Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Ус­пех и ра­дость ино­ка в соз­на­нии сво­ей гре­хов­нос­ти, в ви­де­нии гре­хов сво­их. Нуж­но не толь­ко ви­деть свою гре­хов­ность, нуж­но и все пос­туп­ки свои, всю жизнь и де­я­тель­ность пост­ро­ить в пол­ном сог­ла­сии с соз­на­ни­ем и ви­де­ни­ем сво­ей гре­хов­нос­ти. Зре­ние гре­хов есть дар Бо­жий. Его на­до про­сить се­бе у Бо­га.

преп. Никон

В слу­чае ка­ко­го-ли­бо по­по­лз­но­ве­ния в де­лах, сло­вах и мыс­лях нуж­но тот­час рас­ка­и­вать­ся и, поз­на­вая свою не­мощь, сми­рять­ся и по­нуж­дать се­бя ви­деть свои гре­хи, а не исп­рав­ле­ния: от рас­сма­т­ри­ва­ния гре­хов при­хо­дит че­ло­век в сми­ре­ние и серд­це сок­ру­шен­но и сми­рен­но стя­жа­ва­ет, ко­то­ро­го Бог не уни­чи­жит.

преп. Иларион

Ка­кое ны­не нас­та­ло вре­мя! Бы­ва­ло, ес­ли кто иск­рен­но рас­ка­ет­ся в гре­хах, то уже и пе­ре­ме­ня­ет свою гре­хов­ную жизнь на доб­рую, а те­перь час­то бы­ва­ет так: че­ло­век и расс­ка­жет на ис­по­ве­ди все свои гре­хи в под­роб­нос­ти, но за­тем опять за свое при­ни­ма­ет­ся.

преп. Амвросий

Внешнее благоговение служит благому внутреннему устроению

Звон церковный обыкновенно называется благовестом, предвещает благую весть, чтобы христиане правоверующие собирались в храмы Божии и возносили там усердные и смиренные молитвы, исповедая перед Богом свои немощи и согрешения, и прося помилования и прощения, а вместе — ниспослания помощи к исправлению.


Внешнее благоговение служит благому внутреннему устроению Говорить, стоя на церковных службах, или озираться глазами по сторонам, не только неприлично, но и прогневляет Господа невниманием. Если не можем мы душевно, то, по крайней мере, телесно и видимо да держим себя благоприлично. Телесное и видимое благоприличие может приводить нас к благому устроению внутренних помыслов. Как Господь прежде создал из земли тело человека, а потом уже вдохнул в оное бессмертную душу, так и внешнее обучение и видимое благоприличие предшествует душевному благоустроению; начинается же — с сохранения очей и ушей, и особенно с удержания языка, так как Господь в Евангелии глаголет: "от уст твоих сужду тя", то есть, что мы часто от невнимания говорим то, за что более всего и прежде всего будем судимы. Говорить многое очень легко и удобно, а приносить в этом покаяние весьма неудобно.
Всеблагий Господь, имиже весть судьбами, да вразумит нас, и да наставит на путь хранения Божественных Его заповедей, имиже приобретается жизнь вечная и вечное блаженство, где кому Промысл Божий укажет место, как сказано в псалмах: На всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа (Пс. 102, 22).


Из писем прп. Амвросия Оптинского