Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Все че­ло­ве­че­ст­во мож­но раз­де­лить на две час­ти: фа­ри­сеи и мы­та­ри. Пер­вые по­ги­ба­ют, вто­рые спа­са­ют­ся. Бе­ре­ги­те соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти. Это – са­мое дра­го­цен­ное пе­ред Бо­гом. Что спас­ло мы­та­ря? Ко­неч­но, это соз­на­ние сво­ей гре­хов­нос­ти: „Бо­же, ми­лос­тив бу­ди мне греш­но­му!" Вот эта мо­лит­ва, ко­то­рая прош­ла уже поч­ти два ты­ся­че­ле­тия. Но смот­ри­те, мы­тарь соз­на­ет се­бя греш­ным, но в то же вре­мя на­де­ет­ся на ми­лость Бо­жию. Без на­деж­ды нель­зя спас­тись.

преп. Варсонофий

Ес­ли ког­да сог­ре­шишь и тот­час об­ра­ща­ешь­ся к Бо­гу ка­я­ся – это очень хо­ро­шо. Так и долж­но. И Гос­подь прос­тит. А ду­хов­ни­ку или стар­цу пос­ле ска­зать – ес­ли ва­жен грех.

преп. Анатолий

Ежед­нев­но пе­ред сном на­до вспом­нить гре­хи, со­де­лан­ные за день, и по­ка­ять­ся в них пред Гос­по­дом.

преп. Никон

Передвижной храм на колесах в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» 

О полевом стане.

Многие монастыри сегодня занимаются сельским хозяйством, пополняя рацион братских трапезных овощами, выращенными на монастырских полях. Занимается сельхозпроизводством и Оптина Пустынь, практически полностью обеспечивая себя овощами. Среди возделываемых культур — картофель, капуста, свекла, тыква, морковь, лук, чеснок, огурцы, помидоры и даже фасоль. Кроме того, на полях, принадлежащих монастырю, каждый год вызревает хороший урожай пшеницы, ячменя, овса, специально высеваются медоносные культуры, рядом с которыми потом размещается монастырская пасека.

Однако, выращивание целого ряда культур и сбор меда требует от братии, несущей эти послушания, частых выездов из монастыря. Необходимо оперативно следить за состоянием посевов и реагировать на возникающие в процессе их выращивания проблемы. Поля же находятся на значительном удалении от монастыря. Поэтому каждый год, на протяжении вот уже многих лет, монастырь в районе своих сельхозугодий разворачивает полевой стан.

Вывоз передвижного храма на полевой станПолевой стан — это несколько единиц тракторов и сельхозмашин с навесными орудиями, вагончики-бытовки для проживания братии и послушников, полевая кухня, пасечное оборудование, ульи и другие приспособления, необходимые в быту.

Из-за специфики работ паломники и монахи не имеют ежедневной возможности посещать положенные по уставу богослужения, и, таким образом, лишаются важнейшего элемента монастырской жизни — богослужения. Но жизнь монаха невозможна без посещения храма! Только преуспевшие монахи, да и то преимущественно в былые времена, допускались к самостоятельному проживанию по типу древних отшельников. Большинство же прочих обязано для своего преуспеяния регулярно посещать богослужения.

О храме

В 2006 г. было принято решение построить передвижной храм на колесах. Эта идея всеобщими стараниями скоро нашла свое воплощение в деле. За основу была взята платформа от передвижной военной бытовки, к которой был приварен железный каркас, впоследствии обшитый досками.

Храм на колесах первый раз приступил к несению «боевого дежурства» на монастырских полях в весенне-летний сезон 2006 г. С этого времени началась новая жизнь полевого стана. И теперь это уже не временное пристанище или «бивак» для проживающих там монахов и послушников, по типу туристского лагеря, но что-то вроде полноценного монастырского скита, где есть свой храм, проходят литургии, можно исповедоваться и причащаться.

Можно сказать, что в Оптиной Пустыни теперь два животворных источника — один в монастыре — это мощи преподобного старца Амвросия (из тропаря преподобному.: «Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие отче наш...»), и второй, на полевом стане — храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник». И как первый служит «всем с верою притекающим к нему», то есть к молитвенному заступничеству прп. Амвросия, так и второй утоляет духовную жажду братии и паломников, живущих на полевом стане. Небольшой деревянный храм светло-коричневого цвета с маленькой золотистой луковкой на крыше становится на время полевых сельхозработ тем духовным центром, вокруг которого строится жизнь братии и паломников на «полевом стане».

Храм невелик — 9,56 метров в длину и 3,57 в ширину. Весной он транспортируется трактором в район полевого стана, а осенью возвращается на место своей стоянки на подсобном хозяйстве монастыря. Символично, что в пятницу Светлой Седмицы по церковному календарю служится храмовый праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», который в большинстве случаев (в зависимости от времени Пасхи) совпадает с началом полевых работ. Осенью же, когда урожай уже собран, служится другой храмовый праздник обители — в честь иконы «Спорительница хлебов». Таким образом, сельскохозяйственный сезон в Оптиной Пустыни начинается и оканчивается, осеняемый благословением Божией Матери. В обоих храмах служатся молебны о плодородии почв, возносятся прошения о даровании дождя и об избавлении от вредителей. Помня слова Спасителя о том, что «без Мене не можете творити ничесоже», в монастыре заботятся не только о правильной агротехнике, но, в первую очередь, о милостивом заступничестве Царицы Небесной.

Несмотря на небольшие размеры храма, в нем умещается до 30 молящихся. Алтарь может вместить в себя до 4–5 человек служащих, включая диаконов.

Богослужения проходят в храме по особому расписанию. Братия «полевого стана» вычитывают в нем монашеское правило и последования служб (вечерню, утреню, часы и обедницу). Таким образом, труждающиеся на монастырских полях не лишены духовного утешения, проистекающего от божественных служб; вся их жизнь освящается молитвой, да и сам облик полевого стана приобрел внешнее благолепие. И если по слову святых отцов, уже одного взгляда на духовные книги, находящиеся в келии монаха, достаточно, чтобы возбудить его к благочестивому настроению, тем большее влияние должен производить на монаха настоящий храм, стоящий на опушке леса, в тени русских берез и осин...