровье мое ничего, весь пост чувствовал себя хорошо, но что-то нынче особенно ослабел.

Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

13 апреля 1910 г.

Келейным Вашим: мм. Пафнутии, Иларионе, Зосиме, Онисифоре и Татиане посылаю благословение. Спаси Господи за поздравление.

109. Если сестры имеют неполезное сожитие, надо требовать, чтобы разошлись

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Честнейшая о Господе матушка игумения Людмила!

Милости Божией и душевнаго спасения Вам желаю. Письмо Ваше получил. С принятием Св. Христовых Таин поздравляю Вас. Во спасение души и в здравие да будет сие. Также поздравляю и с наступающим праздником Рождества Христова, который да сподобит Вас Господь встретить в радости духовной.

Сердечно желаю, да обрадует Вас Господь новым Архипастырем.

Если видите, что неполезное сожитие имеют сестры, то непременно надо требовать, чтобы разошлись, дабы и другим не подавали такого вреднаго примера.

Новопостриженных сестер да благословит Господь и укрепит их в подвиге монашескаго жительства.

Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

18 декабря 1910 г.

Келейницу Вашу Илариону Господь благословит и сподобит принять образ Ангельский во спасение души.

110. Надо молиться за всех и вразумлять немощных

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Всечестнейшая матушка игумения Людмила!

Милость Божия буди с Вами. Письмо Ваше получил. За поздравление с праздником Рождества Христова и с Новым годом спаси Господи. Поздравляю и Вас с наступившим новолетием и праздником Богоявления. Господь да укрепит Ваши силы душевныя и телесныя, и поможет в трудах Ваших, и сохранит Вас на многия лета.

Усердно благодарю и за благожелания Ваши. Здоровье мое, по молитвам Вашим, ничего, слава Богу, хотя слабость бывает иногда.

Пишете, что выходят некоторыя из обители. Конечно, прискорбно это слышать, а тем более переносить, но что же делать. Видно, мало избранных [2]. Надо молиться за всех, уговаривать, вразумлять немощных. А кто возмущает других, с теми можно и построже поступить, если не исправятся.

С новым Архипастырем помоги Господи вести дело мирно. По устроению храма да поможет Вам Господь.

Лепту Вашу получил, спаси Господи за усердие.

Келейным Вашим: мм. Пафнутии, Иларионе, Зосиме, Онисифоре и Татиане посылаю благословение и желаю им помощи Божией в трудах. За поздравление с праздником спаси Господи. Призывая на Вас мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

4 января 1911 г.

Монахине Анфисе

111. О принятии схимы

Мать Анфиса!

Относительно св. схимы так поступи, как Серафима Клыкова, т. е. когда совсем ослабнешь, приблизишься к гробу, тогда можно и схиму принять. Операцию не надо [делать], лучше потерпеть грехов ради. Клыкова страдала целый год, зато милостию Божией очистилась. По смерти ее видали у нас хорошо. Люты скорби и болезни, но сладок вечный рай. Терпя потерпех Господа [3], и внят ми, и услыша молитву мою, и спасе мя.

[Без даты]

Монахине Анатолии

112. Постоянной памятию о смерти удерживайся от зла и твори благо

М. Анатолия!

Письмо твое получил. Боишься смерти и вечной муки, а потому постоянной памятию о сем и страхом удерживайся от зла и твори благо. В беззакониях зачинаемся и во грехах родимся [4], а потому много нужно и понуждений для снискания Царствия Божия, которое, по слову Спасителя, нудится [5]. Спасайся.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

20 февраля 1898 г.

Иустинии (Филипповой). 1896–1908

113. Старайся жить, внимая себе и понуждая себя на все доброе. Научайся терпению и покорности во всем

Сестра о Господе Устиния!

Письмо твое получил. Пишешь, что ты относилась к отцу архимандриту Моисею сколько лет. И он умер и говорил, чтобы относилась к отцу Израилю. Но так как к нему не имеешь расположения, [то] и обращаешься ко мне, и просишь совета и наставления. Старайся с помощию Божией жить, хорошенько внимать себе и понуждать на все доброе и богоугодное, от всего худого и греховнаго уклоняться, хранить и беречь себя, собою не гордиться, не роптать, не завидовать, не зазирать и никого не осуждать, а себя за неисправности окаявать, и укорять, и осуждать, и считать худшею и последнею всех. Но не унывай и духом не упадай, но мужайся и крепись, то и обрящешь мир и покой душевный. И почаще проси себе: Господи, даждь мне терпение, великодушие, и кротость, и смирение, и послушание, и покорность воле Божией". И почаще молитву Иисусову твори и „Богородице Дево, радуйся". И книги отеческия для руководства, и утешения, и вразумления читай. И меньше празднословь. И не смущаться, но быть терпеливой. Сказано во Евангелии: В терпении вашем стяжите души ваша [6] и претерпевый до конца, той спасется [7].

