Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ду­хов­ни­ка бо­ять­ся не­че­го, и сты­дить­ся его не долж­но. Ду­хов­ник все зна­ет, все гре­хи зна­ет, так как у не­го не од­на ду­ша, а сот­ни ис­по­ве­ду­ют­ся, и его не уди­вишь ни­ка­ким гре­хом, как бы он ве­лик и тя­жек ни был.

преп. Никон

Ес­ли со­весть у че­ло­ве­ка не по­те­ря­на, она не да­ет ему по­коя до тех пор, по­ка на ис­по­ве­ди не ска­за­но все под­роб­но. Не сле­ду­ет лишь го­во­рить под­роб­нос­ти лиш­ние, ко­то­рые не объ­яс­ня­ют су­ти де­ла, а толь­ко жи­во­пис­но ри­су­ют их. Та­кую жи­во­пись кар­тин гре­ха, не чуж­дую ус­лаж­де­ния вос­по­ми­на­ни­ем гре­ха, осо­бен­но в блуд­ных де­лах, от­цы не со­ве­ту­ют доз­во­лять се­бе, что­бы серд­це, еще лю­бя­щее грех, не умед­ли­ло и не ус­ла­ди­лось гре­хом.

преп. Никон

Мно­гие ищут, как не­об­хо­ди­мо­го, ду­хов­ни­ка вы­со­кой жиз­ни и, не на­хо­дя та­ко­го, уны­ва­ют, и по­то­му ред­ко, как бы не­хо­тя, при­хо­дят на ис­по­ведь. Это боль­шая ошиб­ка. На­до ве­ро­вать в са­мое Та­ин­ство ис­по­ве­ди, в его си­лу, а не в ис­пол­ни­те­ля Та­ин­ства. Не­об­хо­ди­мо лишь, что­бы ду­хов­ник был пра­вос­лав­ный и за­кон­ный. Не на­до спо­рить, что лич­ные ка­че­ст­ва ду­хов­ни­ка мно­го зна­чат, но на­до ве­ро­вать и знать, что Гос­подь, действу­ю­щий во вся­ком Та­ин­стве Сво­ею бла­го­датью, действу­ет по Сво­е­му все­мо­гу­ще­ст­ву не­за­ви­си­мо от этих ка­честв.

преп. Никон

О вступлении на монашеский путь

Желание ваше избежать сетей мира в юные лета душеспасительно, и если оно не ослабевает, а укореняется в сердце вашем при всех препятствиях, то сие есть знак неложного призвания Божия на скорбный (особенно в наше время) монашеский путь. Нет сомнения, что мы посредники в деле вашем, а совершитель есть и будет Господь наш, от Коего проистекает всякое благое произволение, и по власти Коего мы, яко смертные, можем быть скоро позваны на суд Его, и потому суетна надежда на одних нас; а Он во веки пребывает.

О вступлении на монашеский путьСледовательно, ваша надежда, опора, советник и руководитель долженствует быть Тот, Коему желаете обручить душу свою. Ему первее всего мы должны со страхом и любовию молиться, да благословит Он намерение ваше, да укоренит в сердце вашем семя, Им посеянное, и да устранит препятствия в начале пути, если путь ваш ему благоугоден. 

Страх Божий есть начало премудрости, и вы без самонадеянности и дерзости должны помышлять, на что решаетесь! На умертвение не только миру и родственникам, но и самому себе. Аще кто не возненавидит самыя души своея, не может быть Его учеником. Вы готовитесь на ежедневные лишения, на безропотное терпение обид, на умерщвление телесное, а что всего труднее – на отсечение своей воли. Не на силы и пылкость желания своего полагаться надобно, готовясь на бескровное продолжительное мученичество, а единственно на помощь Господа нашего. Испытайте строго самих себя: чисто ли ваше намерение? Нет ли других посторонних причин, побуждающих к сему? Чего вы ожидаете и желаете в монашестве? Одного спасения и скорбей или чего другого?

Что касается до препятствий от родителя, то Господь, побеждающий, «идеже хощет, естества чин», силен преклонить и его сердце, если только дело ваше есть дело Божие. «Волю боящихся Его Господь исполнит, и призывающих Его в истине услышит». Поручаю вас Его святому покрову.

Из писем прп. Льва Оптинского