Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

На­до тер­пе­ли­во по­нуж­дать се­бя на вся­кую доб­ро­де­тель ра­ди Гос­по­да, трез­вен­но сле­дить за все­ми сво­и­ми чувства­ми, мыс­ля­ми, де­ла­ми, на­до при­зы­вать на по­мощь Гос­по­да Бо­га, на­до прий­ти в сми­ре­ние и соз­нать, что сво­и­ми де­ла­ми без Бо­же­ст­вен­ной по­мо­щи че­ло­век ни­че­го не ус­пе­ет. И ког­да, на­ко­нец, уго­то­вит­ся со­суд ду­ши и те­ла че­ло­ве­ка, ког­да наст­ро­ят­ся стру­ны его псал­ти­ри во вся­ком сми­ре­нии, тер­пе­нии и бла­го­чес­тии... тог­да при­дет вре­мя, и раз­да­ст­ся чуд­ное пе­ние, и поль­ют­ся прек­рас­ные див­ные зву­ки ду­хов­ной жиз­ни, и уз­рят мно­зи и убо­ят­ся, и упо­ва­ют на Гос­по­да (Пс. 39, 4), ибо от со­е­ди­не­ния с Гос­по­дом по­лу­ча­ет­ся это пе­ние не­из­ре­чен­ное.

преп. Никон

Да ук­ре­пит Гос­подь ду­шу твою и да на­са­дит в серд­це ве­ру, на­деж­ду и лю­бовь, суть ве­ли­кие и глав­ней­шие доб­ро­де­те­ли, ибо ве­ра зас­тав­ля­ет нас ве­ро­вать, на­деж­да – упо­вать, лю­бовь – лю­бить Бо­га, и сии три доб­ро­де­те­ли все рав­но нуж­ны нам ко спа­се­нию, без сих ник­то не удос­та­и­ва­ет­ся нас­лаж­дать­ся ли­цез­ре­ни­ем Бо­жи­им и ник­то не мо­жет спас­ти­ся.

преп. Лев

Ес­ли ко­му ког­да ми­ло­ва­ние ка­кое-ни­будь сде­ла­е­те, за это по­ми­ло­ва­ны бу­де­те. Ес­ли пост­раж­де­те со страж­ду­щим, ка­жет­ся, не ве­ли­ко сие по ви­ди­мо­му, с му­че­ни­ки счис­ля­е­тесь. Ес­ли прос­тишь оби­дя­ще­го, и за сие не толь­ко все гре­хи прос­тят­ся, но и дще­рию Не­бес­но­го От­ца бы­ва­ешь. Ес­ли по­мо­лишь­ся от серд­ца о спа­се­нии хо­тя ма­ло, и спа­сешь­ся. Ес­ли не осу­дишь сог­ре­ша­ю­ще­го, и за сие те­бе спа­се­ние. Ес­ли уко­ришь се­бя пе­ред Бо­гом за гре­хи, со­вес­тию чувству­е­мые, и за то оп­рав­да­на бу­дешь. Ес­ли ис­по­ве­да­ешь гре­хи свои пред Бо­гом, и за сие – про­ще­ние и мзда. Ес­ли по­пе­ча­лу­ешь о гре­хах, или уми­лишь­ся, или прос­ле­зишь­ся, или воз­дох­нешь, и воз­ды­ха­ние твое не ута­ит­ся от Не­го, не та­ит­ся бо от Не­го, гла­го­лет свя­той Си­ме­он, кап­ля слез­ная, ни­же кап­ли часть не­кая.

преп. Моисей

540. Наше спасение совершается посреди страха и надежды. Необходимо повседневное внимание и забота о своем вечном спасении

Агриппина!

Спаси Господи за салфетки. Письмо твое получил и все прочитал. Спасение наше совершается среди страха и надежды, так что мы никогда не можем быть совершенно покойны.

