Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мы, сог­ре­шая пред Бо­гом, те­ря­ем мир, а по­ка­я­ни­ем оный возв­ра­ща­ет­ся – ми­ло­сер­ди­ем Бо­жи­им. По­доб­но ли­ша­ем­ся ми­ра, при­ем­ля скорбь и враж­дуя на лю­дей, а ког­да са­мо­у­ко­ре­ни­ем уга­сим сей пла­мень, то вод­во­ря­ет­ся и мир.

преп. Макарий

Всег­да имей­те Бо­га по­мощ­ни­ка се­бе, не упо­вай­те на свой ра­зум и на свои си­лы, счи­тай­те се­бя пос­лед­ней­ши­ми всех и меж­ду со­бою имей­те лю­бовь о Гос­по­де и сми­ре­ние, да не бу­дет меж­ду ва­ми стар­шей, но каж­дая счи­тай се­бя пос­лед­нею, и всех сес­тер счи­тай­те луч­ши­ми се­бя; не гля­ди­те ничь­их по­ро­ков и не су­ди­те, то и мир Бо­жий бу­дет с ва­ми!

преп. Макарий

Ста­рай­тесь хра­нить свои чувства. А особ­ли­во зре­ние, и про­дол­жай­те свое без­ро­пот­ное на­хо­дя­щих неп­ри­ят­нос­тей тер­пе­ние со бла­го­да­ре­ни­ем, и ког­да с по­мо­щию Бо­жи­ею бу­де­те ста­рать­ся бла­го­душ­но пе­ре­но­сить на­хо­дя­щее ис­ку­ше­ние и бу­де­те при­пи­сы­вать все оное сво­им гре­хам, а при по­лу­че­нии в серд­це скор­бей мо­лить­ся по за­по­ве­ди Гос­под­ней за тво­ря­щих вам на­пасть, тог­да явствен­но ощу­ти­те в серд­це сво­ем ра­дость и уте­ше­ние не­из­ре­чен­ное, мир по­мыс­лов и лю­бовь к Бо­гу и ко всем, не ток­мо жи­ву­щим с ва­ми, но и про­чим.

преп. Лев

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

 

151. Грехи исповедуй не священнику, а самому Господу. Покоя на земле не будет, он для всех святых – на небе

Иустиния!

Батюшка о. Амвросий при скуке говаривал так:

Скука – унынию внука, а лени – дочь,
Чтоб отогнать ее прочь,
В деле потрудись, в молитве не ленись:
Скука пройдет, и усердие придет.
А если к сему терпения и смирения прибавишь,
Тогда от всех бед и зол себя избавишь.

Попробуй применить к себе этот совет, и увидишь пользу. Ты грехи-то свои исповедуй не священнику, а Самому Господу, только без утайки, от всего сердца. Священник представляет посредника между тобою и Богом, а потому польза исповеди зависит от твоей чистосердечности. Если будешь исповедовать лукаво у чудотворца, то пользы не будет душе, и наоборот. Так грешно думать о священниках в Таинстве покаяния. Не каждый священник может давать нужные советы монашествующим, и только, а исповедь твоя тут ни при чем. Ты описала свои грехи, значит, и знаешь, что их не надо делать, а для этого проси у Господа помощи, смиряйся, никого не суди, а только себя одну: храни от соблазна зрение и другия чувства, чрез которыя в душу лезет всякий мусор. Понудишь себя, то с помощию Божией и исправишься, но покоя на земле не будет, он для всех святых – на небе.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

27 мая.

152. Сама о себе больше молись Богу

Христос Воскресе!

Сестра о Господе Иустиния!

Просишь молитв о тебе. Молюсь, как и о всех, но сама больше молись Богу. В отечнике писано: „Брат просил старца: „Отче, помолись, чтобы Бог меня помиловал». А старец сказал: „Ни я, ни Бог тебя не помилует, если ты сам не будешь молиться и не будешь смиряться". Считай себя хуже всех на свете, не осуждай никого, а иначе осужден будешь за грехи на муки без конца. Как можно больше смалчивай. Молись: „Господи! Даруй мне зрети моя прегрешения и никого никогда ни в чем не осуждать".

