Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

По­по­лз­но­ве­ния обык­но­вен­но слу­ча­ют­ся по­пу­ще­ни­ем Бо­жи­им для поз­на­ния не­мо­щи на­шей че­ло­ве­чес­кой; мы ни­ка­ко­го доб­ро­го де­ла не мо­жем тво­рить без по­мо­щи Бо­жи­ей, а ког­да ду­ма­ем, что буд­то что-ли­бо сде­ла­ли угод­ное Бо­гу, то от са­мо­го се­го мне­ния уже де­ло на­ше Бо­гу не угод­но.

преп. Лев

Не уны­вай! Гос­подь близ. То­му воз­ве­щай все пе­ча­ли и не­до­у­ме­ния. Где не­дос­та­ет че­ло­ве­чес­ко­го по­со­бия ко вра­зум­ле­нию, там Бо­жия по­мощь не­пос­ре­д­ствен­но по­да­ет мысль бла­гу, ког­да об­ра­ща­ем­ся к Не­му, как де­ти к От­цу.

преп. Моисей

Тог­да Гос­подь на­чи­на­ет яв­лять свою си­лу, ког­да уви­дит, что все че­ло­ве­чес­кие сред­ства к по­да­нию по­мо­щи нуж­да­ю­ще­му­ся в ней че­ло­ве­ку ис­то­ще­ны.

преп. Амвросий

«Великий Василий» Преподобный Василий Площанский

Среди опытных духоносных мужей, которые оказали влияние на духовное становление преп. Льва Оптинского и Макария Оптинского был преподобный Василий Площанский, носитель традиций преп. Паисия (Величковского).

Старец Василий (Кишкин) (1745–1831) происходил из обедневшей дворянской семьи. С самого юного возраста возлюбил церковную службу и храм Божий, куда стремился в любое свободное время. В семь лет с разрешения отца поступил послушником в Саровскую пустынь. В 1757 году посетил Киево-Печерскую лавру, затем поселился в Коренной пустыни. Любил бывать в Рождество-Богородицком Задонском монастыре, где познакомилcя со святителем Тихоном Задонским, который стал его духовным наставником и научил молитве Иисусовой. В 1760 году в Миропольском монастыре Курской губернии был тайно пострижен в монашество с именем Василий, хотя в послужном списке старец указывал, что принял постриг 7 марта 1783 года от игумена Миропольского монастыря Константина (Саурского). В 1784 году поступил в Курский Знаменский монастырь, где в 1787 году был посвящен в иеродиакона и до 1794 года нёс послушание ризничего монастыря.

Прп. Василий Площанский

В 1795 году по благословению духовника отправился на Афон, где прожил несколько лет, изучая афонскую аскетическую традицию, скитский и общежительный уставы. В 1797 году вместе с учениками Арсением и Израилем перешел в Молдавский Нямецкий монастырь. В 1798 году вернулся в Коренную пустынь, стал духовником обители и способствовал введению там афонского устава.

27 января 1800 года отец Василий был назначен строителем пребывавшей в запустении Белобережской пустыни Орловской епархии. Благодаря духовному авторитету отца Василия в обитель стали приходить желающие посвятить свою жизнь Спасителю, вскоре в монастырь пришли около 60 новых насельников, в том числе будущий преподобный оптинский старец Лев (Наголкин), постриженик старца Василия, а также ученики и последователи преподобного Паисия Величковского: иеромонах Клеопа (Антонов), схимонах Феодор (Пользиков), схимонах Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом славянского «Добротолюбия».

Прп. Лев Оптинский

В Белобережской пустыни будущий основатель Оптинского старчества принял монашеский постриг и был рукоположен во иеромонаха, и под руководством опытного настоятеля и старца Василия на деле проходил монашескую науку. В жизнеописании преп. Льва описывается, например, такой случай: «Однажды, при наступлении храмового праздника, клиросные братия, недовольные чем-то, отказались петь бдение, полагая, что этим принудят настоятеля исполнить некоторые их требования. Но настоятель не захотел уступить их неразумному домогательству и, чтобы смирить их, велел позвать о. Леонида с другим близким к нему братом и им вдвоем пропеть все бдение. Отец Леонид в это время возил с хутора сено. Усталый, покрытый пылью, он только сел за стол подкрепиться незатейливым монастырским ужином. Но вот ему передают волю настоятеля, чтобы он немедленно шел в церковь и становился на клирос отправлять бдение. Ни слова ропота и противления настоятельской власти не вышло из уст истинного послушника. Не докончив даже своего ужина, он поспешил в церковь и вдвоем с товарищем, к удовольствию настоятеля, исполнил волю его. Голос он имел довольно сильный тенор-бас, хотя несколько резкий, пел правильно и хорошо знал порядок церковной службы».