Если святые, достигавшие безстрастия, должны были иметь бдение над собою, чтобы не спасть из своего благодатнаго состояния, то тем паче нам, грешным, необходимо повседневное внимание и забота о своем вечном спасении. То, что мы еще живы, означает, что Господь терпит нашим грехам и ожидает нашего исправления, а если кто законно потрудится о спасении, то того берет Господь в то время, когда он становится достойным милости Божией. Ленивых же и нерадивых берет смерть после того, как они перестанут подавать какую-либо надежду на свое спасение. Нам дана свобода выбирать вечную радость или горе; потщимся же избрать первое. Мир ти.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

На родину обожди проситься в сем году.

 

К содержанию

541. Остерегайся осязаний чужого тела. Грех сам не войдет, если мы его не впустим. Если будешь со страхом Божиим заботиться о своем спасении, то избежишь внезапной смерти

М. Агриппина!

Письмо твое получил и все прочел. Молюсь за тебя. Крайне остерегайся осязаний чужого тела, ибо многих до падений в смертный грех доводило одно даже воззрение. Грех сам не войдет, если мы его не впустим, а что за удовольствие терпеть потом лютую брань бесовскую.

Легче бороться вначале, чем потом, когда окрепнет грех. Не завидуй согрешающим, которые в трудех человеческих не суть, и с человеки не приемлют ран . Лучше себя сдерживать от греха и соблазна напоминанием себе смерти, после которой судом праведным определят, кому вечно радоваться, а кому безконечно рыдать. Будешь со страхом Божиим заботиться о своем спасении, то не найдет на тя внезапно день той (смерть). Мир ти.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

542. Какое покаяние называется истинным. Несправедливости и скорби приносят душе величайшую пользу

Сестра о Господе Агриппина!

Письмо твое по оказии получил. Если каешься в грехах с тем, чтобы на будущее время в них не согрешать, то таковое покаяние истинное, и в них Бог простит, и аз прощаю и разрешаю.

Если бы ты хотя немного могла понять, какую величайшую пользу душе приносят несправедливости и вообще скорби, то ты поистине радовалась бы, а не печалилась и не роптала бы. Покайся искренно в малодушии, нетерпении и ропоте на несправедливый поступок матушки Игумении, проси у Господа терпение, считай себя достойно наказываемою за грехи, благодари Господа и молись за Игумению, чтобы Господь ее спас и помиловал. Если ты все это потрудишься исполнять, то утерянная душевная польза ропотом снова тебе будет возвращена. Посмотри заповеди блаженства и ты увидишь, на какой высоте расположено блаженное благодушие в терпениях скорбей и поношений. Св. Пимен Великий ставит на одной высоте благодарное терпение с истинным подвижничеством и послушанием в чистой совести. Терпение всего и благодарение за это Господа выше милостыни и милосердия. Мир ти.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

543. Мыслями о смерти душа пробуждается от греховнаго сна

Агриппина!

Письмо твое получил и вижу, что болезнь твоя не прошла без пользы для вечности, только и ты сама настраивай свои мысли так, чтобы была душевная польза.

Теперь сколько раз твои мысли должны из разсеяния и брожения по свету возвращаться обратно в твою голову к больному месту, а от него в сердце. А тут еще страх, как бы не заболеть раком и не умереть и так далее. А мысли эти все благия, ибо ими душа наша пробуждается от сна греховнаго. Если бы и без болезни мы так мыслили, то и жизнь наша была бы настоящая христианская, а не нерадивая.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

544. Дар слез надо усердно просить у Господа, всячески утесняя тело. Проси на все помощи Божией и сама не ленись нудить себя

М. Агриппина!

Письмо твое и письмо Любови Артемьевой получил в одном конверте, а потому в одном конверте и отвечаю.

Со вниманием совершай утренния и вечерния молитвы, и там ты увидишь, в каких грехах должно каяться, на этих молитвах, которых не лишены были и святые. Но они искренно их ежедневно исповедали Господу в своих утренних и вечерних молитвах. Проси у Господа дать тебе сердце сокрушенное и смиренное, тогда и слезы будут. Св. Отцы велят сей дар усердно просить у Господа и с своей стороны всячески утеснять тело воздержанием языка, воздержанием чрева, воздержанием в одежде и покое и проч. Проси на все помощи Божией и сама не ленись нудить себя на получение смирения, молчания, терпения и проч.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

545. О наружном поведении новоначальных иноков

Сестра о Господе Агриппина!

Письмо твое от 10 мая получил. Советую внимательно прочитывать те книжечки наружнаго поведения для новоначальных иноков, которыя я дал бывшим у меня сестрам. Шалости, каковы бы то оне ни были, хотя и кажутся невинными, очень душевредны для иноков. Шалости и всякая вольность в обращении, хотя и со своими сестрами, есть дерзость, по толкованию св. Отцев, и нерадящих о покаянии и исправлении вводит в блуд, чего, к несчастию, многие не знают. Монашеская жизнь называется еще и постническою, девственною и нестяжательною, а поэтому особенно надо храниться от грехов, ведущих к нарушению сих добродетелей.

Не для игр, забав и увеселений мы вступили в обитель. Не должно быть в обителях места смеху и забавам! Тут мы должны каяться, плакать, кратковременной земною жизнью израбатывать свое вечное спасение. Хотя это покажется и очень скучным и печальным, но что делать? Плотская, а не духовная жизнь должна наследовать смерть и тление. Пора одуматься и поспешить исправиться, чтобы не застиг нас смертный час неготовыми. Спасайтесь о Господе.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

546. Пожелание всего спасительнаго в разуме истины

М. Агриппина!

Письмо твое от 19 июня получил, а ответом сильно запоздал вследствие крайняго недосуга. Надеялся летом быть более свободным, а оказывается, что народ с проведением железной дороги еще более увеличился.

Молюсь за тебя и желаю тебе всего спасительнаго в разуме истины.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

547. Необходимо отставать от грехов, особенно от тех, коим наиболее подвержена

Сестра Агриппина!

Получил оба твои письма. Надо отставать от грехов, и особенно от тех, коим ты наиболее подвержена, а то не только вечную муку ими заслужишь, но и на земле еще можешь много пострадать от людей и от болезней, доколе не смиришься. Что посеешь, то и пожнешь. Если будешь осуждать сестер, то от них подвергнешься осуждению и поношению, а если начальство, то слушай, что говорит Св. Писание: „Ярость начальства – ярость львиная". Понуждайся исправляться. Мир ти.

Призывая мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

548. К Причастию приступай со страхом Божиим и с живою верою

М. С. О. Н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Достоуважаемая о Господе сестра Агриппина!

Жалуешься: когда приступала ко святому Причащению, разныя неподобныя мысли тебя смущали, просишь прощения в этом. Господь простит, впредь же старайся приступать со страхом Божиим и с живою верою ко Святым Христовым Таинам.

Пишешь, что страдаешь болью в животе и боишься, как бы не умереть от этого, просишь благословение на постриг в монашество. Бог благословит.

А что тебе сны разные видятся, то ты не верь им, не думай и не разсуждай о них. Исполняй свое правильце: никогда никого и ни в чем не осуждай, и тебя Бог не осудит на Страшном Своем судище.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, пребываю к тебе с искренним благожеланием.

К содержанию

549. По согрешении надо скорее обращаться с покаянием к Господу. Никого не осуждай, всех прощай, считай себя хуже всех на свете, и будешь помилована

Сестра о Господе Агриппина!

Просишь молитв. Я обещаю молиться за тебя. Жалуешься на немощи разныя. Что делать? Оне во всех есть, только сильно унывать не должно, а скорей-скорей по согрешении – с покаянием к Господу Богу и просить прощения и исправления для себя. Не ропщи на старшую, но слушай ее и ходи к вечерне, ведь обещались при постриге все невзгоды, неприятности, оскорбления, изгнания и всякаго рода напасти и искушения переносить Царствия ради Божия с терпением и благодарением Бога за все. А теперь и малым неприятным приражением соскучились. В терпении вашем спасайте души ваши , – говорит св. Апостол и Сам Сын Божий. А чтобы получить помилование на Страшном судище Христовом, то исполнять нужно сие: никого не осуждать, всех прощать, считать себя худшею всех на свете, – и будешь помилована.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, пребываю к тебе с искренним благожеланием.

К содержанию