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, пребываю к тебе с благожеланием.

[Без даты]

153. Для получения вечнаго блаженства нужно все переносить с благодарностию. Если с сестрой в мире жить не можешь, то и с Ангелом в раю не уживешься

М. С. О. Н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе Иустиния!

Для заглаждения тяжких грехов и для получения блаженства в жизни загробной нужно все переносить с благодарностию Богу. Люди в землянках жили – не скорбели, что тебя бес гонит из монастыря? Хочет погубить все твои труды долголетние, – не слушай его, разбойника! Ежели ты с сестрой родной жить не можешь, то и с Ангелом в раю похоже, что не уживешься – по гордости. Куда ты из монастыря пойдешь – ведь скоро умрешь?! Потерпи... Объясни матери Игумении всю правду и проси ее, может, вас разведет. А мысли о Шамордине выбрось из головы. Там очень тесно, Игумения отказывает. Частою исповедию и примирением успокаивайтесь с сестрою.

Испрашивая на тебя с сестрой мир и Божие благословение, пребываю к вам с истинным благожеланием.

[Без даты]

154. Будь внимательней к своему спасению

Милость Божия буди с тобой!

Радуйся о Господе, чадо мое Иустиния!

Письмо твое получил, в котором ты описываешь свои немощи, говоришь: ленивая, нерадивая, гордая и т. п. Хорошенько ты подумай сама и разсуди, кто так позаботится о спасении твоей бедной души, как только ты сама.

Итак, чадо мое, прошу тебя отеческим гласом – будь внимательней к своему спасению, пока Бог тебе дает время и здоровье. Торгуй духовно, пока есть день, то есть надо себя всячески понуждать на всякое доброе дело, повторяю тебе – понуждать надо себя, ибо нуждницы получат Небесное Царство [1].

Если чувствуешь, что очень трудно жить с этой сестрой, то можно сходить к м. Игумении, объяснить ей все: если найдет удобным, то пусть переведет тебя на другое послушание.

От блудной страсти молись св. преп. Иоанну Многострадальному и св. мученице Фомаиде, каждый день клади по 3 поклона. Молись и за тех сестер, к которым имеешь нерасположение, неровность, как сказано: Молитесь друг за друга, да исцелеете [2].

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, с искренним благожеланием остаюсь.

[Без даты]

155. Неприязнь к сестре изгоняй земными поклонами

Сестра о Господе Иустиния!

Жалуешься, что не можешь смотреть на сестру – изгоняй этого беса из сердца твоего поклонами земными твоей сестре и проси ее, чтобы она помолилась о тебе, чтобы ты была посмиренней, поуважительней, пообщительней с своей сестрой. А если не будешь исполнять, как я тебе советую, то всегда ты будешь в смущении, потому что злой дух будет всегда тобою обладать, если не выгонишь ты его поклонами смиренными сестре твоей. Пожалей сама себя – смиряйся, и, Бог даст, будешь покойна, а то ведь погибнешь.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, пребываю к тебе с благожеланием.

[Без даты]

156. Скорби ведут на небо

М. С. О. Н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе Иустиния!

Пишешь, что скорби и скорби и о том только и думаешь, что скорби. А скорби ведут на небо! Так устроено Богом для очищения грехов и недопущения до больших проступков и для получения вечно радостной блаженной жизни на небе. А ты обижаешься на Бога, что Он в рай тебя как бы насильно тащит, а ты эти маловременныя скорбишки часто-часто сравнивай с адскими огненными мучениями безконечными, которыя ты заслужила грехами. Одумайся и скажи: „Господи, благодарю тебя за скорби. Мало мне, грешной, этих скорбей, пошли их больше мне, только избавь от вечных мучений и томлений безконечных».

Испрашивая на тебя и сестру твою мир и Божие благословение, пребываю к вам с благожеланием.

