Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Те­перь мо­гут быть та­кие слу­чаи: пос­ле­до­вать сво­ей во­ле нель­зя и спро­сить не у ко­го. Как же пос­ту­пить? Нуж­но по­ду­мать, как Гос­подь пос­ту­пил бы по Сво­ей кро­тос­ти... За­по­ве­ди Бо­жии бы­ли и есть всег­да ос­но­ва­ни­ем жиз­ни. Пре­дай­тесь во­ле Бо­жи­ей.

преп. Никон

Преж­де чем что-ли­бо сде­лать, по­мо­лись и по­ду­май, бу­дет ли это ра­зум­но и Бо­гу угод­но.

преп. Никон

Где вос­пос­ле­ду­ет во­ля Бо­жия, там ни­ка­кие пре­силь­ные пре­пя­т­ствия не пре­о­до­ле­ют.

преп. Лев

Монашество — бескровное мученичество

Истинное христианство и истинное монашество заключается в исполнении евангельских заповедей. Где нет этого исполнения, там нет и христианства, ни монашества, какова бы ни была наружность. Монах — это тот, кто во всяком месте и деле, во всякое время руководствуется единственно Божиими заповедями и Божиим словом. Монашество — бескровное мученичество.

Монашество — бескровное мученичествоМука не есть лишение себя утех семейной жизни, сладкой пищи, телесного комфорта и других житейских развлечений и утешений. Это только путь к муке, а в пути иногда бывают радостные и приятные встречи, в пути есть ощущение собственной силы и удовлетворение от преодолеваемых препятствий. Собственно же мука — это предстояние пред лицем своей беспомощности и непрестанного лицезрения своего пленения силою страстей. Это состояние сравнимо с положением человека, терпящего истязания от взявших его в плен и предчувствующего свою гибель.

Монах добровольно подставляет грудь мечу Слова Божьего и тот проникает до разделения души и духа, обнажает и будит помышления сердечные. Это все совершается духовно так же реально и болезненно и мучительно, как и телесно.

Сущность монашеского жительства заключается в том, чтобы исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волею Божиею, освятить этим соединением... Истинное послушание — послушание Богу, единому Богу. Тот, кто не может один, сам собою, подчиниться этому послушанию, берет себе в помощники человека, которому послушание Богу более знакомо. А не могут люди с сильными порывами, потому что порывы их уносят.

Укрепить свое сердце, наполнить его благодатью и одолеть, подчинить тело сердечным стремлениям и намерениям — вот задача. Поставить сердце во главу, сделать его владыкою своего существа и отдать его в подчинение Христу за ту милость и ту благодать, которою Господь и укрепил и обновил это сердце.

Из дневниковых записей иером. Василия (Рослякова)