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

1 марта 1896 г.

114. Господь за грехи попускает испытания

Христос Воскресе!

Устиния!

Получил твое письмо. Пишешь, что находишься в скорби, погорело все в корпусе. Что делать – что погорело, того не воротишь, а чтобы получить душевный покой, то нужно считать, что за грехи Господь попустил. И потом: живешь, и очень немирна с сестрой. Что же, надо себя укорять и обвинять, то и получишь покой. Почитай книгу преп. аввы Дорофея и что пишут, то постарайся делом исполнять. Вот и руки болят за твои же грехи; если хочешь, что[бы] руки прошли, то считай себя внутренно хуже и последней всех и в сутки твори сих молитв по 500: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную и исцели мои руки". И святым маслом от святаго мученика Никиты мажь. Затем призываю на тебя мир и благословение Божие.

19 апреля 1896 г.

115. Молись молитвой мытаря. Бог будет судить о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения. Каждый день и час клади начало к исправлению

Достопочтенная сестра о Господе Иустиния!

Мир тебе, милосердие Божие буди с вами!

Ты пишешь, что ты такая нерадивая, непрестанно ропщущая, на всех раздраженная и всех осуждающая... и прочая, проч., проч., притом еще и Богу молиться ленивая. И просишь, чтобы помолиться о тебе. Даруй же тебе Господь такое чувство, чтобы ты искренно сознавала себя хуже всех и молилась бы не иначе как молитвой мытаря, а не подражала бы фарисею, молящемуся в храме: Боже, благодарю Тебя, что я несмь якоже прочии человецы... или якоже сей мытарь [8]. Прости, сестра, [но] если за нас будут молиться все святые, а мы не будем принуждать себя своим свободным произволением исправлять свои недостатки и не перестанем продолжать свои грехопадения, то и молитвы святых будут для нас безполезны. Ведь ты признаешь же: все то, что ты делаешь, все это делаешь противу учения Евангельскаго, учения Иисуса Христа (прочти Еван. от Матф. от 5-й главы до 28-го стиха 7-й главы). И призвав в помощь Господа, положи начало ко исправлению. А то, признавая все, что ты живешь нерадиво, сама и палец о палец в труде ко спасению не хочешь принудить себя. В таком случае остается мне сообщить тебе, что однажды пришли братия к авве Антонию, и говорят ему: „Дай нам наставление, как спастись". Старец отвечал им: „Вы слышали Писание? И сего очень довольно для вас". Они сказали ему: „Мы и от тебя что-нибудь хотим услышать". – „Тогда в Евангелии сказано: Аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати ему другую. Они говорят ему: „Мы не можем сего сделать". – "Если вы не можете подставить другой, по крайней мере переносите удар в одну". – „И этого не можем». – "Если этого не можете, по крайней мере не платите ударом за удар». Братия сказала: „И сего не можем». Тогда старец сказал ученику своему: „Приготовь им немного кашицы: они больны. Если вы одного не можете, другого не можете, то что я вам сделаю?"

Нужно молиться усерднее, как молилась жена хананеянка (Еван. Матф. гл. 15, ст. 22–28). Некоторые говорят: да молимся, но молитвы-то наши не исполняются... Но вы, невзирая ни на что, продолжайте молиться, вопить, как св. Апостолы молились: Господи, спаси нас, погибаем [9] или как слепец (Еван. Лук. гл. 18, ст. 35-43). Молится надменный фараон, и услышан. Молятся бесы и получают прощение. Кольми паче услышан будет молящийся христианин. Не унывайте, а продолжайте молиться. Восчувствовать нам грехи своя – это дарование, которое подается нам от Бога. „Если не предаешься унынию и нерадению, – говорит св. Варсонофий, – то имаши понудитися и прославити Бога, как он пременяет тя от еже не быти во еже быти. Омочи ланиты твоя плачем очей твоих, да почиет на тебе Святый Дух и омыет тя от скверны злобы твоея. Умилостиви Господа твоего слезами, да приидет к тебе".

Чаще спрашивай себя, зачем я пришла в монастырь? И старайся каждый день проводить жизнь так, как ты проводила первый день, пришедши в обитель, и каждый день утром говори себе: „Быть может, этот день – день последний моей жизни. Потерплю же я из любви ко Господу Иисусу Христу, хотя ныне какая бы ни была скорбь, и прощу каждому оскорбившему меня обиду. Да негли [10] воспомянет и меня, многогрешную, Господь, и помилует, и спасет по неложному Своему обещанию" (Еван. Лук. гл. 17, ст. 37).

Бог будет судить о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения. В оный день Бог будет судить нас не о псалмах, не за оставление нами молитвы (т. е. когда-либо правила), но за то, что не покаялись! Велия бывает радость Ангелам на небеси о едином грешнике кающемся [11]. Будем же молиться: „Господи, помилуй, Господи, даруй ми смирение и кротость и, имиже веси судьбами, спаси меня, Господи". И Господь по милости Своей помилует и спасет нас всех Своею благодатию (Рим. гл. 3, 23–24). Каждый день и час клади начало ко исправлению, и Бог милости, человеколюбия и щедрот подаст и нам руку Своея помощи, как Петру св. Апостолу, утопающему в волнах морских.

Молитесь и за меня, немощнаго.

Остаюсь желатель вашего здравия и спасения.

Июнь 1896 г.

116. Немирствие с сестрой исцеляется молитвой

Сестра Устинья!

Пишешь, что читаешь, но мало понимаешь; только читай – польза будет. Что не ладишь с сестрой, то почаще проси: „Господи, даждь мне терпение, великодушие и кротость". И друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов [12].

Затем призываю на вас мир и благословение Божие.

8 сентября 1896 г.

117. На все доброе и полезное необходимо понуждение. Всегда имей в памяти страх Божий и страх будущих мучений. Ко всем людям будь милостива, а к себе строга

Сестра о Господе Устиния!

Письмо твое получил. Пишешь, что ты все плохо и нерадиво живешь и часто на тебя лень нападает, – надо на все доброе и полезное себя понуждать, ведь сказано в Евангелии, что Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают его [13]. Надо всегда иметь в памяти страх Божий, и страх смерти, и страх будущих мучений. И не гордись, и не завидуй, и не ропщи, и никого не осуждай, и себя больше укоряй, и осуждай, и считай худшею и последнею всех, и к людям ко всем будь милостива и снисходительна, а к себе во всем строгой, внимательной и осторожной.

За все описанные тобою грехи Бог тебя простит, а ты старайся загладить их добрыми делами, терпением и благодушным нес[ениемъ] скорбей и различных бед, ведь сказано во Евангелии: В терпении вашем стяжите души ваша [14], и претерпевый до конца, той спасен будет [15].

Поздравляю тебя с приближающимся праздником Рождества Христова и желаю тебе во здравии, и мире, и благополучии дождаться, и встретить, и проводить с пользою душевною.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

16 декабря 1896 г.

На утрени ходи – не ленись, это полезно тебе и душе твоей, а чтобы не разсеяваться, ты по четкам твори молитву Иисусову во время службы, 15 или 20 четок исполняй.

118. Покаяние выше всех добродетелей. Многие взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их

Иустиния! Мир тебе. Милость Божия буди со всеми вами.

Письмо с приложенным рублем мной получено. Не унывай, а на милость Божию присно уповай. Покаяние выше всех добродетелей. Пиши ко мне, и по силе досуга буду отвечать тебе. Многие или некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их, ибо вечно слово: отпустите мало, отпустится вам много (Еван. Лук. 6, 37). Старайся более молчать и отвечать: „Простите, помолитесь за меня, грешную". Желаю исправиться и не осуждать никого, познай себя, – и будет с тебя.

Св. Ефрем Сирин и тот молился: „Господи, даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего". Будем и мы подражать ему. И безмолвно, а иногда устами непрестанно будем вопить в сердце грешном, подражая Иерихонскому слепцу: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя"[16]. А случится по немощи как-либо и прегрешить, то, не откладая времени, класть начало ко исправлению, призывая милость Божию в помощь себе. „Господи, помилуй и помози мне исправиться". И не предавайся унынию по слову: „Колико падеши, толико возстани – и спасешься".

Искренно желающий вам всем здравия и спасения.

18 июля 1897 г.

