Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Мо­лит­ва к Бо­гу вся­кая до­ход­на. А ка­кая имен­но – об этом мы не зна­ем. Он Один Су­дия пра­вед­ный, а мы мо­жем ложь приз­нать за ис­ти­ну. Мо­лись и ве­руй.

преп. Анатолий

Не при­ла­гай­те серд­ца к су­е­те мирс­кой. Осо­бен­но во вре­мя мо­лит­вы ос­тав­ляй­те все по­мыс­лы о жи­тейс­ком. Пос­ле мо­лит­вы, до­маш­ней или цер­ков­ной, что­бы сох­ра­нить мо­лит­вен­ное, уми­лен­ное наст­ро­е­ние ду­ши, не­об­хо­ди­мо мол­ча­ние. Иног­да да­же прос­тое, по-ви­ди­мо­му, да­же нез­на­чи­тель­ное сло­во мо­жет на­ру­шить и спуг­нуть, как птич­ку, из ду­ши на­шей уми­ле­ние.

преп. Никон

Не за­бы­вай мо­лит­вы – она жизнь ду­ши.

преп. Никон

204. Да дарует Господь исполнить назначение во благоприятном устроении

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Прелюбезнейший о Господе собрат отец Макарий, желаю радоваться и здравствовать вам всеусердно.

С Тимофеем писаньице ваше мы, непотребные, получили и порадовались о вашем благополучном прибытии в Орел и о взятии нужных мер против ухищряемого коварства. Что делать, что вы завлечены в такое неприятное дело, хотя и нехотя. Брат Спиридон отправляется к вам. Мы, слава Всемилостивому Господу, поколе долготерпящему премногие грехи мои, находимся в обыкновенном положении. Господь же мира и любви да дарует тебе исполнить назначение неблазненно и без преткновений и во благоприятном устроении возвратиться в тихое пристанище, в св. обитель.

Ваш недостойный богомолец многогрешный иеросхимонах Лев.

К содержанию

205. Господь, яко источник любви, да вознаградит вас

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Ваше Преподобие, достопочтеннейший и возлюбленнейший о Господе собрат отец Макарий, а равно и окружающие любовь Вашу о Христе единодушные!

Усерднейше желаю здравствовать чувственно, душевно, духовно, о Господе радоваться и спастись.

Почтеннейшие письма Ваши ко мне, худейшему, числом два, начертанные из единой любви, получены. Первое в Твери, чрез посредство достопочтенной г-жи игуменьи Досифеи, а второе от собрата Спиридона Арсениевича. Благодарим Вас за любовь. Господь, яко источник любви, да вознаградит Вас оною. Что слух дошел до Вас, якобы из скита молодых братиев всех в настоящую обитель перемещают, то подобный слух уже давно носился и носится, однако по милости Божией мы никак не надеемся, что сие будет, а разве Богу будет угодно попустить сие.

С прискорбием извещаем Вас, что батюшка о. Антоний очень болен, он страдает уже второй месяц прежестокою и необыкновенною рвотою, получил он от Вас два письма и не на одно по причине болезни не мог ответить; он свидетельствует Вам его почитание.

Теперь у нас о Господе витает Василий Николаевич и другие с ним из Болхова же; они намерены пробыть здесь и праздник Успения Пресвятой Богородицы Царицы Небесной.

Относительно себя, извещаю Вас, что если Богу угодно будет, то намерен 17-го или 18 августа выехать в Воронеж, но как Господь устроит всеусердно, так решительного сказать не могу.

Желая, чтобы покровительство Отца Небеснаго почивало на Вас присно во спасение, впрочем, поручив Вас Господу, остаюсь с искренним моим благожеланием.

Ваш недостойнейший богомолец, многогрешный иеросхимонах Леонид с приверженною братиею униженно кланяемся.

К содержанию

206. О поездке старца в Москву и Тверь. Добрые дела трудами о Господе созидаются

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Ваше Преподобие, достопочтеннейший и возлюбленнейший о Господе собрат о. Макарий!

Всеусердно желаю Вам здравствовать о Господе чувственно, душевно, духовно и спастись, равно же и окружающим любовь Вашу о Христе единоблагомудренным.

При сем извещаю любовь Вашу, что архипастырь наш, обещавший посетить нас, худейших, отложил таковые предприятия. Он обещал уже к нам быть по-апостольски, то есть, «аще Господь восхощет - живы будем, то сотворим сие» (Иак., IV, 15) , при таковом его справедливом предположении почитаю в настоящее время благоприятным с помощию Божиею совершить непосредственный Вам известный вояж в столицу Москву и Тверь.

Ежели Богу будет угодно, благополучно возвратимся к Успенскому посту в обитель, то сопроводя оный, также намерены в Воронеж. На сие второе предприятие есть воля также и согласие. Успенский пост рассуждает о. строитель побыть во обители нужным, потом и в Воронеж. Впрочем, у нас ныне по милости Божией, кажется благополучно: о. Арсений витает поколь в ските, он старается преодолеть скуку, которая, как приметно, вооружается на него, но известно, что добрые дела трудами о Господе созидаются, хотя и не без помощи Премилосердаго Господа. Отца Пафнутия, слава Богу, увольняет митрополит, если только будет о нем прошение Курской епархии. При письме о. Иоанникия пишет о. Нектарий вам известный, бывший Никанор, его постригли 8 мая.

И сократя, пребыть имею с моим высокопочитанием и обычною преданностию.

Ваш недостойный богомолец, многогрешный иеросхимонах Лев с приверженной братией, которая соучаствуя со мною, униженно вам заочно поклонение препровождают.

Почитая сей случай и благословение на сие, с искренним моим удовольствием честь имею свидетельствовать Вам, пречестнейший батюшка отец Макарий, мое глубочайшее почитание. Шлю Вам от Господа всех благ. Всечувствительно же мысленно себя пред Вами, батюшка, повергая, прошу Ваших Богоприятных и св. молитв в подкрепление моих немощнейших сил душевных и телесных.

Болезнь и биение сердца волею Божиею во мне продолжается: хотя она и тихо действует, однако не утолилась еще совершенно - помолитесь, Батюшка любезнейший, и о сем Господа ради, да будет воля Господня. Может быть, еще моей гордости это произволение на пользу, каково должно иметь, во мне, очень слабо ко спасению, а, следственно, и бразды потребны, если мне спастись.

Желающий пребыть покорный Вам многогрешный чернец Павел.

22 июня 1833 года.

К содержанию

207. В какой монастырь больше зовут, в том мало толку бывает

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Ваше преподобие, достопочтеннейший и любезнейший о Господе собрат отец Макарий, равно же и возлюбленные о Христе отцы о. Игнатий и о. Макарий!

Всеусердно желаем мира, здравия и спасения. Из смиренности от 26 апреля писали Вашей любви через посредство м. Анф., через которую и ныне извещаем Вашу любовь - в означенном письме относительно дела Вашего ничего не было известно, ныне же, хотя тоже не знаем, как Господь благоустроит, однако, батюшка о. строитель был недавно в Калуге и, узнав, что дело Ваше не имеет никакого отзыва на согласие о помещении Вас в здешнюю обитель, то и советовал нам, дабы мы известили Вас о том, а Вы бы сами лично просили архиепископа в силу цели Вашего перемещения об увольнении. Итак, аще Господь восхощет, то вы, получив сие письмо, если не имеете препятствий благословенных, то неуклонно потщитесь поехать и с помощью Божиею начинать лично проситься. В этом случае, если решительно Вам откажут, то впредь не теряя надежды, можно попроситься в N, а между тем, хотя частно посетить и нас, убогих душою. Батюшка о. строитель сказал еще, что надобно и вскоре по запросе явиться Вам к преосвященному, но, верно, несколько мы ошиблись. Не без воли Божией и сей случай, следственно, же и да будет Его всесвятая воля!

О. Иоанникий пишет, что подавал прошение и ему отказали: велено позволить ему проситься в какой-либо из Новгородских монастырей. Все, узнав о том, весьма приглашали к себе. Мы ему советовали потерпеть в Лавре, - как Господь благосотворит пред нами, недостойными, о сем, ибо, где очень зовут, там проку мало бывает, что и из опытов довольно известно; а где умеренность, там и впоследствии оказывается благоприятнее. Бывший Валентин, а ныне иеромонах Арсений Симонова монастыря проездом для богомолия в Воронеж к угоднику Божию преосв. Митрофану Новому Чудотворцу объяснил свое намерение, что твердо располагается, оттоле возвратясь, остаться на жительство в нашей святой обители, а наиболее в скиту, так его дух приложится, что говорит, кажется бы и не вышел из него. Но и ко мне, ничтожному, оказывает свою доверенность выше всякого чаяния. Но однако, аще Господу будет угодно, то всемогущ и его утвердить, и укрепить на камени заповедей Своих и привести к совершенному спасению.

Бог же мира и любви да устроит и о нас полезное ко спасению убогих душ наших, и мы, ничтожные, да возложим на Господа всю нашу судьбу и печаль, и Той всячески все устроит по Его святой воле, и да поможет тебе, и да сохранит, и покрыет тебя от всех сетей и наветов диавольских, и да простит тебе вся согрешения твоя вольная и невольная, и аз многогрешный посылаю тебе отеческое прощение и благословение. Молитвами досточудных отец, блаженной кончины улучивших, мир Божий да почиет на тебе.

Ваш недостойный богомолец иеросхимонах Лев с приверженной братией униженно кланяемся.

18 мая 1833 года.

К содержанию

208. Кто начнет нудить себя, повинуясь преданиям святых отец и отсекая свои хотения, тому Господь дарует смирение, изгонит гордыню и с оною прелесть. Господь всегда полезное для нас устрояет и посылает

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Ваше преподобие, достопочтеннейший и возлюбленный о Господе брат отец Макарий, подобно же и всем, окружающим Вашим единодумным о Господе братиям всеусердно желаю мира, здравия и спасения!

Приятнейшее о Христе Иисусе духу моему писание Ваше ко мне, худейшему, получено всецело в свое время. Содержанию оного обычно с помощию Божиею внял, старался же и ответствовать на оное первее сего, но не мог успеть по причине множества занятий, мою слабость к тому же в рассуждении нужнейшего предмета и писать было нечего. Но ныне же, слава Премилосердому Господу, получил верное известие от отца нашего Моисея, поелику он по выздоровлении своем ездил в Калугу к архиерею, и принят был от него отечески, ласково и преблагосклонно, и лично подал вашу просьбу и рекомендовал о вашем неведении. На что охотно согласился, принял и резолюцию наложил о принятии, и по замечанию должно, что уже и послан запрос, и так, при объятии Божией Матери образа хранимого, просьба, по-видимому, пошла в действие. Нам с тобой остается умолять и просить руководительницу нашу и всеобщую заступницу Приснодеву Богородицу, дабы она всемогущими и всесильными своими молитвами и ходатайством умолила Сына своего Господа и Бога нашего Иисуса Христа о устроении нашем ко благоназиданию убогих душ наших.

Вы пишите и сознаете свое бесплодие, сие для меня, худейшего, благоприятно! Поелику писано есть, «да не похвалится всякая тварь пред Богом» (I Кор., I, 29). Слава Премилостивому Богу, наша обитель, монастырь и скит, хотя и были посещены болезнями, может, всех до 20-ти, но милосердием такожде все повыздоровели после всех и о. строитель был болен и по вашему желанию им, еще о. строитель и о. Антоний остались благодарными. Первый извиняется, что не мог к Вашей любви отписать и просит, дабы Вы его за сие извинили. Благодарение Господу и всем, что сестрам Евдокии и Елене за молитвы ваши и отец наших, кажется, по-видимому, пооблегчается в ней действие прелести, и Господь силен и всемогущ подать ей Своею благодатию помощь и чувство к отсечению своей треклятой воли, которую употребляя и всякие помыслы принимая, ввергнула сама себе в ров пропасти. Кто начнет нудить себе, повинуясь преданиям св. отец и отсекая свои хотения, Господь дарует тому смирение, изгонит гордыню и с оною прелесть! Спаси вас Господи, что вы подтвердили ей мои недостойные советы, и аз окаяннейший такожде по своему слабому понятию питаю себя надеждою, что ей Господь за бывшее ее младенчество и младоумие дарует освобождение!

От отца Иоанникия с тех пор мы не получили никаких сведений, но однако надеждою себя питаем, что вскорости получим или письмо, или самого! К Илларионовне я отписал вкратце, и, по крайней мере, от сомнения освободится. Слава Богу, что в вашей обители по наружности мирно и покойно, и о. Игнатию, по-видимому, не судьба, чтобы ехать в Воронеж к угоднику Божию Митрофану, или время еще не прииде, или другое, что нами не постигается. Господь всегда полезное для нас посылает и устрояет, - не без попущения Божия все бывает.

Но да будет во всем имя Господне благословенно от ныне и до века. И как Его святой воли угодно, так и да устраивает и попускает. И Господь Премилостивый да поможет тебе, и да сохранит тебя, и покрыет тебя от всех сетей диавольских, и да простит тебе вся согрешения вольная и невольная, и аз многогрешный посылаю тебе отеческое прощение и благословение. Молитвами почивших достопамятных отец наших Феодора, Клеопы и Афанасия мир Божий да почиет на тебе.

Ваш недостойный богомолец многогрешный иеросхимонах Лев с единомудренною братией мысленно заочно кланяемся; собратиям о. Игнатию и о. Макарию свидетельствую мое всеусердное почтение, и Премилостивый Господь да сохранит любовь их, да дарует им тишину и благодушное пребывание, а наиболее чувство к повиновения.

При сем и аз непотребнейший купно с матушкою моей Меланиею Ивановной свидетельствую вам, предостопочтеннейший батюшка отец Макарий, наше всенижайшее высокопочитание. И испрашиванием ваших благоприятных молитв на подкрепление наших немощных сил душевных и телесных имеем честь поздравить вас, батюшка, с наступающим высокоторжественным праздником Пресветлым Христовым Воскресением. Желаем вам встретить и препроводить оный в душевном спокойствии и сердечном радовании. Остаюсь ваш недостойный послушник.

Многогрешный о. Макарий кланяюсь любезным вашим единомысленным братиям земно.

При сем и аз окаяннейший чернец Павел из душевного моего удовольствия свидетельствую вам, пречестнейший Батюшка отец Макарий, мое глубочайшее почитание. Чувствительнейше благодарю Вас, Батюшка, за памятование меня, ничтожнейшего, и за благоназидательнейшие приятные душе моей, Ваши приписывания в письмах к Батюшке нашему о. Льву, каковыми и впредь усерднейше прошу Вас меня, грешника, не оставлять. Господь Вас да вознаградит за любовь Вашу! Испросив же Ваших св. молитв о мне нерадивом, желаю Вам исполнения того, что Матерь Божия далее устроит. А в конечном всеуниженнейше мысленно кланяюсь Вам, отцам Вашим и Вашим братиям присноблагомудренным позвольте изъявить мое почитание.

К содержанию

209. Понудим себя с упованием претерпевать находящие искушения, призывая Господа в помощь. О принятии великого Ангельского образа. О переходе в Оптину Пустынь

Христос Воскресе!

Ваше преподобие, достопочтеннейший о Господе батюшка отец Исаакий, всеусердно желаю вам превожделенного здравия, а наиболее душевного спасения.

Благоприятное ваше писание, посланное вашею любовию при письме нашего собрата о. Иоанникия, я, ничтожный, получил, и, прочитывая оное, порадовался духом, что ваше благорасположение и отеческая любовь даже и поднесь к моему окаянству продолжается.

Впрочем, прелюбезнейший наш Батюшка, простите Господа ради, что я, преокаянный, и по сие число не мог к вашей святыни отписать по обязанности моей, но умедлил по моей слабости и дряхлости и за разнообразными занятиями. Вы изволите писать, что хотя летами и состареваемся, но умом младенчествуем и прочее. Воистину так есть, как теперь вижу на самом опыте своего жительства; но однако да благодушествуем и понудим себя со упованием претерпевать находящие искушения, призывая Господа в помощь. Силен Премилосердый и Великодаровитый Господь спасти и нас, бедных, Своим неизреченным милосердием.

В рассуждении же вашего благопотребного давнего желания в приятии великого Ангельского образа, то и я, младоумный, с вашим мнением согласен и духу не собираю вас в сем оспаривать. В тамошних ваших пределах такового способа и удобства к восприятию оного воистину не предвидится. Хотя по форме кто и получит в тех местах, то с таковым не забылись реченные слова достоблаженного Антона Ивановича к малодушествующему пустыннику Антонию, вопрошающему его о своем неутвердительном чувстве в душе: «нет тебе барыша, но слава хороша», - коими словами ввел пустынника в крайнее отчаяние, но потом ему сказал: «ну, не в куль, не в воду», - и сим кончился разговор их. Да и можно в пример себе взять замечание недавно усопшего иеросхимонаха Алексия, продолжавшего подвиги свои во Александрийской Лавре и при покоях митрополита, славимого от многих, даже и от самого митрополита Серафима. Почтен великолепным погребением, и на гробе наставлением досточудного Креста увенчан! Но о душе Его неизвестность даже и доселе в благомыслящих сердцах существует!

А как вы по своему благому рассуждению возложитесь, по апостольскому завещанию, на волю Божию и на Его всемогущий Промысел, но при том, и мою худость соизволяете вопрошать, дабы мне сделать о вашей святыни вопрошение нашего достопочтеннейшего настоятеля о. строителя, согласен ли он будет вас принять на сожительство во вверенною ему святую обитель и известить вашу любовь письмом. Я с настоятелем нашим, батюшкою отцом строителем Моисеем, довольно о вас говорил и письмо ваше показывал, и он вас лично помнит и знает с хорошей стороны. А когда с вами свидание имел в 17-м году они с братцем своим еще непостриженные ездили в Киев на паре лошадей. Кучером у них был Павел рославский, роста большого, монах пустынный, и вы из Корсунского монастыря. Ехали и съехались по дороге около Нежина, и они единственно для вас заезжали в Максаковский монастырь, и вместе с вами там погостили, и вас полюбили, и теперь вас с приятностию желают не токмо видеть, но и соединиться в сожительство. А так как нынешние времена и строгости от верховных властей, а равно и наши уже преклонные лета и немощи понуждают нас, хотя и нехотя, предпринимать меры осторожные с обеих сторон, то мы вообще советуем вам по вашему усердию и желанию попроситься в Киев для поклонения св. мощам угодников Божиих или для свидания с родственниками в Калужскую и Орловскую губернии и, приехав с паспортом и погостив в нашей обители, потонку на практике увидев положение нашего места, порядок церковный, и сообращение в братстве, и все, что нужное для жизненного нашего состава к подкреплению своего бренного тела, что употребляется и что может попуститься по старости и дряхлости, - тогда-то можно будет вам и совсем расположиться остаться и причислиться в число нашего сообщества и тогда-то, кажется, будет ваше перемещение сорассмотрительное и основательное для вашего утверждения. Ежели же, паче чаяния, не понравится вам здешнее место пребывания или что-либо другое, то, кажется, незначительная потеря для вас будет, поелику проедешься и с нами, недостойными, по своему усердию и благорасположению, увидишься и побеседуешь со старцами, живущими в нашей обители, о благоназидательности душевных чувств к совершенному любомудрию и спасению. А в дополнение сказать, уже сделав долговременному своему желанию и намерению решение, испытав опытом и возвратясь со благодушием и упованием, отложив все свои преднамеренные помыслы и мечтания о пустынном жительстве, будешь оканчивать с окаянием остатки дней своих в предопределенном от верховной власти вам киновии! Мы с усердием вам желаем, чтобы вы с нами, соединясь в уединенную сию обитель, с терпением бы и с помощию Всевышняго возмогли тещи на предлежащий вам подвиг - в безмолвии пребывать и приносить достойные плоды покаяния, умирить свои чувства душевные и телесные.

О Валаамском же монастыре неприятные происшествия и события крайне чувствительно и болезненно слышать! Но только от несносной скорби удерживает то, что Премилосердый Господь ни попускает, то все нам на пользу и мы за все обязаны благодарить Промыслителя нашего Господа!

Благодарение Великодаровитому Господу, что преподает сердцу преосвященнейшего митрополита благое чувство любить вас и продолжать к вам свое архипастырское благоволение...

Ежели что вашему сердцу Господь возвестит принять и произвести в действо, то да будет во всем том воля Господня и по вере вашей да будет вам: А если что окажется противно и несогласно вашим предприятиям, то прошу и молю вашу любовь простить моему невежеству и покрыть своим благоволением и любовию!

Поручаю себя и всех приверженных ваших святым молитвам, желаю мира, здравия, и спасения, и в заповедях Божиих всесовершеного преуспевания.

Всеусерднейший желатель и недостойный богомолец многогрешный иеросхимонах Лев со единодушною братиею.

24 мая 1831 года.

К содержанию