Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

За­бо­тить­ся о доб­ром вос­пи­та­нии де­тей и о приз­ре­нии ста­рых и не­мощ­ных – все это де­ло ми­лос­ти, за­по­ве­дан­ной нам, хрис­ти­а­нам, Гос­по­дом,– за что Он и наг­ра­ду обе­ща­ет ис­пол­нив­шим Его за­по­ве­ди, го­во­ря: Бла­же­ни ми­лос­ти­вии: яко тии по­ми­ло­ва­ни бу­дут (Мф. 5, 7). По­то­му же­лаю вам не ску­чать си­ми де­ла­ми ми­лос­ти, а мо­лить Гос­по­да о вра­зум­ле­нии, где, как и что ска­зать или как пос­ту­пить, и о по­мо­щи при­вес­ти в ис­пол­не­ние доб­рое де­ло, и за­тем по си­ле и воз­мож­нос­ти действо­вать.

преп. Иосиф

Тог­да хо­ро­шо пок­ры­вать не­дос­тат­ки ближ­них, ког­да мож­но это де­лать и ког­да это не при­чи­ня­ет вре­да, а ес­ли уже не­дос­тат­ки эти са­ми со­бою нач­нут об­на­ру­жи­вать­ся, тог­да луч­ше дер­жать­ся прав­ды, по­ла­га­ясь на во­лю Бо­жию.

преп. Иосиф

К ближ­ним мы долж­ны ока­зы­вать вся­кую ми­лость, вся­кую снис­хо­ди­тель­ность, а от се­бя ис­тя­зы­вать вся­кую ис­ти­ну, вся­кую прав­ду.

преп. Амвросий

134. Плотские поползновения врачуются покаянием и умеренностью. На сухоядение возьмите благословение у матушки. Каждому по вере даруется

Вы оскорбляетесь и малодушествуете, что бываете побеждаемы плотскими поползновениями. ...Но, о дочь любимая, не малодушествуем, ниже да смущаемся, хотя и падаем, да и паки призвав в помощь молитвы отец и матушкины, воспрянем и да полагаем начало, и да окаеваем себя, и познаем свою удобь, поползновенность и малосилие, и Бог Всемогущий и Человеколюбивый по нашему прошению со смирением и упованием всячески не посрамит, но сотворит сбытие и отомстит нашему всезлобному сопернику и восставит нас и утвердит наши слабые силы мужественно стати противу стрел и насильственных наветов его! И притом, по вере вашей и благому произволению, Господь дарует вам чувство ко истинному покаянию и улучит благопотребный и спасительный конец!

Вы пишите, что всегда желали бы во оном покое пребывать, но сие не по вашей еще мере желаете, - довольно вам и того, что вы, по крайней мере, ощутили хотя малую зарю благотишия и душевного покоя, о чем св. Великий Макарий Египетский пишет, что и совершенным не попускает Бог в сей жизни, дабы пребывать во видении или в действии благодати покоя; для того наиболее, ежели бы, находясь в видении, то отнюдь не согласились бы ко страждущим от страстей сострадать и подкреплять падающих. Св. Исаак Сирин в конце 79-го слова пишет подобное.

А что вы вопрошаете мою худость и просите моего недостойного благословения, дабы вам единожды в день есть в вечер сухоядение, то и на сие заочно моих сил не достает сорассудить, не зная потонку ваших дел и отношений между сестрами. Вы заметили, что от такового пищеупотребления бывает вашим чувствам и телесным движениям облегчение; однако, хотя я и согласуюсь с сим, но не дерзаю един соизволить вам на сие, проси матушку, ей вы там виднее и ваши сообращения, ежели же после усмотрите, что вы сим будете себе вредить (то есть гордиться), то она, не относясь со мною, может вам и паки сие оставить. Я не знаю, покажется ли для вас тяжелым не досыта наедаться. А как видно из многих святых, что наиболее советуют употреблять и алкать, и утверждают за полезное, но и вашей меры не опровергают. Как выше сказано, как матушка поблагословит, так и располагаю.

