Аудио-трансляция:  Казанский Введенский

Пос­ти­же­ние во­ли Бо­жи­ей дос­туп­но чис­тым по жиз­ни сво­ей. Они по­лу­ча­ют дар ду­хов­но­го рас­суж­де­ния, а оно вы­ше всех доб­ро­де­те­лей.

преп. Никон

Хрис­тос Спа­си­тель наш рек о Се­бе: не ищу во­ли Мо­ея, но во­ли пос­лав­ша­го Мя От­ца (Ин. 5, 30). И имея в ви­ду горь­кую ча­шу стра­да­ний, прек­лонь ко­ле­на, мо­ля­ше­ся, гла­го­ля: От­че, аще во­ли­ши ми­мо нес­ти ча­шу сию от Ме­не; оба­че не Моя во­ля, но Твоя да бу­дет (Ср.: Мф. 26, 39). Сие да мудр­ству­ет­ся в нас, еже и во Хрис­те Ии­су­се. Взи­рая на Не­го, На­чаль­ни­ка ве­ры, тер­пе­ни­ем да те­чем на пред­ле­жа­щий нам под­виг, ук­реп­ля­ем се­бя мо­лит­вою сми­рен­ною: по во­ле Тво­ей, Гос­по­ди, та­ко да бу­дет о мне!

преп. Моисей

Наб­лю­дая со­бы­тия и сво­ей жиз­ни, и дру­гих лю­дей, с по­ра­зи­тель­ной яс­ностью мож­но ус­мот­реть сте­че­ние обс­то­я­тельств. Ни­ка­кие ос­то­рож­нос­ти и ме­роп­ри­я­тия не мог­ли и не мо­гут пре­дуп­ре­дить со­вер­ша­ю­ще­го­ся, ибо оно со­вер­ша­ет­ся по су­ду Бо­жию. Не­ко­го ви­нить. На­до сми­рить­ся и тер­петь. Ина­че пог­ре­шим про­тив Бо­га.

преп. Никон

«Всегда радуйтеся!»

В светлые и святые пасхальные дни православный человек наиболее глубоко переживает чувство ликования и радости о Воскресшем Спасителе мира.

В Пасхальном каноне Святая Православная Церковь, прославляя праздник, не раз призывает к ликованию и радости: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».

Преподобный Амвросий употребляет превосходную степень прилагательного, называя Пасху всерадостным праздником.

О радости говорится во многих евангельских и богослужебных текстах. Радость о Господе – свойство христианина, качество его вселюбящей и драгоценной души, духовный плод его добродетельной жизни.

В Первом послании к Фессалоникийцам у апостола Павла звучит призыв: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5, 16–18).

Преподобный Амвросий Оптинский, толкуя этот стих, отмечает, что христианской радости сопутствует благодарение и постоянное памятование Бога: «Слова апостольские ясно показывают, что полезнее нам всегда радоваться, а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда, когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас, и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления. И когда так будем поступать, тогда и на нас будет исполняться псаломское слово святого Давида: помянух Бога и возвеселихся».

Святитель Феофан Затворник поясняет, что здесь речь идет о духовной радости, которая имеет следующие свойства: «радостью о Господе и о Дусе Святе, которая водворяется в сердце под влиянием живой веры, теплой любви и крепкого упования, и бывает столь глубока, что никакие внешние беды расстроить ее не могут».

В воскресном тропаре 3-го гласа поется: «Да веселятся Небесная, да радуются земная; яко сотвори державу мышцею Своею Господь, попра смертию смерть, первенец мертвых бысть; из чрева адова избави нас, и подаде мирови велию милость».

Преподобный Макарий советовал встречать великий праздник Воскресения Господа нашего Иисуса Христа «с сердечною радостию, в добром здоровье и спокойствии душевном».

Поздравляя с Пасхой, старец писал: «Приближается светлый праздник Воскресения Христова, приносящий всем христианам радость и духовное веселие. Обычай есть приветствовать друг друга радостным поздравлением: Христос Воскресе! И я тебя поздравлю приветствием: Христос Воскресе! Да дарует Он тебе духовную радость и веселие, прогоняющее мглу скорби и печали, обдержащие твою душу…»

Небесная радость о Воскресшем Спасителе, праздничное ликование, объемлющее небо и землю, звучит в Пасхальном послании преподобного Анатолия Оптинского: «Христос Воскресе!.. О чем ты болезнуешь? Чего ты унываешь?

Небо и земля в веселии славят Жизнодавца, Воскресшего от гроба; и ты веселись, если ты небесная! Веселись, если и земная. Ныне вся исполнишься света – небо же и земля и преисподняя. Даже в преисподней ныне весело, ибо там осиял Вечный Свет Христос Бог наш.

Веселись, если и не постилась! Веруй, что за все скорби воздает Многомилостивый. Аще кто с первого часа да празднует. Там же будет и до шестого часа трудивыйся, и до девятого, даже и в последний самый час пришедшие не лишатся мзды. Господь и первого милует, и оному дает, и намерение целует. Тем же убо внидите вси в радость Господа».

Преподобный Нектарий Оптинский также писал о радости в пасхальные дни: «Поздравляю Вас с сим всерадостным христианским торжеством и всеусердно желаю праздновать Пасху Господню в полной и совершенной радости. Радость наша велика, светло упование наше: Воскресением Спасителя побеждена смерть, ад разрушен, – мы имеем начало новой жизни, ибо сия Пасха есть предображение той невечерней Пасхи, Которую, все, искупленные смертию и Воскресением Господа, будем праздновать в царствии Отца Небесного».

Причиной отсутствия радости в Пасхальные дни, по мнению преподобного Иосифа Оптинского, являются нераскаянные грехи: «Об душе думать всегда полезно, нелишне и на Пасху. А что радости нет совершенной, то, видно, еще грешки препятствуют быть ей. Надо укорять себя и смиряться больше, считая себя недостойной радости. А смирение дороже всех прочих добродетелей и самой радости духовной», ибо, как писал Анатолий: «Кто успел зажечь светильник свой, тот и ликует со Сладчайшим и Вожделеннейшим своим Женихом в неумолкаемом шуме празднующих. А светильник-то и есть эта молитва. Сердце – фитиль, молитва – огонь, а радость неизглаголанная в сердце молитвенном – действие Духа Святого или наслаждение в невестнике с Небесным Женихом».

Завершая свои пасхальные поздравления, старцы желали: «Светлое Христово Воскресение даруй Боже во здравии достигнуть и в радости о Воскресшем Господе проводить…»

В.В. Каширина