Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Чте­ние пра­ви­ла: чи­тать на­доб­но со сми­ре­ни­ем и стра­хом Бо­жи­им, не для то­го, что­бы лю­ди хва­ли­ли, но что­бы вни­ма­ли что­мо­му, и еже­ли ког­да ув­ле­чешь­ся и при­мешь пох­ва­лу, тот­час заз­ри се­бя.

преп. Макарий

Луч­ше ма­лое не ос­та­вить, не­же­ли брать­ся за ве­ли­кое.

преп. Макарий

Гос­подь не ис­тя­жет пра­вил, а осо­бен­но от бо­ля­щих и сла­бых,– но сми­ре­ние не­об­хо­ди­мо всег­да, оно вос­пол­нит и не­дос­та­ток пра­вил. Сми­ре­ние в чем сос­то­ит – счи­тать се­бя худ­шею всех, ни­ко­го не осуж­дать, не роп­тать и про­чее.

преп. Макарий

530. От послушаний лучше не отказывайся

Христос Воскресе!

Послушница Анисия!

Господь да поможет тебе в трудах твоих и укрепит твое здоровье. От послушаний не отказывайся от всех, а только какое очень трудное для тебя. И то, если настойчиво посылать будут, лучше идти. И роптать не надо, а терпи и смирения проси у Бога. Без трудов и не спасешься.

Сестре твоей, монахине Февронии, посылаю благословение. Екатерину болящую Господь да помилует и избавит от болезни.

Девицу Екатерину болящую Господь да помилует и избавит от болезни. 20 коп. получил, спаси Господи.

Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию

531. Неправду ищи в себе, а не в людях. Если будешь терпеть и смиряться, то спасение получишь

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Анисия!

Пишешь, что живешь нерадиво. Это нехорошо, надо стараться исправляться. Надо больше смиряться да терпеть. Неправду ищи в себе, а не в людях. Если бы была права ты, то не стали бы обижать. Надо больше себя винить да у людей прощения просить, а не осуждать. Если будешь терпеть и смиряться, то спасение получишь, а роптать будешь на других, то, конечно, только вред своей душе приобретешь.

От Агриппины 50 к. получил, спаси Господи за усердие. Сыновей ея да благословит Господь, и поможет ей добрую невесту найти, пусть молебен отслужит Пресвятой Богородице и с усердием помолится.

Мир вам и Божие благословение.

К содержанию

532. Без молитвы работа не будет делаться. В монастырь идут не только работать, но и Богу молиться. Сестер осуждать – грешно

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Анисия!

Письмо твое получил. Пишешь, что нерадиво живешь и плохо подвизаешься. Надо понуждать себя исправляться и жить по-монашески. Отчаяваться не надо, а надо просить у Господа помощи и усердия. И в церковь надо ходить, и правило надо справлять, а не все работать. А то без молитвы и работа не будет делаться. Да и надо помнить, что пришла в монастырь не только работать, но и Богу молиться. Сестер не надо осуждать, это грешно, больше себя осуждай за свое нерадение.

Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию

533. Скорби посылаются за нерадение. Не надо роптать на бедность, терпеть надо и за все Бога благодарить

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Послушница Анисия Бомина!

Пишешь, что нерадиво живешь, то надо исправляться и просить у Господа помощи. Скорби надо с терпением переносить, и укорять себя, а не других, и смиряться надо. И молиться надо всегда и не оставлять правила и молитву. А то за нерадение и скорби посылаются. Роптать на бедность не надо, а терпеть надо и за все Бога благодарить. Господу лучше известно, что нам полезнее.

От мантии отказываться не надо, если будут давать.

Мир тебе и Божие благословение.

Монахине Агриппине (Кишкинкиной). 1899–1909

К содержанию

534. Невоздержание монаха то же, что сребролюбие мирянина, т. е. корень всякому злу

М. Агриппина!

Письмо твое получил. Настала св. Четыредесятница, в течение которой понуждайся жить, как это требуется церковными и монашескими правилами, хотя монашествующим следовало бы жизнь проводить постнически, потому что невоздержание монаха то же, что сребролюбие мирянина, т. е. корень всякому злу. Пресыщаешься тайно и явно, а душу бедную оставляешь гладную. Читай столь раз на день авву Дорофея и Иоанна Лествичника, сколько раз будешь есть. Хотя душа несравненно важней тела, но и одинаковое питание ея с телом будет не без пользы. Понуждайся узнавать волю Божию и исполнять, чтобы не попасть в вечное огненное море.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

535. На каждом шагу есть случаи к получению венцов

М. Агриппина!

Получил твои два письма в одном конверте и молюсь за тебя, чтобы Господь дал тебе терпение в несении добровольно взятаго ига Христова. На каждом шагу у тебя есть случаи к получению венцев, а потому прошу тебя именем Божиим иметь понуждение все терпеть благодушно, ибо одни только нуждницы могут восхитить Царство Небесное . Мир ти.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

536. Во дни Св. Причащения необходимо воздержание в пище и словах. В чем совесть укоряет, от того надо охраняться, как от огня

М. Агриппина!

Письмо твое получил. Если осквернение во сне произошло от какого бы то ни было сна, то, возставши от сна, необходимо исполнить правило „От осквернения" с чувством покаяния. Во дни Св. Причащения необходимо строго воздерживаться в пище и словах, а то легко и оскверниться.

В чем совесть укоряет, от того надо охраняться, как от огня.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

537. Монахам не следует бунтовать на начальствующих

Агриппина!

Письмо твое получил и молюсь за тебя, чтобы тебе не прилагать грехов ко грехам. Грех осуждения или какой еще другой против власти, Богом поставленной, есть грех сугубый. Св. Апостол Павел в Послании к Тимофею, как главе и начальнику многих духовных овец и их пастырей, советует ему не принимать обвинения на иереев, а значит, и вообще на старших, не иначе как при двух или трех свидетелях . А ты не начальник и, значит, тем паче не смеешь разсуждать о действиях своего непосредственнаго начальства. Начальница за свои грехи и грехи ей подвластных дает ответ; но если эти подвластныя вместо молитвы за свою мать к Богу о ниспослании ей силы и разума к продолжению столь труднаго послушания начнут ей противиться и осуждать ее, то вся тяжесть грехов ляжет на них. Вспомни казнь Корея и Дафана и их сонмища, о чем упоминается и в псалмах св. пророка Давида . И теперь ждет уже не развержение земли и не огнь небесный противников власти, а пропасть ада и его вечное пламя. Не к лицу монахам бунтовать, их добродетель и благородие состоит в смирении, молчании, кротости, покорности и терпении всех зол и бед до гроба. Удаляйся ради Бога всех тех, кои возстают на власть, хотя бы ты и своими глазами видела начальницу грешащую, то не осуди, а покрой молчанием, и Господь покроет множество твоих грехов. Мир ти. Послушай мой совет, даемый тебе по Бозе.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

538. Не отказывайся от послушаний, и Господь уврачует твои немощи

Агриппина!

Письмо твое получил. Бог простит, и аз прощаю и разрешаю во всех тобою описанных грехах, только ты усиленно понуждайся их более не повторять.

М. Феодора! Старайся не отказываться от послушаний, тогда немощи твои уврачует Господь. Знакомая твоя женщина пусть женит сына на той невесте, которая ему самому более по сердцу. За мужа ея Николая помолился, а также и за всех вас.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

539. Покаяние тогда истинно, когда после него будешь стараться жить как должно. О том, когда бывает милость Божия

Агриппина!

Письмо твое получил и помолился за тебя. В письме ты каешься, перечисляя свои грехи. Покаяние тогда истинно, когда после него всеусиленно будешь стараться уже жить как должно. А без этого оно мало действительно, если каешься лишь бы проговорить о грехах, а жить по-старому.

Понудь себя приходить в храм в числе первых и уходить в числе последних, не оставляй келейнаго правила, – тогда за твое усердие и милость Божия будет к тебе.

Бог простит, и аз прощаю и разрешаю во всех твоих описанных грехах.

О келлии поговори с Матушкою, и она, быть может, не станет теснить ее. Перед разговором с нею помолись о ней.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию