Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ус­пех и ра­дость ино­ка в соз­на­нии сво­ей гре­хов­нос­ти, в ви­де­нии гре­хов сво­их. Нуж­но не толь­ко ви­деть свою гре­хов­ность, нуж­но и все пос­туп­ки свои, всю жизнь и де­я­тель­ность пост­ро­ить в пол­ном сог­ла­сии с соз­на­ни­ем и ви­де­ни­ем сво­ей гре­хов­нос­ти. Зре­ние гре­хов есть дар Бо­жий. Его на­до про­сить се­бе у Бо­га.

преп. Никон

В слу­чае ка­ко­го-ли­бо по­по­лз­но­ве­ния в де­лах, сло­вах и мыс­лях нуж­но тот­час рас­ка­и­вать­ся и, поз­на­вая свою не­мощь, сми­рять­ся и по­нуж­дать се­бя ви­деть свои гре­хи, а не исп­рав­ле­ния: от рас­сма­т­ри­ва­ния гре­хов при­хо­дит че­ло­век в сми­ре­ние и серд­це сок­ру­шен­но и сми­рен­но стя­жа­ва­ет, ко­то­ро­го Бог не уни­чи­жит.

преп. Иларион

Ка­кое ны­не нас­та­ло вре­мя! Бы­ва­ло, ес­ли кто иск­рен­но рас­ка­ет­ся в гре­хах, то уже и пе­ре­ме­ня­ет свою гре­хов­ную жизнь на доб­рую, а те­перь час­то бы­ва­ет так: че­ло­век и расс­ка­жет на ис­по­ве­ди все свои гре­хи в под­роб­нос­ти, но за­тем опять за свое при­ни­ма­ет­ся.

преп. Амвросий

«СТАРЫЙ ДРУГ»
(продолжение)

читать предыдущий фрагмент

 

Прошел год ... я летел на почтовой тройке по Калужскому большаку в Оптину. На последней станции лошадей с молодым коренником запрягли мне бойких, и под веселый звон колокольчика, обгоняя воза со снопами, я наслаждался и своим радостным настроением, и предстоящим свиданьем, и красотою вечера, и моею молодостью.

Бездна новых впечатлений была пережита за этот год. Душа вся открылась навстречу призывавшей жизни. Было столько надежд впереди, все казалось таким возможным. Столько в голове роилось планов, так верилось людям, — сочувствию и «прекраснодушию», — и удачам во всем, и ничто не смущало еще этого праздника молодости. Только легкою тенью были некоторые угрызения совести за то, что мало из хороших решений исполнено, что часто делалось не то хорошее, которого желал, а то дурное, которого не желал. Но даже сознание это, что есть раскаяние, скорее радовало, чем томило.

Я ехал в Оптину, чтоб исповедоваться отцу Амвросию и о многом-многом поговорить с ним.

На следующее утро часов в десять я дожидался в маленькой приемной. К старцу вызвали сидевшего со мною высокого здоровенного полковника, как я узнал, из Туркестана. Оставив своих маленьких трех сынишек в приемной, он пошел в келью старца. Народу в приемной разного звания и из разных мест все прибывало. Вернувшись минут через десять, полковник повел сыновей в темные сенцы. Старец должен был выйти туда на так называемое «общее благословение». Я стал в сенях у порога в приемную. Одна из дверей в глубине их раскрылась. Все опустились на колена. Послышался стук клюки по полу, и отец Амвросий появился в сенях и стал благословлять всех и говорить с теми, кто к нему обращался. Находившийся около меня полковник, своими могучими руками обхватив стоявших перед ним своих мальчиков, сказал:

— Вот, батюшка, благословите растить!

С трогательною улыбкой отец Амвросий сказал отцу:

— Ишь, богатыри какие! — и, гладя их по головкам, спросил их имена и благословил каждого, нагибаясь к ним и заглядывая в глаза.

Затем следовал я. Келейник назвал меня — «они у нас в прошлом году с братцем были».

— А, Левушка, — весело произнес отец Амвросий, — теперь уж сам приехал.

— Да, батюшка, сам к вам приехал.

— Ну, пойдем ко мне!

И, повернувшись, он пошел в свою комнату.

Комната была маленькая, с изразцовою печью. В окна смотрели ветви деревьев. У одной стены стояла очень простая деревянная кровать, напротив — диван. У изголовья совершенно простой некрашеный стол, с книжками и просфорами. Стены были увешаны образами и рисунками.

Прп. Амвросий

Он лег на кровать и, повернувшись ко мне, сказал, указывая на стоявший возле стул.

— Ну, присядь.

Но я опустился на колена около кровати, и вовсе не для того, чтобы выказать смирение, а потому что мне как-то этого хотелось, и начал говорить с ним.

В этот приезд в Оптину я провел в ней более недели и всякий день бывал у старца.

Нет слов передать то благодатное ощущение, которое сходило на душу в его присутствии. Это, конечно, было следствием жившей в нем благодати.

Если есть в голове какая-нибудь тревожная мысль, неприятное чувство, страх какой-нибудь, сомнение, — только что увидишь его — сняло все как рукой, и на сердце так покойно и сладко, точно вошел в Божью ограду, увидел над собою Божий покров.

Придешь к нему; уж в дверях, прежде чем переступил порог, встречает его приветливое, веселое, часто шутливое слово; начнешь говорить — и как говорится! Лучше и понятнее, чем самому с собой. Так и чувствуешь, что все он понимает, малейшие оттенки твоей мысли, все изгибы душевные. И часто хочешь дополнить что-нибудь важное, а он уж одним словом говорит, что это понял и уже имеет в виду. Он был в этом отношении как старый друг, изучивший вас вдоль и поперек, знающий с детства всю вашу жизнь и понимающий вас потому всякую минуту с полуслова или даже и вовсе без слов.

 

продолжение следует ...


Воспоминания Е. Н. Поселянина
Из книги «Оптина Пустынь в воспоминаниях очевидцев»