Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Во­ля Бо­жия вид­на в за­по­ве­дях Его, ко­то­рые мы и долж­ны ста­рать­ся ис­пол­нять при об­ра­ще­нии с ближ­ни­ми, а в слу­чае не­ис­пол­не­ния и прес­туп­ле­ния при­но­сить по­ка­я­ние. На­ша же во­ля разв­ра­щен­на, и тре­бу­ет­ся всег­даш­нее по­нуж­де­ние к ис­пол­не­нию во­ли Бо­жи­ей, и по­мо­щи Его на­доб­но про­сить.

преп. Макарий

Не­об­хо­ди­мо че­ло­ве­ку лич­но са­мо­му на­чать но­вую жизнь по ра­зу­му Свя­то­го Еван­ге­лия и Свя­той Церк­ви Хрис­то­вой – как по внеш­ним пос­туп­кам, так и по ду­ше.

преп. Никон

За­кон Бо­га его в серд­це его, и не зап­нут­ся сто­пы его (Пс. 36, 31). Ког­да че­ло­век, так ска­зать, по­ло­жит за­кон Бо­жий, свя­тые за­по­ве­ди Бо­жии в серд­це сво­ем, по­лю­бит их, тог­да он воз­не­на­ви­дит грех, воз­го­рит­ся же­ла­ни­ем жиз­ни о Гос­по­де, бу­дет удер­жи­вать се­бя от вся­ко­го гре­ха.

преп. Никон

60. «Семь раз упадет праведник, и восстанет..» (Пр., XXIV, 16). Следует молиться в часы уныния. Умеренно наслаждайтесь земными благами и пекитесь о вечном спасении

Печаль родственницы вашей происходит при действии врага и от собственного ее неблагоразумия. «Праведник седмижды падает на день» (Ср. Пр., XXIV, 16), но не отчаивается; а принеся покаяние, пользуется душеспасительными уроками и мыслит, как бы впредь избежать падения, зная, что грешить свойственно человеку и что враг ни минуты не дремлет. А родственница ваша напрасно сетует о невозвратном прошедшем времени и думает о прежних ошибках, как будто нельзя было согрешить или что грешить не будет на будущее время. - По вере вашей и ее ко мне, недостойному, я посылаю ей отеческое прощение в сих исповеданных грехах и советую ей для облегчения своей печали и для пользы своего супруга молиться о нем и родителе своем. Надобно ей и впредь считать себя способною ко греху, и не тужить только о прошедшем горе, и скорбеть, а стыд, яко праведное наказание, с благодарностию принимать от руки нелицеприятного Судии и молиться Ему в часы уныния и скорби, веруя несомненно, что Он по неизреченному человеколюбию своему не попустит нам искуситься паче силы нашея.

Испрашиваю на нее благословение Божие и желаю душевного спасения. Всему Богом хранимому семейству вашему и вам посылаю мои поклоны, испрашивая на вас благословение Божие. Поздравляю с радостным праздником Рождества Христова и желаю умеренно наслаждаться земными благами и пещися о вечном спасении.

21 декабря 1838 года.

 К содержанию

61. Если после моления чувствуется смущение, то лучше не делать задуманного

Крестьянской женщине, ежели ей возможно у меня быть, то пусть побывает, а ежели не позволяет время, то должно троекратно помолится Богу. Ежели она после моления почувствует себя жалеющую, то познавайте, что есть на сие воля Божия. Равно и тогда, когда за кого пожелает выйти. А ежели после моления почувствует страх и смущение, за кого она идет, то пусть опасается за того идти. А равно и другие, - ежели будет жених, пусть так же помолится.

30 мая 1839 года.

 К содержанию

62. «У человек сие невозможно есть, у Бога вся возможна» ( Мф., XIX, 26). Молитва - первейшее и самонужнейшее средство к примирению

О ваших страхах касательно трудности спасения в мире при мирных занятиях и в семейной жизни отвечаем словами Спасителя нашего: «от человек невозможно, от Бога же вся суть возможна» (Мф., XIX, 26); только бы произволение ко исправлению не ослабло и нелицемерное покаяние смягчило бы суд Божий.

Касательно Марии Петровны Гендриковой и ее семейной скорби и расстройства отвечаем, что первейшие и самонужнейшее не токмо сей, но и всем средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молитва о них, по заповеди Христовой, - посоветуйте ей молиться.

5 июля 1839 года.

 К содержанию

63. «В терпении вашем стяжите души ваши» ( Лк., XXI, 19) 

Писание ваше получили, из оного усмотрели некоторые выражения вашего устроения, которым вы, будучи оскорбляемы, смущаетесь и доходите до малодушия, почему, сколько возможно, пишем вам во утешение и для укрепления в находящих на вас искушениях. Вы желаете спасения душевного, а оное стяжевается терпением. Глаголет Господь: «В терпении вашем стяжите души ваша» (Лк., XXI, 19) и Св. Илия Екдип пишет: «Достойно всякому христианину, право верующему в Бога, не быти без попечения, но всегда чаяти и ожидати искушения. Вспомните, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный и бесскорбный».

Предложив вам утешение, молю Премилосердаго Господа, да подаст он вам в терпении последовать истинному разуму по воле Его святой и укрепит вас во всех искушениях. Вручаю вас благости Божией и, хотя недостоин, но испрашиваю на вас и помощницу вашу мир и благословение Божие.

6 ноября 1839 года.

 К содержанию

64. Художество художеств есть дело спасения. Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный

Вы упоминаете об устроении своем, которым, будучи оскорбляемы, смущаетесь и доходите до малодушия. Вы хотите вдруг совершенства, не обучаясь, не претерпев вражиих нападений, не познав своей немощи и не смирившись. Просто сказать - ты хочешь, быв еще младенцем, стать совершенным мужем, или, вступя в службу нижним чином, сделаться сейчас генералом, или начав учиться азбуке, вдруг читать все книги. Не многими ли трудами, подвигами и временем дошли до сего святые. Художество художеств и хитрость хитростей есть дело спасения, а не просто, как захотел, так и сделал. Святые отцы, деятельно прошедши путь сей и стяжавшие богатство благости чрез делание заповедей Христовых, оставили нам пример в учениях своих, чтобы чрез оные познавали в себе страсти, сопротивлялись им, а в уклонении от них прибегали к смирению, самоукорению и покаянию, отнюдь не надеялись на свои дела, или на свои силы, или на свой разум, - и так помалу очищались бы от страстей и приближались к Богу. Вспомним, что Господь ублажает тесный и прискорбный путь, а не пространный (Ср. Мф., VII, 13-14), бесскорбный. Сокращаю, потому что при сильной слабости пишу к вашей любви диктованием чрез другого. Прошу вас не отчаиваться, но предаваться во всех случаях Господу, ибо отчаяние доказывает явную гордость, от нее силен Господь и вас сохранить.

11 января 1840 года.

 К содержанию

65. Не оставляйте делать дружеские христианские советы. Не скорбите о неприятностях, ибо они кратковременны и бывают не без воли Божией

Духовному моему сыну мир и благословение. В сознаваемых тобою своих немощах, поползновениях и грехах да простит Премилосердый Господь, и аз недостойный посылаю мое отеческое прощение и благословение. Еще просите моего благословения, говорить ли брату, когда надобно, или умолчать, - вы, конечно, не в силах его исправить, ибо он имеет самовластие и знает, что худо, а что хорошо. Но не оставляйте делать ему дружеские советы об оставлении неприличных христианину деяний. Молитесь за него Господу и Пречистой Богородице, призывайте в помощь угодников Божиих. «Что кажется от человек невозможно, но от Бога вся возможна суть» (Мф., XIX, 26). Вы же не скорбите о всех неприятностях, ибо они суть кратковременны и преходящи, но не без воли Божией бывают.

