Аудио-трансляция: Казанский Введенский

От­се­ле пос­та­ра­ем­ся по­ло­жить твер­дое на­ча­ло не раз­ве­тв­лять путь Хрис­тов на мно­го­об­раз­ные от­рас­ли, но со­би­рать во­е­ди­но глав­ное: лю­бить Гос­по­да от всей ду­ши и иметь мир и свя­ты­ню со все­ми, ни о ком не ду­мая дур­но и по­доз­ри­тель­но.

прп. Амвросий

В том-то и вся ошиб­ка с на­шей сто­ро­ны, что не хо­тим по­ко­рять­ся во­ле всеб­ла­го­го Про­мыс­ла Бо­жия, ука­зу­ю­ще­го нам чрез обс­то­я­тель­ства ду­ше­по­лез­ный путь, а все ищем сво­е­го ка­ко­го-то по­кой­но­го пу­ти, ко­то­рый су­ще­ст­ву­ет толь­ко в меч­та­тель­нос­ти, а на са­мом де­ле его на зем­ле нет; не всем, а не­ко­то­рым толь­ко бу­дет по­кой тог­да, ког­да про­по­ют: со свя­ты­ми упо­кой.

прп. Амвросий

Мы все пу­та­ем­ся: нель­зя ли как уст­ро­ить­ся в по­кое и на по­кое, и час­то ду­ма­ем: ес­ли бы не та­кое-то не­у­до­б­ство, и не та­кие-то обс­то­я­тель­ства, и не та­кой-то по­пе­реч­ный че­ло­век, то, мо­жет быть, бы­ло бы мне удоб­нее и по­кой­нее, а за­бы­ва­ем, что не­у­до­б­ства сии час­то ис­хо­дят изв­нутрь нас, как и злые по­мыш­ле­ния. Где ле­жат страс­ти, от­ту­да ис­хо­дят и все на­ши не­у­до­б­ства, не­ла­ди­цы, не­у­ря­ди­цы и не­уст­рой­ства. Но да уп­ра­зд­нит все сие При­ше­дый греш­ныя спас­ти, аще вос­хо­щем по­ка­ять­ся, сми­рить­ся и по­ко­рить­ся.

прп. Амвросий

О вступлении на монашеский путь

Желание ваше избежать сетей мира в юные лета душеспасительно, и если оно не ослабевает, а укореняется в сердце вашем при всех препятствиях, то сие есть знак неложного призвания Божия на скорбный (особенно в наше время) монашеский путь. Нет сомнения, что мы посредники в деле вашем, а совершитель есть и будет Господь наш, от Коего проистекает всякое благое произволение, и по власти Коего мы, яко смертные, можем быть скоро позваны на суд Его, и потому суетна надежда на одних нас; а Он во веки пребывает.

О вступлении на монашеский путьСледовательно, ваша надежда, опора, советник и руководитель долженствует быть Тот, Коему желаете обручить душу свою. Ему первее всего мы должны со страхом и любовию молиться, да благословит Он намерение ваше, да укоренит в сердце вашем семя, Им посеянное, и да устранит препятствия в начале пути, если путь ваш ему благоугоден. 

Страх Божий есть начало премудрости, и вы без самонадеянности и дерзости должны помышлять, на что решаетесь! На умертвение не только миру и родственникам, но и самому себе. Аще кто не возненавидит самыя души своея, не может быть Его учеником. Вы готовитесь на ежедневные лишения, на безропотное терпение обид, на умерщвление телесное, а что всего труднее – на отсечение своей воли. Не на силы и пылкость желания своего полагаться надобно, готовясь на бескровное продолжительное мученичество, а единственно на помощь Господа нашего. Испытайте строго самих себя: чисто ли ваше намерение? Нет ли других посторонних причин, побуждающих к сему? Чего вы ожидаете и желаете в монашестве? Одного спасения и скорбей или чего другого?

Что касается до препятствий от родителя, то Господь, побеждающий, «идеже хощет, естества чин», силен преклонить и его сердце, если только дело ваше есть дело Божие. «Волю боящихся Его Господь исполнит, и призывающих Его в истине услышит». Поручаю вас Его святому покрову.

Из писем прп. Льва Оптинского