Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Труд­но бы­ло бы жить на зем­ле, ес­ли бы и точ­но ни­ко­го не бы­ло, кто бы по­мог нам ра­зоб­рать­ся в жиз­ни. А ведь над на­ми Сам Гос­подь Все­дер­жи­тель, Са­ма Лю­бовь. По­ло­жись на во­лю Гос­под­ню, и Гос­подь не пос­ра­мит те­бя. По­ло­жись не сло­ва­ми, а де­ла­ми. От­то­го и труд­на ста­ла жизнь, что лю­ди за­пу­та­ли ее все сво­им муд­ро­ва­ни­ем, что вмес­то то­го, что­бы об­ра­щать­ся за по­мощью к Бо­гу, ста­ли об­ра­щать­ся к сво­е­му ра­зу­му да на не­го один по­ла­гать­ся. Не бой­ся ни го­ря, ни бо­лез­ней, ни стра­да­ний, ни вся­ких ис­пы­та­ний — все это по­се­ще­ния Бо­жии, те­бе же на поль­зу.

преп. Анатолий

Ми­ло­сер­дый Гос­подь ис­пол­ня­ет и об­ра­ща­ет все в Свою во­лю и на поль­зу на­шу, хо­тя по ви­ди­мо­му и про­тив­ны­ми нам сред­ства­ми и пос­ле­д­стви­я­ми. Мы при по­мо­щи Пре­ми­ло­сер­до­го Гос­по­да Бо­га по­тер­пим, да и пос­мот­рим...

преп. Лев

Гос­подь Су­дия не­ли­це­мер­ный. В свое вре­мя рас­су­дит все пра­во­суд­но и воз­даст ко­муж­до по де­лам его. А на­ше глав­ное де­ло, по­ка на­хо­дим­ся в этой жиз­ни, тер­петь все, сми­рять­ся и про­сить от Гос­по­да по­мо­щи и по­ми­ло­ва­ния, и бу­дет хо­ро­шо.

преп. Амвросий

46. Должно признавать со смирением грехи свои пред Богом и просить прощения

Писание ваше исправно получил, в коем описываете душевные и телесные свои немощи. Конечно, хотя весьма непохвально, но в таком случае должно признавать со смирением грехи свои пред Богом и просить прощения.

Что же касается лекарств, которые вам советуют употребить, старание может быть Господу угодно отнять оным болезнь твою от тебе.

Пишите, что Марья Федоровна Ржевская просит от меня благословения выдать в замужество дочь свою за таково-то, если родители жениха и невесты согласны, а потому жених и невеста, то Бог благословит, лишь бы только между ними был мир и согласие.

7 февраля 1837 года.

 К содержанию

47. Внутренние помыслы желают усыпить совесть и сделать неугодное Богу. Осуждайте себя перед Богом. Во всяком недоумении просите помощи от Господа

За усердие и веру вашу ко мне, смиренному, да воздаст вам Господь,  я же усердно благодарю. Касательно же продажи пшеницы вашей и о прочем, я не похвалю сего, ибо неправда Каинова, как бы ни была мала или велика, пред Богом все неправда; чего ужасаясь пророк Давид взывает ко Господу: «Путь неправды отстави от мене и законом твоим помилуй мя». Что же касается до помыслов, которые утешали и будто бы успокаивали, знайте, это от противника, - теми желают усыпить совесть вашу, и заставить сделать неугодное Богу, и, наконец, наслать немилость Божию.

Итак, сделавши сие, нельзя уже ничем поправить, как только раскаянием от всего сердца: осуждайте себя пред Богом, обещайтесь впредь исправиться, и Господь наш Иисус Христос принявый на себе бесчисленные грехи наши, видя ваше сокрушение примет и сие, соделанное вами. На будущее время, если вы желаете иметь совесть мирную и дела по Бозе, то во всяком затруднительном деле, во всяком недоумении просите помощь от Господа или от человек, по Бозе жительствующих, ибо писано есть: «Спасение ваше во многом совете». Так поступая и так жительствуя, обрящете милость пред Богом и будете ему приятны, и благословение Его будет в дому вашем.

Пожелаем вам наступающую св. четыредесятницу провести в страхе Божием, со всяким приличием христианина, во здравии и спасении.

20 февраля 1837.

 К содержанию

48. Какая жертва приятна Богу?

