Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Бог бу­дет су­дить о по­ка­я­нии не по ме­ре тру­дов, а по ме­ре сми­ре­ния. В оный день Бог бу­дет су­дить нас не о псал­мах, не за ос­тав­ле­ние на­ми мо­лит­вы (так и ког­да-ли­бо пра­ви­ла), но за то, что не по­ка­я­лись! Ве­лия бы­ва­ет ра­дость Ан­ге­лам на не­бе­си о еди­ном греш­ни­ке ка­ю­щем­ся. Бу­дем же мо­лить­ся: „Гос­по­ди, по­ми­луй. Гос­по­ди, да­руй ми сми­ре­ние и кро­тость". Или же: „Ими­же ве­си судь­ба­ми спа­си ме­ня, Гос­по­ди!" И Гос­подь по ми­лос­ти Сво­ей по­ми­лу­ет и спа­сет нас всех Сво­ею бла­го­да­тию.

преп. Иосиф

Каж­дый день и каж­дый час кла­ди­те на­ча­ло ко исп­рав­ле­нию, и Бог ми­лос­ти, че­ло­ве­ко­лю­бия и щед­рот по­даст и нам ру­ку Сво­ей по­мо­щи, как Пет­ру, свя­то­му апос­то­лу, уто­па­ю­ще­му в вол­нах морс­ких.

преп. Иосиф

Де­ло не в слож­нос­ти ис­по­ве­ди, а в сок­ру­ше­нии серд­ца: „Гос­подь зрит серд­це".

преп. Нектарий

Из жития преподобного и богоносного отца нашего Антония, старца Оптинского и святителя Митрофана, епископа Воронежского

Преподобный отец наш Антоний призвание к монашеской жизни почувствовал ещё в детском возрасте. Основание иноческих подвигов он положил в Рославльских лесах, вместе со своим старшим братом, впоследствии игуменом Оптиной пустыни преподобным Моисеем. А затем, исполняя волю боголюбивого архипастыря — епископа Калужского Филарета, впоследствии митрополита Киевского,— оба брата отправились в 1821 году в Оптину пустынь для основания при ней уединённого скита. Вскоре, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной пустыни, преподобный Антоний был определён начальником скита. Служа для всех примером трудолюбия и неся внешние подвиги, преподобный Антоний в то же время усердно заботился о стяжании духовных добродетелей — смирения, любви, отсечения своей воли и разума.

Из жития преподобного и богоносного отца нашего Антония, старца Оптинского и святителя Митрофана, епископа ВоронежскогоК добровольным трудам и подвигам монашеским преподобного вскоре присоединился и крест тяжёлой, длительной болезни ног. Более полугода старец не мог выходить из келлии. Но Господу было угодно возложить на святого ещё один крест: он был назначен настоятелем Малоярославецкого Черноостровского монастыря, духовная жизнь в котором оставляла желать лучшего. Преподобный Антоний так сильно страдал душой, переживая предстоящую разлуку с любимым скитом, что в этом состоянии сподобился видения ныне прославляемого епископа Митрофана Воронежского, который сказал ему: «Отец Антоний! Ты жил в раю, знаешь его, а теперь иди трудись, молись, не ленись». Управляя Малоярославецкой обителью, преподобный положил прочное начало её внутреннему устроению, а также окончил начатое его предшественником устроение внешнее. Изредка преподобный Антоний ездил в Москву по монастырским делам, где удостаивался архипастырского благословения и внимания Московского митрополита Филарета. Видя ухудшающееся здоровье отца Антония святитель ходатайствовал об увольнении его от непосильного послушания, и отец Антоний был уволен на покой и вернулся в любимый его сердцу Оптинский скит. В строгом подвиге преподобный стал проводить своё новое жительство, отчего усилилась болезнь ногах до крайности — они до колен были покрыты ранами и порой сильно истекали кровью. Многие, видя всегда светлое его лицо и слыша его оживлённую беседу, не понимали, какого страдальца видят перед собой. Одной духовной дочери преподобный писал: «Вы яко бы имеете какую-то уклончивость от лечения, чего одобрить нельзя, ибо здравие есть высочайший дар Божий, которое и должно хранить, а расточенное возвращать медицинскими средствами. Так устроено Господом Богом, пекущимся о душевном спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни сей имел крест, который и должен он с детской покорностью к Отцу Небесному нести, взывая к Нему из глубины своей души: «Отче наш! Да будет во всем Твоя святая воля, только не лиши меня Небесного Твоего Царствия!»

Как великий любитель безмолвия, преподобный Антоний желал уединённой жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии; «на молитву,— говорил он,— должно вставать поспешно, как на пожар»; но его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и душевное назидание. Будучи весьма строг к самому себе, он был отечески снисходителен к проступкам других; в советах и наставлениях крайне осторожен. Общее правило отца Антония, равно как и всех других духовных старцев, было такое, чтобы без вопроса никому не предлагать своих советов, считая это не только бесполезным, но и вредным празднословием.

В продолжении всей своей жизни преподобный жил не для себя, а для Господа и ближних. Он своей жизнью доказал, что и ныне возможны великие подвиги древних иноков, возможны и искреннее смирение, и искренняя христианская любовь, возможны и те высокие дарования, которыми сияли некогда святые отцы древности.

Краткое житие   Полное житие   Письма   Иконография   
Аудиокнига жития   Аудиокнига писем

 


Ныне мы также празднуем память святителя Митрофана, епископа Воронежского. Святитель Митрофан был первым епископом открывшейся в 1682 году Воронежской кафедры. Он ревностно заботился о нуждах паствы: искоренял нестроения и беспорядки в обителях, утешал всех без различия звания и состояния, был покровителем вдов и сирот, заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и лечебницей для больных. Святитель был человеком высокого патриотизма: при постройке флота в Воронеже он убеждал народ всемерно помогать царю Петру I, а сам отдавал все свои средства, сознавая, что они идут на благо Родины, так как многие считали устройство флота делом бесполезным. Высокий патриотизм святого епископа соединялся в его душе с твёрдой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он не боялся навлечь на себя царский гнев. Так он отказался идти во дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов. Пётр приказал убрать статуи и с того времени проникся ещё большим уважением к святому. В своём завещании святитель писал: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: Употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши <...> Веру Православную заповедую любить; и Церковь Святую едину во всей вселенней, как мать, чествовать и пребывать в ней неотступно... <...> Как без веры правой угодить Богу невозможно, так и без Церкви Святой Восточной и светлого Богопреданного ея учения невозможно кому спастись».

Преподобне отче наш Антоние и Святителю отче Митрофане, молите Бога о нас!