Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Для ис­тин­но­го по­ка­я­ния нуж­ны не го­ды и не дни, а од­но мгно­ве­ние.

прп. Амвросий

По­ка­я­ние тог­да толь­ко ис­тин­но, ког­да че­ло­век, вос­чу­в­ствуя гре­хи свои, ко­и­ми прог­не­вал Соз­да­те­ля сво­е­го, ос­тав­ля­ет гре­хов­ное действо, со­жа­ле­ет об оных и рас­ка­и­ва­ет­ся, и удос­то­и­ва­ет­ся про­ще­ния бла­го­да­тию Хрис­то­вою чрез раз­ре­ше­ние свя­щен­нос­лу­жи­те­ля Церк­ви. А ког­да не ос­тав­ля­ет, хоть и ка­ет­ся, то сие не есть по­ка­я­ние, а да­же и опас­ное, чрез­мер­ное и без­рас­суд­ное упо­ва­ние на бла­гость Бо­жию, ко­то­рое так же, как и от­ча­я­ние, в рав­ной ме­ре су­дит­ся пред Бо­гом.

прп. Макарий

По­ка­я­ние тог­да ис­тин­но, ког­да пос­ле не­го все уси­лен­но бу­дешь ста­рать­ся уже жить как долж­но, а без это­го оно ма­ло действи­тель­но, ес­ли ка­ешь­ся лишь бы про­го­во­рить о гре­хах, а жить по-ста­ро­му.

прп. Иосиф

Заботящийся о спасении должен внимать своей душевной пользе и не судить недостатки других

Твердо должно помнить, что на земле совершенства нет, но все люди, по мере своей, некоторые имеют недостатки, попускаемые Промыслом Божиим к нашему смирению. Итак, заботящийся о своем спасении должен внимать только своей пользе душевной, идя путем послушания и отсечения своей воли, и должен быть благодарным и располагаться любовью к тем, кто заботится о нас и помогает нашему спасению своими советами, хотя бы и терпкие иногда употреблял средства. Но никак не должен позволять себе судить собственные дела и поступки духовного своего помощника, или делать что-либо без ведома его. В противном случае жизнь наша будет беспорядочнее, чем у живущих по своей воле и разуму. Труды и скорби понесем, но мзды себя лишим. От чего да избавит нас Господь!

Заботящийся о спасении должен внимать своей душевной пользе и не судить недостатки других…Даю четки сии с тем, чтобы приемлющий их человек сознавал свои недостатки и немощи и видел бы свои грехи, но никак не позволял себе замечать немощи или недостатки других, кольми паче старших, и всячески остерегался бы судить или унижать кого-либо, но дела и поступки других предоставлял бы Промыслу и суду Божию и собственной воле каждого. Как другие люди не дадут пред Богом ответа за наши грехи и неисправности, равно и с нас не взыщет Бог за чужие недостатки и немощи, хотя бы и старших, если не будем вмешиваться в это и судить или уничижать, в противном же случае подвергаем себя суду Божию. Глаголет бо Господь во Евангелии: в нюже меру мерите, возмерится вам (Мф. 7: 2), и паки: не осуждайте, да не осуждены будете (Лк. 6: 37).

Если мы считаем себя идущими по старческому пути и не хотим жить по своей воле и разуму, то и не должны уклоняться от стези и учения святых отцов, которые велят нам смиряться, покоряться, отсекать свою волю, не оправдываться человеческими извинениями, от скорби и бесчестия и уничижения не отрекаться, но понуждаться на все сие, хотя бы и противилось тому лукавое и непокорное наше сердце.

Из писем прп. Амвросия Оптинского