Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

За­висть вна­ча­ле об­на­ру­жи­ва­ет­ся не­у­ме­ст­ною рев­нос­тию и со­пер­ни­че­ст­вом, а за­тем рве­ни­ем с до­са­дою и по­ри­ца­ни­ем то­го, ко­му за­ви­ду­ем.

преп. Амвросий

Что тер­за­ет за­ви­ст­ни­ка? Ближ­не­го бла­го­по­лу­чие или пред­поч­те­ние; хо­тя и сам он име­ет те же бла­га, а вре­ме­нем и пред­поч­те­ние, но ему до­сад­но, за­чем он име­ет то. А где лю­бовь и сми­ре­ние, там все из­ги­бы за­вис­ти по­жер­ты бы­ва­ют.

преп. Макарий

Боль­шая часть на­ших гре­хов про­ис­хо­дит от­то­го, что мы за­бы­ва­ем за­по­ве­ди Бо­жии.

преп. Никон

270. С клироса не сходи, а пой во славу Божию. За разсеянность чаще укоряй себя пред Господом

Сестра о Господе Лидия!

Письмо твое от 15 марта получил и по немощи и недосугу отвечаю вкратце. С клироса не сходи, а пой во славу Божию. Приведи себе на память, Кого воспеваешь. – Бога Премилосердаго, но вместе с тем и страшнаго и гневнаго Судию. За разсеянность чаще укоряй себя пред Господом и обращайся к Нему с молитвою мытаря: „Боже, милостив буди мне, грешной!"

Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию

271. Совершенной радости нет потому, что грешки препятствуют быть ей. Смирение дороже всех добродетелей и самой духовной радости

Христос Воскресе!

Послушница Лидия!

За поздравление с светлым праздником спаси Господи.

Пишешь, что любишь 7-ю неделю не меньше Светлой, то это так и должно быть, ибо в ней вспоминаются спасительныя страдания Господа ради нашего спасения. О душе думать всегда полезно, не лишне и на Пасху. А что радости нет совершенной, то, видно, еще грешки препятствуют быть ей. Надо укорять себя и смиряться больше, считая себя недостойной радости. А смирение дороже всех прочих добродетелей и самой радости духовной.

Раздавать вещи погоди, еще самой пригодятся. Лишняго запасать не следует, но и без необходимаго нельзя обойтись. В этом смущаться не следует.

Если у вас принято справлять именины, то не следует и тебе отставать от других. Живи так, чтобы ни в чем лучше сестер не показывать себя.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

272. Спастись трудно, но унывать не следует. Принуждай себя к смирению и самоукорению. Других ни за что не осуждай, а то и сама такая будешь

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Лидия!

Душевнаго спасения тебе желаю. Книгу читай на пользу душевную. Что спастись трудно, это правда, но унывать не следует. Читай со вниманием, и, видя, что не так живешь, как бы следовало, то укоряй себя, смиряйся пред Господом, проси у Него помощи и оказывай свое произволение исправляться. А Господь по Своему милосердию не оставит тебя Своею помощию. А думать, что напрасно живешь и не получишь Царства Небеснаго, не надо, а надо надеяться на милосердие Божие и понуждать себя на добрыя дела, а наипаче на смирение и на покаяние.

Пишешь, что не можешь смиряться и считать себя всех хуже, то заставляй себя, принуждай себя к этому, в том-то и состоит труд для спасения. Раздражаться не надо, а если не утерпишь, то надо покаяние приносить и у Бога помощи просить, а за нетерпеливость свою опять надо считать себя хуже других. Чтобы из монастыря выйти, этого и помысла не держи в голове – это вражие искушение.

Других ни за что не осуждай, а то и сама такая будешь. Господь да хранит тебя.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

273. Вместо смущения укоряй себя за леность и кайся ежедневно пред Богом. В церкви не разсеивайся и не давай свободы своим очам

Сестра о Господе Лидия!

В письме своем написала ты, что берешь подвиги не по силам, а потом приходишь в отчаяние. Но какие же это непосильные подвиги? Не хочется встать ночью – три поклона положить пред св. иконами. Это просто лень. Впрочем, и то еще скажу: ведь тебя никто к этому не принуждает. А потому, проснувшись ночью, перекрестись с молитвой, укори себя за леность и опять засыпай. Хоть утреню-то не просыпай, и то хорошо. И смущаться и тут не следует, что плохо живешь, а вместо смущения укоряй себя за леность и кайся ежедневно пред Богом, а в положенное время и пред духовным отцом. Удивляешься, как святые проводили ночи в молитве. То были святые, а мы с тобой люди грешные, а грешникам со святыми нельзя равняться.

Разсеянно стоишь в церкви. Приучайся помаленьку не разсеиваться. Для сего старайся внимательно вслушиваться и вникать в смысл чтения и пения. Также чаще вспоминай о смерти, суде Божием и о вечных муках. И не давай свободы своим очам. Более взглядывай на св. иконы, а на людей смотреть душевредно.

Не можешь понести оскорбительнаго слова. В таком случае укоряй себя больше и смиряйся, считая себя худшей всех людей.

Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию

274. Вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни. Окружающие нас обстоятельства устраиваются не случайно, но по Божиему Промыслу

Сестра о Господе Лидия!

Получил твое письмо от 13-го июня. – В каждом письме ты все пишешь: жду ответа с нетерпением. А я тебе скажу: если хочешь ко мне относиться, то должна обучаться терпению. Ибо у меня, кроме твоих писем, лежат сотни писем от других лиц, с терпением ожидающих ответа.

Просишь ты от меня, грешнаго, благословения относиться к моей худости. Но ведь тебе не запрещается писать ко мне письма; и я при удобном случае, хотя нескоро, не отрицаюсь отвечать тебе на оныя. Это и есть духовное отношение, на которое уже поздно просить разрешение, так оно и без того продолжается.

Пишешь, что вследствие сильнаго искушения чуть не вышла из монастыря. Но я хорошо не понимаю этого искушения. Может быть, ты разумеешь то, что настаивала в свое время, чтобы младшая сестра твоя вышла за мужа, который ей теперь не нравится. Но чем же он ей не нравится? Что в нем плохого? Ведь он священник, часто молится Господу за себя и за жену. Если при этом он живет аккуратно, по-христиански, то какого же еще ей желать мужа? А если ей не пришлось выбрать себе мужа по страсти или по плотской любви, то за это должна благодарить Бога, потому что вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни. И пусть она не думает оставлять своего мужа, ибо чрез это примет на душу свою великий грех. А если сестра твоя благоразумна, то всегда должна помнить мудрую пословицу: „Живи не как хочется, а как Бог велит". Как устроились обстоятельства, так и должно жить, потому что окружающия нас обстоятельства устраиваются не просто, случайно, как думают многие современные нам новомодные умники, а все делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении. И если сестра твоя желает проводить по возможности тихую и безмятежную жизнь (так как совершенный мир в сей временной жизни и невозможен), то должна прежде всего и во всем укорять и обвинять себя саму, а никак не мужа своего, и приносить покаяние пред Богом и пред духовным отцом в своих неприязненных отношениях к мужу, и молиться за него такою молитвой: „Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего, любезнейшаго супруга моего, иерея (имя), и его ради святых молитв помилуй и меня, окаяннейшую грешницу". Вот я написал, что должно делать для умиротворения сестре твоей, а ты ей напиши. Сама же ты к ней не езди, потому что ты своим присутствием нисколько ей не поможешь, а себя разстроишь.

Писала ты прежде, что имеешь привязанность к м. казначее. Если эта привязанность чистая, вследствие того, что получаешь от нея душевную пользу, то это ничего. Если же тут примешивается плотская страсть, то плохо – остерегаться должно.

Если м. казначея обойдется с учительницею хорошо, тебе делается неприятно. – Это ревность. Укоряй себя за это.

Читать мои письма не следует давать другим, а так можешь сказать, что найдешь нужным.

Мир тебе и Божие благословение!

К содержанию

275. К духовнику пиши тогда, когда есть вопросы. Все мы всегда должны готовиться к переходу в вечную жизнь

Сестра о Господе Лидия!

Письмо твое от 9 июля получил. Спрашиваешь меня, грешнаго, как тебе поступать: отвечать на мои письма или, не дожидаясь от меня ответа, писать ко мне. – Когда у тебя есть какие сердечные вопросы, тогда и пиши. Аз же грешный при помощи Божией позабочусь отвечать тебе на них, елико могу.

Написала ты еще, что за два года до поступления в монастырь, засыпая однажды, услышала голос: „Жизни тебе только до 29 лет", – и ты в недоумении, исполнится ли этот твой сон или нет. Вообще св. Иоанн Лествичник не велит верить никаким снам. Но этот твой сон не следует оставлять без внимания. По слову Божию, и все мы всегда должны готовиться к переходу в вечную жизнь, а больным людям, таким, как ты, наипаче следует о сем заботиться. Смущаться же тем, как явишься пред Господом, такая великая грешница, отнюдь не следует. Ибо Господь сходил на землю не ради праведных, а ради грешных, дабы привлечь их к покаянию . Покаяние и смирение, ближних неосуждение и самоукорение заглаживают все грехи. Да из монастыря не уходи в мир.

Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию

276. Если монаха постигают скорби и болезни, значит, для него находиться в этом месте большая душевная польза

Сестра о Господе Лидия!