[Без даты]

157. Больше молчи, никого не укоряй и помни смертный час

М. С. О. Н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе Иустиния!

Нет пользы ехать в Москву к сестре гостить, а затем украдкой ко преп. Сергию. Помни, всякая лживость – от диавола. Живи так: больше молчи, не осуждай, не укоряй, не злись, не гордись, считай себя хуже [3] всех, помни час смертный и готовься дать ответ, оплакивай прежние грехи, а вновь старайся не грешить.

П. Елена коровница! В Калугу – не думай. Живи, где живешь, считай себя хуже всех и молись Богу о прощении грехов.

Испрашивая на тебя и всех вас мир и Божие благословение, пребываю с благожеланием.

[Без даты]

158. Никогда никого не осуждай, всех прощай и считай себя хуже всех на свете

Воистину Воскресе!

Сестра о Господе Иустиния!

Для покрытия неисправления правил (всяких) исполняй всяким усилием, как прежде советовал тебе – три легеньких и весьма удобных правильца: не осуждай никогда никого, всех прощай и считай себя хуже всех на свете. Как так: „ни за что иногда укоряют», – да ты вперед за неделю была в том, быть может, виновата, а может, и двадцать раз чем виноватей. Вот и считай, что за это послано тебе уничижение, чтобы познала свои прежние грехи и оплакивала бы их. А говоришь: "ни за что укоряют, обвиняют и прочее", – вот так и учись смирять себя и будешь всегда покойна и благодарна тем людям, какие укоряют тебя для пользы душевной. Привыкай за все Бога благодарить, и будешь спасена.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, пребываю к тебе с благожеланием.

[Без даты]

159. Св. Отцы советуют особенно внимательно следить за своим сердцем после Причастия

Христос Воскресе!

Иустиния!

Письма твои получил и тебя на молитвах поминал, а отвечать не мог то по крайнему недосугу, то по болезни своей, то по болезни моего письмоводителя о. Иоанна, который у всех вас просит св. молитв, чтобы оне ему благопоспешествовали в его послушании на общую пользу, его и вашу.

Св. Отцы советуют особенно внимательно следить за своим сердцем после святого великаго Таинства Причащения Тела и Крови Христовой, потому что тогда злоба врага умножается из-за того, что причастник из раба диавола делается наследником Царства Небеснаго, – то же самое озлобление у врага является, когда человек получит улучшение душевное. Видя его особенныя искушения, ты не унывай, а терпи и борись, ибо за такую тяжесть ты получишь сугубую награду.

Мир ти. Трудись, молись, спасайся о Господе.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

[Без даты]

160. Приучай себя больше молчать и молиться. Лучше молись о сестре, чем ее учить

Сестра о Господе Иустиния!

Приучай себя как можно больше молчать и все тверди в мыслях: „Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою", – всю до конца, и тем самым избегать будешь многих грехов. Св. Отцы учат так: кто тебя не слушает, тому не говори. Лучше молись о сестре, чем ее учить. Считай себя негожею и хуже всех на свете, никого никогда и ни в чем не осуждай и всех прощай, и без труда спасешься тогда. Но осуждатели, и злопамятники, и горделивые, хоть они молись, хоть постись, хоть раздавай деньги, если они не исправятся, то им нет и не будет места на Небе, но пойдут они во ад к бесам на веки мучиться без конца.

Читай почаще Афонский листок и давай прочитывать прочим сестрам.

Испрашивая на тебя и сестру твою мир и Божие благословение, пребываю к вам с истинным благожеланиемъ

[Без даты]

161. Бог простит грехи, только терпите все с благодарностию

М. С. О. Н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестры о Господе Агриппина, Иустиния!