А что вам Господь невидимо даровал на самом опыте познать, что каждому по мере веры даруется и облегчение совести, и отрада души, - воистину сие так! Господь же Премилостивый да вразумит вас во благоназидательное любомудрие, и да поможет вам, и да простит тебе вся согрешения твоя вольная и невольная.

25 мая 1832 года.

К содержанию

135. Духовное руководство. Проводить жизнь с послушанием и отвержением своей воли

Прежде писали вы, что имеете более расположение по духу к мат. Леониде, а теперь пишете, что, рассмотрев, находите полезнее к матери Тавифе, в чем и я с моей стороны согласую, и матушка игумения на сие соблаговолеет.

Да благословит вас Господь проводить в разуме жизнь свою с истинным послушанием и отвержением своей воли, по учениям святых отцев, о чем советую прочесть у св. Иоанна Лествичника степень 4-ю, у св. аввы Дорофея “Слово, о еже не составлять свой разум” и у святого Симеона Новаго Богослова многие главы, из коих вы увидите необходимость в путеводстве других, а не своем.

В созданных вами предо мною своих немощах да простит вас Господь, и да укрепит впредь на благое.

17 августа 1835 года.

К содержанию

136. Терпением, самоукорением и смирением побеждаются волнения

Писаньице твое получил и содержанию оного внял. Вы пишите, что обуреваемы искушениями и имеете желание мою худость лично видеть и объяснить свои немощи. К прискорбию, не улучили телесного, то, о дочь, да весть твоя любовь, что Премилостивый Господь по терпению вашему всячески вас соблаговолит и возвестит сердцу матушки игумении исполнить ваше благоразумное назидательное намерение и утешит вашу душу.

Насчет твоего волнения - терпением, самоукорением и смирением тецы, и проси в помощь покровительств и молитв преподобного Моисея Угрина, Иоанна Многострадального, киевских чудотворцев и св. мученицу Фамаиду, и воспоминай час смертный, и за их молитвы утишится волнение.

Поручая вас покровительству Всемогущего, и Господь Премилостивый да поможет тебе, и да сохранит, и да покрыет тебя от всех стрел вражиих, и да простит вся согрешения твоя, и аз многогрешный посылаю отеческое прощение и благословение.

К содержанию

137. Как исцелиться от пагубных помыслов и мечтаний. Помогать ближнему во исцелении душетлительного недуга. Откровение помыслов посрамляет вражие недуги

О пользе страждущей не знаю, что следует сказать, есть ли некая надежда: аще Господь восхощет - исцелит, если не будет скрывать, хотя пред Вашею святынею, законопреступные и пагубные помыслы и мечты. Конечно, ей теперь трудно сим безмятежным средством руководствоваться всецело: всеобщий враг многажды тщится воспущать откровение, яко врачевство, для всех почти вообще необходимое. Сверх того, наипаче вашу любовь прошу и молю не оставлять участия в исцелении болезнующих душетлительным недугом. Ваше участие в ее исцелении, можно сказать, нелицеприемно. Что есть по Бозе жизнь бессмертной ее души, которая без назидания вашего живого почитания может быть всеподлинно мертвою? Поэтому очень нужно для нее ваше попечение, за которое истинно Господь Бог вас не оставит. Всепремудрый Создатель да упремудрит Вас в пользу сей и прочих, Которому и поручаю любовь вашу.

Еще я, ничтожный, почел за нужное убедить страждущую Елену, дабы она, хотя с понуждением, некоторые мечты и приведении отчасти пересказывала сестре своей Евдокии, дабы тем наиболее соединить их в любви и тем вражие козни обличать и посрамлять. И все непременно повторять пред вашею святынею. Мы также заблагорассудили, чтобы сестра Евдокия каждый вечер прочитывала молитву: «Да воскреснет Бог и расточатся враги Его» и все двери, и окна, и одры св. крестом ограждала.

25 января 1833 года.