119. Когда сердце станет ко всем мирное, тогда всюду будет жить легко. Во время службы из церкви не уходи, иначе не получишь в помощь Божией благодати и будешь всегда с окаменелым нечувствием сердца. Слишком не угождай телу, иначе уготовишь ему вечный огонь

Устиния!

Письмо и марку получил. Царствие Божие нудится, и без понуждения его никто не получал. Надо сносить тяготы других, а для этого проси у Господа терпения. Старайся избавиться от разных своих страстей, и когда сердце станет ко всем мирное, тогда всюду будет жить легко. Если напрасно гневаешься на кого, то, по слову св. Апостола, человекоубийца [17]. Нужно за обижающих нас и за тех, которые почему-либо не нравятся, молиться по примеру Самого Спасителя.

В церковь ко всякой службе спеши придти до начала и до конца не уходи, иначе не получишь в помощь Божией благодати и будешь всегда с окаменелым нечувствием сердца. Во время службы старайся ничего из читаемаго и поемаго не пропускать, иначе будешь разсеянна. Сама знаешь, что плохо, а что хорошо, а поэтому и старайся хорошаго держаться, а от дурного уклоняться. Проси всегда помощи Божией, ибо сказано: Без Мене не можете творити ничесоже [18].

Будешь удерживать чрево от пресыщения и услаждения, а также и тело от излишняго покоя, то Господь вскоре поможет тебе более работать для души, чем для тела. Сама за себя дашь ответ Господу; а потому смотри, слишком не угождай телу, иначе уготовишь ему вечный огонь.

Брат пусть пробудет призыв, а тогда можно будет и в монастырь, если есть серьезное желание.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

18 августа 1897 г.

120. Кто никакого креста не несет терпеливо, тот не войдет в Царствие Небесное. Ухаживай за больными, как за Самим Христом, и получишь спасение

Устиния!

Письмо твое получил. Ты пишешь, что очень трудно, но ведь это и есть тот узкий и прискорбный путь, ведущий в живот вечный. Укрепляй себя тою мыслию, что если не это, то еще что-нибудь другое, а надо терпеть. Кто никакого креста не несет терпеливо, без ропота, тот и не войдет туда, куда вошел наш Крестоносец, Господь Иисус Христос. Два было распято злодея около Иисуса Христа: один за самоосуждение первым вошел в рай, а второй за ропот, хулу, нетерпение пошел в ад, – вот и мы, грешники, как разбойники, можем или спастись, или погибнуть. Жизнь земная пройдет как сон, а потому ради вечнаго блаженства потерпи, ибо страсти нынешняго века недостойны той славы, которая откроется в будущем веке. Все терпели, и Сам Господь что за нас претерпел, то неужели мы за себя не потерпим. Надобно стараться быть кроткой и смиренной, и тогда взятое иго Христово будет благо и бремя легко [19].

Ухаживай за больными, как за Самим Христом, и за это ты получишь спасение и на земле будешь избавлена от тяжелых страстей. Не бросай больную, а то Господь пошлет другую добрую, а ты лишишься уготованной тебе награды. Враг потому больше и нападает, что твое послушание ему очень не по вкусу, а может быть, он, пронырливый, и приметил близкий конец, и хочет лишить награды. Кто за мзду делает что, то за что же еще ему будет награда? Кто охотно ради Христа делает туне, тот и получит от Него во сто крат больше и наследует жизнь вечную. За твой доброхотный труд тебе должен будет не человек, а Сам Бог.

Приучись больше молчать, тогда грешить и осуждать не будешь. Когда перестанешь роптать, усерднее будешь ради Господа служить больным, то избавишься от своей болезни не только тела, но и души. Если же при твоем исправлении болезнь и не оставит тебя, то, значит, это для того, чтобы за твое терпение дать тебе венец в будущей жизни на безконечное время. Потерпи. Пройдет жизнь как сон.

С верою, без сомнения, больныя места мажь маслом, как я и прежде благословлял, и Господь даст облегчение по вере твоей. Молюсь за тебя и за Евдокию. После твоего письма у тебя на душе стало легче, а потому не верь помыслу от врага, возбраняющему писать ко мне.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

19 ноября 1897 г.

121. Твори непрестанно молитву Иисусову, и помыслы отойдут. Для спасения нужны многие труды

Иустиния!

