Советы старца Иосифа Оптинского о молитве
По замечанию опытных в жизни духовной людей, если во время молитвы человек ощущает тишину и мир помыслов, то это состояние есть дар благодати Божией, и, если в это время поклоны мешают, то можно их оставлять. Но должно при этом помнить, что это – дар Божий, а не плод твоих трудов и усилий. Уже потому можешь о сем заключить, что, когда прошло это состояние, ты уже никакими усилиями не могла возвратить его. А потому, при подобных случаях, более и более нисходи во глубину смирения, считая себя недостойною такого дара небесного из-за бесчисленных грехов своих, повторяй в уме сие: «Всех превосхожду грехом, кого научу покаянию? Аще воздохну, яко мытарь, непщую думаю отягчити небеса. Аще слезю, якоже блудница, оскверняю слезами землю. Но даждь ми оставление грехов, Боже, и помилуй мя». При этом еще помни, что, «кому дано много, с того и много взыщется». А потому взывай ко Господу от сердца, да не послужит тебе дар сей во осуждение на страшном суде Его.
Пишешь, что в молитве часто увлекаешься. Понуждать себя надо ко вниманию. А что не скоро дается, то надо знать, что внимание есть дар Божий и дается после усилий и молитв, притом – смиренным. Унывать не надо, что иногда нет внимания, надо трудиться и просить Бога. При народе молитву надо творить про себя, умственно. Молитовку не оставляй. Всегда, когда не можешь идти в церковь, молись почаще во внутренней своей клети – в сердце своем. Там можно молиться и во время работы. Да поможет тебе Господь приучиться к сему. Вспоминай почаще и о последнем часе нашей жизни.
Молиться с самопонужднием состоит в нашей воле, а молиться с умилением зависит от Бога. Мы же должны молиться молитвою, какою можем, а за самопонуждение Бог даст и умиление в свое время, когда Ему благоугодно будет.
Из писем прп. Иосифа Оптинского