Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Страсть тщес­ла­вия унич­то­жа­ет ве­ру в серд­це че­ло­ве­чес­ком.

преп. Никон

Тщес­ла­вие, ес­ли его тро­нуть паль­цем, кри­чит: ко­жу де­рут.

преп. Амвросий

Для гор­де­ли­вых уко­ре­ние – нож ост­рый, а для сми­рен­ных – на­ход­ка бо­га­тая.

преп. Антоний

680. Не отрицайтесь нести иго настоятельства. Кому Бог определил начальствовать, тому Он и помогает О налаживании должных отношений между сестрами и служащими иереями усердно молитесь

Воистину Воскресе Христос!

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая

матушка игумения Леонида!

Письмо Ваше от 2 мая получил. Помню Вас как бывшую казначею Спасо-Влахернскаго монастыря, а теперь имею удовольствие слышать от Вас и о Вашем настоятельствовании.

Описавши свои скорбныя обстоятельства, Вы спрашиваете меня, грешнаго, не отказаться ли от начальства. Без сомнения, Вы желаете оставить начальство, дабы избежать скорбей. Но куда же можно от них укрыться? И кто из людей живет без скорбей? Недаром земная наша жизнь названа юдолью плача. При перемене жизни скорби только изменяться могут, но легче от сего быть не может, а напротив, скорби могут усугубиться, как сказали старинные люди: побежишь от волка, нападешь на медведя. И Господь наш Иисус Христос во св. Евангелии нигде не заповедал своим последователям бегать скорбей, а всегда учил терпению, говоря: В терпении вашем стяжите души ваша и претерпевый до конца, той спасен будет . И блаженными назвал терпящих поношения, гонения и всякия скорби. И все угодники Божии достигли вечной жизни скорбным путем. – А потому и Вы, честнейшая Матушка, если желаете уневеститься Христу в чертоге Небесном, не отрицайтесь нести иго начальствования, возложенное на Вас Самим Господом, а лучше предайтесь в Его св. волю, ибо без воли Его ничего с нами не бывает.

Вы жалуетесь на слабость здоровья; но сила Божия в немощи совершается . На наших глазах Шамординская начальница слепая начальствует . Кому Бог определил начальствовать, тому Он и помогает.

Что же касается до неладных отношений Ваших иереев и неодобрительных отношений некоторых из сестер к одному из них, то молитесь усерднее о них так: „Устрой, Господи, полезное и спасительное о наших иереях и относящихся к ним сестрах, и их ради святых молитв помилуй и меня, грешную". Доносить же высшему начальству неудобно, так как сами же Вы говорите, что доказательств никаких нет. А если Вы подозреваете в какой сестре страстность, то можете сначала, помолившись поусерднее Господу, при случае сделать ей общее наставление, отнюдь не касаясь лиц. Например, в таком роде: „Так и так поступать грешно, и мы всячески должны быть внимательны к своим движениям сердечным, ибо за все придется отвечать на Cтрашном Cуде Божием".

В некоторых сестрах Вы замечаете неприязненность к Вам. Молитесь за них, по наставлению преп. аввы Дорофея: „Спаси, Господи, и помилуй таких-то матерей или сестер, и их ради святых молитв помилуй и меня, грешную". Силен Господь вразумить их.

Писать ко мне можете.

Призывая на Вас мир и на сестер обители Вашей мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

681. О чуде исцеления от образа Спасителя. Разсказывать о грехах прежней жизни должно только духовнику на исповеди

М. С. О. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая

матушка игумения Леонида!

Письмо Ваше от 3 июля с фотографией с образа Спасителя получил. Описанное Вами чудо исцеления от сего образа бесноватой Анны поистине можно считать чудом милости Божией к ней. Вы усомнились, действительно ли Анна была бесноватой, не обманывала ли. – Но в действительности ея беснования удостоверяет то, что когда она молилась пред сим образом, с ней сделался, как Вы описываете, страшный припадок – ее било и ломало так, что четыре сестры не могли сдержать ея. Из разсказов же Анны о своей прежней греховной жизни и из ея строптиваго характера можно видеть и причину, почему лукавый враг приразился к ней и возымел такую силу. Хорошо Вы сделали, что поручили Анну под надзор строгой монахини, которая не дозволяет ей безчинствовать. И пусть эта монахиня внушает Анне, что разсказывать грехи прежней жизни должно только одному духовнику на исповеди, а отнюдь не всенародно.