Письмо твое получил. Твори непрестанно молитву Иисусову, и помыслы разные отойдут. Если бы пришлось с помыслами бороться до смерти, то тогда борьба зачлась бы за мученичество. Если бы не было никакой борьбы, то, пожалуй, подумала бы, что ты уже святая, а это было бы хуже всего.

Если священник велел напомнить о своем грехе на исповеди, то и надо это сделать, чтобы грех более в совести не оставался. Помни, что многие труды духовные и телесные нужны для спасения, а потому все без ропота терпи до смерти.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

19 февраля 1898 г.

122. Если будешь гневаться, ссориться и жить нерадиво, то молитвы духовника тебе не помогутъ

Христос Воскресе!

Сестра о Господе Иустиния!

Письмо твое получил и молюсь за тебя, но если ты будешь гневаться, ссориться и вообще нерадиво жить, то молитвы мои не помогут тебе. Снам никаким не верь. Ад и его пламя так страшны, что ничем нельзя его изобразить, и в него попадут на веки вечные все произвольно грешащие и не кающиеся.

Помни это чаще и этим удерживайся от грехов. Имей мир ко всем, а себя во всем вини. Не суди никого, хотя бы и видела чужие грехи.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

10 апреля 1898 г.

123. Безделие – мать всякаго порока, в том числе уныния и отчаяния

Иустиния!

Письмо твое получил. Старайся не быть без дела, потому что безделие – мать всякаго порока, и в том числе уныния и отчаяния, но только старайся на общих послушаниях более молчать и не смеяться много, ибо сказано: Горе вам, ныне смеющиеся [20]. Иное дело быть веселым (не унылым), и иное смеяться (хохотать). Внимай себе, и спасешься за милость Божию.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

11 июня 1898 г.

124. От разсеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовою, а от уныния спасайся плачем о грехахъ

Иустиния!

Письмо твое получил. Пиши подробно свои разные грехи, письмами открывай мне свою душу, и Господь после каждаго чистосердечнаго откровения своих немощей даст мир и облегчение. Надо понуждать себя к воздержанию от всякаго греха, а добродетелям учиться тоже с понуждением, иначе застигнет внезапная смерть и погибнет душа навсегда. Пиши и те согрешения, которыя по немощи повторять приходится неоднократно. Иисусову молитву твори всегда, потому что призывание имени Господа помогало даже и язычникам. От разсеянности и празднословия воздерживайся трудом с молитвою Иисусовой, а от уныния спасайся плачем о грехах. „Когда унываешь, – говорит Апостол, – молись, а когда весела, то пой псалмы и песни духовныя". Молюсь за тебя. Мир ти.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

1 сентября 1898 г.

На псалтири берегись вести разные разговоры, иначе грехи поминаемых и на тебя лягут за небрежное поминовение.

125. Ропот губит венцы

Иустиния!

Письма твои получил и молюсь за тебя. Ты, наверно, забыла про вечный покой во Царствии Небесном, а тем покоем нескончаемо будут наслаждаться претерпевшие до конца, ибо туда только и можно войти многими скорбями. Или ты никогда себе на память не приводишь того, как жили и что терпели Спаситель, Божия Матерь и все святые. Зачем же ты неразумно ропщешь и этим губишь свои венцы? Или ты не веришь в будущую жизнь? Не смотри, как живет богатый Лазарь, а лучше подражай бедному Лазарю, и будет после смерти Ангелами отнесена твоя душа на лоно Авраамово.

Если уж очень ты малодушна, нетерпелива, то получше почини или переделай печку в келлии и живи, благодаря Бога.

Если бы ты знала, как живет в походе царь в ненастную погоду, то ты за свой ропот и уныние покраснела бы до ушей. Проси терпения.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

10 ноября 1898 г.

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

___________________________________________________________________

[1] Так называли сухое молоко по названию фирмы-производителя Nestle.

[2] Мф. 20,16.

[3] Пс. 39, 2

[4] Ср.: Пс. 50, 7.

[5] Мф. 11,12.

[6] Лк. 21, 19.

[7] Ср.: Мф. 10, 22.

[8] Лк. 18, 11.

[9] Мф. 8, 25.

[10] Может быть.

[11] Ср.: Лк. 15, 10.

[12] Гал. 6, 2.

[13] Мф. 11, 12.

[14] Лк. 21, 19.

[15] Мф. 10, 22.

[16] Мк. 10, 46–52.

[17] См.: 1 Ин. 3, 15.

[18] Ин. 15, 5.

[19] Мф. 11, 29–30.

[20] Ср.: Лк. 6, 25.