Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Кто соз­на­ет се­бя не­дос­той­ным греш­ни­ком, тот пла­чет о сво­их гре­хах. А соз­на­ю­щий свое не­дос­то­и­н­ство и пла­чу­щий о сво­их гре­хах не мо­жет под­вер­гать­ся гне­ву. Он бу­дет кро­ток по при­ме­ру Спа­си­те­ля, Ко­то­рый ска­зал: На­у­чи­те­ся от Ме­не, яко кро­ток есмь и сми­рен серд­цем (Мф. 11, 29).

преп. Никон

Слиш­ком боль­шое нап­ря­же­ние вред­но. Мож­но по­те­рять си­лы нап­рас­но и обес­си­леть. На­до ог­ра­дить се­бя же­лез­ным коль­цом за­по­ве­дей. Каж­дое свое действие на­до со­вер­шать толь­ко пос­ле то­го, как про­ве­ришь, сог­лас­но ли с за­по­ве­дя­ми, со Свя­тым Пи­са­ни­ем. И да­же сло­ва на­до про­из­но­сить пос­ле то­го, как по­мо­лишь­ся и про­ве­ришь.

преп. Никон

Грех, прик­ры­тый ли­чи­ною доб­ра, подк­ра­ды­ва­ет­ся и пов­реж­да­ет ду­ши не по­ве­ря­ю­щих се­бя Еван­ге­ли­ем. Еван­гельс­кое доб­ро тре­бу­ет са­мо­от­вер­же­ния, „от­ре­че­ния от сво­ей во­ли и ра­зу­ма".

преп. Никон

410. Всегда помни, каково будет во огне гееннском блудливым, горделивым, осуждателям и укротителям

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра о Господе Пелагия!

Можно не брать больше ту сестру, которая у тебя жила. Ты помнишь ли, зачем пришла в монастырь? – Душу свою спасать! А не заниматься разговорами да размышлениями о келейниках и о прочих. Ты почаще размышляй, как будет жарко во огне гееннском блудливым, и горделивым, и осуждателям других, и укорителям, – вот о чем нужно плакать день и ночь. А о разговоре о келейн. о. г. и что с тобой происходило и происходит – обо всем разскажи о. Нилу.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, пребываю с благожеланием.

К содержанию

411. Мантия есть образ покаяния и смирения. Смирение в очах Божиих выше всех наших исправлений

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Мать Пелагия!

Получил письмо твое, в котором описываешь свою скорбь о том, что другим, по твоему мнению недостойным, дают мантию, а тебе – нет. Из сего вижу желание тобою монашества не для спасения души и приобретения большаго смирения, но для того, чтобы быть впереди других и величаться воскрылием ризы своея, не помышляя о том, что есть мантия и чего ради дается она. Это показует, что тобою обдержит не желание спасения, а гордость. Это еще яснее является из сего, что ты дерзнула назвать всеми уважаемаго досточтимаго старца Нилкой! Имея здравый смысл, можно ли так выражаться?

Если в таком душевном устроении удастся тебе получить мантию, то будешь ты в ней, как пень в шляпе. Как безчувственному пню никакой пользы и украшения не доставляет шляпа, так точно будет и на тебе находиться мантия, да еще послужит к осуждению.

Мантия есть образ покаяния и смирения. И потому, желая иметь ее, должно утверждаться и обучаться главным образом в смирении, почитая себя недостойной сего Ангельскаго образа, а не то что домогаться ея, и притом с честолюбием, для тщеславия.

А в этом надо быть уверенной, что Господь руководит начальниками нашими в деле сем, и Сам возвещает, кому дать, а кому не дать. Значит, и в сем есть воля Божия, что той дали, и о. Нил помог в деле сем, и это – по Божию устроению. Видно, она достойнее тебя к принятию и ношению сего Ангельскаго образа. Достойна, если не делами, которых, ты пишешь, у нея нет, а живет нерадиво; то если не делами, то, должно быть, смирением, которое в очах Божиих выше всех наших исправлений. Посему-то Господь и возвестил о. Нилу устроить ее к принятию сего ига Его, которое есть благо и легко для смиренных сердцем . Поэтому, желая и ты носить образ сей, потщися стяжать смирение в сердце своем. Считай себя не только недостойной сего чина за свое нерадение, но даже недостойною и пребывания в св. обители. Старайся не осуждать никого и ни за что, считай себя последнейшей и худшей всех и никогда не полагайся на свой разум и свое смышление. Господь, видя твое такое устроение, сподобит и тебя приять сей св. образ, который и послужит тебе ко спасению души твоей, чего тебе усердно и желаю. Предоставь сие дело и желание твое в волю Божию и успокойся. Доказывай свое желание иметь ее не происками, не просьбами кого-нибудь, но усердным исполнением монашеских дел и правил, а наипаче смирением. И тогда Бог, видя тщание твое о спасении, подаст мысль и о тебе в сердце твоих начальников.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

412. Старайся исполнять Божии заповеди, и Он не оставит тебя

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Сестра Пелагия!

В Петербург ехать едва ли на пользу тебе будет. Ведь ты их не видела, и они тебя также, и все может быть, что примут тебя нелюбовно, и вместо ожидаемаго утешения получишь только скорбь. Да при том и денег нет. Мать Игумения истину сказала тебе, что надо на Бога возлагать упование, и я добавлю, что Он и птичек одевает и питает, то неужели оставит тебя, работающую Ему? Только старайся исполнять, что требует Господь от тебя, соблюдай Его заповеди, и Он не оставит тебя. Если в настоящее время имеешь нужду в чем, то можешь написать ему туда, может быть, Господь положит ему на сердце помочь тебе. Предайся в волю Божию, и успокоишься. М. Игумении посылаю благословение и здравия телеснаго и душевнаго усердно желаю.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

413. Дерзость – губительница для монахов

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Мать Пелагия!

