Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Пол­ное бес­пе­ча­лие бы­ва­ет при пол­ном пос­лу­ша­нии, по ве­ре в ду­хов­но­го от­ца.

преп. Никон

Ес­ли кто иск­рен­но и от всей ду­ши ищет спа­се­ния, то­го Бог и при­ве­дет к ис­тин­но­му нас­тав­ни­ку. Не беспо­кой­тесь – свой сво­е­го всег­да най­дет.

преп. Лев

Пот­реб­но се­бя и ближ­не­го все­воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми под­дер­жи­вать и ус­по­ка­и­вать, а глав­ный из всех спо­соб: сми­рен­ное об­ра­ще­ние ко Гос­по­ду и воз­ло­же­ние сво­ей и ближ­не­го не­мо­щи на Его все­силь­ную по­мощь и спа­се­ние. Что не­воз­мож­но ис­пра­вить нам, то, без сом­не­ния, воз­мож­но Бо­гу, Ко­то­рым жи­вем и дви­жем­ся.

преп. Моисей

126. Просите Господа, чтобы вместо телесных открыл бы вам и сердечные очи. Наказание получаем за самоволие

Писаньице ваше из С.-Петербурга я удостоился получить, и прочитав, содержанию оного внял. Благодарю вас за памятование и доброжелательство о моем окаянстве.

Что вы по своему неограниченному усердию изволили ожидать мою худость, то, видно, за премногие грехи мои, я оказался недостоин поклониться угодникам Божиим, преподобным печерским чудотворцам и вашу святыню лицезреть и собеседовать. Но, слава Всемилостивому Господу Богу, всегда лучшее о нас строящему, и да будет имя Его благословенно отныне и до века!

А что вам, матушка и сестрица, Всемилостивый Господь послал на телесные очи слепоту, то за сие да будем благодарны создавшему нас и устрояющему наше спасении единственно для назидания душевного, дабы Всемогущий Господь по своему неизреченному милосердию вместо телесных открыл бы вашей любви сердечные очи, которые для нас так нужны, паче всяких сокровищ драгоценнейших. - И когда Господь дарует, хотя и едино открыть из оных, тогда воистину увидим всераспростертые сети ко прельщению нас от всеобщего врага диавола и при помощи благодати Божией начнем от оных остерегаться и со смирением и упованием паки молить Всемогущего Господа, дабы сохранил нас и вразумил, как противостать сопернику нашему, дабы отомстить ему за все его наглые оскорбления, нам нанесенные. - Тогда воистину ощутить внутри сердца своего душевный мир и любовь к Богу, яко всем человеком. Тогда благодатные наши минуты нам будут чувствоваться, и со благодарением и излитием умилительных слез потечет источник, умиляющий и услаждающий сердце твое, утешением неизреченным коим и благое ваше желание ко вечности наполнится.

Что же касается до жалости достойной нашей племянницы Марьи, которая, что спеть и спела, то и пожинать будет свои плоды прекословия и преслушания. Нам с тобою должно сожалеть и молить Всемилостиваго Бога, дабы Он всемогущею своею десницею изволил ее от греховного жительства, и хотя, по Писанию, «браздами и уздою востягнут к покаянию» (Пс., XXXI, 9) не приближающихся к Всемилосердому Господу, Спасителю и Искупителю нашему! И аще Господь не созиждет ее всю, мы можем над оной трудиться. Видим мы, сестрица, из самых событий и опытов, сколько вы со своей стороны сострадали и все способы употребляли, дабы ее остепенить и в чувство достодолжное привести, дабы она хотя мало пришла в страх Божий; но, как видно из последствий, все ваши дела, усильственные старания остались тщетными и служащими вам к поношению.

За нашу прежде употребленную волю и самосмышления это продолжается в наказание, а как теперь ты искусилась в сем примечательном поступке, то можешь и других советом снабжать в предосторожность. Впрочем, да не унываем, покаянием и слезами наполняем сии проступки.

О себе же и о своем положении вас уведомляю. Я, cлава Премилосердому Господу, доколе долготерпящему премногие грехи мои, хотя и при всякой слабости и дряхлости, но еще жив и слабое движение на своих ногах продолжаю и роскошную жизнь препровождаю: чай пью после обеда пред вечернею почти каждый день и пищу хорошую употребляю до избытка.

Пребываю с моим достодолжным высокопочитанием и братскою любовию вашего преподобия, прелюбезнейшей моей сестрицы и благодетельницы покорный слуга и недостойный богомолец.

 К содержанию

 

127. Что значит «отвержется себе»? (Лк., XIV, 27)

В письме к бедной сестре Ефросинии помещу от Евангелия для опровержения начатой ей жизни, ни с чем не сообразной: «Аще кто не отвержется себе и не возьмет креста своего и всего имения, и сродников и в след меня не пойдет, не может быти мой ученик» (Лк., XIV, 27). Что значит - «отвержется себе»? О сем cвятой толкуют явственно, - что оставить волю свою и все хотение свое и предаться в тризну послушания, - вот и выполнение спасительной заповеди.

А она кому повинуется, хотя и пишет, что любит с духовными жить, да не известно, какового она духа. Ежели же она скажет, что я предала себя во всем батюшке о. Мелетию и пред ним всю волю свою отсекаю, на что ей скажем, что сие невозможно в точности: во-первых, в рассуждении различия нашего пола и, во-вторых, с ним не живши, нельзя все повсечасные помыслы открывать и наставления приличествующие и предохранительные принимать, дабы удаляться от этих поползновений повсечасных; в-третьих, хотя он старец и высокой жизни, но пустынник, и с нами различествует в жительстве, а потому по свойству нашего искуса не может нам от опыту преподать, сам не искусившись в таковом повиновательном жительстве. Словом сказать, смотреть на его трезвенную жизнь можно, а постановлении к нам не годятся: видно, хотя и свят , да не искусен, - частно можно пользоваться, а не совершенно.

О сем св. Исаак Сирин пишет так: «Вопроси невежду во искусе бывша, нежели премудраго от начтения или от наслышки» и прочее. Но довольно нам в доказательство привести свой опыт. Она пишет, что живя шесть недель в доме и непрестанно наслаждалась богодухновенными наставлениями св. старца Мелетия было довольно время о многом пренужном и посредственном трактовать, а особливо о предосторожностях сообращения с юными. Но что же, так много пользовавшись, скоро позабыла или совсем не напуствована; почему ж она в Новоржевске с купеческою дочерью было запуталась. Она наслаждалась шесть недель от о. Мелетия поведениями о небесном, но с предохранением, как побеждать страсти.

К содержанию

128. Враг за сердечную молитву восстает на тебя, но ты не покоряйся! В ад пойдут только те, которые от гордости не захотят принести покаяние. Ничего не отвечай врагам, а только молись за них

Описанное тобою искушение происходит от диавольской зависти. В Добротолюбии в главах Марка Подвижника о мнящихся от дел оправдатися в главе 88-й сказано: «Егда увидит диавол, яко ум от сердца помолился, тогда велия злобные искушения наносит». Проще сказать, враг за сердечную молитву восстает на тебя и хочет отвратить от оной, но ты не покоряйся ему. Искушение это милостию и помощию Божией пройдет, только ты против вражеских помыслов не представляй доказательств, потому что, по слову Лествичника, враг злохитрый может с своей стороны представить тебе много возражений. Просто продолжай молиться, стараясь не внимать вражеским помыслам и презирать их, повторяя сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа. Св. Лествичник пишет: «Именем Иисуса бей ратников, - несть бо сильнее оружия ни на земли, ни на небеси».

Не врагам противопоставляй, а сама про себя думай, что Святейший Сын Божий во время Своей земной жизни с грешниками ел и жил, и не отрекся вечерять в дому Симона прокаженного, и дозволил явленной в городе блуднице прикасаться и лобызать Пречистые Свои нози. Ежели свет солнечный, проходя нечистые места, излучает многих и не повреждается, кольми паче великое милосердие Божие сильно потребит все нечистые грехи каждой христианской души кающейся. В ад пойдут только те, которые от гордости не захотят принести покаяние. Ежели Монасия, столько соделавший беззаконий и развративший многое множество людей, получил прощение, то додерзают все грешники кающиеся, тем более, что Монасия, окованный железными узами, как бы невольно каялся: не могши преклонить телесных колен, преклонял только колена сердца ( Ср. II Пар., XXXIII). Словом, кратко сказать, ничего не отвечай врагам, а только молись и молись, призывая в помощь и милость сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, пришедшего в мир грешных спасти. А бестолковые толки вражеские, делать нечего, потерпи и понеси, - чрез это стяжевается опытность духовная. Знай и твердо помни.

К содержанию

129. Отвращайтесь от помыслов превозношения. Упущение правила заменяйте раскаянием и смирением

Немирство же происходит от прекословия и происходящих споров. Старайтесь всевозможно избегать их, а более себя смирять, укорять, на сие Бог призрит, дарует спокойствие при малых делах ваших и при всех немощах. Когда в оных приносите покаяние и себе зазираете, приняты будуте Богом лучше, нежели великие труды и подвиги, понесшие с высокоумием и мнением о себе. - Гордостные помыслы отвергайте, помните слово Божие: «Аще и вся повеленная сотворите глаголите, яко рабы неключими есмы; еже должни быхом сотворити, сотворихом». Мы еще и много преступаем повеленного нам; конечно, враг не престает приносить помыслы высокоумия, дабы осквернить наши дела, но мы должны отвращаться и памятовать, что мы делаем не своею силою, а Божиею помощию. Когда же похвалимся, то лишаемся помощи Божией и познаем нашу немощь.

Ежели что оставите из правил, то заменяйте раскаянием и смирением. Благодарите же Бога, что он вас обучил терпению; и ныне всякий случай должен быть уроком к научению терпения не только от внешних, но и от внутренних духов злобы, понуждающих к действию страстей или к отчаянию. Сами поучайтесь в учении св. отцев, но более в деятельных, а не с умозрительных, от которых вы уже пострадали, прежде времени взыскав оную, что даруется во время свое, по деланию и трудов и совершенном смирении.

К содержанию

130. Хотя и с принуждением, принимайтесь за правило и за чтение духовных книг. Бог, видя ваше понуждение, пошлет свою помощь. В чувственной брани, как воины, закаляемся испытаниями. Смиренномудрие сердца врачует страсти

Пишите вы о своих немощах, лености и нерадении и прочее и что разве с понуждением только принимаетесь за правило и за чтение духовных книг. - Находясь на поприще духовной брани как же не иметь противления и борьбы от врага? В том показуется или искушается наша вера и любовь к Богу, когда мы, хотя с принуждением, приступаем к делу. Бог, видя наше понуждение, пошлет и помощь свою. Так что с покоем все будешь исполнять, но тогда уже будешь знать, что не своею силою, но Божиею помощию творишь. Когда же бы легко проходила какую-либо добродетель, то приписывала бы своим силам и пленялась бы умом в высокоумии, а оное большой вред с мнимыми исправлениями принесло бы, нежели теперешнее неисправление, тут и по нужде имеешь мысль смиренною, не видя в себе ничего доброго, но не отчаиваясь, и от сего часть Божия есть, и получаешь прощение свыше тебе.

По чувственной брани, хотя воины и ранены бывают, однако перевязав раны, в бой вступают, и за сие получают великие награды от Царя. Так и на умной нашей брани - Царь Небесный взирает на воинов своих и, видя борющихся, хотя и уязвление приемлющих, но не отступающих подвига, посылает им свою помощь и награждает духовными дарованиями. Пишет о сем один духовный муж: «Егда искушения различны, и страсти, и немощи, и недоумения обымут нас, тогда наипаче утверждаются в вере о Господе и не отчаиваться подобает, да не повинишася врагу твоему, еже отступати от подвига и уклонитися в отчаяние. И аще тебе сие случится, да веси яко завидяй сатана приложению доброму твоему, так вооружился на тя, ты токмо не унывай, поверь, и посетит тя вскоре Господь тайным утешением Своей благодати».

В числе сих заключается и та брань, о коей ты пишешь, что всякий день страдаешь, о коей можно еще тосковать, что попущена за явною твою гордость о прежде бывшем утешении. Врачевство сему - смиренномудрие сердца. Св. Исаак и прочие многие святые отцы пишут: «Аще не будет человек утомлен страстями душевными и телесными, не может умудриться в бранях, познать своей немощи и смирения». Итак, не отчаиваясь в милости Божией, читай книги более деятельные и подражай их учению, и в немощах смиряйся! Премилосердый же Господь да просветит тебя на правый путь и укрепит на оном.

К содержанию

131. Милостив Господь, когда усматривает тебя смирившуюся. Пока не смиришься, не будешь свободной от брани. Не отчаивайся, но возверзай грехи на милосердие Божее

Удивляемся вашему малодушию и сожалеем о вас. Вы, прочтя показанные вам главы, более отчаялись, что жизнь ваша не согласна со Святым Писанием. Надобно о сем точно соболезновать, но с раскаянием и смирять себя, а не малодушествовать и раскаиваться, зачем шла в монастырь. Надобно благодарить Бога, что изволил из тьмы в свет привести. Что делать, если и неисправны, - не отчаиваться, а читать святых отец, хотя понемногу. Видя свою неисправность, все-таки зазришь себя; а не читав, не будет себя зазирать и не будешь смиряться. То еще бы было хуже, когда б видела свои добродетели и мнила, что благоугождаешь Богу - это была бы явная погибель. Ты, может быть, и прежде была на сем пути; но когда видишь свои грехи и каешься об них, милостив Господь, когда усматривает тебя смирившуюся от тяготы оных, призрит на тебя, и отженет от тебя все вражеские козни, и освободит тебя от страстей. А доколе не смиришься, не думай быть свободной от брани; в брани же случается победа и побеждение, а Бог зрит на наше произволение и на смирение, а по оным получаем и помощь или оставление. Св. Петр Дамаскин, исчисляя семь деланий телесных, говорит: «Начинает ум зрети своя согрешения, яко песок морской; и сие есть начало просвещения души и знак здравия ея; добродетель видит свои грехи, но не добродетели, а грехи видя, не отчаевается, а более смиряется, и милость Божия и осеняет человека». И Григорий Синаит пишет, что «аще не будет человек побежден и порабощен всякой страсти, не может иметь себя худше всех. Первое смирение рождается от добродетели, а сие последнее от грехопадения, однако ж не мешает милости Божия. Тот же cв. Петр Дамаскин, восставляя от отчаяния, пишет: «Обаче не подобает нам отчаиваться, несущим яко же подобает быти. Зло убо сие, яко согрешим, убо человече, что же Бога прогневляеми и неразумна, и немощна вменяеми его, ежели не может спасти души твоей сотворивый, толикии его же видими тебе ради мир. Аще же глаголеши, яко и сие, паче осуждениями есть, яко и Его снисхождение. Покайся и приимет Господь покаяние твое, яко же блуднаго и блудницу. Аще же сие ни можем, но по навыкновению согрешив в них, в них не хотел еси. Ими смирение, яко же мытарь, и довлеет ти во спасение, ибо и не покаяне согрешит и не отчаивайся, понуждь иметь себя хуже всех тварей и не дерзай осудить или укорить какого-то человека. Аще и дьяволу в согрешении повинуюся, но паки страха ради Божия преслушает врага, понуждающаго его к отчаянию, и от чего часть Божия есть». Подобное сему сама читай и прими от сего утешение души своей, но не отчаивайся отнюдь, а возверзай на милосердие Божие грехи свои.

К содержанию

132. Во всем оставляй свой разум. Сила нашего покаяния состоит не в количестве, но качестве и сокрушении сердечном. О борьбе с блудными помыслами

За вольное твое сознание в хвастовстве прощение вам даруется. Что на вашу прежнюю записочку не мог к вашей любви отписать, в том вы меня не вините, разве вы не помните духоносного Павла апостола: «Тем же хотехом приити к вам, аз убо Павел, единою и дважды и возбрани нам сатана» ( I Фес., II, 18). Когда же таковому Христоносцу попущением Божиим мог возбранить сатана, я же, окаянный, что только могу подумать в предуспеянии своем. Жалуетесь на брань и что не поредку побежденною бываешь, и от сего часто унынию придаешься. Вам возвестила матушка преподавать на каждое по 50 поклонов, то, хотя вам кажется и малозначительной епитимья к удовлетворению, но вы да помните свое звание послушницы, и не должны составлять ни в чем свой разум! Довольна будь заповеданием и со страхом и умилением проходи данное. Сила нашего покаяния состоит не в количестве, но качестве и сокрушении сердечном. Человеколюбивый и Премилостивый Господь по своему милосердию туне нам и сие дарует. Как мы с тобою наклонности имеем к тщеславию и гордыни, а потому нам и не даруется желаемое вами раскаяние и умиление; мы должны все сие со смирением навершать и считать себя хуже всей твари, и покойна будешь. Я, хотя прескверен и триокаянен, но уповаю на милосердие Божие, что не попустит вам впасть в глубину пагубного отчаяния, но своею всемогущею десницею восставит и утвердит впредь на успеяние и совершенное спасение.

А что на вас воздвинута или попущена блудная брань, то о сем напомяну твоей любви в 4-й части «Добротолюбия» в «Слове о рассуждении» пишет св. Кассиан Римлянин словеса св. Аполлоса к отчаявшемуся брату, в мир идущему: «Не дивися, чадо, ниже отчаявайся, аз бо в толицем возрасте и седине сый, а зело от сих помыслов стужаюся. Не отчаявайся убо о толицем раждежении, еже не только человеческим тщанием врачуется, елико Божиим человеколюбием».

А что вы принужденною находитесь других сестер очищать и помыслы принимать, хотя воистину не твоей меры сие дело, но только и благонадежия, что сие принужденною продолжать за послушание. По изъяснению Лествичника, «сама в тину погрязшая, других предостерегай, дабы и они в таковой тине не погрязли». К тому же и другим объясняя и увещевая к целомудренной жизни, своих словес устыдишься и сама положишь начало ко исправлению своей греховной жизни. Что же касается до вашего мнимого спокойствия духа, то я, непотребный и младоумный, не могу в тонкости постигнуть ваших чувств и не могу с вашими высокими выражениями согласоваться, что вы по своей слепой вере возвышаете мою унылость. Однако возвращаюсь рассуждать о всех теперешних приползновениях благодушия. В чем вы, яко человецы, отчасти и сомневаетесь по моему скудоумному мнению. Вы, по благости Всемогущаго создателя нашего и искупителя, свое желание получили и от прежних всех своих грехов тайною поста и покаянием очистились! Но теперь, хотя и побеждаетесь, изъясняйтесь немедля матушке и посрамляйте себя пред ее святынею, - она налагает на вас, что ей Господь возвестил, а вы, исправляя оное и сокрушаясь сердцем, не почитайте себя уже мнимою девицею, но почти уже блудницею. За молитвы матушки да и ленивого какого-то батюшки силен Господь все исправить и даровать конец благотребный и спасти! И, кажется, довольно вам на сей счет спокойствия.

Также и о Маше и Дуняше справедливо по их благому намерению, неужели Премилосердый Господь не имеет сил и чрез вас, недостойнейшую, привести их в здравое чувство и во благоназидательность и спасти.

И от многого малое написав твоей любви, Господь же Премилостивый да просветит тебя, да умудришься в смирении, и паче сих много недостойным написаньицем да поможет, и да сохранит, и покрыет от всех сетей вражиих, и да простит вся согрешения твоя, и аз недостойный посылаю тебе мое отеческое прощение и благословение. Молитвами наших святых отец и матерей мир Божий да почиет на вас.

К содержанию

133. Во всем спомоществовать м. игуменьи и не принимать худые помыслы против нее. Безмолвное жительство устрояет Господь. В монастыре не следует заботиться о стяжании богатства

Вы всегда располагаетесь благодарить Премилостиваго и Великодаровитаго Господа, что «не по грехам вашим воздал есть вам» (Пс., CII, 10), но не по изреченной милости Своей устроил тебе способ ко спасению! - Сие чувствование благоискуссными отцами одобряется, потому что с Божественным Писанием согласуется. Также и ока хранимыми иметь, дабы и паки не впасть в малодушие, не опровергается.

Враг вам влагает злые и душевредные помыслы, почто старица твоя ныне игуменья и что велика тщета ходить во игуменские келии - сии помыслы происходят от праздного сердца, самосмышленных воображений и явной гордости. Вы видно забыли, что матушка наша, а наипаче ваша, и слышать не хотела, дабы быть игуменьей, когда Премилостивый Господь предызбрал ее в сие тяжкое иго, - она от Божиего Промысла избрана. Силен Бог спасти ее и всех сестер, со благорасположением и любовию послушающих Его. И вы, дочь, скоро забыли, что как похвалами превозносились противомудрствующие и ратующие; что ежели бы только попустилось им, то бы и нехотя выгнали вас из благотишной и святой обители и не могла и матушка вами заняться. По мере веры, Бог силен ее подкрепить, вразумить и просветить. А не так, как ты высокомудрствуешь! Потому вы и должны по возможности сил своих во всем матушке спомоществовать, в чем только можешь. А что у нее каковые дела с кем происходят, вам не нужно во оное вникать и любопытствовать, а если по прилучению узнать нечаянно случится, то должна хранить и никому о сем не произносить, равным образом, ежели сама матушка игуменья заблагорассудит вам что-либо открыть в виде совета.

А когда предприятиями до изнеможения борима, при Божией помощи помолись Господу, чтобы выбрать подходящее матушке время. Если придешь и увидишь, что ей есть с кем заниматься, то вы должны матушку попросить, дабы она соблаговолила в свободное время вас известить, и Господь Милостивый силен ей возвестить и вас уврачевать и утешить.

Вы сами видите, что с вами уже во время таковой нужды (то есть, когда матушке не удается вами заняться), бывает особенно Божие посещение, так как вы сами объясняете, что иногда приходят таковые чувства и радость сердца со благонадежием и упованием на Господа, и потом чувствуете значительное облегчение в совести своей, как будто и матушке объяснились, а особенно, когда хоть мало поплачешь. Кажется, вы не должны иметь сомнение, поелику писано многими святыми, что Господь помогает произволяющим и с простотою ищущим наставление. А за неизменением человеческой помощи (то есть старца или старицы) Бог невидимо Своею благодатию врачует, утешает и просвещает.

Вы также пишите, что смущались немного о том, что вам пришлось сожительствовать с необузданными девицами, а хотелось одной безмолвствовать. Ежели бы вам на пользу было сие мнимое безмолвие, всячески бы вас Бог привел к нему. А вам еще самой нужно учиться нравственность образовать ко смиренномудрию, и самой, от своих словес устыдившись, полагать благое начало и саму себя укорять и окаевать. Когда придет время безмолвного жительства, тогда всячески Господь и устроит. А теперь прежде послушание, а потом безмолвие. Вы не воображайте в себе, что вы можете сестер врачевать, но по вере их чрез вас и нас, недостойных, невидимо благодать Божия врачует, и умиротворяет, и вразумляет.

Что касается до ваших домашних поползновений, кои за гордость попустились во измождение плоти, да со смирением притекаем к Премилостивому Господу, Единому могущему неисцелимые язвы и страсти врачевать, как о сем преподобный авва Аполлос единому страждущему брату говорил, что «сия страсть врачуется не толико человеческим тщанием, елико человеколюбием Божием и милосердием...»

О желании стяжать богатства, вы опомнитесь - это явные вражие козни. Вы обязаны помнить, что обет положили не иметь стяжания. Слава Богу, о родных вам, кажется, надо благодушным быть: как бы они теперь не жили, но все лучше первобытного. Я, непотребный, о них теперь благодушествую и утешаюсь, что так Господь о них устроил. Вы напрасно мнение принимаете, дабы к вам они не приехали на ваши хлебы.

К содержанию