Просите молитв. Молюсь, как и о всех. Св. Иов Многострадальный весь в гною лежал и черепком обстругивал гной свой, да 7 лет так он болел, но ни жена его, ни друзья, какие сидели около него и семь дней, не отходя, плакали о язве его лютой, – и никто не заразился от него. Так и вы потерпите друг друга с любовию, и вы будете там за это, где теперь св. Иов Многострадальный. Не унывайте, не ропщите, но Бога и Игумению не порицайте. Это все послано Богом на спасение ваших душ. Агриппине – за болезнь, а Иустинии с товаркою – за терпение. Всем вам Бог простит грехи, только терпите с благодарностию все.

Испрашивая на вас мир и Божие благословение, пребываю к вам с благожеланием.

[Без даты]

Иулиании

162. Терпи и благодари Господа за все. Во многоглаголании нет спасения

М. С. О. Н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе Иулиания!

Просишь молитв и благословения. Обещаюсь молиться за тебя.

На терке тереть картофель сырой и обкладывать им больную руку всего лучше на ночь. Церковничать тебе нельзя, потому что ты скорбеть и плакать будешь о твоем многолетнем любимом послушании. А что тебе трудно при болезни, то этим-то самым и достигнешь ты вечноблаженной жизни, только терпи и благодари Господа за все, никого не осуждай, всех прощай, считай себя хуже [4] всех на свете. И за то будешь царствовать со Христом во веки. Приучай себя более к молчанию. Во многоглаголании нет спасения.

За послушницу Елену молюсь. В Шамордино ей нельзя. Ежели ей невыносимо где живется, то Бог благословит ее, куда желание ея преклонится, только от себя и от скорбей никуда нельзя уйти.

Испрашивая на Вас мир и Божие благословение, пребываю к вам с истинным благожеланием.

[Без даты]

Послушнице Анастасии. 1908–1910

163. Необходимо смиряться и нести скорби

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Анастасия!

Смиряться и скорби нести Господь да поможет тебе, это необходимо. Молись и сама, и проси сего у Господа. Здоровье твое да укрепит Господь и в послушании поможет тебе. Тете твоей м. Максимилле посылаю благословение. Если ей надобно ехать в деревню полечиться, то пусть едет. Можно и тебе с ней. А что боишься, отставать от пения, то лучше на волю Божию положиться в этом, что Бог даст. А может быть, и ты поправишься.

Мир вам и Божие благословение.

31 декабря 1908 г.

Девице Анне посылаю благословение. В трудах ея Господь да поможет ей. Если имеет надежду, что и в этой мастерской выучится, то пускай в ней и остается. Пусть Богу молится и просит у Него помощи. От болезни можно полечиться у доктора.

164. О праведной кончине родственницы надо благодарить Господа. Не скорби, что составили с клироса

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Анастасия!

Во всех скорбях да подаст тебе Господь терпение. Тетю да упокоит Господь в Царстве Небесном. Не жалеть надо, а благодарить Господа, что послал ей такую хорошую кончину. Твое здоровье да укрепит Господь. Тоже не скорби, что составили с клироса. Если больна, то как же тебе петь, это нельзя и могло бы быть очень вредно для здоровья. Поправишься, то и опять поставят. Молись, да крепись, да не унывай.

Мир тебе и Божие благословение.

26 июля 1909 г.

165. Болезнь переноси с терпением и за все благодари Господа

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Анастасия!

Письмо твое получил. От болезни твоей Господь да избавит тебя, если угодно Ему сие. Не скорби, но положись на волю Божию, и молись, и проси у Господа помощи и терпения. Можно и лечиться чем-нибудь или к доктору обратиться. А главное, переноси с терпением и за все благодари Господа.

Родителя твоего да избавит Господь от пьянства. Пошли ему листок. Брату твоему Господь да подаст здоровье. На должность ехать можно погодить, надо бы получше поправиться здоровьем.

От блудных помыслов да избавит Господь. Старайся не услаждаться ими, а усерднее молитву Иисусову читай. Да других не осуждай и не празднословь много.

Мир тебе и Божие благословение.

19 июня 1910 г.

Евдокии Петровне

166. Господь не оставляет сирых

Раба Божия Евдокия Петровна!

