Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мо­лит­ва, пост и бодр­ство­ва­ние над со­бою, т.е. хра­не­ние сво­их мыс­лей и чувств, де­ла­ют нас по­бе­ди­те­ля­ми вра­гов на­ше­го спа­се­ния. Са­мое труд­ное из этих трех дел есть мо­лит­ва – веч­ная доб­ро­де­тель, ко­то­рая всле­д­ствие уп­раж­не­ния об­ра­ща­ет­ся в на­вык, а мо­лит­ва до са­мой смер­ти тре­бу­ет по­буж­де­ния, сле­до­ва­тель­но, под­ви­га.

преп. Варсонофий

Мо­лит­ва к Бо­гу вся­кая до­ход­на. А ка­кая имен­но – об этом мы не зна­ем. Он Один Су­дия пра­вед­ный, а мы мо­жем ложь приз­нать за ис­ти­ну. Мо­лись и ве­руй.

преп. Анатолий

Не при­ла­гай­те серд­ца к су­е­те мирс­кой. Осо­бен­но во вре­мя мо­лит­вы ос­тав­ляй­те все по­мыс­лы о жи­тейс­ком. Пос­ле мо­лит­вы, до­маш­ней или цер­ков­ной, что­бы сох­ра­нить мо­лит­вен­ное, уми­лен­ное наст­ро­е­ние ду­ши, не­об­хо­ди­мо мол­ча­ние. Иног­да да­же прос­тое, по-ви­ди­мо­му, да­же нез­на­чи­тель­ное сло­во мо­жет на­ру­шить и спуг­нуть, как птич­ку, из ду­ши на­шей уми­ле­ние.

преп. Никон

570. Чтобы встать на спасительную стезю, надо поменьше быть с людьми да побольше в келлии посиживать

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

М. Агриппина!

Письмо твое получил, за поздравление с наступающим праздником Рождества Христова и за все твои усердныя пожелания приношу благодарность. Дай Бог и тебе в мире и радости встретить его.

Еще пишешь, что м. Игумения ваша заболела. Дай ей Бог оправиться от болезни и быть здоровой. Молитесь за нее – она вам нужна.

Билеты свои можешь до сроку беречь. 1 р. на марки получил, спаси Господи.

Пишешь, что не знаешь, как вперед жить будешь, – то это как Господь даст. Будешь помнить Господа да стараться исполнять Его заповеди, то и Он не забудет тебя. А чтобы поставить себя на ровную стезю, то надо поменьше с людьми быть да много не болтать, а побольше в келлии посиживать, да рукоделие свое делать или книжки почитывать, да в церковь похаживать. Тогда и наладишься на ровную стезю.

В прегрешениях да простит тебя Господь. Грехи все, и малые, и большие, и делом, и мыслию, – все записываются, а покаяние изглаждает их. Поэтому и надо постоянно прибегать к покаянию.

Призывая на тебя мир и Божие благословение, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

571. Кто захочет спасать свою душу, тому ничто не помешает. Об избавлении от блудной страсти молись св. Иоанну Многострадальному и мч. Фомаиде

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

О, горе беззаконно живущим. Аще не покаетеся,

то вси погибнете, – сие рече Господь .

Жалкое чадо мое м. Агриппина! Многоплетеное письмо твое получил. Не знаю, долго ли ты будешь еще хромать, а уже время бы ходить как следует. Начни, чадо мое, начни ходить по стезям божественных заповедей. Кто захочет истинно спасать свою душу, тому ничего не помешает: ни родные и ничто другое.

Молись об избавлении от блудной страсти св. Иоанну Многострадальному и мученице Фомаиде. Клади по 7 поклонов в день до Пасхи с молитвою: „Господи Иисусе Христе, помоги мне, грешной, и спаси мя блудную".

Надо иметь во всем воздержание и смиряться во всех отношениях. От невоздержания, и гордости, и самовольной жизни рождается всякое мерзкое безстудство в бренной нашей плоти. Безсловесный скот и тот знает всему меру и время всякой потребности, только один человек, помрачивши ум, ярится, забывая место и звание. Да поможет тебе Господь положить начало исправлению. Мир тебе и Божие благословение с искренним благожеланием. Остаюсь

К содержанию

572. Понуждай себя на доброе дело, и Господь поможет понести свой крест. Великие Оптинские Старцы и теперь не престают духовно воспитывать приходящих к ним. Будешь себя нудить, и исправление подвинется вперед

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Милость Божия буди с тобой. Радуйся о Господе и за все приноси Ему благодарение.

Дорогое чадо Отца Небеснаго мать Агриппина!

Письмо твое получил. Спешу ответом, что Бог послал, а за прежния прости. Не потому на них не ответил, что забыл тебя. Нет, радость моя, не так: по недосугу. Успокойся, чадо мое. За исполнение епитимии Господь да простит тя, и да укрепит тя, и да поможет тебе простираться вперед. Понуждай себя хотя немного на доброе дело, и Господь поможет тебе понести твой крест. Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину Пустынь в крайней своей потребности найдет удовлетворение милостию Божией и за молитвы великих наших отец: Льва, Макария, Амвросия...

Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небеснаго отечества, не престают и теперь духовно воспитывать и призирать. Особенно на тех, которые приходят в Оптину на поклонение их св. останкам.

Которые бросаются на все стороны, те только хуже разобьются, лучше держаться одной стороны, да почаще надо самой себе говорить: „Бедная Агриппина, подумай хорошенько, зачем ты вышла из мира и для чего пришла в монастырь". Эта живет не так, и эта – не так. А какое тебе дело до других, ведь ты пришла в монастырь не для других, а для себя. Вот если бы почаще так разсуждали, так других бы не осуждали. А каждая смотри на себя и будешь отвечать только за себя, а не за других. Спроси любую матушку, которыя толкаются к разным отцам, я уверяю тебя, что оне тоже не покойны, но только враг льстит их, и берет души их, и забирает себе в плен, и творит с ними, якоже хощет.

Старайся заниматься больше собой, не веди дружбы со многими, разве только с одной, и то духовной жизни. Вот если ты говоришь: „Нет никакого исправления", – какая ты у меня чудачка, „нет исправления". Пример тебе слушай: когда придешь ты в рукодельную и сядешь за свое рукоделие, да руки сложи одна на другую, да так и сиди весь день, а к вечеру посмотри на свое исправление, т. е. рукоделие, сколько ты наработала. Конечно, ничего. Так и исправление: будешь себя нудить, и исправление подвинется вперед.

Говоришь: трепешься да вертишься, что может из этого выдти хорошаго. Конечно, кроме погибели ничего не может быть, но скажи мне, кто же заставляет тебя вертеться. – Конечно, ты сама, потому что невнимательна к своему спасению и забываешь цель своего поступления в монастырь и для чего ты надела на себя монашеския одежды. Несколько раз повторяю тебе, чадо мое, будь внимательна к своему спасению, как часто говорит о. Иоанн Кронштадтский: "Конец уже при дверях, кайтеся, греш[ники]". Идешь в св. храм, не разговаривай ни с кем, кроме Бога, молитвою по четкам, в храме слушай со вниманием, идти куда – держи внимание, сидишь за рукоделием – держи внимание, руками делай – умом, сердцем и устами молись.

При том вечером желательно подышать свежим воздухом пойти – это хорошо. Вдохни полною свободною грудью свежаго животворнаго Божия воздуха и опять держи внимание в молитве. Глаголи непрестанно: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную". Аще так будешь вести себя, во всем и пред всеми смиришься и скоро узришь особую помощь Божию. Верная и непостыдная будешь наследница Небеснаго Иерусалима, чего искренно тебе желаю.

К содержанию

573. Постарайся изгнать из головы и сердца все, что видела и слышала в миру

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Милость Божия буди с тобой. Возлюбленное чадо Христово!

Радуйся о Господе, м. Агриппина!

Письмо твое получил, в котором описываешь о своем самочинии. Конечно, это нехорошо. Увидала безчиние и мятеж мирской, теперь не захочешь более из монастыря выходить не только телом, но и умом. Постарайся все изгнать из головы и сердца, что видела и слышала в доме родных и чужих.

Удалилась от мира Божиею благодатию, так и держись подальше от него. Напоминай себе почаще, для чего ты поступила в монастырь.

Господь да простит тя, чадо мое, за твои погрешности.

Мир тебе и Божие благословение. С искренним благожеланием остаюсь

К содержанию

574. Монашеское зеркало – это внимание своему спасению. Зрение чужих недостатков бывает от гордости Господь на смиренных призирает

Господи, даждь ми зрети мои согрешения .

Почтенная о Господе, м. Агриппина!

Письмо твое получил, в котором ты описываешь свои немощи душевныя и телесныя. Когда человек смотрит в зеркало, то может видеть всю грязь на своем лице. Так есть у монахов своего рода зеркало, посредством котораго он может видеть всю грязь не только наружи, но и внутри своего сердца. Монашеское зеркало – это внимание своему спасению, т. е. зреть свои грехи и недостатки. Ты при пострижении чуть взглянула в свое зеркало, и то говоришь, сколько увидала своих недостатков, а тем паче кто всегда смотрит и кто всегда занимается собой, тому некогда смотреть за людьми или слушать, как матушка Игумения занимается с благочинной в церкви, ведь ты ее не выучишь, да и и не должно, а только всегда можешь себя разстраивать.

Повторяю тебе, чадо мое, внимай себе, смиряйся больше. Зрение чужих недостатков бывает от гордости, вот у тебя-то ея, как видится, накопилось порядочно.

Как одежду очищают от пыли, прежде потрясут достаточно, потом палочкой поколотят, так и ты старайся очистить свою душу, не только пылью запыленную, но, кажется, и грязью залеплена. Грязь помнут, и ты себя терпением помни, воздержанием как палочкой поколоти, а смирением потряси, и оденься в него – вот тогда будешь инокиня не по одежке только, а по духу Христову. Господь на смиренныя призирает.

Испрашивая на тебя мир и Божие благословение, с искренним благожеланием к тебе остаюсь.

К содержанию

575. Скорби посылает Господь соразмерно силам. Умножающиеся скорби считаются признаком Божия промышления о человеке. Временныя скорби ходатайствуют вечную радость

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

М. Агриппина!

Милости Божией и душевнаго спасения тебе желаю. В постигшей скорби да укрепит тебя Господь и поможет тебе с терпением перенести и получить пользу душевную.

Скорби необходимы для нас. Для спасения нашего и посылает их Господь соразмерно силам нашим, и никакая скорбь не может приключиться нам без воли и попущения Божия. Этому веруй несумненно, ибо это учение св. Отцев о скорбях. Также надо радоваться, когда видишь умножающиеся скорби, ибо оне признаком считаются Божия промышления о человеке. Переноси со смирением, считая себя стоящей всего, людей не обвиняй и считай виновною только одну себя во всем и свои грехи. Да молись Богу, прося у Него терпения себе и не унывай, ибо временныя скорби ходатайствуют вечную радость. За оскорбляющих тебя молись Богу и не желай им зла, – так Господь повелел .

Унынию не поддавайся и всегда старайся веселой и довольной быть, это вполовину облегчает скорбь.

Призывая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с желанием спасения.

К содержанию

576. Господь силен из гордаго сделать смиреннаго. Собирай сокровища, которыя потребуются на воздушных мытарствах и на Страшном Христовом суде

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Богатии обнищаща и вечно взалкаша,

взыскующии же Господа насладятся всякаго блага .

Милость Божия буди с тобой. Радуйся о Господе, чадо Христово мать Агриппина!

Получил твое письмо и поручи. За труды и усердие спаси Господи. Ты описываешь свои радости, возблагодари за это Господа.

Немощи товарочки потерпи и лишний поклончик за нее положи – вот Господь силен из гордаго сделать смиреннаго, на какой аршин будешь мерить ты, на такой же и тебя будут мерить. К м. Игумении не ходи по поводу жилички.

Богата, я тебя не понимаю, чем же, т. е. какое богатство тебе хочется иметь, неужели душегубительное. И корень всякому злу – сребро. Да и аз искренно желаю тебе богатства, только добрыми делами, которыя потребуются на воздушных мытарствах и на Страшном Христовом суде. Собирай сокровище нетленным златом, т. е. терпением скорбей, смирением, безропотным послушанием и т. д.

Ха-ха, богатства захотелось, а там, глядишь, захочется завести и рысаков прокатиться, – вот дурень-то ты у меня какая. Читай книги, научающия монашескому жительству. Да для тебя страх полезен. Весьма радуюсь, что ты начинаешь маленько внимать своему спасению. Молитву Иисусову больше твори, не всю, а половинку, – лучше для навыка.

Мир тебе и благословение Божие.

К содержанию

577. Сравнивай себя с учениками, которые были с Христом не на Фаворе, а во юдоли плачевной

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Милость Божия да поможет тебе, если только и ты будешь себя понуждать.

Сестра о Господе и чадо мое духовное мать Агриппина!

Письмо твое получил, в котором ты пишешь так: „Хорошо нам зде быти, сотворим три сени". Да ведь сие сказал св. Апостол Петр. Они-то ведь были на горе со Христом, поэтому им хорошо было, что они со Христом. А ты неужели думаешь так, что и ты стоишь на горе, т. е. на верхней ступени добродетелей, и всегда со Христом, – мое в этом сомнение. Вот что скажу тебе, родная: ты ведь стоишь под горой с прочими оставшимися учениками, в числе которых был и Иуда предатель. Там же стоял с отцом и отрок разслабленный. Так, радость моя, не принадлежишь ли ты к разслабленному отроку. Пожалуй, так. Так вопий из глубины сердечной, стоя не на Фаворе, а во юдоли плачевной. И сходящий с горы преобразившийся во славе Христос исцелит и тебя, яко Врач душ и телес. Как исцелил того разслабленнаго отрока, так исцелит и тебя, если только будешь исполнять без ропота всякое послушание, какое заставят, и претерпишь всякую тесноту монашескаго жития. Меньше и совсем не пустословить, от котораго не избежишь греха осуждения. Надо просить Господа, чтобы вместо окамененнаго сердца дал сокрушенное; одолевают помыслы –это от нерадения и невнимания к своему спасению. Моли Господа со слезами, чтобы очистил твое сердце от всякой скверны...

Господь да простит тя и поможет исправиться. Не унывай, не ропщи, терпи все со смирением и верь, что спасена будешь.

Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию

578. Надо потрудиться над собой, чтобы очистить сердце от греховной заразы. Удерживай себя от гневнаго порыва уздой молчания с молитвою

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Господи! Из глубины воззвах к Тебе,

услыши глас моления моего .

Сестра о Господе м. Агриппина!

Ты описываешь свое нерадение и окаменение. Чтобы этого не было, для сего надо потрудиться достаточно над собой, чтобы очистить сердце от греховной заразы, – ропот, осуждение, злобу и всякое невоздержание, язычное и чревное, гнать от себя без всякаго саможаления, удерживай себя от гневнаго порыва уздой молчания с молитвою. Да поможет тебе Господь.

Мир тебе и Божие благословение.

К содержанию

579. Не слушай врага, внушающаго мысли против духовника. Молитву Иисусову говори с чувством покаяния просто устами, не спеши

М. Св. о. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Бог мира и щедрот и вас

умиротворит паче ожидания .

Почтенная мать о Господе Агриппина!

Письмо твое получил, в котором ты описываешь свою душевную скорбь по поводу меня, по поводу волнения монастырскаго, т. е. тебе внушает враг, чтобы возмутить твой душевный мир и привести тебя в гнев против меня. Это дело его. Нет, родная, я не изжену от сердца моего милых чад моих духовных, елико возмогу, и частичку каждой по потребе ея уделю.

Белевския монахини говорят, что оне не желают вашу м. Игумению, но предадим сей выбор в волю Божию, без Него же ничто же возможно сотворити.

О молитве Иисусовой. Так учат св. Отцы: говори молитву просто устами, не спеши, каждое слово чтобы ты слышала отдельно, при этом имей чувство покаяния, что ты грешная. „Господи, помилуй", – имей при этом веру, что Бог – весь Око, весь Ухо. Он все тайны сердца видит и слышит. Да поможет тебе Господь. Не сходись с монахинями, и слышать не будешь и покойна будешь, а как хорошо молиться в храме – это чудно.

Господь да простит тя, чадо мое духовное.

К содержанию