Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Крест­ное зна­ме­ние долж­но на се­бе по­ла­гать или с име­нем Свя­той Тро­и­цы, про­из­но­ся: „Во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха", или с име­нем Еди­но­го от Тро­и­цы, нас ра­ди во­че­ло­веч­ша­го­ся и во­лею рас­пен­ша­го­ся, про­из­но­ся: „Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­на­го".

преп. Амвросий

Не мо­же­те ос­та­вить та­бак ку­рить... Не­воз­мож­ное от че­ло­век – воз­мож­но при по­мо­щи Бо­жи­ей, толь­ко сто­ит твер­до ре­шить­ся ос­та­вить, соз­на­вая от не­го вред для ду­ши и те­ла, так как та­бак рас­слаб­ля­ет ду­шу, ум­но­жа­ет и уси­ли­ва­ет страс­ти, омра­­ча­ет ра­зум и раз­ру­ша­ет те­лес­ное здо­ровье мед­лен­ной смер­тию.

преп. Амвросий

Ле­ность есть не­ма­лый по­рок и по­ла­га­ет­ся в чис­ле смерт­ных гре­хов, то и на­доб­но се­бя ну­дить к ис­пол­не­нию на­ших обя­зан­нос­тей, про­сить Бо­га о по­мо­щи, не на­де­ять­ся на свою си­лу. Он, ви­дя та­ко­вое на­ше про­из­во­ле­ние, даст си­лу и кре­пость и по­мо­жет одо­леть расс­лаб­лен­ную ле­ность, но без на­ше­го тща­ния и про­из­во­ле­ния и Бог не по­мо­га­ет. В слу­чае же не­мо­щи и бес­си­лия да за­ме­ня­ет сии на­ши без­дей­ствия: бо­лезнь сер­деч­ная, со­жа­ле­ние и сми­ре­ние.

преп. Макарий

390. На все воля Божия

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Еликонида!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Письмо твое получил. Господь да поможет в трудах твоих и мир сердцу твоему подаст.

Здоровье мое все так же, но напрасно ты раньше времени горюешь. На все воля Божия, может быть, и поживу еще. Молись Богу о мне.

Обитель Вашу да хранит Господь от скорби и напасти. Сестер, отправившихся по сбору, да благословит Господь и хранит Своею благодатию и споспешит им в трудах их.

Мите и Анюте приехать Бог да благословит. Костю Господь да благословит и поможет ему в трудах его. Всечестнейшей матушке игумении Евлалии благословение посылаю и милости Божией желаю. Здоровье ея да укрепит Господь. И тебе с ней терпение да пошлет. Не унывай, старайся и ее успокаивать, Господь да поможет в этом.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

391. В скорбях надо прибегать к Богу с молитвою, но просить не утешения, а терпения

Сестра о Господе м. Еликонида!

Новое лето совершить да поможет тебе Господь с новыми силами, и да будет сие лето благоприятно пред Господом. А что слезами встретила Новый год, то это неплохо. Сеющии слезами радостию пожнут , – говорит Писание. И блажени плачущии, яко тии утешатся . И тебя да утешит Господь Своею милостию. Молись и за все благодари Его. И скорби нужны нам для спасения нашего.

За родных молись Богу. Костю да благословит Господь и поможет ему. И Анюту с детьми да благословит Господь и утешит Своею милостию. Агафию да наставит Господь на путь спасения и тебя вразумит, как лучше поступить с ней.

В скорбях надо прибегать к Богу с молитвою. Но просить лучше не утешения, а терпения. А утешение Господь Сам пошлет, аще благоугодно Ему будет сие.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

Посылаю две карточки иеросхимонаха Гавриила. Еще из твоих денег издержал 3 [р.] 50 к. за план.

 

К содержанию

392. Господь милостив и паче силы не пошлет скорби. О народных суевериях

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

М. Еликонида!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Господь да утешит вас в скорбях и терпение вам пошлет. Не надо упадать духом, а надо воле Божией предаваться во всем и переносить с терпением. Господь милостив и паче силы не пошлет скорби.

Монашкам обходить на св. Пасху скотный двор не надо, это суеверие народное. А лучше молебен отслужить с водосвятием, да со св. водою и с иконами обойдите, это лучше будет.

Об Перлове еще не слыхал.

От бед и несчастий да хранит вас Божия Матерь.

М. игумении Евлалии посылаю благословение и желаю ей помощи благодатной в трудах ея и утешения в скорбях.

Праздник в радости духовной да сподобит встретить Господь.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

393. Скорби попускаются Господом, без них невозможно спастись

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе м. Еликонида!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. Письмо твое получил. За поздравление с днем Ангела спаси Господи.

Всечестнейшей матушке Игумении благословение посылаю и желаю ей помощи Божией в трудах ея и спасения душевнаго. За поздравление спаси ее Господи. Господь да хранит вас и обитель всю в благополучии и в мире.