Пишите о Елизавете Кирилловне Кобозевой, что она по немощи своей не может исправить данного канона ей, на что и посылаю разрешительную молитву, - Господь ей простит, и я, недостойный, данною мне властью прощаю ей и разрешаю. Еще о деньгах, которые она берет тайно и употребляет как бы на полезное, но если от семейства за сие выходит вражда, то судите сами, может ли быть приятна такая жертва Богу. Господь во Евангелии к вам глаголет: «милости хочу, а не жертвы» (Мф., 9,13), - милости, т.е. любви и согласия в Дусе Святом.

Если им невозможно побывать в Воронеже для поклонения угоднику Божию, прошу и молю мирствовать, ибо не от нашей воли сие зависит, - и в этом Господь да простит и помилует нас своим милосердием.

И так простит Господь всех вас, да благословит, и да простит все ваши согрешения вольные и невольные. Не прогневайтесь, пространно писать право нет время.

24 мая 1837 года.

 К содержанию

49. О вреде толкования сновидений

Пишешь, что супруге вашей в сонном видении как бы дух сделал некоторою насмешку, - каковой случай попускает Господь грех наших ради, к смирению нашему. Что она спросила, что к худу или к добру, - таковое мудрование есть самых глупых, непросвещенных, деревенских баб, а вам уже стыдно последовать оным. Что может сделать злой дух, он и зла нам не может какого причинить, ежели Господь не попустит, а если Господь попускает ему пакости нам делать, - то за гордыню нашу, к смирению нашему. Слава Богу, что в этом раскаялась. Господь Бог да простит ей всемогущею своею благодатию и да справит жизнь ее в преуспеянии животворящих Его заповедей, чего как себе, так и вам, и ей, и всем от сердца желаю.

Июнь 1837 года.

 К содержанию

50. Произносить слова примирения следует не духом рвения и гордости, а духом смирения и кротости

Писание ваше получил и содержание прочитал, из коего увидел неустройство в вашем семействе и, при крайней слабости моего здоровья, поболел душою о вашем положении, но прошу и молю, достопочтеннейший Фома Никитич, первый положи начало поблагодушней и благосклонней произносить слова не духом рвения и гордости, но духом смирения и кротости. И сим силен Бог и всемогущ исправить ваши дела душевные и телесные и устроить в доме мир, и тишину, и спокойствие.

Касающееся до женитьбы сына вашего Дмитрия, что делать, когда обстоятельства не допустили, - повиноваться Промыслу в противу многообразным помыслам да потщитися отражать их молитвою, на которую понудим себя по возможности сил наших. И Всемилостивый Господь всячески поможет вам во всем. Поручаю вас покрову Божию, хотя недостоин, но испрашиваю на вас и на все ваше семейство Божие благословение.

19 октября 1837 года.

 К содержанию

51. Должно терпеть от родителей

Петр Иванович требует моего совета, как поступить с родителем. Жалко мне его, но нечего делать, - должно потерпеть от родителя, если что не угодное для него бывает. В церковных историях на многих местах видим исполнение заповеди о почитании родителей, какого бы они поведения ни были. Послушай, что тебе и ему скажу: «Чтый отца - очистит грехи свои, чтый отца - возвеселится о чадах своих и в день молитвы своей услышан будет, чтый отца своего - да падет на тя благословение Божие. Чадо заступит в старости отца твоего. Аще и обезумится в чем, не зазри ему и не укори его всею крепостию твоею. Молитвы бо отца незабвенны бывают пред Богом. В хуле не оставляй отца твоего, проклят бо раздражающий отца и матерь свою. (Сир., III, 3, 5, 12-14, 16).

Если же родитель отпустит его с благословением, это дело другое - Бог да благословит его; если же нет, советую потерпеть. Вот вам, что чувствую, то и пишу. Исполнять или не исполнять - это воля его, а я право советую от всего сердца моего, чего как себе, так и вам желаю.

12 декабря 1837 года.

 К содержанию

52. Святое таинство брака совершается по воле Всемилостивого Бога

Приятное ваше писание имел счастие получить и прочитать, из коего вижу непреклонное желание вашего сына Димитрия совокупиться законным браком. Что же касается до отказа у господ Гровых, в сем не изволите огорчаться, видно, не судьба сим благословением родительским приступить к сему Священному Таинству. Всячески Премилостивый Господь устраивает судьбу по своей воле: бракосочетание и бывает благоприятно, но не токмо сочетающимся по семейству, но всем, и потому и ожидается, чтоб было по воле Всемилостиваго Господа. Кажется, по нашему слабому рассуждению, ожидала судьба Марию из Свечнина поступить в ваше семейство. Что же касающееся до приданого деньгами, прошу вас и молю не настаивать; вы должны в семейство присовокуплять не деньги, но человека благонравного, ко утешению вам служащего.

Что племянник Иаков, это молодой и неопытный человек, свой голос и мнение свое предлагает, то, может, объяснить ему, чтобы он при таковых случаях более молчал, нежели самомышление вам предлагал и настаивал. Когда же по вашему изъяснению чувство сердечной благожелательности к Свечнину дому, то сие, кажется, предзнаменование соединения вашего с ними родственного союза. В прочем поручаю вас покрову Всемилостиваго Господа, Господь же Премилостивый да вразумит и да просветит ваши сердца ко благоустройству Его святой воли, в коей всеусерднейше желаю пребывать со обычною моею благорасположенностью. Хотя и недостоин, но испрашиваю на вас Божие благословение.

 К содержанию

 

53. Испытания случаются попущением Божиим для познания человеческих немощей. Память о смерти научит внимать самому себе. Клятва Богу, сделанная без рассуждения, не угодна Богу. Когда предадим себя со смирением, терпением и самоукорением в волю Всемогущего Господа, Господь избавит от всех скорбей

Писание ваше я получил исправно, в коем вы описываете начатые пиршества брачные сына вашего, да поможет вам Премилосердый Господь Бог Всемогущий, Всевидящий, что нам потребно для спасения душ наших. Да будет же конец начатого вашего дела ко благоугождению Господеви и с помощью Его.

Поползновения ваши, о коих вы пишите, обыкновенно случаются попущением Божиим для познания немощей  наших человеческих. Мы никакого доброго дела не желаем творить без помощи Божией, а когда думаем, что будто что-либо сделали угодное Богу, то от самого сего мнения уже дело наше Богу не угодно. Память о смерти научит внимать самому себе. Часто в цветущих летах восхищаются от сей жизни в вечную, а тем ужаснее, если внезапно. Нам же, приближенным к двери гроба, ужели можно отлагать жизнь свою на многая лета, - покаемся и живы будем душою вечно.

Екатерине Ивановне скажите насчет клятвенного обещания по поводу сына, - пред Богом клятва, без рассуждения сделанная, несть Богу угодно сие. Аще восхощет и живы будем; пусть всю надежу свою утвердит на волю Божию и на Промысел Его святой - Он един весть, что нам на пользу.

А что вашей помощнице, Марии Яковлевне, приключаются припадки, вами описываемые, то сие попустилось ей за мнение, и самомышление, и за внутреннее оскорбление против супруга, и за семейственные неприятности. Когда смиримся и предадим себя со смирением, терпением и самоукорением в волю Всемогущего Господа, и Господь избавит от всех скорбей наших, Коему и поручаю вас и все семейство ваше.

28 января 1838 года.

 К содержанию

54. О монастырских испытаниях

Извещаю вашу любовь, что известная вам девица Матрена, которая жила в работницах, поступила в Калужский девичий монастырь. На сих днях я получил от монахини, у которой она живет, письмо. Уведомляет, что с Матреною случаются припадки, и я не иначе рассуждаю, что оная монахиня из дворянок и очень строгая взыскательница, а Матрена смиренного характера - все молчала, внутренне страдала и довела себя до такового несчастия. Помолитесь о ней, а другим много не говорите.

9 февраля 1838 года.

 К содержанию

55. Отчаяние доказывает явную гордость. Вражее коварство можно изринуть из сердца молитвой к Богу

Описываете свое жизненное неустроение и нерадение, прошу вас не отчаиваться, ибо отчаяние доказывает явную гордость, но уповать на Бога, Той силен исправить стопы ваша к деланию святых и животворящих Его заповедей.

Старайтесь вкоренить в сердце племянника вашего, Василия, страх Божий и исправлять его духом кротости, где и по строгости.

Поздравляю вас с предстоящим всерадостным праздником Светлаго Воскресения Христова и желаю вам оный встретить и проводить в благоназидании душевном и в радовании сердца вашего купно и всему семейству вашему.

Любезная духовная дочка Мария. Вы пишите, что, слава Богу, Господь сподобил вас Святых Пречистых и Животворящих Таин и паки желаете поготовиться, о чем я радуюсь весьма, но только о том соболезную, что вы не имеете мира с Матреною Фед. Прошу вас, чтобы это вражее коварство изринуть из сердца вашего молитвою о ней к Богу.

19 марта 1838 года.

 К содержанию

56. «Никто же ко мне приидет, аще не Отец привлечет ко Мне» (Ин., VI, 44)

Вы писали ко мне, непотребному, о страждущей душевным недугом Татиане Егоровне, что она, бедненькая, крайне привязалась ко мне за мое грубое и прозорливое о других суждение, но да будет твоей любви известно, что таковые и сами не знают, за чем приходят под видом получить пользу. Всеобщий враг им внушает, дабы предлагаемые им слова и советы по своему смышлению сорассуждать, и ревизовать, и осуждать. Как писано есть: что кто без веры, простотою сорастворенной, хотя и поидет и вопросит о чем, то и пророчеством одареннаго Бог Премилостивый ослепляет и пришедшаго вопрошающего омрачает. и потому то сим Богочеловек о таковых во своем Евангелии рек тако: «Сад, его же не насади Отец Небесный, искоренится, и паки никто же ко мне приидет, аще не Отец привлечет ко Мне (Ин., VI, 44)». Вашей любви известно, что многие, пришедши ко Спасителю Христу, слушали Его божественные слова, иные пользу ощущали и веровали в него, а многие говорили: «Жестоко слово Его, кто может понести и к тому не похождаху по Нем» (Ин.,VI, 60).

4 апреля 1838 года.

 К содержанию

57. Совет об отдаче долга

Писание ваше получил, в коем описываете свои немощи, то Господь да простит вам и оные.

Еще уведомляю любовь вашу, что Екатерина Ивановна Кухтина, которая тайно покупала жемчуг и который теперь еще цел, но как у нее долг просит постоялец ваш, то скажите ей, чтобы она просила у меня, скудоумного, совета. Я советую, чтобы продать жемчуг и отдать деньги постояльцу, - пусть продаст, ибо он им не будет в пользу, ни дочери ее. Что же касается до мужа ее и сына, - сие дело решить не могу, ибо превышает мои силы. Не зная сущности дел их, не смею и решать, в чем смиренно прошу прощения.

Пожелав вам всякого мира, здравия, и спасения, и в заповедях Божиих преуспеяния всему вашему семейству и Екатерине Ивановне, остаюсь со обычным расположением и преданностию.

21 (?) мая 1838 года.

 К содержанию

58. Приобучайте себя к терпению, смирению и самоукорению

Вы пишите и просите моего непотребнейшего совета от имени вашего зятя и свата, дабы им половину своего места продать, на что и мы соизволяем и благословляем. Может, Премилостивый Господь и поможет им на оные деньги поторговать с выгодным приращением.

Вы относитесь с благодарностию за наставление ваших чад, как то Анны и Пелагии Фоминичной, и за памятование благодарным остаетесь.

Что же касается до моего положения, остаюсь на своем месте, по-видимому, обстоятельства и значительный приход усердствующих людей едва ли позволят остаться, должно хотя на время выехать. Аще Господь восхощет, жив буду, намереваюсь; но теперь только, слава Премилосердому Господу Богу, начальствующим взяты строгие меры: ворота позатворены, калитки позабиты, только надолго ли сей покой продлится мой.

О твоем стужении и беспокойствии за излишние ваши письма ко мне, то не беспокойтесь. Бог да простит вас и помилует, а равно дарует вам кротость, и воздержание, и умеренность в словах, и обхождении с братцем вашим, с долготерпением и благодушием увещевать и утешать семью, а самого себя во всем считать недостаточным и приобучать себя к терпению, смирению и самоукорению. Сии добродетели - оплот благодушия и спокойствия всеобщего.

Господь же Премилостивый да вразумит вас, и да просветит в познании лучшего, и да покрыет вас от всех сетей и наветов вражиих, и да простит вам вся согрешения ваши вольныя и невольныя, и да ниспошлет на вас свыше благодатное благословение.

23 мая 1838 года.

К содержанию

59. Тщеславие лечится хранением совести и неутаиванием помыслов

Из писания вашего вижу, что оказываются плоды тщеславия, о чем прошу вас всевозможно попещися искоренить оное, а чем именно - в хранении совести и не утаивать мысль свою, что для вас послужит ко спасению.

Вручаю вас благости Божией и покрову Пречистой Девы Марии. Слава Премилосердому Богу, что он вас сохраняет, и впредь сохранит от всех козней и наветов диавольских. Паки пожелав вам мира, здравия и спасения, пребываю навсегда жаждущий вашего спасения, купно и всего семейства вашего.

По получении же второго вашего письма, в котором уведомляете о своей нечаянной и неожиданной потере. Вам это непросто, но по смотрению Божию случилось, и вы должны за него Бога молить и просить, чтобы даровал вам за его молитвами спастись и в разум истины придти.

13 декабря 1838 года.

К содержанию