Господь особенно взирает на сирых, Он видит Вашу скудость и не оставит Вас Своими милостями, если Вы без ропота, со смирением будете переносить трудности Вашего положения. Близ Господь сокрушенных сердцем и смиренных [5]. Молитесь Господу, молитесь Владычице, всех скорбящих радости, и не оставит вас Господь.

Дом зятю лучше не продавать, а оставить за собой. Бог даст, и ремонт справите.

Дочерей Бог благословит выдавать замуж, и если оне всегда будут блюсти чистоту душевную и телесную, памятуя, что тела наша суть храмы Духа Святаго [6] и должны содержаться в возможной чистоте, то Господь никогда не оставит их, и мир и любовь будет при них. Молюсь о вас всех! Испрашиваю мир и благословение Божие на Вас, с искренним благорасположением остаюсь.

Отслужите молебен Спасителю, Божией Матери, Николаю Угоднику и всем святым. Старайтесь каждый день читать по главке из Евангелия и Посланий Апостольских.

21 сентября 1900 г.

Исаков Рождество-Богородицкий монастырь в Пошехонском уезде Ярославской губернии

Монахине Магдалине (Носковой), казначее. 1904–1911

167. Старцы называли книгу „Поучения преподобнаго аввы Дорофея" азбукою монашеской жизни

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Достопочтенная о Господе мать Магдалина!

Письмо твое с оказией получил. Спрашиваешь меня, грешнаго, можно ли обращаться ко мне за советами. – За советами ко мне обращаться никому не возбраняется. И так как ты в своем письме жалуешься на свои неисправности и желаешь исправляться, то на первый раз вот тебе мой совет – достань книгу „Поучения препод. аввы Дорофея". Если у вас негде достать, то можешь выписать из нашей монастырской лавки, чтобы выслали тебе наложенным платежом. Эту книгу читай постоянно, прилагая к себе уроки нравственности и стараясь по ним исправлять и направлять жизнь свою. Наши покойные Старцы называли книгу эту азбукою монашеской жизни.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

9 марта 1904 г.

168. Полезно прочесть „Лествицу" преп Иоанна Лествичника. Неисповеданное из прежней жизни надо говорить духовнику на исповеди

Христос Воскресе!

М. Магдалина!

Письмо твое получил. За поздравление с праздником Воскресения Христова благодарность приношу. Господь да обновит твои силы душевныя и ревность богоугодную и поможет в трудах твоих.

Что книгу аввы Дорофея читаешь, это хорошо. Дай Бог, чтобы благой плод принесло чтение. Старайся вникать в то, что там писано, там все удобопонятно, и если хочешь, то и легко приложимо к жизни. А если трудно дается, то потому что в первый раз читаешь. Будешь поприлежнее читать, будешь и лучше понимать. Хотя теперь и не исполняешь, но все-таки читай. Также полезно прочесть и „Лествицу" преп. Иоанна.

А на недостатки не смущайся, а старайся себя укорять за них, приносить в них покаяние и смиряться больше. Бог поможет, наладишься как-нибудь.

Писать можешь, когда что нужно будет. А тому лицу можешь и не говорить [о] своих состояниях, если не успокаиваешься душой от его советов, и к нему больше не ходи.

Жизнеописание твое видел. Старайся прежнее забывать да приноси покаяние пред Богом. Если что не исповедано имеешь из прежней жизни, то надо исповедать духовнику на исповеди, а то все будешь вспоминать оное.

Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с желанием спасения.

14 апреля 1904 г.

169. Лучше исповедовать помыслы лично и устно, а не письменно

Достопочтеннейшая о Господе мать казначея Магдалина!

Письмо твое от 16 сентября получил. Исповедуешь мне, грешному, свои помыслы. – Хорошо исповедовать письменно, ибо и от сего исповедующий чувствует в душе облегчение, но еще лучше исповедовать лично и устно. Всеблагий Господь да простит исповеданное тобою, бывшее от немощи, и в добром да укрепит.