Спрашиваешь ты про свою смелость, что это такое? Да немного похожа на дерзость, которую св. Отцы называют хуже всего, и губительницу для монахов. Если что до тебя не касается, то тебе и говорить не надо, а если думаешь, будто надо сказать, то с тихостию и кротостию, а не как будто бы уча и приказывая. А что дерзка ты, то это показывает то, что ты укоряла о. Нила. Кабы была посмирнее, то сего не сделала бы. Но прибегай к смирению, и Бог тебе простит.

Если есть желание и возможность побывать в Оптиной, то лучше теперь, чем откладывать до лета. Там Бог весть, что будет.

Матушке вашей да пошлет Господь милости Своя. Тебе во всех делах помощи Божией желаю.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

414. О праздных помыслах в церкви

Сестра о Господе Пелагия!

Благодарю тебя за поздравление меня, грешнаго, с праздником Рождества Христова. А тебя поздравляю с Новым годом. Да поможет тебе Господь жить по-новому, в обновлении духа. Что в церкви у вас разговаривают – не смущайся, а себя зазревай . Ибо если ты, может быть, и не разговариваешь, зато постоянно праздномыслишь, а помыслы – те же слова.

Если денег у тебя нет, так прямо и говори своим священникам, что нет денег.

Принимать людей должно с осторожностию, и лучше незнакомых вовсе не принимать.

Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию

415. Надо бороться со страстями, тогда и помощь от Господа придет. За свое нерадение не избежишь наказания

Христос Воскресе!

М. Пелагия!

Милость Божия буди с тобой, и воскресший Господь да воскресит душу твою от уныния и сна греховнаго.

Пишешь, что оставил тебя Господь. – Ты этим грешишь. Скорее ты оставила Господа, и поэтому страсти возстали на тебя. Надо бороться со страстями, просить помощи у Господа, избегать случаев, страсть возбуждающих, и приносить в них покаяние. Тогда Господь, видя твое усердие и понуждение, то и помощь пошлет ко избавлению.

А что в церковь не хочешь ходить и дома не молишься, то этим свое нерадение показываешь. За это не избежишь наказания, если будешь так поступать. Также и осуждать не надо. За осуждение других и тебе попустилась страсть сия. Но смирись, гордый человек, пред Богом и людьми, и получишь помощь Божию и облегчение в брани твоей.

Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

416. И неприятности приносят пользу, потому что показывают нам наше устроение

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Пелагия!

Милости Божией желаю тебе. Не бойся ничего, все в воле Божией.

Если можно, чтобы не пускать, то и не пускай, если смущаешься духом. А что она такия слова говорит, то это до тебя не относится. И м. Игумении говорить про это не надо.

Но все-таки и неприятности маленькую пользу приносят, потому что показывают нам наше устроение.

Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

417. Если не смиримся добровольно, то смирят нас люди; если же люди не смирят, то смирит Сам Бог

Сестра о Господе Пелагия!

Письмо твое от 25 июня получил. Напрасно ты очень расхорохорилась. Если с матушкой Игуменией так горделиво поступаешь, то пред кем же после этого будешь смиряться? А смиряться нам необходимо. Один наш Оптинский подвижник говаривал: „Если не смиримся добровольно, то смирят нас люди; если же люди не смирят, то смирит нас Сам Бог".

Желаешь поехать на родину и к нам. – Если матушка Игумения отпустит, то Бог да благословит. Слушайся, слушайся Матушку!

Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию

418. Смирение – на все победа. Всякое доброе дело трудом и потом снискивается

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

М. Пелагия!

Милости Божией и душевнаго спасения желаю тебе. Смущенное сердце твое да успокоит Господь и подаст тебе необходимое ко спасению – мир душевный. Не смущайся много, но укоряй себя да потерпи, это смущение пройдет, Бог даст. Конечно, очень прискорбно так делать, и надо бы не давать гневу наружу выходить и поносить сестру всякими непристойными словами, когда сами, может быть, в десять раз хуже ея пред Богом. Но в немощи сей да простит Господь, надеюсь, что вперед будешь сдерживаться. Но а что кланяться им всем не хочешь, даже и когда готовиться будешь, то это очень нехорошо. Этим только врага тешишь и страсти свои утучняешь. Уж лучше понудить себя надо и с принуждением, как говорят св. Отцы, с пролитием крови своей, а надо бы смириться. Тогда, может быть, и избавит Господь от сего немирствия. Смирение, говорят, на все победа, и всякое доброе дело трудом и понуждением снискивается.

Господь да даст тебе разум истинный и устроит твое спасение.

Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

419. Если не можешь удержать своей злобы, то сердись на себя. Гневная страсть возобладала тобой за нерадение или за гордость

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

М. Пелагия!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю.

Подвиги твои видел. Зачем же так доводить себя и без причины огорчать сестру? Ведь это грешно. Если уж не можешь удержать своей злобы, то сердилась бы хоть на себя, била бы по чему ни попадя. А то оскорблять до слез – это грешно.

Конечно, это страсть возобладала тобой, может быть, за твое нерадение или за гордость напустил Господь. То и надо смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже и грешнее всякаго человека. Смирение победит эту привычку. Также и у Господа проси помощи, чтобы избавиться и победить эту страсть, и себя всячески укоряй постоянно. Если же не можешь удержаться и когда обидишь сестру, то понуждайся просить у нея прощения и успокаивать ее, чтобы она не обижалась на тебя и не скорбела.

Господь да простит тебе все грехи твои, да поможет тебе смиряться, примириться с сестрой, в мире проводить св. пост и в радости духовной достигнуть св. Воскресения Своего.

Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию