Аудио-трансляция

Во Свя­том Еван­ге­лии Сам Гос­подь гла­го­лет: бу­ди­те муд­ри яко змия и це­ли яко го­лу­бие (Мф. 10, 16). Муд­рость зми­ина, по из­ре­че­нию тол­ков­ни­ков, сос­то­ит в том, ког­да бь­ют змию, то она бо­лее все­го хра­нит го­ло­ву, так и хрис­ти­а­нин в на­пас­тях и труд­ных обс­то­я­тель­ствах дол­жен бо­лее все­го хра­нить ве­ру; во-вто­рых, муд­рость зми­ина сос­то­ит в том, ког­да змия хо­чет ски­нуть с се­бя ста­рую ко­жу, то про­ла­зит сквозь тес­ную сква­жи­ну, а ина­че с се­бя ста­рую ко­жу ски­нуть не мо­жет; так и хрис­ти­а­нин, ес­ли же­ла­ет сов­ле­щи­ся вет­хо­го че­ло­ве­ка, то дол­жен про­хо­дить тес­ный путь по еван­гельс­ко­му уче­нию. Це­лость же го­лу­би­ная сос­то­ит в нез­ло­бии и про­ще­нии обид или до­сад и по­доб­но­го.

преп. Амвросий

Жен­щи­на без ве­ры жить не мо­жет. Или она пос­ле вре­мен­но­го не­ве­рия опять ско­ро возв­ра­ща­ет­ся к ве­ре в Бо­га, или же на­чи­на­ет быст­ро раз­ла­гать­ся. Дру­гое де­ло муж­чи­на: он мо­жет жить без ве­ры. Ока­ме­не­ет со­вер­шен­но, ста­нет со­ля­ным стол­бом, — та­ким око­че­не­лым и жи­вет. А жен­щи­на так не мо­жет...

преп. Варсонофий

Нуж­но быть во всем ак­ку­рат­ным и вни­ма­тель­ным. Вни­ма­тель­ность, точ­ность и ак­ку­рат­ность в де­лах и сво­их обя­зан­нос­тях да­же бу­дут спо­со­б­ство­вать ут­рен­ней ду­шев­ной соб­ран­нос­ти ва­шей, ког­да вы при­вык­не­те ко вни­ма­тель­нос­ти.

преп. Варсонофий

Передвижной храм на колесах в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» 

О полевом стане.

Многие монастыри сегодня занимаются сельским хозяйством, пополняя рацион братских трапезных овощами, выращенными на монастырских полях. Занимается сельхозпроизводством и Оптина Пустынь, практически полностью обеспечивая себя овощами. Среди возделываемых культур — картофель, капуста, свекла, тыква, морковь, лук, чеснок, огурцы, помидоры и даже фасоль. Кроме того, на полях, принадлежащих монастырю, каждый год вызревает хороший урожай пшеницы, ячменя, овса, специально высеваются медоносные культуры, рядом с которыми потом размещается монастырская пасека.

Однако, выращивание целого ряда культур и сбор меда требует от братии, несущей эти послушания, частых выездов из монастыря. Необходимо оперативно следить за состоянием посевов и реагировать на возникающие в процессе их выращивания проблемы. Поля же находятся на значительном удалении от монастыря. Поэтому каждый год, на протяжении вот уже многих лет, монастырь в районе своих сельхозугодий разворачивает полевой стан.

Вывоз передвижного храма на полевой станПолевой стан — это несколько единиц тракторов и сельхозмашин с навесными орудиями, вагончики-бытовки для проживания братии и послушников, полевая кухня, пасечное оборудование, ульи и другие приспособления, необходимые в быту.

Из-за специфики работ паломники и монахи не имеют ежедневной возможности посещать положенные по уставу богослужения, и, таким образом, лишаются важнейшего элемента монастырской жизни — богослужения. Но жизнь монаха невозможна без посещения храма! Только преуспевшие монахи, да и то преимущественно в былые времена, допускались к самостоятельному проживанию по типу древних отшельников. Большинство же прочих обязано для своего преуспеяния регулярно посещать богослужения.

О храме

В 2006 г. было принято решение построить передвижной храм на колесах. Эта идея всеобщими стараниями скоро нашла свое воплощение в деле. За основу была взята платформа от передвижной военной бытовки, к которой был приварен железный каркас, впоследствии обшитый досками.

Храм на колесах первый раз приступил к несению «боевого дежурства» на монастырских полях в весенне-летний сезон 2006 г. С этого времени началась новая жизнь полевого стана. И теперь это уже не временное пристанище или «бивак» для проживающих там монахов и послушников, по типу туристского лагеря, но что-то вроде полноценного монастырского скита, где есть свой храм, проходят литургии, можно исповедоваться и причащаться.

Можно сказать, что в Оптиной Пустыни теперь два животворных источника — один в монастыре — это мощи преподобного старца Амвросия (из тропаря преподобному.: «Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие отче наш...»), и второй, на полевом стане — храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». И как первый служит «всем с верою притекающим к нему», то есть к молитвенному заступничеству прп. Амвросия, так и второй утоляет духовную жажду братии и паломников, живущих на полевом стане. Небольшой деревянный храм светло-коричневого цвета с маленькой золотистой луковкой на крыше становится на время полевых сельхозработ тем духовным центром, вокруг которого строится жизнь братии и паломников на «полевом стане».

Храм невелик — 9,56 метров в длину и 3,57 в ширину. Весной он транспортируется трактором в район полевого стана, а осенью возвращается на место своей стоянки на подсобном хозяйстве монастыря. Символично, что в пятницу Светлой Седмицы по церковному календарю служится храмовый праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», который в большинстве случаев (в зависимости от времени Пасхи) совпадает с началом полевых работ. Осенью же, когда урожай уже собран, служится другой храмовый праздник обители — в честь иконы «Спорительница хлебов». Таким образом, сельскохозяйственный сезон в Оптиной Пустыни начинается и оканчивается, осеняемый благословением Божией Матери. В обоих храмах служатся молебны о плодородии почв, возносятся прошения о даровании дождя и об избавлении от вредителей. Помня слова Спасителя о том, что «без Мене не можете творити ничесоже», в монастыре заботятся не только о правильной агротехнике, но, в первую очередь, о милостивом заступничестве Царицы Небесной.

Несмотря на небольшие размеры храма, в нем умещается до 30 молящихся. Алтарь может вместить в себя до 4–5 человек служащих, включая диаконов.

Богослужения проходят в храме по особому расписанию. Братия «полевого стана» вычитывают в нем монашеское правило и последования служб (вечерню, утреню, часы и обедницу). Таким образом, труждающиеся на монастырских полях не лишены духовного утешения, проистекающего от божественных служб; вся их жизнь освящается молитвой, да и сам облик полевого стана приобрел внешнее благолепие. И если по слову святых отцов, уже одного взгляда на духовные книги, находящиеся в келии монаха, достаточно, чтобы возбудить его к благочестивому настроению, тем большее влияние должен производить на монаха настоящий храм, стоящий на опушке леса, в тени русских берез и осин...