К содержанию

138. Св. отцы заповедовали новоначальным генерально исповедовать все свои грехи от юности. Надо молиться о послании искусного духовника. Всячески избегайте ропота

Писаньице ваши мы при письме матери Тавифы исправно получили. Слава Всепремилосердому Господу, даровавшему вам здравие и благоденственное пребывание, и дабы Всемилостивый и Великодаровитый Господь по своему неизреченному милосердию соблаговолил бы вашей любви преподать Свою благодать для рассуждения и понятия, всеваемых от всеобщего врага диавола различных козней на прельщение нас и юных сестер в различные его сети.

Но дабы вам предусматривать вины и предохранять себя и последующих вашему любомудренному наставлению, вы изволите вопрошать нашу худость со истинным откровением о прежних поползновениях, хотя которые и исповедывали духовникам, но бремя отягощений от совести не облегчается, но обременяетесь и смущаетесь, т.е. не удовлетворены как следует, и, видно, что не так искусным духовником, коим вы исповедывали. И потому св. духоносные отцы уставили в новоначалие пришедшим и желающим восприять монашеский ангельский образ, дабы от юности все свои согрешения генерально исповедали и тем очистили свою совесть и душу, и вновь положили новый фундамент, т.е. очистившись и облегчившись от такового бремени, с легкостью восприять тризну послушаний. - Так я, многогрешный, и вашей любви советую просить и молить Премилосердаго Господа и Бога, дабы послал вам своим промышлением такового духоноснаго отца, которому бы вы могли все свои от юности до сего возраста согрешении исповедовать и который мог бы вам внушить важность оных. Хотя мы теперь и не в силах оных епитимиею удовлетворить, то хоть достодолжным раскаянием и слезами удовлетворить, за оные и умилостивим Премилосердаго Господа, дабы пооблегчил нас от тягости бремени и даровал бы нам бодрость и силы возмочь против всеобщего врага диавола. Когда Господь по вашей вере и усердию удостоит вас таковым духоносцем и вы по вышеозначенному учините, тогда увидите внутри своей души мир, и радование сердца, и умиление, орошающие и утешающие вас утешением неоцененным.

Позвольте мне вам сказать повесть, бывшую в наши времена в 1810-м году. Была в Орловской епархии в Севском Троицком девичьем монастыре схимонахиня старица Ксанфия, преподвижная и примерная всей обители и преумнейшая, у нее были ученицы, из коих теперь одна генеральская дочь важной и богатой фамилии в Орловском монастыре игумения, имя ей Серафима, говорят, что строгой жизни-то оная старица. Она, как и я вам советую, молила и просила Бога, дабы послал ей Господь такового старца, который бы мог решить все ее недоуменности. Господь и послал ей чудным образом нашего всеобщего батюшку, отца Феодора. Он во всю свою жизнь мало из монастырей, в коих живал, выезжал, а разве от настоятеля пошлется за великую нужду, то поедет, и то с опаством возвращался в свою обитель, но для нее Бог так устроил, что во время бытности в Белобережской Пустыни архиерея вышло по вражиему действу искушение на отца Феодора, и он просил уволить его. И архиерей сказал: «Приходи в Севск, там дам бумагу». С тем намерением пришел в дом архиерея, там духовник наступательно уговаривал и прочие, но не успели. Архиерей спросил у батюшки Федора: «Что же ты, был ли в девичьем монастыре?». Он сказал: «Не был». - «Поди за послушание поутешь стариц». И он пошел к игумении, и она с великою просьбою отвела его ко схимонахине, а сама от них ушла. Они занимались 4 часа, она все плакала, потом его уволили в здешние пределы.

А мне, грешному, поручено было ей что нужно решать во блага, и посоветовали вашей любви по вашему благорасположению и дарованию, дабы, по возможности ваших сил, принимать вышеозначенных сестер, в начале благоговеющих и имевших, по-видимому, некоторый страх Божий и благопокорность к повиновению и послушанию. Но, как видно, она не старалась и не понуждала себя по-надлежащему прилагать и возвизать теплоту к теплоте, и верою, и упованием предуспевать к деланию заповедей Господних, коими едиными очищается и оживляется душа и предуспевает в мужа совершенного, т.е. в бесстрастии к любви! Но впали в самомнение, и от оного в помрачение и в уныние.

Итак, о прелюбезнейшая, при таковых событиях и деяниях, приключившихся как с вашим преподобием, что даже являлось и малодушие со оскорблением, и потом до коего они довели вашу душу своими прекословными деяньями и поступками. Но да помнит твоя любовь, что означено в Божественном Писании: «Вы сильнии носите немощи немощных», и паки: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов» (Гал., VI. 2).

Итак, о предостопочтеннейшая, уже когда вы почувствовали в себе таковые немощи, как-то ропот, а наиболее клясть и произносить в лице оные. Мы, недостойные, рассуждая сии ваши поступки, почитаем вредным общение для обоих душ ваших: вам потому вредно, что сами себя вяжете - все ее клянете, в том числе себя клянете, тако ж и ее в ужас и ко отчаянию сею клятвою приводите, и для того святыми отцами запрещено всячески произносить по всякой вине. И вас просим - впредь положить начало всячески удерживать себя от такового душетлительного навыка, по псалмопевцу Давиду, хотя смутихся и не глаголати и проч. - Но принимать вам сестер, а особливо Мавру, уже не дерзаем более советовать. Вам решительно советуем, дабы во время искушений ненавистник всеобщий роду Христианскому, а особливо монашескому, не вовлекал ропот и оскорблении, но возлагаем все сие на Всемогущего Господа, который един всесилен и немощных восставлять и одарять обилием мужества и дарованием здравого разума против козней вражиих! И Той, ежели возвестит сердцу, дабы их принимать и утверждать против находящих, то продолжай с благодушием и мужеством. А когда паче чаяния почувствуешь дух стеснения и в сердце боязнь, то лучше сознавать и оплакивать своего мертвеца и внимать наиболее своему спасению. - Поелику от нас только требуется то, что нам дано талантов. И дабы сим состраданием к сестрам умножать и приносить плоды с достодолжным тщанием, и дабы за нерадение наше не быть истязаемым во время страшного суда.

Препоручаю вас и приверженных к твоей любви сестер в покровительство Всемилостиваго Бога и всесильной Его деснице, и Той да управит ваше жительство по вашему благому намерению по Его всесвятой воли, и да ниспошлет свыше на вас Свою благодать руководствовать и вразумлять вас во истинный и непрелесный разум, и получать благопотребный и спасительный конец. А мы, ничтожные, пребываем навсегда желающими вашего преуспеяния и совершенного спасения.

6 марта 1828 года.

К содержанию

139. Не страшитесь восприять на себя великий образ схимы. Отношение к начальству. Возверзим печаль на Господа

Ваша превосходная вера и благоприятные ваши молитвы понудили нас, худейших, позабыть свое ничтожество и за послушание ответствовать. Вы изволите писать, что крайняя печаль непрестанно снедает вас, а причины предоставляете богословные: во-первых, что вас многие убеждают, дабы вы потщились восприять святый великий ангельский образ, то есть схиму, но боязнь устрашает ваше сердце при внятии чувств величества сана. Ежели кто из благоразумных и опытных старцев воспросит нас с тобою и скажет: мы наслышаны, матушка, что вы страшитесь восприять на себя великий образ схимы, дабы вам в будущем веке не было в осуждение в рассуждении ваших слабых сил и слабого произволения.

Но скажите же, пожалуйте, какой вы должны ответ воздать за настоящий восприятый вами образ и данные при оном обете? Можешь ли ты или могла оные исполнять своими естественными силами? Притом вникни, как велика разница в обетах схимнических и манательных пострижениях - воистину, мало обрящем разницы. Когда мы с тобою станем с осторожностью и со рассмотрением на вопросы старцев ответствовать, то обрящем малую разницу в данных обетах при пострижении в мантию против схимнического: как в мантию даешь обет сохранить себя в девстве до кончины жизни нашей и иметь нестяжание - сии два пункта вышеестественные, мы их без Божией помощи соблюсти не в силах, да и прочее все, если со смирением и терпением не будем прибегать к Премилосердому Господу, и просить, и молить Его всемогущей помощи, то мало может стоять против мысленного Амалика. Итак, мы, хотя непотребные, но советуем, - возвергни всю свою участь на помощь Всемогущего Господа, согласись на совет стариц и прочих благомыслящих лиц приять душеполезное таинство!

Вы рассудите, что уже вы лет отчасти пожилых, и в монастыре пожили время не малое, да и пословица есть - глас народа согласуется с гласом Божиим! Ежели сказать откровенно, м. Тавифе с Божией помощию годок-другой можно еще поискуситься и тогда на сие таинство решиться. В дополнение сего вы извольте прочитать Иоанна Лествичника, выписано моей рукой по батюшкину совету в 12-ти главках, и там увидите явственно, чтобы не отрицать Божественного звания и не извинять недостоинством, как ваша любовь. Извольте выслушать, что пишет о сем св. Симеон Фессалонитский (от главы 360-й) - на его писаниях подробных ныне вся Церковь утверждается: “Несовершенный образом сим да совершится, да несовершен и без совершеннейшаго отыдет тайно совершения образа сего. Вем бо и о сем множайших нерадящих, якоже убо и первее ко крещению косни бяху и погрешиши Ему. Но якоже не крестивыйся несть христианин - так и не совершившийся образом сим не будет монах». И еще о сем уразумеешь от учителей церкви, а паче от Василия и Григория, яже о крещении словеса их, ныне о образе сем тебе и покаянии да будут. «Не достигнет же монах быти на кончине своей, да бывает: велик бо есть сей дар, царска есть печать сия, второе есть крещение, от грехов очищает, подает благодать, вооружает и знаменает, отъемлет от врагов церкви, представляет, и друга сотворяет Его”. Да вникнем, как нам св. Симеон архиепископ Фессалонитский советует не коснеть - восприять образ монашества, т.е. схиму, и не отлагать.

А что вы скорбите, что не благодушествуете, то сия немощь нам попущена, дабы мы прибегали к твердой страже и необуреваемому пристанищу - смирению. И от таковых прохваток да познаем свои немощи и ничтожество, и да укоряем себя и окаеваем, и да не велемудрствуем о себе, что будто уже достигли пристанища и необуреваемые прибыть возможем. До конца должно жить и все продолжать учиться, как достигнуть совершенства, но на сем свете совершенства не обретется, - только Премилосердый Господь един совершен есть среди труждающихся всечестно с простотою, беззлобием и смирением, вдавшихся в Его совершенную волю и промысл, хотя и при смерти сподобляет Своими щедротами в совершенство!

А насчет слабости матушки игумении и в случае перемен, порядка и обстоятельств нам не должно смущаться - все сие состоит в руце Господа, создавшего нас и искупившего дражайшей Своею Кровию, Той всячески печется о нас и промышляет. Но мы, малодушные и младенствующие умом, от забвения и нечувствия не имея достодолжной веры, влагаем в себя помыслы малодушия и отчаяния, которые погубляют души наши. Но мы, матушка, да возверзим всю нашу печаль на Господа, и Той попечется о нас к благоспешеству. И св. Исаак пишет в 50 слове: “Аще веруеши, яко Бог промышление о тебе творит, что печалуеши и печешися о привременных плоти твоея потребах. Аще же не веруеши, яко промышление о тебе творит Бог, сего ради печешися, кроме Его, о потребе твоей окаяннейшей, еси всяк человек. А почто и живеши и жити имаши, возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает и не убоишися страха, нашедша на тя”. Да усмотрим из писаний святых и духоносных мужей, заповедавших нам совершенно предаться в Промысел и волю Всемогущего Бога, Который, яко паче чадолюбивейший Отец, печется о нас и в душевных, и телесных нуждах.

16 декабря 1828 года.

К содержанию