Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Блю­ди­тесь от ро­по­та и ма­ло­ду­шия, отя­го­ща­ю­щих и ум­но­жа­ю­щих скор­би.

преп. Макарий

Ро­пот на Бо­га бы­ва­ет на­и­бо­лее от лю­дей гор­де­ли­вых или не­ра­зум­ных.

преп. Антоний

Осо­бен­но ос­те­ре­гай­тесь ро­по­та, на ко­го бы то ни бы­ло. Ро­пот ху­же и вред­нее все­го. По­лез­нее и по­кой­нее ви­нить во всем и за все се­бя, а не дру­гих. Осо­бен­но же долж­но ос­те­ре­гать­ся ро­по­та на Про­мысл Бо­жий, чрез Ма­терь Бо­жию все бла­гое и ду­ше­по­лез­ное нам уст­ро­я­ю­щий. Толь­ко мы, че­ло­ве­ки, по ма­ло­ду­шию сво­е­му, час­то бе­зум­но мя­тем­ся и без­рас­суд­но скор­бим за уст­ро­я­е­мую нам поль­зу ду­шев­ную.

преп. Амвросий

Письма к Анне Ивановне Петровской

 

140. Страстные помыслы врачуются покаянием и самоукорением. Проявление нетерпения перед старшими происходит от неимения смирения. Старайся хранить свои чувства. При возмущении сердца храни молчание

Страстные волны и бури чрез помыслы и сонномечтания обуревают твою душу: и во оных находишь себя виновною нерадением, леностию и прочим. Это справедливо, что вину имеешь, но во всех оных твоих поползновениях всегда приноси Богу покаяние с сокрушенным сердцем и всегдашним самоукорением, и Бог не попустит возобладать врагу твоим сердцем, только ты сама, сколько можно, сопротивляйся страстным помыслам, не допускай их до сердца, а прибегай к Богу молитвою и сознанием своей немощи. О страстных делах не имей никаких разговоров, кроме откровения матери, которое весьма было бы для тебя полезно, но я вижу, что ты пред нею закосневаешь от стыда - сие есть вид гордости.

Ты пишешь: «как грехи грехами могут быть очищены?» - в борении со страстями иногда побеждаем, а иногда побеждаемся, а покаянием врачуемся и всегда оных болезнуем.

Нетерпение твое пред старшими также показывает твою немощь и неимение смирения, которого мы с тобою еще не достигли и от которого далеко отстоим. Даже при возмущении сердца храни молчание, но не злобное, а ежели видишь, что злобные помыслы тайно в тебе действуют, отойдя, помолись Богу за оскорбивших тебя и проси их помилования молитвами: старайся всегда находить в себе вину, ежели в тот раз и не была виновата, то за прежние грехи посылается укорение и для обличения нашего бедного устроения.

Почитывай у аввы Дорофея главки, которые я тебе советовал, да у Иоанна Лествичника степень четвертую о послушании, в конце оной один страдалец и подвижник под именем Антиоха видел во сне себя истязаемым во 100 литрах долга, после чего, проведя в общежитии некоторое время в терпении, оскорблении и укорении, увидел во сне, что заплачено только 10 литер, тогда он более отдал себя на терпение и увидел совершенное оставление долга, - так как и мы чувствуем за собой долги пред Богом, то и должны не бегать нареканий, выговоров и оскорблений: ими не только долг заплатится, но и исцелится великая душевная болезнь - гордость - приложением сих пластырей с Божиею помощию. Там и еще есть много полезного к твоему устроению также и в других степенях о безгневии и кротости, о смирении и прочих. Находя себя против оных недостаточною, заменяй эту недостаточность всегдашним самоукорением и, коликие бы не восстали волны на твою душу, всегда прибегай ко Христу - Спаситель придет на помощь и укротит волны. Ты веруй, что Господь смотрительно устроил тебе таковую жизнь к исцелению, не отвергай ее и не ищи телесного спокойствия и мнимого мира: прежде подобает много потерпеть. Ежели будешь иметь откровение, то оное много облегчит твою брань и будешь больше иметь спокойствия, нежели сама собою.

Господь да вразумит тебя и подкрепит во всех твоих бранях.

Молись и за меня, убогого и усердного твоего сомолитвенника.

16 марта 1829 года.

Старайся хранить свои чувства, особенно зрение.

При скорбях надо молиться за творящих вам напасть (Ср. Мф., V, 44).

(Приписка старца Льва)

Прошу и молю по возможности ваших сил стараться выполнить писанные советы и наставления батюшки духовника о. Макария. Также и я, грешный, повторяю: старайся хранить свои чувства, а особливо зрение и продолжай свое безропотно терпение со благодарением при находящих неприятностях. Когда с помощью Божиею будешь стараться благодушно переносить находящее искушение и будешь приписывать все оное своим грехам, а при получении в сердце скорбей «молиться, по заповеди Господней, за творящих вам напасть» (Мф., V, 44), - тогда явственно ощутить в сердце своем радость и утешение неизреченное, мир помыслов, любовь к Богу и ко всем, не токмо живущим с тобою, но и прочим.

16 марта 1829 года.

 К содержанию

 

141. Чаще открывай свои помыслы и духовные чувства. «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф., V, 44). Совет о поездке в св. обитель

Вы пишите и напоминаете мои уверительные обещания о вашем попечении и вашем положении, пристройстве к назиданию душевному жительствованию. Касающееся до моего в письме означении, то воистину писано во утешение ваше! О теперешнем же вашем телесном положении: матушка Ангелина, как сама из немощнейших и, по-видимому, келейная Анисья во всем верх берет и на своем поставляет, что только захочет, - пусть, Господь с ними, вы перейдите к матушке Варваре и с помощью Всевышняго Создателя нашего и Искупителя жительство продолжайте, почаще открывайте свои помыслы и внутренние действия в чувствах, мало-помалу объясняемые ваши язвы не предуспеют на горшие, но исцелеют благодатию Господа нашего Иисуса Христа, и я, непотребнейший, матушке сей же почтой пишу, дабы она приняла вас к себе в сожительство! И батюшка Макарий ей тоже благословит вас взять, о чем остаюсь благонадежен о вашем положении и надеюсь, что вам теперь после толиких попустившихся скорбях Господь дарует отдохновение! А о матушке не беспокойтесь, она и от прочих довольно страдала и от вас, но Премилосердый Господь от Своего милосердия, хотя и попускает ей от всех скорби, но и подает ей терпение и тем предуспевает в здравый разум и к совершенному рассуждению! Поелику писано есть в 33-м псалме: «Многи скорби праведным и от всех их избавит Господь» (Пс., XXXIII,20).

А что вы выражаете свои чувства и благие намерения, то и воистину так и есть, когда будем таковые чувства изъяснять со смиренным мудрованием (то есть, с Божиею помощию и за молитвы отец наших и матерей). А без сих объяснений опасно, поелику мы не можем быть утвержденней. Св. апостолу Петру - и тому было попущено впасть в малодушие и отречься от Иисуса Христа.

А что Александра Ивановна не благоволит к вам и препятствует матушке вас к себе взять - это обращается к твоей пользе и утверждению, поелику Ал. Ив., чтобы не значила, но против наших с батюшкою советов и позволений не будет сметь противиться! И вы будете покойны, только причин или вин ко оскорблению ей постарайтесь не подавать и Господа Бога о ней молите и просите, дабы дал ей Бог по Своему человеколюбию здравый разум и истинное рассуждение к познанию достодолжных христианских правил и, когда, по нашему совету, будешь употреблять, то Ал. Ив. совсем противу вас будет другая и любовию сорастворенная во размышления, иже и во мнения вдаваться нам с тобою не токмо не полезно, но зело вредно! И теперь можете видеть из последствий ваших припадков и прочих вами упомянутых душевных пагубных помыслов, внушаемых от всеобщего врага, от коих да избавит вас Премилостивый Господь своею неисследимою милостию и благодатию. Бояться же Ал. Ив. не токмо спящей, но и бдящей не должно: она, хотя имеет вид и свирепый, но однако благомыслящих мыслей не отвергает, но желает спастись так, как и прочие девы...

На последнее же ваше прошение или, сказать, желание, дабы вам решительно утвердить, чтобы вам с единой матушкой Варварою в нашу св. обитель в повозке ехать, но, хотя ваше прошение можно почесть для вас и полезным, но, однако, я воображаю и сорассуждаю, что матушку Варвару и Ал. Ив. огорчить и оскорбить сим поступком не должно. Значительно Ал. Ив. обязана во многом, да, кажется, дабы нам с нею за нее и от Бога не понести греха, яко неблагодарными и любви по заповеди не оказавшими...

Кроме того, ежели она паче чаяния сама не захочет под каким-либо предлогом, тогда можно будет почесть за Промысел Божий, а самовольно ее оставить нам с м. Варварою пребедственно. Да тебе же, о малодушнейшая Анна, кажется, можно понудиться и с ними вместе ехать, когда только согласятся! А ежели несовместно, то можете с Борисовскими поместиться, я о сем пишу матушке или уже, когда обстоятельства и с ними не позволят, то можно с кем другими ехать, только бы вместе с кем-нибудь из благонравных или, по нужде, и одной особенною подводою. Не согласится ли Екатерина Семеновна, просвирная помощница, - вложенною записочку ей представьте и почтение объявите. А до времени о поездке своей ни с кем не молвите. Пребываю с моим обычным благорасположением и преданностию.

Еще матушке доложите, что у нас строение продолжается с успешностию для Меланьи Ивановны, но удивляемся, что от нее писем не получаем. Бог Един весть, мы полагаем, видно, не здорова. А нам потому не велит писать, дабы сына в печаль не ввести, да и у ней там вернейших к ней мало, а которые и окружают ее родственники, только своих выгод ищут, а не ее пользы, потому что мы в последнем письме писали к ней и уведомляли, что покои готовятся для нее, дабы денег прислала и сама ладилась ехать к нам - и нет ответа никакого, но да будет воля Господня во всем.

20 апреля 1830 года.

 К содержанию

 

142. О переходе в другой монастырь

Вы пишете и по своему неограниченному усердию и благорасположенной вере вопрошаете мою худость, что из-за повстречавшихся вам искушений во обитаемой вами святой обители вы намереваетесь дать место гневу и просите мою унылость, дабы я, скудоумный, утвердил ваше намерение. Я, находясь в крайней слабости и почти беспрерывных со многими занятиях, просил вашего по духу брата Михаила Иван., дабы написал к вашей любви мое соизволение, которое с сим вкупе и будете читать. Но только вдобавок извольте со благодушием долготерпеливо выслушать от моего непотребства некоторое пояснение, поелику в нашем монашеском звании святыми отцами ограничен переход из одного монастыря в другие монастыри и объяснены вины, ради которых позволено переходить и о коих подробно вам не в силах за слабостию объяснить, да и по вашему новоначалию совершенной нужды не полагаю, а только для сведения вам означил и мало что упомяну и вопрошу у вас.

Ежели вам попущена подобная скорбь, которой вы еще в мирской жизни были преследуемы, то есть, на вас клевету говорят, и злословят, и поносят, укоряют, а сердце твое лежит ко обители и к старице каковой-нибудь, к которой относишь  и объясняешь накопляемые помыслы, - и сие должно полагать внутри покой, а извне попущена скорбь от врага, дабы расстраивать внутренний покой. Когда же такового чувства внутри не имеется, то необходимо за нужное почесть переменить место, и право имеешь изыскивать себе поудобнее к собранию своих чувств и ко спасению души своей. Я, непотребный, скажу откровенно вашей любви, что, когда я получил сведение, что вы приехали в Курский монастырь, то тогда ощущал чувство, что вы не на место поступаете, и неприятность чувствовалась. Михаил писал к вашей любви, чтобы вам, перейдя в Борисовку к моей ученице матушке игумении Анатолии, открывать свои чувства и помыслы; но я вам поясняю: во-первых, по приезде туда прежде помолитесь Премилостивому Господу, дабы вам даровал благопотребное чувство и веру, сорастворенную благорасположенностию к ее святыни. Ежели ощутите в сердце своем к ней любовь и благоговение, тогда самая привлекательность чувств принудит тебя открывать свои чувства.

Ежели вы приедете в Борисовкую Пустынь, то соизволяю вам: на первый случай покажите мое письмо матушке игумении или монахине Тавифе, и она вам преподаст во благо совет и прочее... А когда вы решитесь там остаться на жительство совсем, тогда потщимся и мы просить о вас, кого следует. Премилостивый Господь да поможет вам во всем, и да устроит вас во благотишное пристанище, и сотворит с вами по Своей милости...

28 декабря 1831 года.

 К содержанию

 

143. Совет о продаже келии. Во всех делах относись к м. игумении.

Просишь нашего позволения продать тебе половину своей келии: нам ваши дела весьма мало известны, - ты в сем должна более относиться к м. игумении и с ее благословения все творить со смирением, отложив всякую злобу и гордость.

18 января 1832 года.

К содержанию

144. Приноси Богу благодарение и старайся себя смирить. Если оставишь Божественную службу, не будешь иметь успеха в делах

Видишь, Господь не презрел тебя, но послал тебе велие утешение: умиротворил твоего родителя к тебе; это для тебя весьма немаловажное дело, и еще брат твой снабдил тебя нужным к прожитию. За все сие приноси Богу благодарение и старайся более себя смирить, тогда и большее будешь иметь от Бога промышление и от ближних соболезнование.

Не надейся на то, что ты можешь успеть более в рукоделии, оставляя Божественную службу: напротив, более будешь иметь скорость и успеха, когда будешь тщиться о благоугождении Божием.

28 марта 1832 года.

К содержанию

145. Не следует придаваться отчаянию, а надо учиться терпению. Причастие. Покаяние. Всякое искушение побеждается смирением, самоукорением и терпением

Увидел, что вы, по малодушию своей высокопарной мысли, едва не опустились на дно пагубной отчаянности! Но Премилостивый Господь, за молитвы батюшки о. Макария и матушки Варвары, предохранил вас; а чрез три или четыре дня полагаю, может быть утешена скорбящая и малодушная душа, страданьями обремененная! И вы теперь сами можете видеть из самого опыта, что вами Премилостивый Господь по Своему неизреченному милосердию повелевает попечение о вас творить. - И вы должны благонадежием утвердиться, а не в пагубное отчаяние вдаваться, поелику, хотя по случаю  вашей отлучки в Софронтиеву Пустынь и не мог как должно поспешить к вашей любви написать письмо, но, ежели да не таковые случаи, смотрительно получившиеся, не будут  нам попускаться, то от каковых случаев мы будем приобучаться душеназидательнейшему терпению. Итак, да научаемся и впредь располагаться к терпению и благохвалению Премилостиваго Господа, невидимо окормляющего и охраняющего нашу немощную душу и тело.

В отчаянности  пишите, что вы оставлены на произвол судьбы в добычу сил, зияющих пожрать вас и прочее... И от таковых душевредных произносов да избавит вас десница Всевышняго. Но за сие - благодарение Господу, что вы при получении писем и распечатании на вопрос преподали, хотя и с понуждением, но ответ похвальный и благопристойный - да, кажется, напоследок и на самом деле оказалось так!

И отца строителя вы счастливейшим себе почли ошибочно, потому что когда человек безо всяких чувств и движений, то тогда он из несчастнейших находится несчастнейшим, потому что не может принести тайны раскаяния или покаяния пред духовным отцем и восприять Св. и Животворящие Тайны Христовы во оставление грехов! А кто, хотя и до крайности поражен болезнью, да в здравом чувствии всего удостаивается - счастливейший есть.

Господь же Премилостивый да приветит тебя, да умудришься во смирении. А как ты и сама хорошо знаешь, что всякое повстречающееся искушение побеждается смирением, самоукорением и терпением.

Господь Премилосердый да поможет тебе, и да сохранит, и покрыет тебя от всех десных и шуих сетей и наветов диавольских, и да простит вся согрешения твоя.

К содержанию

146. Нельзя отчаиваться о своем исправлении и спасении. Совет о принятии сестры в келию

Хотя и скорбно нести искушения от долгов и от сестры, но, видно, так надобно ко уврачеванию немощи душевной; того ради, предаваясь воле Божией, не отчаиваться о своем исправлении и спасении и ожидать известий, когда будет воля Божия.

Часть келии продать можно по твоей нужде, но смотри, чтобы по духу была сестра и не от сопротивных. Кажется, эта, о коей ты пишешь, совсем с другой стороны, может быть, и другая найдется.

Писать ко мне, Леониду, особо я не запрещаю; сокращая сии строки, поручаем тебя Промыслу и Покрову Божию и посылаем наше убогое благословение.

 К содержанию

 

147. Здоровье повреждается от самочиния, сладострастных помыслов и гнева. Понуждайтесь ко смирению. Ропот на духовного отца. Любопытство душепагубно. Пал тот, кто последовал своему разуму (ав. Дорофей)

Усердно желаю вам великодушного сопребывания, благоназидания, преуспеяния и спасения!

Писание Ваше ко мне, худейшему, в свое время получил, содержанию оного по силе слабого моего понятия внял. Писать же точно ныне едва-едва собрался, и это не ко одним Вам, но и ко многим тоже. Вы пишете, что, ожидая от моего недостоинства обещания и недождавшись, потеряв надежду, с трудом понудили себя объяснить нечто. Но, хотя и обуреваема - но отражаешь, побеждаема - но побеждаешь: вы по своему жестокому характеру и последнее здоровье во истощение приводите, и болезнь увеличивается, и прочее, что даже всего и описать не могли.

Что вы по своему намерению полагаете начать пить декокт, то я вам в сей части препятствовать не намерен, ежели вы там с кем искусным советовались, а особливо с матерью Анфиею, что за их св. молитвы, могущие уврачевать вас, а провидеть вашу участь смерти мне, непотребному, не открыто, а потому и не смею о сем не токмо писать, но даже и думать. Напомнить же вашей любви решаюсь, что нам Сам Спаситель передал во св. Евангелии, что смерть, яко тать, настигает (Ср. 2 Пет., III, 10). И преп. Иоанн Лествичник пишет: “Память смертная да совозлегает и совосстает от одра”.

А как мы с тобою от самочиния и от сладострастных действий, ярости и вспыльчивости повредили свое здоровье, а особливо приобрели известный припадок, то таковые, поврежденные, редко до старости маститой доживают, но в цветущих летах смерть их похищает. Сие то мне удивительно, что вы сами себя почитаете за урода, а смириться не понуждаетесь!

А что вы сознаетесь в своем безрассудном ропоте и оскорблении на мою худость, что я, по твоему самосмышлению, предал тебя всему обществу на посмеяние и что вам не открыл о свойстве вашего брата, а Авдотье объяснил, что он вас обманет и прочее. Что же теперь мне против сего отвечать вашей любви: написать, хотя по старости лет, какое-либо лжеоправдание, а ты, я уверен, по своему тщеславному свойству удовлетворишься. О братце вашем я вам лично довольно говорил, что, хотя он и добр, и вас любит, но опасаюсь, как бы немощи и расходы, которые он имеет, не принудили его свои обещания нарушить и прочее... И Авдотье также при разговоре все то же сказал единственно от сожаления к вам. А что вы по своей обычной капризе и для своего вреда увеличили это и смущались, на сие действие, по-видимому, полная воля ваша была, и самомнение тому причиною...

Также пишете, что я, малодушный, приказал Авдотье, чтобы она передала м. Анфии, чтобы та потерпела только до весны. А то вы сами, по моему лжепророчеству, ее бросите, на сие же как я вам лжеоправдание принесу. Воистину, по вашему мнению, остаюсь, яко рыба безгласная, однако за добровольное ваше сознание обязан что-нибудь по старинке соврать, да и вашу любовь вопросить в виде пословицы, которую старушки говаривали (что яйца курицу не учат). Но, о Анна, для чего вы на свою беду и расстройство любопытствуете и испытываете, что, кто, где про вас говорил, и после слышания оскорбляешься и смущаешься до избытка о непознании своих немощей. До чего оное нас довело с тобою душепагубное любопытство? А когда бы вы, как мы вам советовали, относились во всех своих стрессах и недоумениях к матери Анфии, то бы вы в сих пустотою исполненных слухах так не пострадали, и прельщающего вас беса так долго не утешали, и свою слабую голову предрассудками не ломали, потому что св. авва Дорофей пишет в своей книге: «Пал тот, кто последовал своему разуму». Теперь извольте выслушать мое оправдание. Авдотья мне от лица матери Анфии говорила, что она очень до изнеможения тяготится вами от преданных сестер, а наиболее от Анны Иван., то я и приказал ей на оные слова сказать, что она за св. послушание еще понудилась хотя бы и до весны, а потом, может, она вас и сама бросит. Вопрошу я вас, должно ли вам за сие мои таковые произнесенные слова сердиться, не лучше ли бы тебе сие все открыть матушке Анфии и в те же самые часы уврачевать сии возгоревшиеся внутри вас раны, ядом самомнения разгораемые. А что вы только от единого нашего поощрения, писем моих и о. Макария, мать Анфию любите и уважаете - эта ваша вера на песке основана. А когда бы вы сами от пользы исцеляемых помыслом и недоуменностей веровали, то вам бы благоназидательней было.

Итак, когда уже и доднесь по своей жестокости не могли ощутить для души своей ни малейшей пользы от матушки Анфии и наши подтверждения с батюшкою о. Макарием вместо благогоденства и приверженности ожесточили и раздражили, а по таким действиям вашим я вас, со своей стороны, как от себя, равно и от матери Анфии освобождаю, потому что уже не имею сил с вами вести тщетную, но претрудную переписку. А довольно будет по вашей немощи делать отношение с батюшкой отцем Макарием, еще могущим писать и отвечать, а меня, непотребного, прошу простить.

7 июня 1833 года.

К содержанию