Что Анна после исцеления разсказывала, что Царица Небесная с нею говорит и Младенец Христос протягивает к ней ручки и т. п., – все это могло ей представляться, так как вообще больные как телесными, так и душевными недугами не вдруг получают полное здравие. Лукавый враг все это мог ей представить, дабы опять втянуть ее в свою ловушку или вовлечь в прелесть, в которую люди впадают от высокоумия или от гордости. А потому, думается, полезно ей быть на черных послушаниях (конечно, по силам ея), которыя и поневоле смиряют горделивость. Только во всяком случае был бы над ней надзор строгой монахини, которая не дозволяла бы ей лишнее разсказывать.

От нареканий мирских людей нельзя укрыться. От них и Сам Спаситель не укрылся. Но это неважно.

Касательно чудотворной вашей иконы Христа Спасителя хорошо обясниться подробно с самим Высокопреосвященнейшим митрополитом, и где он благословит поставить, там и поставить. И если благословит молебны служить, то и молебны служить. Противнаго нашей Православной вере и нравственности тут нет ничего.

Советоваться с С., если он человек благонамеренный, можно, только поаккуратнее в виду Ваших обстоятельств.

Испрашивая на Вас и на сестер обители Вашей мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

682. О смене священника в монастыре. Духовнику можно говорить обо всем, что смущает

М. С. О. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

Письмо Ваше от 29 сентября получил. Пишете, что хотите позвать к себе молодого священника и попросить его удалиться на другое место. – Мысль Ваша хорошая. Помози Господи Вам исполнить ее. Только нужно бы Вам наперед сличить его записку с почерком его руки, чтобы, как говорят, улика была налицо. Можно, думается, пред тем, как приглашать священника, позвать жену псаломщика, чтобы она посидела в другой комнате, пока Вы будете говорить со священником. И если он будет отпираться, можно вывести ее для обличения. Когда же священник согласится исполнить Ваше требование, то при переходе его на другое место хорошо бы Вам сездить к митрополиту и попросить его, чтобы он дал Вам священника пожилых лет, который бы мог назидать сестер и словом, и примерною жизнию. Можно при этом сказать, что оставляющий свое место при Вашем монастыре священник очень скоро служил, до небрежности.

Хорошо Вы поступаете, что тех больных сестер, которыя открываются Вам, что не могут показать больное место доктору, направляете в Москву к женщинам-врачам. А которыя соглашаются у доктора лечиться, те пусть у него и лечатся. А каяться ли в этом духовнику, вообще скажу Вам так: в чем только какая сестра сомневается, или смущается, или недоумевает, – все это можно обяснять духовнику.

Испрашивая на Вас и на всех сестер вверенной Вам обители мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

683. При назначении новаго священника положитесь во всем на волю Божию

М. С. О. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

На письмо Ваше по недосугу отвечаю вкратце. – Так как об известном священнике не перестают носиться недобрые слухи и так как Вы уже предложили ему удалиться от Вас, и он на это изявляет согласие, то уже и доканчивайте дело, настаивайте, чтобы удалился, потому что хорошаго нельзя ожидать, если он у Вас останется. – Вы опасаетесь, как бы на его место не явился подобный. Но, во-первых, должно помнить, что и все люди не без недостатков. А во-вторых, так как Вы находите неудобным обяснять о Вашем священнике высшему начальству, то и должно в сем случае положиться на волю Божию и усерднее молиться Господу, чтобы послал Вам добраго служителя Божия. А тогда дело видно будет. По крайней мере, в глазах высшаго начальства Вы теперь будете в стороне.

Что касается регентши Вашей, то лучше не давать ей предпочтения пред другими, как Вы и сами решились это сделать.

Подозреваете, что есть шпионы. – Ну что же делать? Потерпите и молитесь за ненавидящих и обидящих Вас, об их спасении, и чтобы по молитвам их и Вас Господь спас.

Испрашивая на Вас и на обитель вашу мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

Посылаю жизнеописание Батюшки о. Амвросия. Может, кто пожелает, то цена с пересылкой 1 р. 30 к.

 

К содержанию

684. Не скорбите о своем начальствовании. Если во всем искать и ожидать помощи от Бога, то Он будет управлять Вами и вашими делами

М. С. О. н. г. И. Х. Б. н. п. н.

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

Два письма от Вас с 5-ю рублями и с купоном получил, и по желанию Вашему посылаю вам четыре экземпляра жизнеописания Батюшки о. Амвросия.

Скорбите о своем начальствовании, и приходят Вам мысли, не согрешили ли Вы тем, что взялись за это непосильное для Вас дело. – Смотря на обстоятельства, при которых Вы приняли начальствование, можно положительно сказать, что не согрешили. А что дело это для Вас непосильное, то нужно сказать правду, что оно и ни для кого из настоятелей непосильное. Но если Вы во всем будете возвергать печаль свою на Господа и от Него Единаго искать и ожидать помощи и вразумления, то Сам Господь невидимо будет управлять и Вами, и Вашими делами, так что Вы сами будете в чувстве своего сердца восклицать: „Дивны дела Твоя, Господи! . Вся премудростию творил и теперь творишь со мною, грешною и недостойною рабою Твоею!" Того ведь только и ищет от нас Господь, чтобы мы смирились, чтобы сознали свое безсилие, свое ничтожество, свое окаянство, свою никуданегодность, и всем сердцем обращались бы к Нему и всеусердно просили у Него помощи, как Он Сам говорит чрез св. пророка Давида: Призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя . И еще говорил: Сила Моя в немощи совершается . И св. Апостол Павел о себе сказал: Егда немоществую, тогда я и силен , т. е. силен всесильною благодатию Божией. Когда человек в чувстве сердца, как безпомощный ребенок, взывает ко Господу: „Помоги, пощади, спаси!" – тогда Господь, по безпредельной Своей благости, не может не внять гласу с плачем призывающаго грешника. И Сам Он сказал в утешение нам, грешным: „Скорее забудет мать исчадие свое, Аз же не забуду".

Итак, достопочтеннейшая Матушка, да не смущается сердце Ваше, ни да устрашает Вас начальствование Ваше, только старайтесь жить и действовать по совести. Даже и в случае преткновений не унывайте, а приносите Господу покаяние с твердою надеждою на милосердие Божие.

Вы написали, что священник ваш подал прошение о переводе его в другой приход. – Значит, он не меняется с другим священником и ваше место должно остаться праздным. В таком случае хорошо бы Вам сездить к Владыке митрополиту и попросить его, чтобы он определил к Вам пожилого священника, который бы мог назидать сестер обители Вашей и словом, и примером жизни своей, умалчивая о нравственности отходящаго от Вас священника.

Испрашивая на Вас и на сестер обители Вашей мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

685. О перемене священника в обители. Лживых и лукавых нельзя терпеть во св. обители

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

Длинное письмо Ваше от 5 декабря получил и по недосугу отвечаю кратко. От 6 ноября тоже получил.

О начальствовании Вам уже писано, чтобы не смущались.

Касательно священника Вашего, если его совсем отставят от должности, тогда можно попросить митрополита, чтобы дал Вам поблагонадежнее, и даже можете указать, если имеете на примете. А если ему придется поменяться, пусть будет так. Ведь говорите, что слух хороший носится про того священника, с которым ваш хочет меняться. Значит, на этот счет можете быть покойны. Будущее же наше в руках Божиих, и без искушений прожить век нельзя. Не то, так другое; не другое, так третие. Потому и Господь предостерегает: Будите готови . Впрочем, если всегда будем молитвенно прибегать ко Господу, с упованием на Его милость, то всегда будем обретать благовременную от Него помощь.

Касательно же послушницы, в которой замечаете ложь и лукавство, – можете предложить ей перейти в другую какую-либо обитель. Так и сказать можете, что лживых и лукавых нельзя терпеть в св. обители.

Кстати, имею честь поздравить Вас с приближающимся великим и всерадостным праздником Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа, а затем и с Новым годом и желаю Вам со всеми о Христе сестрами встретить и провести праздники сии в мире, и радости духовной, и здравии телесном.

Испрашивая на Вас и на сестер обители вашей мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

686. Молодым послушницам неполезно сближаться с молодым священником. Сестру, хвалящуюся своими дурными поступками, следует удалить из обители

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

В последнем письме своем от 15 января спрашиваете меня, грешнаго, что отвечать благочинному, если он будет спрашивать, почему Вы запретили некоторым сестрам брать благословение у новаго священника. – Так как запрещение это было секретное, и притом Вы запретили брать у него благословение только некоторым молодым, да еще не каждый день, то можете дать ответ уклончивый. Сказать так: „Монахини вообще подходят под благословение к новому священнику. А если в иной день какая сестра и не подойдет к нему или по забывчивости, или по другой какой-либо причине, то на это не следовало бы ему обижаться. Ведь и к старому священнику не всегда все подходят под благословение". А с митрополитом когда-нибудь наедине можно бы поговорить и откровенно. Именно: „Неполезно молодым послушницам сближаться с молодым священником. Враг силен и всегда готов влагать дурные помыслы и производить страстныя движения". И попросить митрополита, чтобы он поговорил молодому священнику, чтобы он не претендовал на то, что сестры не подходят к нему под благословение.

Сестру, разсказывающую другим свои дурные поступки и хвалящуюся ими, давно бы следовало удалить.

Получил и первое Ваше письмо от 21 декабря и благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, с праздниками прошедшими и за благожелания.

Тут Вы писали о какой-то 30-летней послушнице, которой хотели сделать выговор, что Вы знаете все ея козни. – Можно погодить об этом говорить, а вместо сего молиться с усердием: „Спаси, Господи, и помилуй сестру (имя), и ея ради св. молитв помилуй и меня, грешную".

Еще Вы писали там о немирствии священников, о зависти сестер и о наговорах на Вас благочинному. – Вообще на все это скажу Вам: старайтесь не принимать близко к сердцу все эти вещи, помня, что все люди не без недостатков. По слову псалмопевца, вси уклонишася и неключими быша; несть творяй благое, несть до единаго . Поэтому люди разсудительные смотрят равнодушно на людские недостатки. Наш покойный оптинский настоятель о. архимандрит Моисей в подобных случаях говаривал: „Да уж это все – человеческое". А покойный митрополит Московский Филарет одному настоятелю, который ему жаловался на своих братий: "Тот тем не хорош, другой другим", – отвечал: „Ну, набери себе Ангелов". Итак, не смущайтесь, Матушка, людскими недостатками, а если что бывает, потерпите во смирении, говоря себе: „По грехам моим еще мало мне этого". И молитесь: „Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных". Но никак не осуждайте ни благочиннаго, ни сестер, ибо все люди.

Мир вам и Божие благословение и сестрам обители Вашей!

К содержанию

687. Покрывать недостатки ближних хорошо тогда, когда это не причиняет вреда

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

Письмо Ваше от 22 января получил. Касательно обяснения с благочинным о новом священнике, если бы это потребовалось, я уже Вам недавно писал.

Пишете в этом последнем письме, что Вам советуют теперь же послать Владыке докладную записку, что Вы не желаете иметь новаго священника при монастыре по известной причине, да и весь причт хочет просить об этом. Причт пусть просит, а Вы погодите. Думаю, что вследствие прошения причта Владыка спросит Вас о деле. Тогда, по моему грешному мнению, вместо письменнаго ответа лучше поехать Вам к митрополиту для личнаго обяснения.

Отслужите молебен пред чудотворным образом Спасителя, теперь находящимся в Вашем монастыре, а вместе и Божией Матери; и выскажите Владыке правду, что только Вы достоверно знаете, впрочем, поаккуратнее, не очень бросая тень на сестер обители. Тогда хорошо покрывать недостатки ближних, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда. А если уж недостатки эти сами собою начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию.

Высказаться следует и о противной партии, тем паче что партия эта, как Вы написали, невелика, и даже просить Владыку, чтобы развели их по другим монастырям, так как от них в обители бывают нестроения. Если Владыка потребует, чтобы Вы написали о них форменное доношение, то Вы сначала, если будет удобно, попросите его, нельзя ли разослать этих сестер потише, без доноса. А если уже нельзя, то и писать можно.

Испрашивая на Вас и на обитель Вашу мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию

688. Не унывайте, а на Господа Бога уповайте. Если нет возможности покрыть чьи-либо недостатки, то лучше держаться правды

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

Последнее письмо Ваше от 31 января получил, и по недосугу отвечаю Вам вкратце. – Не унывайте, а на Господа Бога уповайте. Силен Господь привести ваши дела обительския к должному порядку.

Докладную записку о новом священнике люди добрые советуют Вам погодить писать. Да ведь я, кажется, писал Вам то же. Писал я Вам еще, что если не предвидится возможности покрыть недостатки известных лиц, то лучше всего держаться правды.

И когда Владыка потребует от Вас касательно новаго священника обяснения, то, по усердной молитве, сездите к нему и лично выскажите ему все, как есть. Если станет допытываться об о. Сергии, то и о нем поаккуратнее скажите правду.

Что делать? Должно быть, по пословице, шила в мешке не утаишь. Если Владыка будет спрашивать, почему давно не доносили, скажите: „Простите, Владыко святый, боялась судебных следствий".

О сестрах же возмутительницах пока погодите говорить – не все вдруг. А молитесь о них с усердием так: „Спаси, Господи, и помилуй сестер (имена), и их ради святых молитв помилуй и меня, грешную". Класть с этою молитвою поклона по три утром и вечером. Если же об этих сестрах дойдет как-нибудь до Владыки слух помимо Вас и Владыка будет о них допытываться, в таком случае и о них говорите правду.

Испрашивая на Вас и на обитель Вашу мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

P. S. Письмо Ваше от 26 февраля тоже получено. Благочинный оказался хороший человек, и вы хорошо ему ответили.

К содержанию

689. Какую монахиню не следует рекомендовать в начальницы

Воистину Воскресе Христос!

Ваше Высокопреподобие пречестнейшая о Господе

матушка игумения Леонида!

Письмо Ваше от 10 апреля получил и благодарю Вас за поздравление меня, грешнаго, с прошедшим праздником св. Пасхи и за Ваши благожелания.

Спрашиваете, можно ли рекомендовать в начальницы ту монахиню, которая очень желает быть игуменией и не отличается добрым характером? Но Вы сами же написали, что покойный митрополит Сергий не приказал Вам возводить ее и другую, подобную ей, ни на какия высшия должности. А рекомендация Ваша послужит поводом к возведению упомянутой монахини на самую высшую должность игумении. Таким образом, Вы поступите против завета покойнаго святителя. А кроме того, если бы ей пришлось, по Вашей рекомендации, занять должность игумении, как тогда отнесутся к Вам за эту рекомендацию епархиальный архиерей и сестры монастыря? Будут ли благодарить Вас? Наконец, ведь ее не будут долго терпеть на начальстве за ея характер, уволят да и пришлют к Вам назад со строгим замечанием, чтобы вперед таких не рекомендовали. А монахиня эта, сделавшись игуменией, хоть и в отставке, будет вести себя еще высокомернее, при каждом удобном случае будет говорить: „Я сама игумения". Посему лучше Вам помнить и исполнять завет митрополита Сергия.

Еще спрашиваете об одной послушнице, которая очень любит ездить по богомольям и, по Вашему замечанию, неодобрительнаго характера, которую потому Вы не хотите принимать в обитель, если она уедет. – Это можно.

Прежнее письмо Ваше получил, но по недосугу не отвечал.

Испрашивая на Вас и на обитель Вашу мир и благословение Божие, остаюсь с искренним благожеланием.

К содержанию