Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Как же быть тем, ко­то­рых как бы не­воль­но тре­во­жат и бес­по­ко­ят не­лю­бовь и зло­ба, за­висть и не­на­висть или сму­ща­ет не­ве­рие? Преж­де все­го долж­но об­ра­тить вни­ма­ние на при­чи­ны сих страс­тей и про­тив этих при­чин упот­ре­бить при­лич­ное ду­хов­ное вра­че­в­ство. При­чи­на не­ве­рия — люб­ле­ние зем­ной сла­вы, как сви­де­тель­ству­ет Сам Гос­подь во Свя­том Еван­ге­лии: ка­ко мо­же­те ве­ро­ва­ти, сла­ву друг от дру­га при­ем­лю­ще, сла­вы же от еди­но­го Бо­га не ище­те (Ин. 5, 44). А за­висть, и зло­ба, и не­на­висть про­ис­хо­дят от гор­дос­ти и от не­и­ме­ния люб­ви к ближ­ним.

преп. Амвросий

Мо­лит­ву Ии­су­со­ву про­из­но­си про­тив блуд­ных ис­ку­ше­ний, а в гнев­ных ис­ку­ше­ни­ях мо­лись за то­го, на ко­го скор­бишь: „Спа­си, Гос­по­ди, и по­ми­луй та­кую-то и ее свя­ты­ми мо­лит­ва­ми по­мо­зи мне ока­ян­ной и греш­ной“.

преп. Амвросий

Ого­род­ник вес­ною спер­ва со­вер­шен­но очи­ща­ет зем­лю от вся­кой дур­ной тра­вы, по­том уже в чис­тую зем­лю са­жа­ет рас­те­ния; но дур­ная тра­ва опять про­ни­ка­ет, и ого­род­ник дол­жен поч­ти це­лое ле­то ос­то­рож­но про­па­лы­вать и очи­щать рас­те­ния от дур­ной тра­вы нес­коль­ко раз, по­ка ук­ре­пят­ся со­вер­шен­но ого­род­ные рас­те­ния. Те­ло на­ше соз­да­но из той же зем­ли, и сколь­ко че­ло­век ни ста­ра­ет­ся очи­щать се­бя от страс­тей, страс­ти опять про­ни­ка­ют, как дур­ная тра­ва. Опять об­ра­тим­ся к ого­ро­ду ко­то­рый, ес­ли пло­хо ог­раж­ден, то ко­зы и свиньи пов­реж­да­ют рас­те­ние. А пти­цы мо­гут ле­тать и чрез ог­ра­ду. Ого­род­ник дол­жен за всем этим сле­дить и сох­ра­нять рас­те­ние. А хрис­ти­а­нин дол­жен сох­ра­нять пло­ды ду­хов­ные от мыс­лен­ных птиц, ко­то­рые пре­об­ра­зу­ют­ся иног­да и в дру­гих жи­вот­ных. Пра­от­цу на­ше­му ска­за­но: в по­те ли­ца тво­е­го сне­си хлеб твой, дон­де­же возв­ра­ти­ши­ся в зем­лю, от не­я­же взят еси (Быт. 3, 19).

преп. Амвросий

Славословить Бога в вечности К дню памяти преподобного Иосифа (Литовкина), старца Оптинского

Преп. Иосиф Оптинский

 

 

В 2019 году – 135 лет назад, 14 октября 1884 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы преподобный Иосиф был рукоположен в иеромонаха.

Дни памяти:
22 мая (блаженная кончина),
16 октября (обретение мощей),
24 октября (Собор Оптинских святых)

 

 

 

 

 

 

Преподобный Иосиф Оптинский (1837‑1911) был духовным чадом, келейником и духовным преемником великого Оптинского старца Амвросия1 , Он стал одним из столпов и светильников Оптиной пустыни. Явственно являл собой преподобный Иосиф плоды послушания духовному отцу. В течение тридцати лет был он «правой рукой» старца Амвросия. «Что Амвросий, что Иосиф – одно», – повторяли о нём слова блаженной старицы.

Преподобный Иосиф, человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, – один из немногих, кого можно назвать «избранником Божией Матери». Он удостоился неоднократного посещения Царицы Небесной. Неизвестно точно, сколько раз преподобный Иосиф сподобился посещения Богородицы, потому что, как истинный монах, он скрывал свои дары. Но можно думать, что он постоянно находился в молитвенном общении с Божией Матерью, и когда была необходимость, то, как последний довод, говорил: «А что, если это не моя воля, а самой Царицы Небесной?». И все умолкали, благоговея и испытывая священный ужас перед этим аргументом.

* * *

Преподобный Иосиф (в миру – Иван Ефимович Литовкин) родился 14 ноября 1837 года в благочестивой, многодетной семье сельского головы в селе Городище, Старобельского уезда, Харьковской губернии и был назван в честь святого Иоанна Милостивого. Грамоте Ивана научила его старшая сестра Александра, впоследствии принявшая постриг в Борисовском монастыре с именем Леонида.

Родители его – Ефим Емельянович и Марья Васильевна – были благодетелями для многих обездоленных людей и путешествующих монахов, собирающих на обители. Они приучили всех своих детей (а их было шестеро: три сына и три дочери) ходить регулярно в храм, молиться и читать жития святых, духовные книги.

«Из этого мальчика, – говорил про Ваню отец, – выйдет что-нибудь особенное». Так же отзывался о нём и законоучитель.

С малых лет и Ивана водили в церковь, где он позже пел на клиросе. Преподобный Иосиф вспоминал, как тяжело было вставать ему, ребёнку, рано утром, но зато как хорошо потом было молиться в храме Божием! Дома родители также приучали Ивана молиться.

Когда Ване было 8 лет, он, играя однажды с товарищами, вдруг изменился в лице, поднял голову и руки к небу и тут же упал без чувств. Как только дома мальчик пришёл в себя, то на расспросы родителей поведал, что видел Царицу Небесную. На вопрос, почему он думает, что видел именно Ее, он сказал:
«Потому что на Ней была корона с крестиком». – «Ну а почему ты упал?» – не унимались взрослые. На это он, потупив глазки, тихо сказал: «Около Нее было такое солнце… я не знаю, не знаю, как сказать!» – добавил он быстро и заплакал.

С тех пор он очень изменился, сделался тих, задумчив и стал уклоняться от детских игр, находясь неотлучно при матери; взгляд его кротких глаз сделался ещё глубже, и в его детском сердечке загорелась живая вера и любовь к Царице Небесной.

* * *

Преп. Иосиф Оптинский

К одиннадцати годам Иван Литовкин остался сиротой. Ивану пришлось работать грузчиком, в трактире, в бакалейной лавке, сопровождать обозы с товаром. Но грубая, страшная жизнь не развратила и не озлобила его. С ним был Покров Божией Матери. Постоянной спутницей и утешительницей его была молитва.

Узнав однажды из письма сестры-монахини Леониды об Иоанно-Предтеченском ските1 Оптиной пустыни и о живших там старцах, Иван Литовкин оставил мирскую жизнь и отправился в обитель. Ивану было 24 года.

Так в марте 1861 года началась монашеская жизнь молодого послушника в Оптиной рядом с великим старцем.

* * *

Скромность, послушание, честность, доброта, молчаливость и любовь к молитве – всё это было хорошими задатками для настоящего инока. И эти качества не остались незамеченными.

Вскоре послушника перевели келейником к великому старцу Амвросию, и в хибарке старца он прожил пятьдесят лет: тридцать лет рядом с преподобным Амвросием и двадцать после его смерти, когда отец Иосиф уже сам стал старцем.

Господь неслучайно привёл Ивана в эту хибарку: будущий старец закалялся духовно, становился свидетелем духовной борьбы, молитвы великого старца. Молодой послушник оказался в самом центре духовной жизни, к старцу приезжало огромное количество людей, искавших старческого совета и окормления.

Через три года послушника постригли в рясофор с именем Иоанна. В 1871 году, через десять лет после вступления в обитель, он был пострижен в монашество с именем Иосифа в честь преподобного Иосифа Песнописца, а в 1877 году – рукоположен в иеродьякона.

* * *

Преп. Иосиф Оптинский

14 октября 1884 года за литургией в честь торжественного открытия Шамординской женской обители преподобный Иосиф был рукоположен в иеромонаха. К этому времени он уже – старший

келейник старца Амвросия. Это был уже духовно опытный воин, его смиренное устроение, кротость умиротворяла даже самых вспыльчивых и гневливых людей.

Тихий и серьезный, выходил он к посетителям, внимательно выслушивал, в точности передавал ответ старца, ничего не добавляя от себя. И всё чаще старец отсылал посетителей спросить совета у келейника, и всех поражало, что его слова буквально совпадали с тем, что говорил сам старец Амвросий.

* * *

В феврале 1888 года преподобный Иосиф сильно простудился и заболел. Его отвезли в больницу и, по благословению старца Амвросия, постригли в схиму.

Во время этой болезни своего избранника вновь посетила Царица Небесная со словами:
«Потерпи, любимче Мой, немного осталось».

По молитвам старца Амвросия смертельная болезнь отступила. Преподобный Иосиф был назначен помощником старца Амвросия, начав исповедовать.

* * *

Преп. Иосиф Оптинский

В 1890 году старец Амвросий, уезжая в Шамордино, впервые не взял с собой верного помощника.

«Тебе нужно здесь оставаться, ты здесь нужен», – сказал ему старец. Мало того, приказал отцу Иосифу перейти в его келлию, а в приёмную велел перенести большую икону «Споручницы грешных». Грустно сделалось отцу Иосифу от всех этих распоряжений. «Не вернётся сюда больше старец…», – промелькнуло у него в голове.

С отъездом отца Амвросия в Шамординскую обитель многие монахи стали исповедоваться у отца Иосифа. Архимандрит Исаакий I1 также избрал отца Иосифа своим духовником.

После блаженной кончины в 1891 году старца Амвросия оптинская братия, никем не понуждаемая, стала обращаться со своими душевными нуждами к прямому наследнику духовных дарований Оптинского старчества отцу Иосифу.

Преподобный Иосиф был назначен духовником шамординских сестёр наравне с преподобным Анатолием старшим1 . После того как старец Анатолий в конце 1893 года тяжело заболел, духовничество, а также начальствование над скитом было полностью передано отцу Иосифу. Несмотря на слабое здоровье и непосильные труды, он не позволял себе никаких послаблений: был строгим постником, очень мало спал, носил старую и бедную одежду.

Всем видны были дары Святого Духа, почивающие на смиренном и кротком подвижнике. Сохранилось множество свидетельств о даре прозорливости и исцелений по молитвам преподобного Иосифа. Он ни с кем не вел длинных бесед, умея в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить. Сила его благодатной молитвы была выше и драгоценнее любых слов. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.

Преп. Иосиф Оптинский и сестры Шамординского монастыря

* * *

Благодатным светом озарены строки писем1 преподобного Иосифа к духовным чадам, мудрые духовные советы старца могут быть «камертоном» правильной духовной настроенности и ныне:
«Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начинаем роптать.

Против нечистых помыслов меч духовный употребляй – имя Божие.

Приучайся к молитве здесь, чтобы славословить Бога в вечности.

Наложенное правило всегда трудно, а делание со смирением еще труднее.

Что трудом приобретается, то и бывает полезно.

Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.

От тщеславия бегать надо, а не предаваться ему. Если хвалят тебя, то мысленно вспоминай грехи свои и нерадения.

Много есть плачущих, но не о том, о чем нужно; много скорбящих, но не о грехах; много есть как бы смиренных, но не истинно. Пример Господа Иисуса Христа показывает нам, с какой кротостью и терпением должны мы переносить погрешности человеческие.

Терпеть не будешь скорби – тогда пошлётся болезнь, тогда поневоле будешь терпеть, если по доброй воле не хочешь. Ведь Господь не хочет погибели человеку. Он спасает разными путями».

* * *

Старец Иосиф в течение 12 лет был скитоначальником и духовником братии, но к 1905 году начал прихварывать и ослабевать. Он долго болел, терпеливо перенося все посылаемое от Господа.

Настал 1911 год, болезни старца всё преумножались. 22 мая он тихо отошёл ко Господу. В эту ночь некоторые из иноков, не зная ещё, что старец скончался, видели его во сне светлым, сияющим и радостным. В последующие дни он также являлся многим и на вопрос:
«Как же, батюшка, ведь вы умерли?» – отвечал: «Нет, я не умер, а напротив, я теперь совсем здоров».

Во время погребения рука старца была мягкой и тёплой, как у живого, а на 9-й день по кончине преподобного совершилось первое исцеление.

* * *

16 октября 1988 года состоялось честное обретение святых мощей преподобного Иосифа Оптинского.

В 1996 году преподобный Иосиф был причислен к лику местночтимых Святых Оптиной пустыни, а в августе 2000 года – Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания.

На протяжении 10 лет (1988‑1998) мощи преподобного Иосифа находились они в раке в Введенском соборе1 обители до тех пор, пока в 1998 году вместе с мощами других шести старцев не были перенесены в храм-усыпальницу в честь Владимирской иконы Божией Матери1 .

К святым мощам преподобного Иосифа прибегали и прибегают с молитвой тысячи паломников и испытывают на себе их чудотворную силу: от мощей подаются не только благодатные действия на души людей, но и видимые знаки чудотворений и исцелений.

Ежедневно перед мощами служатся молебны, и можно с уверенностью сказать, что первые 10 лет своего возрождения обитель существовала под особым молитвенным покровом преподобного старца Иосифа.

Молятся и молятся ему паломники. И преподобный слышит их, старается каждого утешить и помочь. Исцеления и чудеса начались уже в первые дни обретения мощей святого угодника Божия и не прекращаются по сей день.


Иеросхимонах Амвросий (Гренков). См.: https://www.optina.ru/starets/amvrosiy_life_full/

Николай Головкин. «Здесь у нас в скиту – рай земной». См.: https://www.optina.ru/19_v_skitu_raj_zemnoj/

Николай Головкин. «Ищите благ небесных». См.: https://www.optina.ru/19_ischite_blag_nebesnyh/

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов). См.: https://www.optina.ru/starets/anatoliy1_life_full/

Два крыла. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2012. – 64 с.

Введенский собор Оптиной пустыни. См.: https://www.optina.ru/temples/

Николай Головкин. «Образ Твой, над Русью вознесённый». См.: https://www.optina.ru/19_obraz_nad_rusju/

Подготовил Николай Головкин