Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Пло­ха нам на­деж­да на де­ла на­ши. Хоть бы и бы­ли они, то без люб­ви и сми­ре­ния ни­ка­кой поль­зы от них не по­лу­чим, а сми­ре­ние и од­но силь­но спас­ти нас; о сем на­доб­но по­пе­щись – стя­жать оное и на­деж­ду на зас­лу­ги Спа­си­те­ля на­ше­го и на Его ми­ло­сер­дие.

преп. Макарий

Муд­рос­ти свой­ствен­но иметь не толь­ко ост­ро­мыс­лие, но и даль­но­вид­ность, и пре­дус­мот­ри­тель­ность, и вмес­те ис­ку­с­ство, как пос­ту­пить.

преп. Амвросий

Раз­ве нас мо­гут спас­ти на­ши нич­тож­ные до­бро­де­те­ли? Раз­ве не пом­ни­те сло­ва Бо­жии: Вся прав­да че­ло­ве­ча пред Бо­гом есть ру­би­ще же­ны не­чис­тыя (ср.: Ис. 64, 6). Ищи­те-ка луч­ше ми­лос­ти у Вла­ды­ки на­ше­го, а не пла­ты за тру­ды. И спа­се­тесь ско­рее, чем не­ра­зум­ные тру­же­ни­ки.

преп. Анатолий

Как бороться с завистью?

Пишете вы, что, видя себя хуже других, склоняетесь на зависть.

Обратите это чувство к другой стороне, и получите пользу. Видеть себя хуже других служит началом смирения, если только человек будет укорять себя за примесь противных чувств и мыслей, и постарается отвергать эту душевредную примесь. Если же дадите место в душе вашей водвориться смирению, то, по мере оного, и будете получать успокоение от различных тягот душевных.

Прп. Амвросий Оптинский

Также нечего завидовать и обеспеченным во внешнем отношении. Пример у вас перед глазами, что и имеющие богатое состояние не пользуются миром душевным. Для сего требуется не внешнее обеспечение, а упование твердое на Бога. Если бы вам полезно было это обеспечение, то Господь послал бы вам и богатство. Но, видно, вам это неполезно.

Притом должно знать, что иногда люди, по собственной неосторожности, сделанной когда-либо прежде, подвергаются впоследствии затруднительным обстоятельствам. В таком случае против смущения надобно вооружаться самоукорением, и помощью Божией человек будет успокаиваться. Добром сделанным оправдывать себя нельзя в таком смущении, по закону духовному: «Сделав что-либо доброе кому, жди о сем скорбного искушения». Не вотще апостол говорит: «Аще живем духом, духом и да ходим. Не бываим тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще» (Гал. 5, 25-26).

Заметьте эти два признака, не свойственные благочестивой жизни.

Из письма прп. Амвросия Оптинского.