В трудах и хлопотах да поможет тебе Господь и терпение в скорбях подаст. Без скорбей и спастись невозможно, и везде оне бывают по попущению Божию. Если бы и ближе жила, и то без скорбей не была бы. А теперь да утешает тебя то, что несешь все за св. послушание, которое выше всех добродетелей.

Как я могу об тебе позаботиться? Господь обо всех заботится. Он не оставит и тебя Своим Промыслом, старайся только благоугождать Ему с усердием.

Сну не надо придавать никакого значения, все во власти Божией. Желание твое да исполнит Господь, если угодно Ему сие.

Пост сей с пользою душевною да поможет провести Господь.

Анюте и Лизе посылаю благословение. За поздравление спаси Господи.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

Казанский Калужский монастырь Пелагии Ермаковой (в монашестве Порфирии). 1894–1909

К содержанию

394. Что Матушка не велит, того и не делай. Лучше здесь потерпеть за грехи ради Царствия Небеснаго

Достопочтенная о Господе Пелагия!

Письмо твое получил. Пишешь, что на тебя мать Игумения прогневалась и хотела прогнать из монастыря, но ты не иди, а умоляй, и упрашивай ее, и проси у ней прощения. А сама старайся с помощию Божиею исправиться, и чего не велит, то и не нужно делать. А странниц в монастыре очень опасно принимать, и в келлии пускать не следует, а в страннюю гостиницу.

И если под начал тебя отдала, то потерпи и смирись. С помощию Божиею и все пройдет, только ты успокойся. И укоряй, и обвиняй больше себя, что ты виновата, а на мать Игумению ничего не имей худого и в мысли, а молись за нее поусердней Богу, тогда и она умилится душой и простит тебя. И проси себе почаще: „Господи! Даждь мне терпение, великодушие и кротость" . И не унывай, и не ропщи, и духом не упадай, и никого не осуждай, читай отеческия книги, и почаще молитву Иисусову твори, и имей в памяти всегда страх Божий, и страх смерти, и страх будущих мучений, и лучше здесь потерпи за грехи ради Царствия Небеснаго, а там чтобы Господь помиловал тебя.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

395. Блажен человек, который познает немощь свою. Удивляться трудам святых – дело похвальное и ревновать им – спасительно. Кто от случающихся падений не падает духом, того восхвалят Ангелы

Пелагия!

Мир тебе. Милость Божия буди со всеми вами!

Письмецо твое получил от 3-го сего ноября 4-го числа. Читая оное, порадовался духом за твое познание своих немощей. Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом вечной благостыни. Как скоро дознает кто и действительно ощутит немощь свою, воздвигает душу свою из разслабления, омрачающаго ведение, и запасается осторожностию. Но никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хоть малаго искушения тем, что утомляет или тело, или душу.

Удивляться трудам святых – дело похвальное, ревновать им – спасительно, а хотеть вдруг сделаться подражателями их жизни есть дело безразсудное и невозможное.

Время всякой вещи под небесами, – говорит Екклесиаст (Еккл. гл. 3, ст. 1). Изречение это обемлет и те вещи и делания, которыя бывают в нашем священном жительстве. Известно, что для подвизающихся есть время безстрастия и есть время побеждения страстями по причине младенчества подвизающихся; время слез и время сухости сердца, есть время повиновения и время повелевания, есть время поста и есть время принятия пищи. Есть время телесной брани и время погашения разжения, время бури душевной и время тишины ума, время сердечной печали и время духовной радости… – словом, всему время свое под небесами.

Итак, да не обольщает нас горделивое усердие, побуждая прежде времени искать того, что придет в свое время. Не будем искать того в зиме, что свойственно лету, ни во время сеяния того, что принадлежит жатве. Есть время сеять труды и есть время пожинать неизреченныя дарования благодати. В противном случае мы и в свое время не получим того, что оному времени прилично и свойственно. Св. Макарий и Марк, изведовавший точным опытом, свидетельствует о сем, чтобы нам, немощным, приять для себя утешение во время нужды. "Изменения, – говорит, – в каждом бывают, как в воздухе". Уразумей же это слово „в каждом", потому что свойство одно: бывает холод, а вскоре потом – зной, также град и немного спустя – ведро . Так бывает и в нашем упражнении: то брань, то помощь от благодати; иногда душа бывает в обуревании и возстают на нее жестокия волны, и снова происходят изменения, потому что посещает благодать и наполняет сердце человека радостию, миром от Бога, целомудренными и мирными помыслами. Он указывает на помыслы целомудрия, давая тем разуметь, что прежде них были помыслы скотские и нечистые, и дает совет, говоря: „Если за сими целомудренными помыслами последует, не будем печалиться и отчаяваться, когда последуют болезненные припадки, но принимать как естественное и свойственное нам. И не предадимся отчаянию подобно человеку, который за подвиг ожидает чего-то, даже совершеннаго и неизменяемаго упокоения, и того, чтобы в нем произошло движение чего-либо сопротивнаго, что и Господь Бог наш не нашел приличным дать сему естеству в этом мире. И знай, что все это к смирению нашему навел на нас Божий Промысл, который о каждом из нас промышляет и устрояет, что каждому полезно. Наконец, знай, что устоять – не твое и не добродетели твоей дело, совершит же это благодать, которая носит тебя в дланях руки своей, чтобы ты не приходила в боязнь или отчаяние".

Плачь и проливай слезы, подражай в молитве жене хананейской и грешнице у ног Спасителя, вопий непрестанно и словами, и мысленно в сердце смиренно и громко: „Помилуй мя, Господи, Сыне Божий, дщи моя зле беснуется!" (прочти в Евангелии от Матфея гл. 15, ст. 21–28 и от Луки гл. 7, ст. 36–50 и еще гл. 18, ст. 10–14). И не должно ужасаться, если мы в начале иноческаго подвига бываем боримы более, нежели когда жили в мире. Кто, хотя падает, но возстает, тем не овладеет нерадение, но Бог приведет его в устроение усердных делателей. Страстные! Будем прилежно молиться и неотступно умолять Господа, ибо все безстрастные (т. е. святые) прежде были под игом страстей и потом уже достигли безстрастия, и не иначе как вошли в покой безстрастия, как выдержавши лютую брань со страстьми. Хотя не все могут быть безстрастными, однако спастись и примириться с Богом всем возможно. Покаяние выше всех добродетелей. Но в надежде на милосердие Божие и на покаяние продолжать грешить не должно. Таковых внезапно похищает смерть. А согрешивши – отчаяваться не должно. Идеже умножися грех, преизобилует благодать Его . Ангелам свойственно не падать, людям – падать и скоро вставать, а бесам – никогда не возставать. Кто от случающихся падений не упадает духом, того восхвалят Ангелы, как храбраго воина! Ангелам бывает радостно на небеси о едином грешнице кающемся. И Спаситель говорит, что Он пришел грешников спасти и что болящии требуют врача, а не здравии . Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения (Еванг. Лук. гл. 18, ст. 10–14). Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил его или их, ибо истинно слово: Отпустите мало – отпустится вам много (Еван. Лук. гл. 6, ст. 37 и 1 Посл. к Коринф. гл. 13, ст. 1–8, 13).

Затем остаюсь при пожелании тебе здравия и спасения душевнаго. Испрашивающий милости Божией

К содержанию

396. Как бороться с блудной страстию

Пелагия!

Письмо твое получил. Когда ты помыслами сама в себе разжигаешь блудную страсть, которая называется скоктанием, то этим ты смертно грешишь, и если в таком состоянии застанет смерть, то пойдешь в муку вечную. Надо покаяться и воздерживаться от таких мерзостей, живи воздержанно, тело утомляй работой. Наше тело со дня крещения есть храм Божий, а ты его блудными похотьми растлеваешь подобно блуднице. Кайся и исправляйся. Помни суд и муку вечную. От послушаний не отказывайся, но проситься можно остаться по случаю невоздержанности ко всему.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

397. Молитва за творящих нам обиды сильна у Бога

Пелагия!

Письмо твое получил. Не советую тебе говорить Матушке о неприятностях. Лучше молись за них Господу, проси себе терпения и великодушия. Это враг подстрекает их делать неприятность, чтобы чрез это и тебя ввести в грех. А когда ты терпеливо будешь за них молиться, то молитвою отгонишь от них врага, ибо молитва за творящих нам обиды сильна у Бога.

С девушкою приехать можно ко мне.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

398. Никто до самой смерти не должен отчаяваться в своем спасении Надо прилагать попечение о своем исправлении

Пелагия!

Письмо твое получил. В чем застанет смерть, в том и судить будет Господь. А пока еще есть время, понуждайся каяться и исправляться. Никто до самой смерти не должен отчаяваться своего спасения, а потому необходимо себя всегда понуждать на исправление, и сколько бы раз не пришлось пасть в грех, столько же раз надо спешить и встать покаянием. Если грешник не похищается еще смертию, то это значит, что к нему долготерпит милосердие Божие, но надо помнить, что смерть приходит более тогда, когда ее не ожидаем, а смерть грешников люта , т. е. кончина ужаса исполнена, и потом мука безконечна. Твои грехи немалы, а потому и попечение об исправлении прилагай побольше. На рабов Божиих больше наводит враг подозрение.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

399. В деле спасения надейся не на себя, а на одно милосердие Божие

М. Пелагия!

Письмо твое от 5-го ноября получил. Считать себя недостойною Царствия Небеснаго и достойною одной вечной муки заставляет истинное смирение и нищета духовная, при которых и величайшие угодники Божии считали себя хуже всякой твари и этим ясно показывали, что они надеются не на себя, а на одно милосердие Божие.

Если не имеешь больших сил на борьбу со грехом, то борись всеми силами, какия имеешь, и Господь, видя твой труд и смирение, помилует и спасет тебя. Надо помнить чаще то, что не нынче-завтра должно нам умереть, а там – вечная мука или вечная радость. Понуждай себя на труды спасения и претерпевай в них до конца.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию