Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Хо­ро­шо де­ла­ешь, что си­дишь до­ма. Свя­той Ар­се­ний Ве­ли­кий учил: „Си­ди в келье тво­ей, и та все­му (хо­ро­ше­му) тя на­у­чит". Си­ди с Бо­гом, и Сам Ии­сус при­дет к те­бе. Толь­ко дер­жи мо­лит­ву: Гос­по­ди Ии­су­се Хрис­те, Сы­не Бо­жий, по­ми­луй мя греш­ную.

преп. Анатолий

Пос­ле все­нощ­ной к те­бе при­дут в келью, то ты встань, заж­ги свеч­ку и ска­жи: „Ну-ка, сест­ра Вар­ва­ра, про­чи­тай-ка ве­чер­ние мо­лит­вы",– и по оче­ре­ди. Этим оту­чишь хо­дить в келью.

преп. Амвросий

Не­о­пус­ти­тель­но чи­тай­те ут­рен­ние и ве­чер­ние мо­лит­вы по мо­лит­вен­ни­ку, со вни­ма­ни­ем вни­кая в смысл каж­до­го сло­ва и уг­луб­ля­ясь в не­го. Че­точ­ки упот­реб­ляй­те в церк­ви, а ког­да и до­ма... Чи­тай­те каж­дод­нев­но по гла­ве из Еван­ге­лия и Апос­тольс­ких пос­ла­ний и де­я­ний. Ес­ли же за­хо­чет­ся поб­ли­же бе­се­ды с Гос­по­дом, проч­ти­те ка­физ­му или ака­фист Слад­чай­ше­му Ии­су­су, Бо­го­ма­те­ри.

преп. Анатолий

161. Причина немирствия - нечистая совесть. Гордость и самолюбие ослепляют человека

Пишешь, что тебе повстречались сильные смущения против м. Аркадии чрез ее укоризны. Ты не знаешь сему причины, но, между тем, сама ее объясняешь: ты не имеешь к ней особенной веры, а, следовательно, и не открыла чисто своей совести; показывала наружное расположение, и посему и ее сердцу извещается твоя противоположность, и надобно полагать, что некоторые случаи, может быть, доходили до ее сведения по связи оных с другими чрез их откровения. По нашему разумению, самая сия есть причина немирства между вами. Не противоречь сама себе. Говоришь: «не могу от м. отстать», - и не имеешь к ней особенной веры, какая же из сего польза? Ежели хочешь быть расположенною и пользоваться, то гордость и самолюбие все прочь откинь и совершенно себя изменяй, - страсти оные так ослепляют, что и худое считаем за доброе.

Выезжать тебе мы не находим нужным, а смириться - потреба.

Желая тебе мира и здравия душевного и телесного, остаемся недостойные твои богомольцы.

19 января 1839 года.

  К содержанию

162. Не надо смущаться из-за проступка игумении. Страх попустился за тщеславие и гордость. Где нет смирения, там презорство и высокомудрие

За проступок матери игумении против батюшки о. Макария много смущаться нам неполезно, но претерпевать находящее и молить Бога за творящих нам такое, дабы за их св. молитвы и нас Премилостивый Господь простил наши все поползновения. А за прочих, упоминаемых вашею любовию, псаломник Духом Святым написал: «Не ревнуй лукавнующих, ниже завиди творящим беззаконие, яко трава скоро будут подкошены» (Пс., XXXVI, 1-2). Хотя жалости достойно, что вы не могли батюшке открыть потонку все свои деяния, но и о сем мы предоставляем себя Всемогущему Господу, который Своим Всемогущим Промыслом да уврачует вас!

А что вас начал стужать страх, то и на сию брань пренужно понуждаться со всяким смирением и уповать на Господа, что, хотя за нашу тщеславие и гордость попустились не токмо страхования, но и мечтания от врага-диавола, но мы твердо помним пророческие стихи 26-го псалма: «Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое. Аще восстанет на мя брань, на Него аз уповаю» (Пс., XXVI, 3).

И о сем я, окаянный, премного скорблю душею, что вы при таковых крайностях в борении, и не можете доселе почувствовать привязанность к м. Анфии и продолжать во всем откровенность. Где же мы теперь обрящем м. Варвару?

Поручаю вас покровительству Всемогущего Господа, и Господь да вразумит вас, да просветит во благое, и да поможет тебе, и да сохранит, и покрыет от всех сетей вражиих, и да простит вся согрешения твоя. И аз многогрешный посылаю тебе отеческое прощение и благословение!

...Видно, где смирение не обитает, там презорство и высокомудрие пребывает, да осмотримся со тщанием, не запутываем ли мы себя самолюбием и самосмышлением, не нужно ли нам, по апостольскому завещанию, отложить всякую гордость и с терпением теша на предлежащий нам подвиг (Ср. Евр., XII, 1).

26 марта 1839 года.

К содержанию

163. Если не принимают в монастырь - проси Господа: Он силен помочь.

Писания твои от 8 и от 15 марта вместе с Дарьиным писанием получили. Она просила с первою почтою ответа, что ей делать. Игумения ее не принимает в обитель - что делать, когда ей Господь не возвещает.

Скажи ей, что мы никакой воли не имеем в этом, а писать к ней не только с первою почтою не могли, но и теперь время не имеем; передай ей сие, пусть просит Господа, - Он силен наставить ее, что делать.

Об Августе ты писала, что готовится к исходу, но после никакого слуха нет; видно, оздровела. Посылаем тебе и ей наше недостойное благословение.

11 апреля 1839 года.

 К содержанию

 

164. Должно полагаться на Промысел Божий. Причина скорбей - внутри тебя. Укоряй себя, а не ближних

Ты просишь дозволить ехать проститься с твоими ближними. Нельзя было скоро дать тебе ответа по моей отлучке, следовательно, в этом должно относиться к Промыслу Божию, - ты должна была исполнить то или другое по своему произволению.

Мне очень не нравится в тебе то, что ты находишь причиною своих скорбей других людей, а не себя. Это сильное ослепление происходит от гордости, и потому ты не находишь утешения и печали твои бывают безотрадные. Св. отцы прошли опытом путь сей и нам предали сие учение, что отчасти и в наши времена многими испытано. - Прочти у св. Исаака Сирина в 51 Слове и у св. аввы Дорофея, о еже себя укоряти, а не ближнего. В этом ты обретешь покой, ибо «Господь на смиренныя призирает, а гордым противится» (Ср. Иак., IV, 6).

Желаем тебе успокоиться и по келии с сестрами. Поручая тебя Покрову Божию, остаемся недостойные твои богомольцы.

3 августа 1839 года.

 К содержанию

 

165. Промысел Божий устрояет все на нашу пользу. Если не положить вину на себя, то не престанешь бедствовать. Мы не можем отвратить от тебя руки Божией

Два письма твоих получили мы, одно из Дмитровска, а другое из Севска. Сколь жалостно твое устроение в первом письме! Страшишься показаться в Севске, помнишь злобу. Предстать подобие меду и дегтю совсем не приличное. Где же ты оставила Промысл Божий, пекущийся о всех, а купно и о тебе, устрояющий все на пользу и попустительными случаями дающий нам средство к познанию своих страстей и искоренению оных, - а ты все винишь людей.

Ты недавно была у нас и слышала о сем многократно, излишним находим писать о чем уже много раз писали и словесно внушали. Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым.

На описанные в последнем письме твои случаи писать подробно ни сил, ни времени не достает, а только видим все тебя обиженную и скорбящую о сем. Мы не можем отвратить от тебя руки Божией, но ты можешь умилостивить Бога, когда начнешь идти путем христианским, и сначала хоть скорби, но о том, что не перенесла оскорбление, а не о том, что оскорблена, - на сие устроение призрит Бог и будет надежда к исправлению.

Нам кажется, и угощение ты напрасно затеяла делать, видно, не благоволя о сем, Бог попустит тебе неприятности от тщеславия. Ты боишься, что м. Аркадия поймет что-нибудь о тебе из наших слов, после сама же просишь, когда находишь нужным, сообщить ей твое на нее роптание, а сама духу не сберешь ей сказать. Одно другому противоречит: в первом письме ты полагаешь ее не последнею виною твоего смущения и скорби, и здесь бывши, не полагала намерение быть ей откровенною, к чему мы тебя и не нудили. Но сама рассмотри, какая тебе польза из самочинного твоего устроения? Враг запял тебя гордостью и делает тебе препятствие, не хотя твоего исправления. Мы оставляем на твою волю избирать лучшее.

Ты укоряешь за безрассудные распоряжения делать собрания, не имев хлеба; да ты-то хорошо ли сделала, заняв денег на нужное, также тратила на собрание?

О Лукерии твоей мы власти не имамы, ежели тебе невозможно ее держать, на то есть у вас начальство.

За виноград благодарим, но напрасно прислали, вы сами с М. И. имеете нужду.

От бывших тебе против меня, Леонида, помыслов, да простит тебя Господь, и я прощаю. С родителем напрасно ты поступила грубо, после примирения опять чуть было все не расстроилось.

Желая тебе мира, здравия и спасения, остаемся недостойные твои богомольцы.

28 сентября 1839 года.

 

 К содержанию

166. Невозможно без своего преклонения делать доброе. Враг побеждает, потому что нет оружия - самоукорения и смирения

Пишешь: «сейчас иду к матушке объяснять мой грех против нее», но какой плод принесло твое намерение, мы не знаем. Ты пишешь выше негодуя, что мы отдаем оное на твою волю, а ты хотела бы так сделать, как нам угодно и тебе полезно. Мы на многих испытали подобные случаи и находим, что невозможно без преклонения своей воли на что-либо доброе решиться, ибо враг оному противится и воздвигает брань, коей, не сопротивляясь смирением, ропщут на нас за понуждение. И твои слова: «я и сама вижу, что действие вражие, а не соодолею помыслу злобному» оттого, что не имеешь оружия: самоукорения и смирения.

О Лукерии - держать тебе ее или нет, мы не можем в ваши подробности входить, - о сем должны иметь общий совет со старшими.

Желаем тебе и соживущим с тобою сестрам иметь мир, согласие и любовь.

4 ноября 1839 года.

 К содержанию

 

167. «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак., IV, 6)

Ты пишешь, что не совершенно объяснилась м. Аркадии, а между тем, ее уважаешь и любишь, но не можешь терпеть ее укоризны.

Отчего же это, как не от гордости, которая тебе и не дает покою, мучает, терзает. Когда ты объяснилась о помысле, то и успокоилась, - надо было и прочие помыслы свергнуть с себя. То же самое - и благодеяние для тебя тяжким камнем ложится на душу, а это тоже от гордости, ибо «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак., IV, 6). И в Премудрости глаголет: «Не нападе душа моя ниша горда, дарованное тебе, что от ней приняла от руки Божией и благодари, а другая не отдает». Притворства твои пред м. Аркадиею ей все известны, и ты, делая сие, обманываешь сама себя и Бога, показывая откровенность, а внутри другое, но такое о тебе и извещение есть. Постарайся исправить себя, прося Божией помощи, а мы остаемся твои богомольцы.

23 декабря 1839 года.

 К содержанию

 

168. Промысел Божий о нас промышляет и устрояет к пользе. Господь заповедал искать смирения и самоукорения. Иди постепенно, терпи скорби

Мы должны быть уверены, что Промысел Божий всегда о нас промышляет и устрояет к пользе, хотя и противными нам случаями. Тебе хотелось в пути видеть меня, чтобы передать нечто недоконченное, но, видно, в сем не предлежало нужды и не было бы тебе пользы, - так и не исполнилось по Божию смотрению, после ты и сама сие усмотрела и успокоилась.

Весьма странно для слуха твоего устроение, тем паче мнение, что тяжесть собственного унижения приводит тебя до бесчувственности. Это ни с чем не сообразно, ни с Писанием, ни с натурою вещей. Господь заповедал, чтобы искать спокойствия во смирении: «Научитесь от Мене» и прочее (Мф., XI, 29). Св. Давид вопиет: «Во смирении нашем помяну, Господь премудрость творит»; «Господь гордым противится, а смиренным дает благость» (Иак., IV, 6). Святые Отцы, искусом проведшие сие, удостоверяют нас. Св. Дорофей пишет: «Каков не имать покой, иже себя укоряй и уничижай, и, аще что и случится ему скорбно, имать предварив себе того достойна, и не смущается». Подобно Лествичник и другие отцы учат о неизъяснимой пользе от самоукорения, а ты, напротив, отягощаешься, поэтому оно ложное и неправильное.

Душа твоя горит желанием скорбей, и болезней, и отложением всех попечений, чтобы быть с Богом неразлучной, - весьма далека ты от сего. То же самое, как бы внити в чертог брачный в скверной одежде, так и тебе, буйством страстей колеблемой, вдруг во страну бесстрастия стать. Иди постепенно, терпи скорби, прежде почитая того достойною по грехам твоим, далее к надежде приближайся, а тут уже третия степень не разлучит с Богом - любовь! Покажи на деле прежде терпение скорбей со смирением, не отдайся ни делам, ни словам, ни мыслям оскорбившим, но себя одну вменяя того достойную. Когда пойдешь сим путем, но без мнения, что будто и хорошо делаешь, то, может, и достигнешь, а пришедший тебе помысел без искуса не основателен.

6 апреля 1840 года.

 К содержанию

 

169. Надо видеть худое не у ближнего, а у себя. Надо верить обличающим тебя

Поистине, по слову св. Варсонофия, оставляя плач о грехах своих, о тебе плакать должно, видя твое бедственное устроение, - ты все видишь худое в людях, а не в себе, приписываешь людской злобе тебе притеснения, а не Промыслу Божиему. Просишь скорбей и желаешь переносить их, а ныне не носишь. Причиняемый м. Аркадии вред твоею поспешностию (как и всегда за тобою водится) учинен, но при всех или при многих, тебе обвиняющих, ты одна сама себя оправдала. Однако ж не покойна - а когда бы осудила себя и обвинила за скорбь твою и тщеславие, то, верно, бы успокоилась. Разве ты не видишь, что попущено тебе от Бога, чтобы впредь была умнее и осторожнее. Вот ты везде суешься и всех отобьешь, а теперь сим еще хвалишься, что одна служила, - ну так и жди плодов от трудов твоих тщеславных.

Понимаем, что неприятны тебе наши строки, но и нам больно видеть такое твое устроение, от коего да избавит тебя Господь и сподобит хоть чрез скорби смириться. Не верить себе, что ты все делаешь хорошо, а, напротив, надо верить другим, обличающим тебя.

1 мая 1840 года.

 К содержанию

 

170. Трудись о внутреннем своем устроении

Ты пишешь, что находишься в крайнем положении от бедственности своего устроения. Кто ж сему причиною? Ты старалась сокрыть оное от всех, но, может, и многие оное видели, но ты не слышала гласа обличения, могущего принести тебе пользу.

Теперь ты сама видишь плоды трудов твоих. Просишь нас что-нибудь одно подать тебе, но в чем состоит это подаяние, мы не понимаем.

Говоришь: тебе нужна помощь, но не отвергаемся мы тебя и не отвергаем, но подать помощь силен Сам Господь, когда со смирением к Нему прибегаем. Прочти у св. Исаака Сирина 79 слово, там увидишь свое устроение, отчего оное происходит и какое врачевство должно употребить во исцеление.

Поручая тебя Покрову Божию, остаемся недостойные твои богомольцы.

8 июня 1840 года.

 К содержанию

 

171. «Господь гордым противится - смиренным же дает благодать» (Иак., IV ,6). Полагайся на волю игумении

Ты пишешь, что с прочими своими грехами помнишь все твои скорби и бедствия, душевные и телесные, ибо «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак., IV, 6). Помня о беспредельной гордости своей, не красуйся ею, но сбрось с себя, яко непотребную одежду, и старайся облечься в ризу смирения, которая прикроет твою душевную наготу и доставит радование и веселие души.

На принятие тебе девочки и на употребление лекарств, мы не препятствуем, но и в том, и в другом отдаем на волю игумении.

В чем ты хочешь испытать себя не один год не объяснила, а мы не понимаем.

17 января 1841 года.

 К содержанию

 

172. Располагайтесь в совершенное повиновение. Во время шестопсалмия не следует креститься

Что вы с помощью Божиею располагаетесь в совершенное повиновение - сие для вас и вообще для всех, по свидетельству св. отцев, душеспасительно. Вам сие известно уже довольно, чувство веры открыто вам, и более того, не неприятно же сие ваше расположение к нам о Господе. Господь да поможет вам, только же я вас не принуждаю к тому и, если вы собственно расположитесь, то и большее утешение возможете ощущать. Поручаю вас покровительству Божию и чрез искреннее советование матери Анфии, питаю себя надеждою, что вы поправите себя. Господь же да усовершит ваше благомудренное предложение и подвиг.

Что вам, согласно с истинными преданиями св. отец, заповедала м. во время шестопсалмия не креститься - сие советую вам хранить: и потому более сей завет должно наблюдать, что всецело согласен с божественным советом богодухновенных отцев наших. Если же кто вас спросит, почему вы не подражаете им, то благосклонно можете ответствовать, что сего истина требует: пусть посмотрит в Триоде Постной и в Уставе о сем, а более того заповедала всем старица.

 К содержанию

 

173. Смиренный во всех оскорблениях не смущается, но не перестает искать душевного спасения. Вера, надежда и любовь - великие и главнейшие добродетели

Вы уведомили, что по получении моего письма с образом, обрадовались, а по получении письма от о. Макария опечалились, и оттого произвелось в вашей душе расстройство. Видно, еще есть в тебе дух гордости, который противится смирению. - Смиренный же во всех приключающихся оскорблениях не смущается, но не престает искать спасения душевного. Посуди сама, как же он тебе напишет и какое нравоучение вложит в твою голову, когда ты сама говоришь, что она худая.

Хотя и непотребен во всем, молю Господа, да укрепит душу твою и да насадит в сердце веру, надежду и любовь, которые суть великие и главнейшие добродетели, ибо вера заставляет нас веровать, надежда - уповать, любовь - любить Бога, - сии три добродетели все равно нужны вам ко спасению, без сих никто не удостаивается наслаждаться лицезрением Божиим и никто не может спастись.

Прошу тебя внять своему спасению и не верить своим глазам, кои видят издалека чужие пороки, но не свои.

19 апреля 1841 года.

К содержанию

Письма к Екатерине Ивановне Богомоловой

 

174. На поездку решайтесь, имея благословение

При болезни вашей напрасно вы малодушествуете. Слава Богу, мы все в таком же положении. Хотя и есть враждующие, Бог не попустил им восторжествовать: киевский Митрополит Филарет, бывши у нас, весьма милостивое обращал на меня, Леонида, внимание, ибо он знает меня уже более 30-ти лет.

Мы охотно одобрили бы ваше желание быть у вас, но пока нельзя, не имея благословения вам к сей поездке. Потерпите еще, когда судит воля Божия, то Он подаст и руку помощи, устроив к сему благоприятный случай.

Вручая вас покрову Божию, пребываем недостойные ваши богомольцы.

13 июля 1834 года.

 К содержанию

175. Будьте спокойны, укрепляйтесь верою и надеждою на Господа. Если о чем беспокоитесь, молитесь

Почтеннейшая мать! Будьте спокойны, укрепляйтесь верою и надеждою на Господа, ужели чем беспокоитесь, молитесь: Батюшка к вам усердно расположен, но теперь ему самому писать нет времени. Удерживайте себя от нападений вражиих, вините себя, а не служащих, вам будет удобнее сносить обиды.

К содержанию