19 августа 1800 года старец Василий по его собственному прошению был уволен от управления пустынью с пребыванием в ней «для вспомоществования советом и наставлениями новоопределенному начальнику» иеромонаху Питириму. Вскоре братия монастыря, возмущенная тем, что новый настоятель притесняет отца Василия, обратилась к Орловскому епископу Досифею (Ильину) с просьбой вновь назначить старца Василия настоятелем обители. 28 декабря 1800 года епископ Досифей вызвал отца Василия в Чолнский монастырь и во время Божественной литургии Владыка неожиданно для отца Василия рукоположил его во иеромонаха. Впоследствии отец Василий редко сам служил литургию, считая себя недостойным. В 1802 году он исходатайствовал для Белобережской обители введение общежительного устава. Составленные старцем и его учениками правила общежительства были приняты во многих юго-западных русских монастырях (Кременецком, Пустынно-Рыхловском, Усть-Медведицком, Борисовской Тихвинской пустыни и др.)

В 1804 году старец Василий по собственному прошению был уволен за штат и новым настоятелем братством Белобережской пустыни был избран иеромонах Лев.

Многие другие ученики старца Василия также впоследствии стали известными настоятелями монастырей и духовниками: игумен Филарет (Данилевский) — настоятель Глинской пустыни, преподобный Макарий (Глухарев), просветитель Алтая, иеромонах Серафим (Веденисов) — настоятель Площанской пустыни, архимандрит Мельхиседек (Сокольников) — настоятель Московского Симонова монастыря, игумен Серапион (Пирожков) — настоятель Николо-Одрина монастыря.

Старец Василий в 1804 году был зачислен в братию Брянского Свенского монастыря, жил в келье, в лесу. В 1811 году посетил южнорусские мужские и женские монастыри, в которых подвизались его духовные чада, помог устроить иноческую жизнь в Свенском, Троицком Севском, Троицком Курском, Площанском, Задонском, Усть-Медведицком, Рыхловском монастырях, в Борисовской Тихвинской и Молченской пустынях.

Прп. Макарий Оптинский

С 1816 года жил в Глинской пустыни. В 1827 году перешел в Площанскую пустынь, где сблизился с благочинным монастыря, впоследствии преподобным Оптинским старцем Макарием (Ивановым). Как отмечено в жизнеописании преп. Макария, прибытие такого духоносного старца «не могло не пролить духовного утешения в душу о. Макария», у которого старец Василий исповедовался до своей блаженной кончины.

Преп. Василий окормлял многие женские обители, наставляя своих учениц в иноческой жизни. Его духовные чада составили сборник наставлений старца «Письма о подвижничестве инокинь», который вышел в издательстве «Наследие Православного Востока» в 2015 году. Впоследствии многие из учениц старца перешли под духовное руководство преп. Макария Оптинского.

Перед смертью старец Василий, затворившись в тесной келье, стяжал дар непрестанной молитвы, в праздничные дни причащался в келье Святых Христовых Таин. Незадолго до кончины старец вновь стал принимать для духовного назидания всех желающих, говоря, что ему «нужно со всеми примириться и у всех испросить прощения и молитв».

Старец скончался в 1831 году и был погребен в Площанской пустыни напротив алтаря Казанской соборной церкви.

Площанская пустынь. Гравюра

Мощи святого были обретены весной 2002 года у алтаря разрушенного Казанского собора монастыря. В 2008 году состоялось прославление преподобного Василия в соборе Глинских святых Украинской Православной Церковью. 30 ноября 2017 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви иеросхимонах Василий (Кишкин) был причислен к лику общецерковных святых. 25 мая 2018 года включен в Собор Брянских святых. 17 июня 2018 года в Площанской пустыни прошли торжества общецерковного прославление преподобного Василия Площанского.

К этой знаменательной дате в издательстве «Наследие Православного Востока» была выпущена книга «Великий Василий.Жизнеописание и письма инокиням преподобного Василия Площанского». Книга составлена на основе многих рукописных и малоизвестных печатных источников. Автор жизнеописания — иеромонах Диомид (Кузьмин), литературная редакция писем преп. Василия подготовлена А.П. Власюком.

Книга является важным источником по истории оптинского старчества, показывает преемственность духовного руководства, раскрывает важную страницу оптинского духовничества в деле окормления женских обителей.