Написала ты, что запретил я тебе ходить по келлиям, а ты все ходишь навещать больных старушек. – Но я говорил тебе, чтобы не ходила по келлиям без нужды. А больных старушек необходимо навещать и, чем можно, послужить им. Как же можно больных бросать? Посещение больных Господь вменяет Себе. Болен бых, – говорит Он в св. Евангелии, – и посетисте Мене [7]. А если ходить по келлиям без всякаго дела, а токмо ради праздности, чаи распивать, да празднословить, да людей осуждать, то это грешно, и таких посещений должно избегать.

Мир тебе и Божие благословение.

29 сентября 1904 г.

170. Самопонуждение необходимо для получения спасения. За неисполнение пятисотницы Господь взыщет с монаха. Заочное и письменное разрешение грехов запрещено церковными правилами. Кому завидуешь, за того Богу молись

Христос Воскресе!

Достопочтеннейшая о Господе мать казначея Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Поздравляю тебя с праздником св. Пасхи и желаю мира душевнаго и богоугодной ревности о спасении души своей.

Что долго не писала о себе – это непохвально. Особенно если чувствуешь разленение, то и следовало бы написать. Старайся с леностию бороться, и прогонять ее, и понуждать себя на труды молитвенные. Помни, что понуждение себя непременно нужно для получения спасения.

К утрене приучайся ходить и стоять всю. В 5 часов вставать нетрудно, разве когда больна бываешь, – ну тогда дело другое.

Пятисотницу непременно надо справлять – за это Господь с монаха взыщет. А сто поклонов можно и не класть, разве только заповедь имеешь от духовнаго отца. На исповеди грехи не надо утаивать. Заочно и письменно грехи не разрешают, запрещено церковными правилами. Это и у о. Макария в письмах есть. А если пишут в письмах: „Бог простит», – то это лишь пожелание, а не разрешение.

Кому завидуешь, за того Богу молись! Пристрастия старайся ни к кому не иметь, но люби всех равно. Господь да хранит тебя.

К келейнице будь внимательна, но шалить ей или своевольничать не надо дозволять.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

22 апреля 1905 г.

171. Свойство откровения. Должно избегать праздных посещений чужих келлий

Воистину Воскресе Христос!

Достопочтеннейшая о Господе мать казначея Магдалина!

Письмо твое от 18 апреля получил и благодарю тебя за поздравление меня, грешнаго, с светлым праздником Пасхи Христовой и за благожелания.

Ты удивляешься, что как только отправишь ко мне, грешному, письмо, то, еще не получив ответа, ощущаешь мир душевный и радость. – Таково свойство откровения. Так о сем написано у препод[обного] аввы Дорофея.

Ты пишешь, что ходишь к одной близкой к тебе монахине. – Да ведь ходишь по благословению матушки Игумении, значит, за послушание. Это ничего. Только старайся без нужды и без особенной причины к ней не ходить. Когда позовет, иди или, если увидишь, что она разстроена, также сходи, а без дела не ходи.

Хорошо, что адрес прилагаешь к каждому письму.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланиемъ

27 апреля 1905 г.

172. Старцы в дни бдений отменяли келейное правило. Внимательно молиться свойственно только Ангелам. Если плачешь в церкви, то старайся, чтобы это было незаметно для других. Если в душе на всех кипит зло, это признак самолюбия и тщеславия

Достопочтенная о Господе мать казначея Магдалина!

Письмо твое от 13 мая получил. Пишешь, что случилось кряду три бдения, и ты совершала в это время келейное правило и очень уставала. – Дело естественное. Но наши покойные старцы в бденные дни, ради трудности службы, отменяли келейное правило. Можешь и ты так же поступать.

Жалуешься на разсеянность, что не можешь всегда внимательно молиться. – Да всегда внимательно молиться и никто из живущих на земле не может. Это, по замечанию св. Иоанна Лествичника, свойственно только Ангелам.

Плачешь иногда в церкви. – Ну, что же делать, когда слезы сами льются? Старайся как-нибудь, чтобы это не очень заметно было для других. А иногда, при случае, можешь кому-нибудь сказать, что у тебя нервы слабы.

Тяготишься казначейскою должностию, находя себя неспособною. – Да ведь м. Игумения с тебя не взыскивает. Стало быть, и смущаться не следует, и не должно задумываться о том, что ты неспособная. Бог вразумит и поможет в делах, если будешь прибегать к Нему в молитве. Из монастыря выходить не следует с тем, чтобы, по избрании казначеи опять вернуться в него. Это вражии помыслы.

Смущаешься, и в душе кипит на всех зло. – Это от самолюбия и тщеславия. Старайся всегда считать себя пред Господом хуже и грешнее всех на свете и молись в это время: „Господи, помилуй нас грешных», разумея и себя, и тех, на кого гневаешься.

Мир тебе и Божие благословение.

31 мая 1905 г.

173. О посылке книг

Мать Магдалина!

Письмо твое давно получил и не отвечал, потому что книг никак скоро найти, а сейчас получил и посылаю. Посылаю по почте, а на письмо подробно буду отвечать, а теперь только призываю тебе мир и благословение Божие

8 июня.

174. Уходить из своего монастыря не следует и самой напрашиваться на дела не должно. Как бороться с помыслами плотской страсти

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Достопочтенная о Господе мать казначея Магдалина!

Два письма от тебя получил. В одном пишешь, что поусердствовала у себя на храм N р., но думаешь, что это мало, а еще обещалась послать в обитель преп. Тихона Калужскаго. Все это хорошо. Но т. к. м. Игумения не советует тебе теперь менять билеты, то и должно ее слушать. А т. к. ты боишься умереть, не заплатив долга, то можешь написать духовное завещание, чтобы в случае твоей смерти N. N. заплатила.

Для сестер, находящихся под твоим ведением, почитать что-либо полезное можно с самоукорением: других учу, а сама хуже всех живу.

Сестер и братьев твоих, сбившихся с добраго пути, жаль. Молись о своих братьях так: „Устрой, Господи, о братьях моих (имена) полезное и спасительное по воле Твоей святой".

Уходить из монастыря своего не следует, и напрашиваться на дела не должно. А когда Матушка куда отъезжает, разспроси у нея получше, какое дело без нея делать и как вести дело. И как она скажет, такого порядка и придерживайся.

Написала ты, что иногда бывает отрадно на душе, а иногда нет. – Так и со всеми людьми бывает, потому что в теперешней временной жизни ничего постояннаго нет.

Не услаждайся помыслами плотской страсти. А для себя делай так: лишь только начнут появляться эти помыслы, тотчас призывай в помощь св. мученицу Фомаиду, пр[еподобную] Марию Египетскую и св. Иоанна Многострадальнаго Киево-Печерскаго, чтобы отогнали от тебя скверные помыслы. Также всячески старайся не уклоняться в празднословие и осуждение ближних, в многоядение и лакомство.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием

Р. S. Четыре марки получил и благодарю.

4 июля 1905 года

175. Если при мыслях о себе бывают стыд и раскаяние, то их приемлет Господь

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

М. Магдалина!

Милости Божией и душевнаго спасения усердно тебе желаю.

Письмо твое получил. За поздравление с праздником Рождества Христова и Новым годом и за усердныя благожелания спаси Господи. Желаю и тебе от Господа блага душевнаго и помощи благодатной в прохождении монашеской жизни.

Если живешь нерадиво и исправляешься мало, то почаще думай о том, кто ты, зачем пришла, как живешь. Если стыд и раскаяние при этом бывают, то и это милостивно приемлет Господь и вменяет нам вместо делания. Только смиряться больше надо.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения

6 января 1906 г.

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

_____________________________________________________________________

[1] Ср.: Мф. 11, 12.

[2] Иак. 5, 16.

[3] Здесь и далее в рукописи: „хужею".

[4] В рукописи: „хужею".

[5] Ср.: Пс. 33, 19.

[6] Ср.: 1 Кор. 6, 19.

[7] Мф. 25, 36.