Аудио-трансляция: Казанский Введенский

Ког­да приш­ла к нам скорбь, нуж­но ждать уте­ше­ния, а за уте­ше­ни­ем нуж­но ждать опять скор­би.

прп. Иларион

Нель­зя про­жить так, что­бы ник­то нас не опе­ча­лил или не ос­кор­бил, а Апос­тол го­во­рит: яко мно­ги­ми скорбь­ми по­до­ба­ет нам вни­ти в Царствие Бо­жие (Де­ян. 14, 22), и тя­го­ты друг дру­га но­си­те, и та­ко ис­пол­ни­те за­кон Хрис­тов (Гал. 6, 2). Бу­дем по­э­то­му про­сить, что­бы нам с са­мо­у­ко­ре­ни­ем и сми­ре­ни­ем нес­ти скор­би, не быть по­беж­ден­ны­ми от зла, но бла­гим по­беж­дать злое и с Про­ро­ком ска­зать: с не­на­ви­дя­щи­ми ми­ра бех ми­рен (Пс. 119, 6).

прп. Иларион

Ког­да бу­дут скор­би и вы бу­де­те не в си­лах пе­ре­нес­ти их, тог­да от все­го серд­ца об­ра­ти­тесь к Гос­по­ду, Ма­те­ри Бо­жи­ей, свя­ти­те­лю Ни­ко­лаю, свя­то­му, имя ко­то­ро­го но­си­те, и скорбь об­лег­чит­ся.

прп. Нектарий

Иноческие и монашеский постриги в монастыре в Великий пост

5 апреля 2023 года в обители произошло знаменательное событие. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, наместник монастыря епископ Иосиф совершил постриг в монашество и рясофор 12 братий.

Постриженные в малую схиму получили имена в честь: прп. Давида Гареджийского, прп. Агапита Печерского, прп. Иосифа Печерского Многоболезненного,  мч. Леонида Коринфского, вмч. Прокопия Кесарийского (Палестинского), прп. Леонтия Печерского, канонарха, в Дальних пещерах, прп. Серапиона Кожеезерского. Постриженные в иночество получили имена в честь: свт. Спиридона Тримифунского, прп. Василиска Сибирского, бесср. Дамиана Римского, свт. Софрония, патриарха Иерусалимского, прп. Мартирия Зеленецкого.

Что значит монашество? – спрашивает старец Макарий. И сам же отвечает: – Совершение христианства, состоящее в исполнении заповедей Божиих, в них же и любовь к Богу заключается. Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет (Ин. 14, 23), — сказал Господь. Деланием заповедей человек очищается от страстей, достигает бесстрастия и восходит к духовному умозрению, и все это должно быть растворено смиренномудрием, потому смиренномудрие все сети вражьи сокрушает».

Старцу Макарию вторит преподобный Варсонофий: «Что такое монах? Монах есть исполнитель всех заповедей Божиих. А все заповеди сводятся к двум: 1. Возлюби Бога всем сердцем твоим, всею душою и всею крепостью твоею и 2. Ближнего твоего, яко сам себя. Эти две заповеди совмещают в себе весь закон и заповеди Божий. Ангелы на небесах преуспевают в любви. Вся жизнь монаха должна быть — любовь. Наши великие старцы: Лев, Макарий, Амвросий, Анатолий действительно имели эту любовь».

Но на этом пути, говорят старцы, монах должен пройти огнь искушений и от людей, и от бесов, потому что без искушений человек не может познать себя, не может смириться и обрести духовный разум. И пройти этот скорбный путь монаху помогает Господь. Он дает ему в помощь благодать, чтобы не своими немощными человеческими усилиями, но силой Божией справиться с находящими искушениями.

Преподобный Амвросий называет монашество таинством, подобным крещению, которое покрывает прежние грехи. «Крещаемый прежде крещения не может чувствовать того, что после получает, т. е. силу внутреннюю исполнять заповеди Божии», – отмечает старец. Так и тот, кто хочет посвятить себя Христу, прежде пострижения не может ни познать, ни почувствовать ту помощь Божию, которая ему будет дана.

Даже само облачение новопостриженного монаха предварительно освящается – это уже не та простая одежда, которую человек носит и меняет, как хочет. Подрясник, ряса, мантия, клобук – все это являет собой образ смирения и покаяния. Преподобный Антоний Оптинский говорит, что это «не простое одеяние, но смиренное и святое, а посему и возлагать оное на себя должно, как дар Божий, с благоговением и со благодарением».

Старец Варсонофий Оптинский называл монашество блаженством. «Это блаженство, какое только возможно для человека на земле, – говорил преподобный своим чадам. – Выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ ко внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его».

Пожелаем нашим новопостриженным братиям возрастать от силы в силу в делании заповедей Христовых, в любви и смирении, чтобы обрести в монашестве то самое блаженство, о котором говорит старец, – блаженство жизни в Боге.