Аудио-трансляция

В нас­то­я­щее вре­мя лю­ди ве­ка се­го смот­рят на нас, ве­ру­ю­щих, как на юро­ди­вых, как на глу­пых. Им не нра­вит­ся на­ша Пра­вос­лав­ная ве­ра, на­ши цер­ков­ные пос­та­нов­ле­ния, пра­ви­ла и об­ря­ды. Они сме­ют­ся през­ри­тель­но над всем, для нас свя­щен­ным. Час­то при­хо­дит­ся слы­шать от ве­ру­ю­щих, вы­нуж­ден­ных жить сре­ди ми­ра враж­деб­но­го, как тя­же­ло пе­ре­но­сить им пос­то­ян­ные нас­меш­ки, глум­ле­ния. На­до честью для се­бя счи­тать та­кое от­но­ше­ние. Аще уко­ря­е­ми бы­ва­е­те о Хрис­то­вом име­ни, бла­же­ни, яко сла­ва и Дух Бо­жий на вас по­чи­ва­ет,– ска­зал апос­тол Петр (1 Пет. 4, 14). Ес­ли над на­ми сме­ют­ся, ес­ли нас не лю­бят, зна­чит, мы – не от ми­ра се­го. Огор­чать­ся и сму­щать­ся та­ким от­но­ше­ни­ем к нам не сле­ду­ет.

преп. Никон

«Маленькое желание спастись»

Многие из нас читают Святое Евангелие, но малые оное разумеют, как должно, потому что умственные их уши не отворены для такового слышания, – как у не просящих у Бога вразумления при таком начинании. Почему Христос часто говорит: «Имеяй уши слышати, да слышит», желая сим возбудить нас от нерадения. Мы же, грешные, не умягчаемся страданиями Господа Иисуса Христа, не поражает нас видимая ежечасная смерть какого-нибудь из братий наших, и от того-то пренебрегаем спасением нашим; а когда придет маленькое желание спастись, принимается оное не так, как повелевает Святое Евангелие, но как сами желаем и потому исполняем не волю Божию, но свою, делаемся рабами самомнения. Нигде прямо не сказано в Св. Писании, что для спасения души необходимо морить себя голодом, делать многочисленные поклоны, носить вериги и предпринимать тому подобные подвиги; между тем Евангелие говорит ясно, что за нелюбовь к ближнему осудятся на Страшном Суде грешные, а праведные за исполнение оной будут оправданы.

Маленькое желание спастисьВидите ли, возлюбленные, что соблюдение заповедей рождает любовь, и желающий достигнуть оной не может иначе, как сохранением заповедей. Следовательно, не имеющий любви – ничего не имеет, или иначе сказать, как любовь приобретается исполнением заповедей, то, кто не исполняет заповедей, как следует, награды не получит, какие бы подвиги (мнимые) не имел. И еще яснее скажу: не только обыкновенный мирской человек, к которому клонятся слова мои, никакой надежды ко спасению не имеет, но даже пророк и чудотворец, если не сохранит всех заповедей, отвергается Христом Спасителем, по сказанному: Мнози рекут Мне во онъ день: Господи, Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас, отъидите от Мене, делающии беззаконие (Мф. 7, 22, 23). Видите ли, кто изгоняется за несоблюдение заповедей? Но за принесение должнаго покаяния – мытарь, блудница, разбойник сделались наследниками блаженств нескончаемых.

Из писем прп. Льва Оптинского