Письмо твое с письмом м. казначеи получил. Не смущайся своим нездоровьем и своими тесными обстоятельствами. Таков путь иноческой жизни для всех, желающих и ищущих душевнаго спасения. Св. Иоанн Лествичник говорит, что если монаха постигают скорби и болезни, то это верный признак, что для него в этом месте большая душевная польза. Поэтому невидимые враги наши чрез помыслы и стараются вытеснить такого человека с занимаемаго им места. Но поддаваться им отнюдь не следует, а должно все находящее терпеть, непрестанно призывая помощь Божию и смиряясь пред Господом и людьми, т. е. считая себя хуже и грешнее всех на свете. Терпи, сестра, утешая себя тем, что за терпение скорбей уготовляется Господом вечная неизглаголанная радость. Иногда, при унынии духа, скажи себе (как говаривал нам в свое время покойный наш Батюшка о. Амвросий): „Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я". – Помни еще, что никто из людей без скорбей не наследовал жизнь вечную. Пусть люди упрекают тебя и обзывают так или иначе. Они сами не ведят, что творят. Молись за них такою молитвою: „Спаси, Господи, и помилуй рабынь Твоих (имена), и их ради св. молитв помилуй и меня, грешную". Успокоительна такая молитва.

Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию

277. О молитвенном правиле

Сестра о Господе Лидия!

Получил от тебя в письмах твоих семь марок, за которыя благодарю и по желанию твоему посылаю тебе свой портрет с собственноручною подписью. Поздравляю тебя с одиночною келлиею.

Спрашиваешь насчет молитвенных правил. Как тебе их назначать? Ведь ты больная. Назначь тебе какое правило, пожалуй, не осилишь и будешь смущаться. По моему мнению, довольно с тебя того, если будешь неопустительно ходить ко всем церковным службам. Пожалуй, прибавь к сему еще келейное правило, т. е. пятисотницу. А как совершать это правило, спроси м. казначею Магдалину. А в какое время совершать, это как для тебя удобнее. Если трудно тебе класть великие поклоны, клади вместо них малые. А по болезни в случае нужды можно совершать это правило и без поклонов, даже и сидя и хоть и лежа. Проговаривай только молитвы со вниманием и усердием.

В келейнице если имеешь нужду, можешь у м. Игумении попросить; а без нужды не надо.

Береги свое здоровье, а для сего оставь пение. Вместо же пения во время богослужения советую тебе со вниманием творить Иисусову молитву.

Испрашивая на тебя и на сестру твою мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

278. Из монастыря не выходи – это искушение. Молись о прощении грехов, проси у Господа христианской кончины. От больных Господь требует не трудов и понуждения, а смирения и благодарения. Помни, что Бог смотрит на сердце человека

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Лидия!

Милость Божия да будет с тобой! Здоровье твое да укрепит Господь, а наипаче подаст тебе терпение. Не скорби, но за все благодари Господа и предавайся воле Его.

Из монастыря выходить и не думай, это искушение тебе. Этим не поправишься, а только обители лишишься. Терпи в обители, и Господь не оставит тебя.

И смерти не бойся, но надейся на милосердие Господне. Пока жива, постоянно молись о прощении грехов своих, проси у Господа кончины христианския и уповай на милость Божию. Он не оставит тебя. Если не можешь ходить каждую службу в церковь, то ходи, когда можешь. От больных не требует Господь трудов и понуждения, а требует смирения и благодарения. Когда в силах, то иди к утрене, а слаба – дома молись как можешь. Пятисотницу можешь справлять и с одними малыми поклонами или даже сидя. Помни, что на сердце смотрит Бог. В церкви понуждайся молитву творить, а за разсеянность укоряй себя и покаяние приноси.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

279. Послушание есть основание всего монашескаго жительства. Кто по своей воле живет, теми враг вертит, как ему хочется

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Лидия!

Душевнаго спасения тебе желаю. Здоровье твое да укрепит Господь и ко спасению усердие да подаст тебе. Что успокоилась и решила остаться в монастыре, то слава Богу. И никогда больше не допускай себе и мысли той, чтобы оставить обитель, ибо это враг смущал тебя, чтобы завлечь в сети свои. Благодари Бога, что Он удержал тебя.

М. казначее все открывай и во всем ее слушайся, ибо это послушание и есть основание всего монашескаго жительства. А кто по своей воле живет, тех враг вертит, как ему хочется. За учительницу молись Богу и проси Господа, чтобы умиротворил твое сердце к ней и от вражды избавил, а то немирствие в сердце очень нехорошо.

Панихиду отслужим, если усердие есть. Старец о. Амвросий да поможет тебе в твоей жизни своими молитвами.

Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию