Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Див­ны де­ла Бо­жии и не­пос­ти­жи­мы для на­ше­го пом­ра­чен­но­го ума, но, сколь­ко мож­но, поз­на­ем из Пи­са­ния и из опы­тов, на на­ших гла­зах быв­ших, что Гос­подь по­сы­ла­ет бо­лез­ни, скор­би, ли­ше­ния, гла­ды, вой­ны, мя­те­жи, или на­ка­зуя за гре­хи, или пре­дуп­реж­дая, что­бы не впа­ли в оные, а иных ис­пы­ту­ет ве­ру. Итак, мы долж­ны бла­го­го­веть пред Его всеп­ре­муд­рым Про­мыс­лом и бла­го­да­рить за все Его к нам не­из­ре­чен­ное ми­ло­сер­дие.

преп. Макарий

Как же мы поз­на­ли бы са­ми се­бя, ког­да бы ник­то не на­но­сил нам ос­ко­рб­ле­ний, и как бы стя­жа­ли тер­пе­ние, и как бы сми­ри­лись? Все это бы­ва­ет не без Про­мыс­ла Бо­жия, но пре­муд­рым Его смот­ре­ни­ем по­пус­ка­ют­ся каж­до­му к ис­ку­су его про­из­во­ле­ния и тер­пе­ния слу­чаи, мо­гу­щие сму­тить его и ко­ле­бать, да­бы по­знал свою не­мощь и сми­рил­ся или бы при­об­рел доб­ро­де­тель тер­пе­ния и люб­ви.

преп. Макарий

Смысл и поль­за пе­ре­жи­ва­е­мо­го по боль­шей час­ти поз­на­ет­ся впос­ле­д­ствии.

преп. Никон

Константин Николаевич Леонтьев

Константин Николаевич Леонтьев (1831-1891) нашел покой и умиротворение у ног старца Амвросия, как раньше у ног старца Макария их нашел другой оптинец – Иван Васильевич Киреевский.

Это были совершенно различные люди: Киреевский был воплощением кротости и внутренней гармонии, Леонтьев, наоборот, при личной глубокой доброте, был с молодых лет обуреваем многими страстями, на борьбу с которыми ушла вся его зрелая жизнь. Началом этому послужило чудо исцеления его от холеры в Салониках. Он тогда же хотел принять монашество, но афонские старцы о.Иероним и о.Макарий не согласились его постричь, находя это преждевременным.

Медик, дипломат, философ, литератор и под конец – монах, Константин Николаевич был человеком исключительной глубины и блеска ума, и, как о нем выразился Бердяев, «К.Леонтьев был необычайно свободный ум, один из самых свободных русских умов, ничем не связанный, совершенно независимый». Между тем он при жизни не встретил в русском обществе ни признания, ни понимания. <…>

По образованию он был медик и прикладывал специально патологические наблюдения и наблюдательность в явлениях мировой жизни, и прежде всего, будучи эстетом, он понимал все явления пошлости и измельчания, как симптомы конца и увядания культуры.<…>

Леонтьев был человеком строго православным, исповедуя византийское, филаретовское, оптинское православие.<…>

Константин Николаевич Леонтьев Держась православного учения, Леонтьев отвергал хилиазм как церковную ересь. Между тем вера в Царствие Божие на земле, основанная на мечтательной любви к всечеловечеству, стала после пушкинской речи Достоевского общим модным верованием. Леонтьев назвал эту восторженную любовь «розовым христианством». Этого ему до сих пор не могут простить. Ему приписывают, будто он вообще отвергал любовь к Богу и основывался в деле спасения, руководствуясь лишь животным страхом перед адскими мучениями.<…>

Не признанный никем, кроме нескольких ближайших друзей, измученный и больной, Леонтьев нашел душевный покой, поселившись в Оптиной Пустыни в усадьбе, построенной бывшим учеником старца Льва и составившим его жизнеописание архиепископом Ювеналием. Годы жизни в Оптиной Пустыни были самыми мирными и покойными в его жизни и даже плодотворными в смысле его писаний. Здесь его духовником и руководителем был о. Климент Зедергольм, сын пастора, магистр греческой словесности. После его кончины Леонтьев составил о нем прекрасную монографию. Лишившись друга и духовника, он стал непосредственным духовным сыном старца Амвросия. В 1891 году старец Амвросий постриг его в монашество с именем Климент и отправил на жительство в Троице-Сергиеву Лавру <…>.

Прощаясь с о.Климентом, старец Амвросий сказал ему: «Мы скоро увидимся». Старец скончался 10 октября 1891 года, а 12 ноября того же года последовал за ним его постриженик о.Климент.

Из книги И.М. Концевича "Оптина Пустынь и ее время"