Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ос­та­вив нес­бы­точ­ные меч­ты о не­по­силь­ных под­ви­гах и воз­вы­шен­ных об­ра­зах жи­тия, нач­нем во сми­ре­нии с тер­пе­ния скор­бей. Ког­да уго­то­вят­ся ду­ши на­ши, аще бу­дет во­ля Бо­жия на то, да­но бу­дет нам и выс­шее.

преп. Никон

Скор­би по­пус­ка­ют­ся, чтоб об­на­ру­жи­лось, кто лю­бит Бо­га действи­тель­но. Без тер­пе­ния скор­бей да­же бла­го­дар­ная ду­ша не спо­соб­на к Царствию Бо­жию. Твер­дое тер­пе­ние скор­бей рав­но­че­ст­но му­че­ни­че­ст­ву. Скор­би ни­че­го не зна­чат в срав­не­нии с ду­хов­ны­ми бла­га­ми.

преп. Никон

Ког­да приш­ла к нам скорбь, нуж­но ждать уте­ше­ния, а за уте­ше­ни­ем нуж­но ждать опять скор­би.

преп. Иларион

Из бесед старца Варсонофия с послушником Николаем Беляевым

Сегодня я припомнил батюшкины наставления и то, что он говорил: — Если плохо живешь, то тебя никто и не трогает, а если начинаешь жить хорошо,— сразу скорби, искушения и оскорбления. Этим он хотел мне сказать, что необходимо переносить смиренно оскорбления, наносимые другими, и вообще скорби. —Монахи, вообще вся наша братия, тоже люди, а раз люди, то есть обязательно свои страсти. Все эти люди пришли сюда, в больницу, лечиться, кто от чего, и вылечиваются с помощью Божией… Все люди немощны, у всех есть страхи, мы же должны прощать. <…>
Батюшка спросил, как мое послушание, и затем сказал:

—Вероятно, было у вас, или у ваших родных, или даже у предков какое-либо доброе дело по отношению к св. Иоанну Крестителю, если он принял вас сюда к себе. Не помните?
Я ответил, что нет.

Из бесед старца Варсонофия с послушником Николаем Беляевым —А со мною вот что было. В Казани я как-то захотел говеть Великим постом, и весь пост пропустил, осталось только три дня. Ну, хоть три дня, да поговеть. Иду и думаю: где же поговеть? У полкового священника мне не хотелось. Где же? И вот смотрю — монастырь, бедный, грязный (послушники какие-то отчаянные), наполовину развалившийся. "Это какой монастырь?" —"Ивановский, во имя Иоанна Крестителя." — "Хорошо, можно здесь поисповедоваться?" — "Пожалуйста." Так я там и говел. А потом стал туда часто к службе ходить. Стою иной раз, а помысл мне и говорит: "Смотри, какая бедная, грязная лампадка. Купи новую, получше". Купил, и как-то приятно стало мне смотреть на нее. Потом киот на большую икону купил. И так я полюбил все в монастыре! Воистину: "Где будет сокровище ваше, тут будет и сердце ваше". А сколько радости испытывал я после исповеди и приобщения св. Христовых Таин! Вот за какие пустяки св. Иоанн Креститель сподобил меня принять в свой скит.

Когда я зашел в Казани в тот монастырь в первый раз, я спросил, между прочим: "Кто здесь настоятель?" — "Игумен Варсонофий." Только потом я понял, что это значило: в этом бедном грязном монастыре я увидел образ своего душевного внутреннего состояния. Через много лет, когда я принял управление скитом, меня спросили: "Как вы будете содержать скит?" Я отвечал, что и не думаю об этом и не дерзаю, ибо хозяин не я. Я только приказчик св. Иоанна Крестителя».

Из дневника послушника Николая Беляева