Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Не тог­да мы по­чи­та­ем­ся сми­рен­ны­ми, ког­да толь­ко са­ми се­бя уни­чи­жа­ем, но ког­да, быв уни­чи­же­ны от дру­гих, без сму­ще­ния при­ем­лем, яко до­стой­ные то­го. Так же ду­шев­ное на­ше бесп­ло­дие не­воль­но долж­но нас низ­во­дить в глу­би­ну сми­ре­ния, и страс­ти, му­ча­ю­щие нас, та­кое ж про­из­во­дят действие.

преп. Макарий

Тщес­ла­вие бы­ва­ет от не­дос­тат­ка сми­ре­ния. Че­ло­ве­ка сми­рен­но­го ни­ка­кие скор­би не по­бе­дят, не па­дет он, так как, сми­ря­ясь, на­хо­дит, что за гре­хи свои дос­то­ин еще и боль­ше­го на­ка­за­ния. Сми­рен­ный упо­доб­ля­ет­ся че­ло­ве­ку, пост­ро­ив­ше­му дом свой на кам­не: и сни­де дождь, и при­идо­ша ре­ки, и воз­ве­я­ша вет­ри, и на­па­до­ша на хра­ми­ну ту, и не па­де­ся, ос­но­ва­на бо бе на ка­ме­ни (Мф. 7, 25).

преп. Варсонофий

Сми­ре­ние есть од­но неп­ре­о­бо­ри­мое ору­жие про­тив всех коз­ней вра­жи­их, но дос­ти­же­ние до оно­го не­бе­ст­руд­но, а па­че в ми­ре жи­ву­щим и не­пос­тиж­но. Вы же хо­тя и уко­ря­е­те се­бя сло­ва­ми, но оным нель­зя дать ве­ры, ког­да не стя­же­те ис­тин­но­го сер­деч­но­го сми­ре­ния.

преп. Макарий

Утешение в болезни

Вы не упадайте духом, но имейте надежду на помощь Божию. Он силен подать вам исцеление и не токмо телесное, но и душевное. Когда внешний наш человек тлеет, тогда внутренний обновляется (2 Кор. 4, 16)

Вы пишете, что покорны воле Божией о своей болезни, но сокрушаетесь о том, что можете быть другим в тягость. Напрасно это вы так принимаете.

Я уверен, что все родные и окружающие вас принимают в вас участие не только по родству и приближению, но и по христианскому чувству, да и самое естество побуждает нас иметь сострадание к сродному себе, да и религия внушает нам иметь к больным сострадание, за что приимут воздаяние в будущей жизни. Ибо Господь принимает cиe служение, как бы Ему послужили.

Не сомневайтесь оставить духовных ваших занятий при изнеможении телесных сил. Будьте довольны сердечным к Богу взыванием и благодарением за Его к вам милосердие, явленное в сем посещении. По расположению вашему, прежде начатия лечения исполнить долг христианский — причаститься Св. Таин да благословит вас Господь, хотя и дома, по невозможности быть в храме. 

Касательно употребления пищи в посты, не позволенной Церковью, я не могу дать вам разрешения настоящего. А когда будете употреблять оную, то принимайте в виде лекарства, от доктора предписанного, а после о сем принесите покаяние пред духовным отцом и получите от него разрешение. Дозволять непозволенного Церковью мы не можем, а разрешать по содеянии кающимся дана власть от Бога; только не имейте никакого смущения, а успокаивайтесь духом. 

Прп. Макарий Оптинский

В первом письме вы пишете о скорби вашей, от которой приходите до раздражительности, а это очень вредно при теперешнем вашем болезненном положении. Предоставляйте воле Божией таковое вам испытание, то удобнее можете успокаиваться. <…>

Вы не отчаивайтесь; ежели угодно будет Богу, то получите выздоровление, что от человек невозможно, от Бога все возможно (Лк. 18, 27). Вы же пишете, что чувство ваше внушает вам, что должно приготовляться к исходу от здешней в вечную жизнь, и просите наставить вас, как приуготовляться к сему времени. Что касается до сего, то мы всегда должны пpиyготовляться к сему; ибо никому неизвестен час смертный, а паче находящимся в болезни, — впрочем, и питаться надеждою на продолжение жизни и исполнять христианский долг принятием Св. Таин не мешает. 

Полагать же надежду не на свои дела, добродетели и подвиги, но на неизреченную милость Божию и заслуги Спаса нашего Иисуса Христа, без которых никакие наши дела не могли бы нас спасти. А ежели враг наносит смутительные помыслы о грехах и влагает безнадежие, то прибегайте также к заслугам Сына Божия: ибо Он пришел грешников спасти (Ср.: Мф. 9, 13); за них пролил пречистую Кровь Свою и взял на Себя всего миpa грехи, претерпел крестную смерть. Сие да будет нам надеждою и утешением к получению вечных благ. Все, кои отходят отсюда в вере и надежде будущей жизни и с принятием Таинств церковных, веруем, что милость Божия сотворится с ними. Аще что и погрешили в житии сем, то Церковь, мать наша, приносит за них молитвы, при Бескровной Жертве, церковном богослужении и псалмопении, а также и творимая убогим милостыня о душах их, приносит им великую пользу.

О исполнении правил не беспокойтесь, в болезни Бог не взыщет с вас оных, а когда что можете прочитать хоть сидя, — не сомневайтесь. А главное приносите Богу терпение в болезни и благодарение за cиe Его милостивое посещение. Ибо болезни грехи очищают и подают время обдумать о прошедшем проведенном времени. Слава о всем неисповедимой Божией к нам любви.

Желаю, чтоб вы при благодарном вашем терпении и благодарении получили душевное спокойствие, здравиe телесное.

Из писем преподобного Макария Оптинского