Вручаю вас покрову Божию и слову благодати Его, и, хотя непотребен, но испрашиваю на вас мир и благословение Божие.

17 июня 1840 года.

 К содержанию

66. Священнослужители, яко молитвенники о нас, заслуживают предпочтение перед прочими

Касательно спора вашего о выдаче хлеба церковнослужителям, мы полагаем по слабоумию нашему, что вы не совершенно правы, а наипаче погрешили, с упорством защищая несправедливое ваше мнение. Священнослужители, яко молитвенники о нас, по всей справедливости заслуживают предпочтение пред прочими. Кроме того, они, от церкви исполняя свои требы, не могут столь свободно отлучаться для покупок как люди торговые, да самый сан их возбраняет им излишнее об этом попечение, и потому даже и при неосновательных своих прошениях должны быть уважительны и покрываемы христианскою любовию.

30 июня 1840 года.

 К содержанию

67. Если будем уповать на Бога, ничто не повредит нам

Всеобщий и всезлобный враг диавол, хотя и многие творит подлости нам, но ничто же успеет, ежели мы будем уповать на Бога, помня сие учение: «Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф., V, 11-12). И хотя есть нечто смущенное в нас, но Господь Всемогущий, поколе сохраняет мое ничтожество, впредь уповаю и вручаю Промыслу Его.

Не по совести же поступили вы по торговле крупою, окайте себя и впредь исправление просите от Бога.

И за сим вручаю вас покрову Божию и испрашиваю паки на вас Божие благословение.

12 октября 1840 года.

 К содержанию

68. О необходимости молиться за духовного отца

Уведомляю вас, что старость и дряхлость совершенно постигли меня, и час от часу жду общаго часа смерти. Аще угодно будет Господу, возимет от мира сего и разрешит союз плоти, - прошу не забыть меня в молитвах.

31 октября 1840 года.

 К содержанию

69. Господь силен послать благодать для душевного подкрепления

Бог все создал, под его властию все существует, яко в руце его вси концы земли и высоты гор. Он владеет солнцем, луною, звездами, светом, стихиею и всею тварию, и мною, беспредельною тварию. Я, хотя и писал вам, чувствовал слабость, скорое мое отшествие, но не смею скорости утверждать, богатый щедротами Бог превращает силу огненную в росу и силен укрепить молитвами достойных и мою старость для покаяния моей души. Вас же благодарю с супругою вкупе и радуюсь о вашем благоденствии. Касательно же расстройства душевного Марьи Алексеевны Смирновой от находящих помыслов, то скажите ей, что Господь потрясает небо и землю и морям ниспосылает огнь на грады для истребления основания их (Ср. Агг., II, 6). Силен же и ей по вере в него послать благодать для укрепления душевного и постыжения всезлобного врага, который сильно ее низлагает даже до отчаяния. Вы, может, имеете книжку «Духовное врачевство», прошу вас ей дать прочитать. Что я сказал: «Маша не наша», то не похвалить же ее в глаза, похвала - мужу пагуба. Когда же она сознает свою немощь во всем, Господне на нее благословение.

Теперь меня владыка при старости спокоит более прежнего, живу я в корпусе о. архимандрита Мельхиседека во 2-й половине. Женский пол решительно не принимаю по воле архипастыря, а равно и мужеского очень мало.

Посылаю мое отеческое благословение и прощение в ваших мысленных искушениях и поползновениях. Хотя и недостоин, испрашиваю на вас и семейство свыше Божие благословение, пребуду навсегда жаждущий вашего спасения.

23 ноября 1840 года.

 К содержанию

70. Если упал, паки восстань

Взаимно поздравляю вас, вступившего в поприще Нового года, желаю вам в оный и благое начало жизни положить. Вы пишите, что приехав от меня паки побеждаетесь и уклоняетесь в прежнее поползновение, о чем, может быть, и сокрушаетесь духом, и в отчаяние впадаете. Просите меня утешить чем-нибудь. Сколько Господь вразумит меня по вашей вере, не отрицаюсь написать вам чрез диктование.

Послушай учение св. Исаака Сирина, в 4-м слове учащего так: «Егда падем, да не забудем убо таковыи любви Отца своего, но аще и приключитися ему в различныя впасти согрешения, да будет не не радя о благом и течение своего преуспеяния не творя, и побеждаем паки да восстанием к подвигу на сопротивных своих и разоренного здания на всяк день начало основания да поминет пророческое слово св. отец, имея даже до исхода своего от мира, да не возрадуешися об мне сопротивниче мой, яко падох, паки бо аз восстану; и аще во тьме сяду, Господь просветит меня». Св. отцы написали таким же образом многое множество примеров.

Что касается до племянника вашего, что он худо сделал, вы должны сами сказать. Еще пишете, что Иванов совестится объяснить хозяину о жаловании, - значит на это воли Божией нет, и не советую до времени просить, хотя и советовал я, чтобы просил, но не знал о благодеянии ему.

13 января 1841 года.

 К содержанию

71. Уповающие на Бога никогда не остаются лишены Его даров. Не скорбите, Господь утешит во всем

Письмо ваше получил и про положение брата вашего Николая услышал, что весьма оскорбляет вас при данных обстоятельствах. Я много о сем вам писал, чтобы терпели и великодушничали, равно и теперь о том же писать понуждаюсь. Если возложите всю свою надежду на Бога «сотворившего небо, землю, море и вся, яже в них» (Пс., CXLV, 6), - все, что хочете, получите себе и будете всесчастливы и блаженны. «Блажен, ему же Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего» (Пс., CXLV, 5). Господь самими делами показывал, колико уповающим на Него помогает: «Во время оно виде Иисус мног народ и милосердова о них, и исцели недужныя их. Поздне же бывашу, приступиша к нему ученицы Его, и глаголяще пусто есть место, и час уже многу, отпусти народы, да шедше в веси купить брашна себе. Иисус же рече им: не требуют отити: дадити вы им ясти. Они же глаголаша ему: не имамы зде токмо пять хлебов и две рыбе. Он же рече принесите ми их  семо, и повелев народом возлещи на траве, и прием пять хлебов и обе рыбе, воззрел на небо, благослови и преломив даде ученикам хлебы, ученицы же народом, и ядоша вси, и насытишися: взяша избытку укруг, два на десять коша исполнь, ядущих же бе мужей яко пять тысящ, разве жен и детей» (Мф., XIV, 14-21). Сия история Евангельская что показала, как не то, что уповающие на Бога никогда не остаются лишены Его даров! Пять тысяч мужей, а, может быть, еще пять тысяч жен и детей толикого возложили надежду на Спасителя мира, что прибежали пешие в пустое место и никакой пищи с собою не взяли, неся с собою больных своих. Что же они получили от Того, на Кого надеялись. Не токмо всех больных их исцелил Господь, но и всех насытил благословенными хлебами и рыбами до преизбыточества. Ученики просили Его отпустить их, но Он не хотел их отпустить, прежде нежели больных исцелить и алчущих утолить. Преисполнено есть таковых примеров от Святого Писания и слово наше подтверждает сие пророческое изречение: «...На тя уповаша и не постыдешася», (Пс., XXI, 6). И сие единое апостольское наставление показывает истину: «Вера же не посрамит» ( Рим., V , 5). И паки прошу вас - не унывайте, да не умножится ваша боль, но уповайте на Бога и не оставляйте творить добрых дел. Человече, говорит Бог, ищи добродетели, и приложится тебе вся мира благая. Ты, вопиет Бог, ищи царствия моего и добродетели, а я даю тебе в придаток вся благая. «Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф., VI, 33). Молю Господа, да вселится в сердце вашем надежда Божия святая и спасительная. Не скорбите, Господь вас утешит во всем.

Надежда Яковлевна, видно, о вдовстве роптала на Божий Промысел, и более не нахожу средств для нее, как только раскаяться о ропоте своем пред Богом и отцем духовным. Если позволит ей, пусть и приобщится, и впредь будет на Господа уповать, и так благополучно поживать.

30 мая 1841 года.

 К содержанию

72. Полагайте начало жить не по-своему, а по заповедям Божиим. В семье добрым благоуправлением по страху Божию сохраняйте мир и убегайте смущения

За сознание ваше в нерадении и в лености от неисправления правила да простит вас Господь, и аз недостойный прощаю и советую полагать начало жить не по-своему, а по заповедям Божиим. По совету к нему и завещаетесь верою, а по своей воле, хотя и много мнитесяти, по жатве бывает, тщетнее сего избегайте. По торговой части храните совесть свою, чтобы не причинить ближним тщеты в покупке и продаже, - вместо мнимой пользы великий вред и душевную тщету найдете. В семейственном положении старайтесь добрым благоуправлением по страху Божию сохранять мир и убегать смущения и раздоров, и Бог мира будет с вами.

Пишите вы, по просьбе старушки Колясевой(?), идти ли ей в Иерусалим, куда сын ее, находящийся в св. горе Афонской, призывает. А она не решается чрез мой совет пускаться на сей подвиг, и объемлет ее страх. Мне мнится, при летах ее пускаться в такой путь в чужеземные страны весьма неосновательно и неполезно, да ее из России не выпустят, ежели не будет иметь при себе 500 рублей денег, - на это есть постановление. Ее сын, хотя и довольное время провел на Афонской горе, но рассуждение не приобрел. Извинительно ему, что побеждается сыновнею любовию, желает с нею видеться, но не рассуждает того, может ли она понести по старости лет ее и слабости путную тяготу, и обычаи тамошних мест, и бороться еще со скудостию, когда здесь не может прожить в монастыре, кольми паче в чужих краях, где не токмо к пользе душевной слова не услышит, но и по житейским случаям будет затрудняться. Итак, моего совета нет на ее путешествие, пусть живет так, как я с нею говорил и советовал ей. Бог не оставит и здесь.

1 марта 1843 года.

 К содержанию

73. Христианин всегда стоит на страже, оберегаясь волков мысленных

Как пишете вы, что ныне наступает время делания заповедей Христа, после коих уже следует упование. Христианин всегда стоит на страже, оберегаясь волков мысленных, а как придут, не беги их, - тогда-то надлежит имя Господа нашего Иисуса Христа призывать на помощь, бить крепко супостатов, стоять и не поддаваться. Прости Господа ради, коли что не по праву. К сему прибавлю, кто делает и чувствует по Бозе, тому и здесь не дурно и там хорошо. «Любя мя, возлюблен будет и Отцем Моим» (Ин., 14, 23), - говорит Спаситель. Кто же любим - тот, кто исполняет заповеди Христовы.

26 августа.

 К содержанию

74. С терпением и молитвой надо нести послушания

Христос Воскресе!

Письмо ваше не обрадовало мою худость по причинам, означенным в вашем письме. Но что ж делать, когда и вы не в силах отвратиться от неприличных христианину поступков, их должно нести или терпеть: они имеют самовлияние и знают, что худо, что хорошо, но ничто не причиною, как они сами. Молитесь Богу. Господь силен привести их в чувство браздами и уздою челюсти их востянет, то есть какими-нибудь скорбными приключениями. И дотоле не оставляйте просить Господа о даровании им здравия и себе благодушия.

 К содержанию

75. В семействе успевайте более терпением и кротостью, нежели строгостью

Как и всегда советую вам во отношении порядка вещей - в семействе успевать более благосклонностью, терпением, кротостью и великодушием, сердцем молите Господа Всемогущего. Если необходимо потребуется и строгость настоятельная, то употребляйте как можно реже.

К содержанию